✔ Как в Каннах и Киеве: монументальная дерусификация Калининградской области - «Общество»
Carroll 30-09-2019, 20:41 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
19:31На днях коллега Кристина Мельникова опубликовала материал под заголовком «Вслед за Прибалтикой?..» о демонтаже памятника героям Великой Отечественной войны в самом центре России — Рязанской области. Хочу рассказать о нечто подобном на самом западе страны — Калининградской области.
Нет, здесь, слава Богу, не сносят монументы красноармейцам, завоевавшим для потомков эту германскую землю. Но в регионе исподволь — как под Рязанью — происходит подмена ценностей и исторической памяти. Самый яркий эпизод на наших глазах свершился в городе Гусеве — родине уральского полпреда президента Николая Цуканова.
Итак, в сентябре 2019 года на Центральной площади Гусева была установлена колонна, которую венчает позолоченный «Ангел-хранитель мира». По данным сайта госзакупок, изготовление и установка скульптурной композиции обошлась бюджету в 5 млн рублей. Казалось бы, всё прекрасно — мир, дружба, жвачка, но детали этой монументально-пропагандистской истории вызывают множество вопросов.
Первая деталь. Для того, чтобы «Ангел» возвысился на площади, гусевские власти демонтировали памятник В.И. Ленину. Его перенесли в сквер на улицу Ульяновых, что кажется, не лишёно логики (если вообще можно понять логику этих чиновников — поменять монумент, посвящённый, скажем аполитично, глыбе в российской истории, на безымянно-аморфную псевдорелигиозную скульптуру). Но есть несколько «но», характеризующие презрение «перетаскивателей» к исторической памяти. Во-первых, на карте видно, что памятник Ленину из центра города, где он был на всеобщем обозрении, ушёл в сквер, где его увидят разве что молодые мамы с колясками.
Во-вторых, на новом постаменте скульптура Ильича заметно просела, стала непропорциональна низка, карикатурна, что также подсознательно негативно влияет на отношение молодёжи к этой исторической личности. Для сравнения взгляните на снимки до и после.
Впрочем, такая же «унизительная» для Ленина история произошла в Калининграде, когда под шумок 750-летия Кёнигсберга тогдашний мэр Юрия Савенко распорядился снести монумент Ленину с площади Победы. Скульптуру поставили на задворки по городским меркам — в районе железнодорожного вокзала — на очень низком постаменте. Вот такая десоветизация по-калининградски.
А в-третьих, решение перенести памятник Ленину в Гусеве принималось властями единолично — без общественных слушаний. На деле прошло заседание «Общественного совета», состоящего более чем на половину из муниципальных служащих, которые дружно сказали «одобрямс». Возмущение народа, как сегодня водится, вылилось в Сеть. Вот лишь некоторые комментарии:
«Посмотрел установленный в сквере памятник Ленину и снова убедился в том, как нынешняя власть ненавидит историю нашей страны, её Великих Сыновей и Дочерей, народ этой страны. Убрали памятник с центра города — это моральное преступление перед прошлым и настоящим поколениями. Поставили памятник на новом месте с издевательством перед этой Личностью и Народом. Лицо Ленина обращено не в сторону улицы в честь его имени, а в сторону сквера, боком к улице, задом к зданию бывшего горкома партии и смотрит Великий Ленин на безликие каштаны. Наверное, власть боится, что Ленин будет смотреть на здание администрации и горсовета и оценивать их вклад в судьбу народа» (gusev-online.ru).
«В России ничего не меняется. Сначала, не так давно, взрывали православные храмы. Сносили памятники царям. На их постаменты ставили гранитных и гипсовых большевиков-коммунистов. Потом и их очередь пришла. В Калининграде всё началось после Великой Победы 1945 года. Сначала памятник Сталину возвели на площади. Снесли. На его место поставили Ленина. И его снесли и установили на постамент-коротыш в другом месте (хотя офицер-политрук и мэр Савенко громко говорил людям, что этого при нем не случится. Случилось). Затем возвели собор православный. Расписали его. Вопрос: что будет дальше на этом месте? Так и в Гусеве. Ленина с площади на улицу Ульяновых. На его место «Доброго Ангела». Да в душах православных ангелы все добрые. А вы им втемяшиваете, что ангелы и злыми бывают. Мы, в основном, все иваны, родства не помнящие. Нельзя каждую неделю переписывать свою историю. Спасибо Собянину за восстановление ВДНХ с памятником Ленину, фонтаном Дружбы народов, павильонами союзных республик СССР. Это ему и тому, кто дал ему отмашку на это, зачтётся от народа (kgd.ru).
