Российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных - «Общество» » «Новости Дня»

✔ Российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных - «Общество»


Российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных - «Общество»

Федеральная служба исполнения наказания должна быть как можно скорее реформирована. ФСИН должна перестать быть военизированным ведомством, вместо этого став гражданским учреждением. Для реализации данных задач необходимо реформировать уголовное законодательство, разгрузить места лишения свободы, а также модернизировать и реструктурировать сеть исправительных учреждении. Об этом говорится в докладе Центра перспективных управленческих решений (есть в распоряжении Znak.com).



Автор доклада — руководитель проекта «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева. Рекомендации для исследования готовили директор Института прав человека Валентин Гефтер, руководитель фонда «Русь сидящая» Ольга Романова и доцент кафедры экономики труда и персонала МГУ Антон Табах.



В чем проблема российских колоний?



Одной из причин проблем с российскими тюрьмами эксперты назвали избыточно жесткую уголовную практику. По данным экспертов, несмотря на то что, согласно данным опроса, только половина граждан, став жертвами преступлений, обращаются в правоохранительные органы, а система уголовного правосудия и вовсе имеет дело лишь с четвертью всех совершаемых преступлений, доля тюремного населения в России значительно больше, чем в Европе. На 100 тыс. жителей России приходится 375 заключенных. По этому показателю Россия занимает 19-е место в мире и 1-е в Европе. Возглавляют этот рейтинг США, где на 100 тыс. человек приходится 670 осужденных.



В докладе отмечается, что наибольший число заключенных в России (35%) отбывают наказание от 5 до 10 лет колонии; 24% получают сроки до 3 лет лишения свободы; 23% — от 3 до 5 лет, а 18% приговариваются к срокам от 10 лет лишения свободы. «Для сравнения в странах Совета Европы в 2017 году срок лишения свободы до 3 лет отбывало в среднем 40% осужденных», — говорится в докладе.



Эксперты приходят к выводу, что российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных, ведь около 54% заключенных — это люди, которые ранее уже были приговорены за совершение каких-либо преступлений.






Неразвитость уголовного законодательства — еще одна причина, почему в России возникают проблемы с колониями. Эксперты Общероссийского гражданского форума пишут, что в уголовном законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения преступлении и иных правонарушении, не определены приоритеты уголовно-правовои охраны, однако существует криминализация деянии, не относящихся по своему характеру и степени общественнои опасности к преступлениям, разбалансирована система наказании, а предусматриваемые законом санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественнои опасности криминализируемых деянии. 



Заключенные ИК-9 в Петрозаводске рассказали о чудовищных пытках



Другие проблемы — гиперкриминализация экономической деятельности и борьба с наркопотребителями, которая проводится вместо борьбы с самими наркотиками. «Действия, которые можно считать частью обычного хозяйственного оборота или результатом незначительных ошибок в экономической деятельности предприятий, могут быть квалифицированы и квалифицируются как преступления», — сказано в докладе. Например, нарушение правил работы с материальными ценностями трактуется как присвоение этих ценностей, нарушение правил ведения налогового и бухгалтерского учета может быть квалифицировано как растрата, а нарушение договорных обязательств — как мошенничество. «Из-за постояннои угрозы уголовного преследования риски нелегальнои (теневои) экономическои активности становятся сопоставимы с рисками деятельности легальнои. У предпринимателеи возникает стимул уходить в серыи сектор экономики», — добавляют эксперты.



«Сеичас самая большая доля заключенных — вовсе не воры, не грабители и не убиицы, а осужденные за преступления, связанные с наркотиками. В 2018 году они составляли 28% отбывающих наказание в виде лишения свободы, — говорится в докладе. — К потребителям наркотиков правовые нормы оказываются не менее, если не более, жестокими, чем к тем, кто делает на наркотиках бизнес». «Иными словами, если у человека изъяли три грамма смеси, содержащеи 400 мг героина, то при прочих равных он понесет такое же наказание, как и человек, у которого изъяли три грамма чистого героина. Получается, что приравнивание веса смеси к весу чистого вещества уравнивает наказание наркопотребителя и предполагаемого наркоторговца, несмотря на гораздо более высокую общественную опасность последнего», — отмечают эксперты.






Среди проблем авторы доклада также выделяют провал и непоследовательность реформ системы исполнения наказаний. Эксперты говорят, что современная система ФСИН унаследовала сеть исправительных учреждений в соответствии с экономико-географическими тенденциями прошлого столетия, а также многие свойства советского ГУЛАГа.



Однако при наличии целого ряда проблем россиискии тюремныи бюджет — самыи большои в Европе при условии того, что содержание одного заключенного в России обходится примерно в 50 раз дешевле, чем в среднем по Европе: 2,5 евро против 128 евро на человека в день. 



Как решить проблему с российскими тюрьмами?



