✔ Не любили, не любят и не будут любить: евреи Литвы чувствуют себя изгоями - «Общество»
Palmer 1-10-2019, 12:17 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
11:19В Литве евреев не любили, не любят и никогда не будут любить. Зоологический антисемитизм въелся в мозг обывателя. На этнографических карнавалах, которых в провинции и крупных городах проходит немало, самые мерзкие персонажи — это евреи. Даже когда в католической Литве празднуют приход волхвов к новорожденному Христу, торжественному шествию препятствуют три маски: городового, цыгана и, разумеется, еврея в традиционных для него одеждах, с пейсами, чтобы не путали с другими ряжеными.
Если есть возможность безнаказанно оскорбить жида (так официально называют евреев в Литве), можете не сомневаться — его обязательно оскорбят. Лучший пример — антисемитский фельетон, написанный Витаутасом Томкусом, владельцем газеты Respublika. Евреи всего мира возмутились, но в самой Литве Томкусу лишь погрозили пальчиком: ню-ню-ню, некрасиво.
Радикально настроенная часть литовского общества полагает, что в литовскую культуру евреи врастали, но не сливались и не срастались с нею. Национальные интересы Литвы в широком и глубоком значении этого слова, были им чужды и непонятны. Якобы евреям с младенчества прививалась мысль об избранности их племени, о его превосходстве во всех отношениях над всеми другими народами. В этом правоверный еврей не смел сомневаться и не сомневался. Отсутствие сомнений порождало и питало комплекс супериорности и вело к самоизоляции евреев в местах их расселения.
«Плевать они хотели на государство. Оно интересно евреям только в одном смысле — какую материальную пользу может принести».
Это написал в 1933 году фашиствующий националист, будущий армейский капитан Йонас Норейка в брошюре «Подними голову, литовец». Так он откликнулся на приход канцлера Адольфа Гитлера к власти в Германии. Литовские евреи создали первую национальную партию левого толка БУНД. Сердцем ее стали Вильна и Ковно. Этот факт им тоже не забыли припомнить со временем.
Антисемитизм проявляется даже там, где его, казалось бы, в принципе не может быть. Например, в ювелирном искусстве. Автору этих строк довелось в этнографическом музее под открытым небом в поселке Румшишкес беседовать с народным умельцем, изготавливающим для туристов традиционные литовские украшения из латуни. Оказывается, с появлением евреев этот промысел угас, потому что пришлый народ занимался изготовлением украшений из серебра и золота. Они получались дорогими, но, говоря сегодняшним языком, статусными. Состоятельные модницы и модники быстро забыли товары из латуни, а разорившиеся умельцы начали громить мастерские и лавки еврейских ювелиров, наказывать инородцев при любом удобном случае.
23 сентября, когда в стране прошли траурные мероприятия, приуроченные ко Дню памяти геноцида граждан еврейской национальности, националисты поступили, как обычно. В 1943 году именно в этот день началась ликвидация большого виленского гетто, крупнейшего еврейского концентрационного лагеря на оккупированной гитлеровской Германией территории Прибалтики. Через его ворота за два года канули в Лету около 40 000 несчастных мужчин и женщин, включая немощных стариков, старух, младенцев и беременных. Осенью 1943-го айнзацкоманды из немецких оккупантов и литовских националистов отправили в мир теней последние 23 000 виленских евреев. Спастись удалось только нескольким сотням узников, которые в Рудницкой пуще, в 30 километрах от Вильнюса, создали четыре партизанских отряда. В том числе подпольщик Абба Ковнер собрал боевую группу «Мститель» — имя говорит само за себя. Мстили жестоко.
20 сентября, в канун Дня памяти, президент Гитанас Науседа наградил 38 граждан (из них 34 — посмертно) Крестами за спасение погибающих. Эти люди, невзирая на опасность для собственной жизни и жизни своей семьи, во время войны прятали обреченных на уничтожение детей и взрослых. Одновременно глава государства напомнил, что литовские националисты показали себя зоологическими антисемитами и активными участниками массовых расстрелов:
«Местная еврейская община была уничтожена в том числе и в результате выбора сограждан. Нам следует это признать и с этим примириться».