«Зато какие визги стояли по поводу хохлов, сносящих памятники Ленину…» (newkaliningrad.ru).
«В России ничего не меняется. Сначала, не так давно, взрывали православные храмы. Сносили памятники царям. На их постаменты ставили гранитных и гипсовых большевиков-коммунистов. Потом и их очередь пришла. В Калининграде всё началось после Великой Победы 1945 года. Сначала памятник Сталину возвели на площади. Снесли. На его место поставили Ленина. И его снесли и установили на постамент-коротыш в другом месте (хотя офицер-политрук и мэр Савенко громко говорил людям, что этого при нем не случится. Случилось). Затем возвели собор православный. Расписали его. Вопрос: что будет дальше на этом месте? Так и в Гусеве. Ленина с площади на улицу Ульяновых. На его место «Доброго Ангела». Да в душах православных ангелы все добрые. А вы им втемяшиваете, что ангелы и злыми бывают. Мы, в основном, все иваны, родства не помнящие. Нельзя каждую неделю переписывать свою историю. Спасибо Собянину за восстановление ВДНХ с памятником Ленину, фонтаном Дружбы народов, павильонами союзных республик СССР. Это ему и тому, кто дал ему отмашку на это, зачтётся от народа (kgd.ru).
«Зато какие визги стояли по поводу хохлов, сносящих памятники Ленину…» (newkaliningrad.ru).
Вторая деталь. «Ангел-хранитель мира» не просто так появился в Гусеве — это часть масштабного проекта, именуемого вполне патриотично — «Русская победа спасла Париж». Речь идёт о героическом Гумбинненском сражении Русской императорской армии в августе 1914 года, когда 3-й армейский корпус генерала Николая Епанчина разбил германцев под Гумбинненом (ныне г. Гусев), в результате чего кайзер вынужден был перебросить в Восточную Пруссию часть войск, которые стояли уже под Парижем. Этот проект был послан на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной среды в исторических поселениях и малых городах, проводимом Минстроем РФ. Деньги из федерального бюджета поступили немалые — 135 млн рублей.
Первоначально планировалось, что центром мемориала станет памятник генералу Епанчину (собственно Минстрой и дал денег за воплощение идеи со статуей русского полководца). Однако затем — уже после победы в конкурсе — на муниципальном сайте Gusev-online.ru был проведён странный опрос — по изменению в концепцию проекта «Русская Победа спасла Париж». Вместо конной скульптуры Епанчина администрация Гусева предложила… фонтан. Голосование на подконтрольном чиновниками сайте показало убедительную победу над русским генералом:
94, 37% — за фонтан с гербом города Гусева.
5, 63% — за памятник Епанчину.
Вот фонтан и будет установлен на месте памятника Ленина. При этом глава Гусевской администрации Александр Китаев признался, что при защите проекта в Москве вопрос о переносе памятника В. И. Ленину не рассматривался.
Третья деталь. Давай взглянем на «Ангела» (заглавное фото). Но не просто, а в сравнении. По образу скульптура весьма напоминает монумент независимости Украины, что высится в Киеве на Майдане Незалежности. Сюжет един: колонна, на колонне — шар, на шаре — ангел в женском обличии с поднятыми вверх руками и с некой веткой. Развеваются крылья… Вот и калининградские блогеры задаются вопросами — что происходит?