Первое, что предлагают эксперты, — корректировка уголовнои политики для снижения числа людеи, к которым применяется мера пресечения в виде помещения под стражу и наказание в виде лишения свободы. В докладе это объясняется тем, что лишение свободы человека, конечно, позволяет ограничить его в возможности совершать новые преступления, но при этом не решает задачи исправления преступников.



Правозащитники нашли новые случаи насилия в «Крестах»



Следующий совет экспертов — разгрузка мест лишения свободы: меры по освобождению тех, кого не имеет смысла далее держать в изоляции. Для реализации такой задачи нужно ввести институт досрочного освобождения по отбытии половины назначенного срока наказания для совершивших преступления небольшои и среднеи тяжести, а также любые ненасильственные преступления, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы (при условии, что эти лица не нарушили порядок условного наказания). Также предлагается предоставить не подлежащим досрочному освобождению осужденным возможность по решению суда заменить неотбытую часть наказания иным его видом, в том числе лишением свободы условно, с назначением административного надзора и других ограничении свободы на период не менее трех лет.



Авторы доклада предлагают модернизировать сеть исправительных учреждении, реструктурировать исправительные колонии, чтобы организация их пространства в большеи степени способствовала задачам ресоциализации и разумно регулировала взаимодеиствие осужденных друг с другом и с внешним миром, а также создать условия для поддержания осужденными семеиных и иных социальных связеи, необходимых для их дальнеишеи ресоциализации. 



«Эксперты не предлагают в краткосрочнои перспективе снижать объемы финансирования пенитенциарнои системы. Меры, связанные с сокращением числа заключенных, должны высвободить средства, необходимые для модернизации сети исправительных учреждении. В долгосрочнои перспективе сокращение числа осужденных и связанное с этим сокращение числа учреждении, работу которых необходимо поддерживать, должно дать экономию», — отмечается в докладе.






Эксперты также считает важным преобразовать ФСИН из силового в гражданское ведомство, для этого необходимо установить, что пост руководителя ФСИН является должностью гражданскои государственнои службы; все функции, связанные с деятельностью исправительных учреждении и подразделении ФСИН, за исключением охраны и обеспечения безопасности учреждении, персонала и осужденных, осуществляют гражданские служащие; охранно-режимная функция должна быть выделена отдельно.  



Среди мер для решения проблем с колониями эксперты также предлагают провести реформу уголовной политики в части смягчения наказаний за ненасильственные преступления; распространение практики кратного штрафа, применяемую в области коррупционных и таможенных преступлении.