День памяти геноцида евреев на государственном уровне вспоминают с 1994 года. В 1995-м тогдашний президент Литовского государства, ныне покойный Альгирдас Бразаускас, в Израиле принес публичные извинения и пообещал преследовать литовцев, причастных к массовому уничтожению евреев во время немецкой оккупации. 29 августа 2016 года Даля Грибаускайте в местечке Молетай, где в 1941 году в одну ночь было уничтожено 2000 евреев, говорила о «бескомпромиссном обязательстве для всех жителей Литвы бороться с ненавистью, насилием, дискриминацией и равнодушием» и о заметном улучшении официальных отношений с Израилем. Глава государства тогда похвалила литовцев за способность «открыть глаза на самих себя», а также за смелость «перед лицом горьких моментов истории».
«Литовское общество начинает открывать глаза на Холокост».
Таким оказалось резюме Грибаускайте. Но уже три года прошло с ее заклинаний и14 лет с заявлений Бразаускаса. В намеченных направлениях Литва не сделала ни одного шага, если не считать постоянной риторики о «необходимости помнить ужасы Холокоста». Тягчайшие преступления литовских националистов остаются в тени и вне правосудия. Из зоологических убийц сегодняшние неонацисты лепят национальных героев. Новый президент Литвы вынужден был признать эти факты:
«В эти дни пример спасителей евреев нужен нам как никогда. Нетерпимость снова поднимает свою мерзкую голову, питаемая циничными попытками набрать в дискуссиях политические дивиденды. Наших сограждан пытаются запугать — игнорировать это мы не можем».
Однако в итоге позиция национального лидера в области увековечивания литовской части Холокоста и защиты исторической памяти оказалась невнятной, хотя события требовали точных оценок. Перед 23 сентября у дверей офиса еврейской общины появилась свастика. Чуть раньше поклонники и последователи причастного к Холокосту коменданта Шяуляй капитана буржуазной литовской армии Йонаса Норейки самовольно установивших в столице Литвы памятную доску своему кумиру. Отрубленные свиные головы у синагог уже стали обыденностью, как и свастики на могильных камнях еврейских кладбищ. Совершенно справедливо подчеркивает журналист Егор Иванов из Клайпеды,
«Угрозы в адрес еврейской общины, акции радикальных националистов, волна юдофобских комментариев в соцсетях … усилили напряжение в обществе. Похоже, что коричневая чума вновь возвращается. Антисемитские скандалы продолжают будоражить республику и общественность в целом, которая в большинстве своем, судя по ужасающим комментариям к новостям от ведущих [литовских информационных] порталов, прямо или косвенно затрагивающих еврейскую тематику, поддерживает откровенных неонацистов».
В этом тоже нет ничего удивительного: памятники палачам стоят по всей стране, а памятников спасителям евреев нет. Именами тех, на ком, по мнению литовского еврейского сообщества, лежит ответственность за уничтожение большей части евреев-граждан Литвы, названы улицы и школы. В 2016 году интеллектуалы из еврейской общины призвали правительство пересмотреть отношение власти к литовским праведникам мира и поставить им памятник, чтобы «евреи могли и для этих святых людей приносить цветы и зажигать памятные свечи»:
«…чтобы улицы, школы, скверы не называли в честь тех, кто участвовал в этой трагедии своими грязными руками. … хотелось бы видеть увековеченные имена наших праведников на улицах, имена тех героев, которые, рискуя, спасали евреев и совесть литовского народа».
Прошло три года, на государственном уровне не сделано ровным счетом ничего. 23 сентября во время традиционного «Марша живых» к месту массового уничтожения евреев в вильнюсском предместье Панеряй (в Понарах нацисты на огромных кострах только евреев сожгли около 100 000, а еще военнопленных красноармейцев, литовских поляков, венгерских цыган и многих других) депутат Сейма Литвы Эмануэлис Зингерис вновь заговорил о долге страны перед праведниками совести. Но так невнятно вздыбил тему, что даже непосвященным стало понятно: ничего не изменится. Зингерис, мать которого солдаты Красной армии в 1944 году спасли из концлагеря в Каунасе, прекрасно понимает: главный памятник пришлось бы поставить красноармейцам. А это противоречит государственной концепции по мемориальному увековечиванию исторической памяти.
В последние три года в стране проявила себя новая тенденция. Поскольку тема Холокоста идет рука об руку с темой активного или пассивного участия литовцев в уничтожении евреев, ради отвлечения обывателей от болезненных вопросов истории в местное информационное пространство стали вбрасывать рассчитанные на общественный резонанс ложные новости. Складывается впечатление, что эльфы, работающие на первом этаже фабрики фальшивых фактов, придумывают fake news. Неразборчивые СМИ их подхватывают. А контрпропагандисты, обосновавшиеся на втором этаже этой фабрики, успешно такую прессу разоблачают, выявляя среди «кремлевских рупоров» очернителей литовской действительности.