На самом деле у этих статуй разные авторы. Гусевский ангел — это копия, которую отлил московский скульптор Пётр Стронский, поставивший на конвейер этих ангелов (они сверкают от Канн до Магадана с разными предметами в руках). Гусевский ангел — это точная копия скульптуры в Каннах, которая, правда, стоит не на площади, а на территории частного отеля.
«Сходство (с майданным ангелом) налицо, — прокомментировал «NOVOSTI-DNY.Ru» настоятель православного храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области протоиерей Георгий Бирюков. — Пётр Стронский первого своего ангела сделал после майданного (монумент в Киеве был воздвигнут в честь 10-летия независимости Украины в 2001 году. — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Первый архитектурно-парковый комплекс „Ангел мира“ работы Стронского был открыт 9 сентября 2006 года в городе Новозыбков. Там, кстати, сходятся границы России, Белоруссии и Украины. Подражательность, на мой взгляд, очевидна: колонна, шар, ветка… Стронский начал клонировать удачную идею, и сейчас его „ангелов мира“ около пятидесяти. Они стоят уже в Панаме, в Пхеньяне… Только важно понимать, что в Киеве — не ангел».
По словам отца Георгия, украинский вариант «Википедии» честно указывает, что это — языческое божество Берегиня. Более того, постамент киевского монумента выполнен в виде христианского храма.
«Каково это — на символический православный храм поставить скульптуру языческого духа! На Украине это оказалось вполне допустимым. А что у нас в России, в Гусеве? Проект „Русская ПОБЕДА спасла Париж“, а ангел почему-то МИРА. Ещё его обозвали „Ангелом-хранителем города“. Молодца! В 1914 году это был германский город Гумбиннен, на который наступала русская армия, и город, кстати, тогда разрушен не был. Может, это германский ангел заступился за город перед „русским агрессором“?», — горько иронизирует православный священник.
Подведём итог: безусловно, каждому правителю, даже самому мелкому, хочется остаться в истории в виде создателя какого-нибудь монументального произведения. Учитывая известную «евротягу» калининградской региональной элиты, всё сходится — уберём мешающий «объевропеиться» «совок» в виде бронзового Ильича и воткнём что-нибудь европейское, как «в Каннах». А что — места-то знакомые, у бывшего мэра Калининграда, ныне депутата Госдумы Александра Ярошука, в Каннах дети живут. А то, что никуда не деться от ассоциаций с украинским евромайданом, так это тем более щекочет нервы. Ещё ближе к европам. Ау, господа, а как насчёт увековечивания русской истории в отделённом-отдалённом русском крае (бог с ним, с Епанчиным — проработайте идею ангела в русской, православной традиции, например, Георгия Победоносца)?
Увы, в российском эксклаве пока господствует одно правило: «До Бога высоко, до царя далеко». И это уже не монументальная десоветизация, а монументальная дерусификация Калининградской области.
Андрей Выползов, Калининград
30 сентября 2019 19:31 На днях коллега Кристина Мельникова опубликовала материал под заголовком «Вслед за Прибалтикой?» о демонтаже памятника героям Великой Отечественной войны в самом центре России — Рязанской области. Хочу рассказать о нечто подобном на самом западе страны — Калининградской области. Нет, здесь, слава Богу, не сносят монументы красноармейцам, завоевавшим для потомков эту германскую землю. Но в регионе исподволь — как под Рязанью — происходит подмена ценностей и исторической памяти. Самый яркий эпизод на наших глазах свершился в городе Гусеве — родине уральского полпреда президента Николая Цуканова. Итак, в сентябре 2019 года на Центральной площади Гусева была установлена колонна, которую венчает позолоченный «Ангел-хранитель мира». По данным сайта госзакупок, изготовление и установка скульптурной композиции обошлась бюджету в 5 млн рублей. Казалось бы, всё прекрасно — мир, дружба, жвачка, но детали этой монументально-пропагандистской истории вызывают множество вопросов. Первая деталь. Для того, чтобы «Ангел» возвысился на площади, гусевские власти демонтировали памятник В.