Федеральная служба исполнения наказания должна быть как можно скорее реформирована. ФСИН должна перестать быть военизированным ведомством, вместо этого став гражданским учреждением. Для реализации данных задач необходимо реформировать уголовное законодательство, разгрузить места лишения свободы, а также модернизировать и реструктурировать сеть исправительных учреждении. Об этом говорится в докладе Центра перспективных управленческих решений (есть в распоряжении Znak.com). Автор доклада — руководитель проекта «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева. Рекомендации для исследования готовили директор Института прав человека Валентин Гефтер, руководитель фонда «Русь сидящая» Ольга Романова и доцент кафедры экономики труда и персонала МГУ Антон Табах. В чем проблема российских колоний? Одной из причин проблем с российскими тюрьмами эксперты назвали избыточно жесткую уголовную практику. По данным экспертов, несмотря на то что, согласно данным опроса, только половина граждан, став жертвами преступлений, обращаются в правоохранительные органы, а система уголовного правосудия и вовсе имеет дело лишь с четвертью всех совершаемых преступлений, доля тюремного населения в России значительно больше, чем в Европе. На 100 тыс. жителей России приходится 375 заключенных. По этому показателю Россия занимает 19-е место в мире и 1-е в Европе. Возглавляют этот рейтинг США, где на 100 тыс. человек приходится 670 осужденных. В докладе отмечается, что наибольший число заключенных в России (35%) отбывают наказание от 5 до 10 лет колонии; 24% получают сроки до 3 лет лишения свободы; 23% — от 3 до 5 лет, а 18% приговариваются к срокам от 10 лет лишения свободы. «Для сравнения в странах Совета Европы в 2017 году срок лишения свободы до 3 лет отбывало в среднем 40% осужденных», — говорится в докладе. Эксперты приходят к выводу, что российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных, ведь около 54% заключенных — это люди, которые ранее уже были приговорены за совершение каких-либо преступлений. Неразвитость уголовного законодательства — еще одна причина, почему в России возникают проблемы с колониями. Эксперты Общероссийского гражданского форума пишут, что в уголовном законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения преступлении и иных правонарушении, не определены приоритеты уголовно-правовои охраны, однако существует криминализация деянии, не относящихся по своему характеру и степени общественнои опасности к преступлениям, разбалансирована система наказании, а предусматриваемые законом санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественнои опасности криминализируемых деянии. Заключенные ИК-9 в Петрозаводске рассказали о чудовищных пытках Другие проблемы — гиперкриминализация экономической деятельности и борьба с наркопотребителями, которая проводится вместо борьбы с самими наркотиками. «Действия, которые можно считать частью обычного хозяйственного оборота или результатом незначительных ошибок в экономической деятельности предприятий, могут быть квалифицированы и квалифицируются как преступления», — сказано в докладе. Например, нарушение правил работы с материальными ценностями трактуется как присвоение этих ценностей, нарушение правил ведения налогового и бухгалтерского учета может быть квалифицировано как растрата, а нарушение договорных обязательств — как мошенничество. «Из-за постояннои угрозы уголовного преследования риски нелегальнои (теневои) экономическои активности становятся сопоставимы с рисками деятельности легальнои. У предпринимателеи возникает стимул уходить в серыи сектор экономики», — добавляют эксперты. «Сеичас самая большая доля заключенных — вовсе не воры, не грабители и не убиицы, а осужденные за преступления, связанные с наркотиками. В 2018 году они составляли 28% отбывающих наказание в виде лишения свободы, — говорится в докладе. — К потребителям наркотиков правовые нормы оказываются не менее, если не более, жестокими, чем к тем, кто делает на наркотиках бизнес». «Иными словами, если у человека изъяли три грамма смеси, содержащеи 400 мг героина, то при прочих равных он понесет такое же наказание, как и человек, у которого изъяли три грамма чистого героина. Получается, что приравнивание веса смеси к весу чистого вещества уравнивает наказание наркопотребителя и предполагаемого наркоторговца, несмотря на гораздо более высокую общественную опасность последнего», — отмечают эксперты. Среди проблем авторы доклада также выделяют провал и непоследовательность реформ системы исполнения наказаний. Эксперты говорят, что современная система ФСИН унаследовала сеть исправительных учреждений в соответствии с экономико-географическими тенденциями прошлого столетия, а также многие свойства советского ГУЛАГа. Однако при наличии целого ряда проблем россиискии тюремныи бюджет — самыи большои в Европе при условии того, что содержание одного заключенного в России обходится примерно в 50 раз дешевле, чем в среднем по Европе: 2,5 евро против 128 евро на человека в день. Как решить проблему с российскими тюрьмами? Первое, что предлагают эксперты, — корректировка уголовнои политики для снижения числа людеи, к которым применяется мера пресечения в виде помещения под стражу и наказание в виде лишения свободы. В докладе это объясняется тем, что лишение свободы человека, конечно, позволяет ограничить его в возможности совершать новые преступления, но при этом не решает задачи исправления преступников. Правозащитники нашли новые случаи насилия в «Крестах» Следующий совет экспертов — разгрузка мест лишения свободы: меры по освобождению тех, кого не имеет смысла далее держать в изоляции. Для реализации такой задачи нужно ввести институт досрочного освобождения по отбытии половины назначенного срока наказания для совершивших преступления небольшои и среднеи тяжести, а также любые ненасильственные преступления, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы (при условии, что эти лица не нарушили порядок условного наказания). Также предлагается предоставить не подлежащим досрочному освобождению осужденным возможность по решению суда заменить неотбытую часть наказания иным его видом, в том числе лишением свободы условно, с назначением административного надзора и других ограничении свободы на период не менее трех лет. Авторы доклада предлагают модернизировать сеть исправительных учреждении, реструктурировать исправительные колонии, чтобы организация их пространства в большеи степени способствовала задачам ресоциализации и разумно регулировала взаимодеиствие осужденных друг с другом и с внешним миром, а также создать условия для поддержания осужденными семеиных и иных социальных связеи, необходимых для их дальнеишеи ресоциализации. «Эксперты не предлагают в краткосрочнои перспективе снижать объемы финансирования пенитенциарнои системы. Меры, связанные с сокращением числа заключенных, должны высвободить средства, необходимые для модернизации сети исправительных учреждении. В долгосрочнои перспективе сокращение числа осужденных и связанное с этим сокращение числа учреждении, работу которых необходимо поддерживать, должно дать экономию», — отмечается в докладе. Эксперты также считает важным преобразовать ФСИН из силового в гражданское ведомство, для этого необходимо установить, что пост руководителя ФСИН является должностью гражданскои государственнои службы; все функции, связанные с деятельностью исправительных учреждении и подразделении ФСИН, за исключением охраны и обеспечения безопасности учреждении, персонала и осужденных, осуществляют гражданские служащие; охранно-режимная функция должна быть выделена отдельно. Среди мер для решения проблем с колониями эксперты также предлагают провести реформу уголовной политики в части смягчения наказаний за ненасильственные преступления; распространение практики кратного штрафа, применяемую в области коррупционных и таможенных преступлении.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→