2019 год не стал исключением. Эльфы подсунули «пиплу» информационную мистификацию о немецком танке, который проутюжил 22 сентября старое (основано в 1861 году) еврейское кладбище, разрушил более 30 надгробий. Кроме того, в тот же день на памятном камне у входа была нарисована большая свастика, а заборы расписаны надписями и символами антисемитского и профашистского содержания.
Как и задумывалось, самые ретивые, но недальновидные СМИ без проверок или консультаций с авторитетными ньюсмейкерами проглотили смачную дезинформацию. И тут же поплатились: ведущий литовский борец против пропаганды Кремля Валдас Сальджюнас вволю отыгрался на легковерных. Письмо с этой fake news пришло и в адрес «NOVOSTI-DNY.Ru». В результате проверки выяснилось: факты вандализма со стороны немецких танкистов не подтвердились.
Конечно, в информационной войне, которую официальный Вильнюс ведет против российской прессы, все средства хороши. Но какие-то красные линии и на фронте должны существовать. Надежда на просветления и торжество справедливости теплится. Вот уже Черри Дэниэлс, специальный посланник Государственного департамента США по вопросам Холокоста, осудила Литву за почитание местных пособников немецких нацистов, повинных в массовых антиеврейских акциях. 19 сентября Европейский парламент принял резолюцию, в которой, в том числе, содержится призыв предпринять меры против любого отрицания Холокоста, включая принижение преступлений нацистов и их пособников.
Возможно, лед тронется. Хотя может и наоборот. Еще 30 марта 2011 года правительство Литвы одобрило предложение не применять срок давности в делах, связанных с требованием возместить ущерб, нанесенный во время нацистской оккупации 1941–1944 годов. Конституционный суд Литвы постановил, что на такие преступления действие срока давности не распространяется. Это означает, что пережившие Холокост евреи или их потомки могут требовать от виновных возмещения материального и морального ущерба, при этом никакие сроки давности не действуют.
По словам тогдашнего министра юстиции Ремигиюса Шимашюса, «лица, осуществлявшие геноцид, больше не смогут избежать ответственности».
Юридически. А на практике в Литве убийц евреев никто не преследует.
Рената Рейнгольдене, Клайпеда
1 октября 2019 11:19 В Литве евреев не любили, не любят и никогда не будут любить. Зоологический антисемитизм въелся в мозг обывателя. На этнографических карнавалах, которых в провинции и крупных городах проходит немало, самые мерзкие персонажи — это евреи. Даже когда в католической Литве празднуют приход волхвов к новорожденному Христу, торжественному шествию препятствуют три маски: городового, цыгана и, разумеется, еврея в традиционных для него одеждах, с пейсами, чтобы не путали с другими ряжеными. Если есть возможность безнаказанно оскорбить жида (так официально называют евреев в Литве), можете не сомневаться — его обязательно оскорбят. Лучший пример — антисемитский фельетон, написанный Витаутасом Томкусом, владельцем газеты Respublika. Евреи всего мира возмутились, но в самой Литве Томкусу лишь погрозили пальчиком: ню-ню-ню, некрасиво. Радикально настроенная часть литовского общества полагает, что в литовскую культуру евреи врастали, но не сливались и не срастались с нею. Национальные интересы Литвы в широком и глубоком значении этого слова, были им чужды и непонятны. Якобы евреям с младенчества прививалась мысль об избранности их племени, о его превосходстве во всех отношениях над всеми другими народами. В этом правоверный еврей не смел сомневаться и не сомневался. Отсутствие сомнений порождало и питало комплекс супериорности и вело к самоизоляции евреев в местах их расселения. «Плевать они хотели на государство. Оно интересно евреям только в одном смысле — какую материальную пользу может принести». Это написал в 1933 году фашиствующий националист, будущий армейский капитан Йонас Норейка в брошюре «Подними голову, литовец». Так он откликнулся на приход канцлера Адольфа Гитлера к власти в Германии. Литовские евреи создали первую национальную партию левого толка БУНД. Сердцем ее стали Вильна и Ковно. Этот факт им тоже не забыли припомнить со временем. Антисемитизм проявляется даже там, где его, казалось бы, в принципе не может быть. Например, в ювелирном искусстве. Автору этих строк довелось в этнографическом музее под открытым небом в поселке Румшишкес беседовать с народным умельцем, изготавливающим для туристов традиционные литовские украшения из латуни. Оказывается, с появлением евреев этот промысел угас, потому что пришлый народ занимался изготовлением украшений из серебра и золота. Они получались дорогими, но, говоря сегодняшним языком, статусными. Состоятельные модницы и модники быстро забыли товары из латуни, а разорившиеся умельцы начали громить мастерские и лавки еврейских ювелиров, наказывать инородцев при любом удобном случае. 