И. Ленину. Его перенесли в сквер на улицу Ульяновых, что кажется, не лишёно логики (если вообще можно понять логику этих чиновников — поменять монумент, посвящённый, скажем аполитично, глыбе в российской истории, на безымянно-аморфную псевдорелигиозную скульптуру). Но есть несколько «но», характеризующие презрение «перетаскивателей» к исторической памяти. Во-первых, на карте видно, что памятник Ленину из центра города, где он был на всеобщем обозрении, ушёл в сквер, где его увидят разве что молодые мамы с колясками. Во-вторых, на новом постаменте скульптура Ильича заметно просела, стала непропорциональна низка, карикатурна, что также подсознательно негативно влияет на отношение молодёжи к этой исторической личности. Для сравнения взгляните на снимки до и после. Впрочем, такая же «унизительная» для Ленина история произошла в Калининграде, когда под шумок 750-летия Кёнигсберга тогдашний мэр Юрия Савенко распорядился снести монумент Ленину с площади Победы. Скульптуру поставили на задворки по городским меркам — в районе железнодорожного вокзала — на очень низком постаменте. Вот такая десоветизация по-калининградски. А в-третьих, решение перенести памятник Ленину в Гусеве принималось властями единолично — без общественных слушаний. На деле прошло заседание «Общественного совета», состоящего более чем на половину из муниципальных служащих, которые дружно сказали «одобрямс». Возмущение народа, как сегодня водится, вылилось в Сеть. Вот лишь некоторые комментарии: «Посмотрел установленный в сквере памятник Ленину и снова убедился в том, как нынешняя власть ненавидит историю нашей страны, её Великих Сыновей и Дочерей, народ этой страны. Убрали памятник с центра города — это моральное преступление перед прошлым и настоящим поколениями. Поставили памятник на новом месте с издевательством перед этой Личностью и Народом. Лицо Ленина обращено не в сторону улицы в честь его имени, а в сторону сквера, боком к улице, задом к зданию бывшего горкома партии и смотрит Великий Ленин на безликие каштаны. Наверное, власть боится, что Ленин будет смотреть на здание администрации и горсовета и оценивать их вклад в судьбу народа» (gusev-online.ru). «В России ничего не меняется. Сначала, не так давно, взрывали православные храмы. Сносили памятники царям. На их постаменты ставили гранитных и гипсовых большевиков-коммунистов. Потом и их очередь пришла. В Калининграде всё началось после Великой Победы 1945 года. Сначала памятник Сталину возвели на площади. Снесли. На его место поставили Ленина. И его снесли и установили на постамент-коротыш в другом месте (хотя офицер-политрук и мэр Савенко громко говорил людям, что этого при нем не случится. Случилось). Затем возвели собор православный. Расписали его. Вопрос: что будет дальше на этом месте? Так и в Гусеве. Ленина с площади на улицу Ульяновых. На его место «Доброго Ангела». Да в душах православных ангелы все добрые. А вы им втемяшиваете, что ангелы и злыми бывают. Мы, в основном, все иваны, родства не помнящие. Нельзя каждую неделю переписывать свою историю. Спасибо Собянину за восстановление ВДНХ с памятником Ленину, фонтаном Дружбы народов, павильонами союзных республик СССР. Это ему и тому, кто дал ему отмашку на это, зачтётся от народа (kgd.ru). «Зато какие визги стояли по поводу хохлов, сносящих памятники Ленину…» (newkaliningrad.ru). Вторая деталь. «Ангел-хранитель мира» не просто так появился в Гусеве — это часть масштабного проекта, именуемого вполне патриотично — «Русская победа спасла Париж». Речь идёт о героическом Гумбинненском сражении Русской императорской армии в августе 1914 года, когда 3-й армейский корпус генерала Николая Епанчина разбил германцев под Гумбинненом (ныне г. Гусев), в результате чего кайзер вынужден был перебросить в Восточную Пруссию часть войск, которые стояли уже под Парижем. Этот проект был послан на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной среды в исторических поселениях и малых городах, проводимом Минстроем РФ. Деньги из федерального бюджета поступили немалые — 135 млн рублей. Первоначально планировалось, что центром мемориала станет памятник генералу Епанчину (собственно Минстрой и дал денег за воплощение идеи со статуей русского полководца). Однако затем — уже после победы в конкурсе — на муниципальном сайте Gusev-online.ru был проведён странный опрос — по изменению в концепцию проекта «Русская Победа спасла Париж». Вместо конной скульптуры Епанчина администрация Гусева предложила… фонтан. Голосование на подконтрольном чиновниками сайте показало убедительную победу над русским генералом: 94, 37% — за фонтан с гербом города Гусева. 5, 63% — за памятник Епанчину. Вот фонтан и будет установлен на месте памятника Ленина. При этом глава Гусевской администрации Александр Китаев признался, что при защите проекта в Москве вопрос о переносе памятника В. И. Ленину не рассматривался. Третья деталь. Давай взглянем на «Ангела» (заглавное фото). Но не просто, а в сравнении. По образу скульптура весьма напоминает монумент независимости Украины, что высится в Киеве на Майдане Незалежности. Сюжет един: колонна, на колонне — шар, на шаре — ангел в женском обличии с поднятыми вверх руками и с некой веткой. Развеваются крылья… Вот и калининградские блогеры задаются вопросами — что происходит? На самом деле у этих статуй разные авторы. Гусевский ангел — это копия, которую отлил московский скульптор Пётр Стронский, поставивший на конвейер этих ангелов (они сверкают от Канн до Магадана с разными предметами в руках). Гусевский ангел — это точная копия скульптуры в Каннах, которая, правда, стоит не на площади, а на территории частного отеля. «Сходство (с майданным ангелом) налицо, — прокомментировал «NOVOSTI-DNY.Ru» настоятель православного храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области протоиерей Георгий Бирюков. — Пётр Стронский первого своего ангела сделал после майданного (монумент в Киеве был воздвигнут в честь 10-летия независимости Украины в 2001 году. — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Первый архитектурно-парковый комплекс „Ангел мира“ работы Стронского был открыт 9 сентября 2006 года в городе Новозыбков. Там, кстати, сходятся границы России, Белоруссии и Украины. Подражательность, на мой взгляд, очевидна: колонна, шар, ветка… Стронский начал клонировать удачную идею, и сейчас его „ангелов мира“ около пятидесяти. Они стоят уже в Панаме, в Пхеньяне… Только важно понимать, что в Киеве — не ангел». По словам отца Георгия, украинский вариант «Википедии» честно указывает, что это — языческое божество Берегиня. Более того, постамент киевского монумента выполнен в виде христианского храма. «Каково это — на символический православный храм поставить скульптуру языческого духа! На Украине это оказалось вполне допустимым. А что у нас в России, в Гусеве? Проект „Русская ПОБЕДА спасла Париж“, а ангел почему-то МИРА. Ещё его обозвали „Ангелом-хранителем города“. Молодца! В 1914 году это был германский город Гумбиннен, на который наступала русская армия, и город, кстати, тогда разрушен не был. Может, это германский ангел заступился за город перед „русским агрессором“?», — горько иронизирует православный священник. Подведём итог: безусловно, каждому правителю, даже самому мелкому, хочется остаться в истории в виде создателя какого-нибудь монументального произведения. Учитывая известную «евротягу» калининградской региональной элиты, всё сходится — уберём мешающий «объевропеиться» «совок» в виде бронзового Ильича и воткнём что-нибудь европейское, как «в Каннах». А что — места-то знакомые, у бывшего мэра Калининграда, ныне депутата Госдумы Александра Ярошука, в Каннах дети живут. А то, что никуда не деться от ассоциаций с украинским евромайданом, так это тем более щекочет нервы. Ещё ближе к европам. Ау, господа, а как насчёт увековечивания русской истории в отделённом-отдалённом русском крае (бог с ним, с Епанчиным — проработайте идею ангела в русской, православной традиции, например, Георгия Победоносца)? Увы, в российском эксклаве пока господствует одно правило: «До Бога высоко, до царя далеко». И это уже не монументальная десоветизация, а монументальная дерусификация Калининградской области. Андрей Выползов, Калининград