23 сентября, когда в стране прошли траурные мероприятия, приуроченные ко Дню памяти геноцида граждан еврейской национальности, националисты поступили, как обычно. В 1943 году именно в этот день началась ликвидация большого виленского гетто, крупнейшего еврейского концентрационного лагеря на оккупированной гитлеровской Германией территории Прибалтики. Через его ворота за два года канули в Лету около 40 000 несчастных мужчин и женщин, включая немощных стариков, старух, младенцев и беременных. Осенью 1943-го айнзацкоманды из немецких оккупантов и литовских националистов отправили в мир теней последние 23 000 виленских евреев. Спастись удалось только нескольким сотням узников, которые в Рудницкой пуще, в 30 километрах от Вильнюса, создали четыре партизанских отряда. В том числе подпольщик Абба Ковнер собрал боевую группу «Мститель» — имя говорит само за себя. Мстили жестоко. 20 сентября, в канун Дня памяти, президент Гитанас Науседа наградил 38 граждан (из них 34 — посмертно) Крестами за спасение погибающих. Эти люди, невзирая на опасность для собственной жизни и жизни своей семьи, во время войны прятали обреченных на уничтожение детей и взрослых. Одновременно глава государства напомнил, что литовские националисты показали себя зоологическими антисемитами и активными участниками массовых расстрелов: «Местная еврейская община была уничтожена в том числе и в результате выбора сограждан. Нам следует это признать и с этим примириться». День памяти геноцида евреев на государственном уровне вспоминают с 1994 года. В 1995-м тогдашний президент Литовского государства, ныне покойный Альгирдас Бразаускас, в Израиле принес публичные извинения и пообещал преследовать литовцев, причастных к массовому уничтожению евреев во время немецкой оккупации. 29 августа 2016 года Даля Грибаускайте в местечке Молетай, где в 1941 году в одну ночь было уничтожено 2000 евреев, говорила о «бескомпромиссном обязательстве для всех жителей Литвы бороться с ненавистью, насилием, дискриминацией и равнодушием» и о заметном улучшении официальных отношений с Израилем. Глава государства тогда похвалила литовцев за способность «открыть глаза на самих себя», а также за смелость «перед лицом горьких моментов истории». «Литовское общество начинает открывать глаза на Холокост». Таким оказалось резюме Грибаускайте. Но уже три года прошло с ее заклинаний и14 лет с заявлений Бразаускаса. В намеченных направлениях Литва не сделала ни одного шага, если не считать постоянной риторики о «необходимости помнить ужасы Холокоста». Тягчайшие преступления литовских националистов остаются в тени и вне правосудия. Из зоологических убийц сегодняшние неонацисты лепят национальных героев. Новый президент Литвы вынужден был признать эти факты: «В эти дни пример спасителей евреев нужен нам как никогда. Нетерпимость снова поднимает свою мерзкую голову, питаемая циничными попытками набрать в дискуссиях политические дивиденды. Наших сограждан пытаются запугать — игнорировать это мы не можем». Однако в итоге позиция национального лидера в области увековечивания литовской части Холокоста и защиты исторической памяти оказалась невнятной, хотя события требовали точных оценок. Перед 23 сентября у дверей офиса еврейской общины появилась свастика. Чуть раньше поклонники и последователи причастного к Холокосту коменданта Шяуляй капитана буржуазной литовской армии Йонаса Норейки самовольно установивших в столице Литвы памятную доску своему кумиру. Отрубленные свиные головы у синагог уже стали обыденностью, как и свастики на могильных камнях еврейских кладбищ. Совершенно справедливо подчеркивает журналист Егор Иванов из Клайпеды, «Угрозы в адрес еврейской общины, акции радикальных националистов, волна юдофобских комментариев в соцсетях … усилили напряжение в обществе. Похоже, что коричневая чума вновь возвращается. Антисемитские скандалы продолжают будоражить республику и общественность в целом, которая в большинстве своем, судя по ужасающим комментариям к новостям от ведущих _