✔ Легенды и мифы храма Христа спасителя - «Общество»
Митрофан 16-09-2019, 20:52 193 Новости дня / Политика / ОбществоИтак, давайте разберемся: а что представляет собой храм Христа спасителя? Что это за храм?
Чтобы это понять, для начала давайте рассмотрим историю его создания и развенчаем некоторые мифы.
Миф 1. Идея создания храма – целиком заслуга церкви
Это миф чистой воды. Идея создания храма принадлежит русскому архитектору Константину Андреевичу Тону (26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881): он предложил возвести кафедральный собор в память о победе над Наполеоном. Свою идею Тон доложил царю в ноябре 1812 года, когда исход Отечественной войны был фактически предрешен. Эта идея настолько понравилась императору Александру 1, что уже в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России (25 декабря 1812 года), император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.
Так что, в отношении креатива РПЦ надо вести себя несколько скромнее: к самой идее никто из иерархов не имел никакого отношения.
Миф 2. Храм сооружался на народные деньги – до копейки
О, вот тут мы с вами касаемся очень пикантной темы!.
После подписания императором Высочайшего манифеста прошло 2 года. В 1814 был проведён открытый международный конкурс с участием ведущих архитекторов того времени – например, в конкурсе приняли участие Кваренги, Стасов, Воронихин и другие. Естественно, в конкурсе принял участие и Константин Тон. Однако, победителем, к всеобщему удивлению, император объявил проект молодого (28 лет) архитектора Карла Магнуса Витберга. Удивление (и обиду) вызвало и то, что сам Витберг архитектором не был. Была возмущена и церковь: Витберг был масоном (!) и лютеранином!
Хотя все признали, что проект Витберга был поистине великолепен!
Если бы современный ХХС был бы воссоздан по проекту Витберга, то храм был бы больше в три раза! Проект Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и знаменитым полководцам.
Однако церковным иерархам было плевать на проект: особую ярость иерархов вызывало лишь то, что Витберг не православный. Поэтому церковь подняла скандал. Дабы сохранить проект и погасить скандал Витберг принял православие и с тех пор вошел в историю как Александр Лаврентьевич Витберг.
По первоначальному проекту строительство было решено вести на Воробьёвых горах. Государство выделило на эти цели фантастическую по тем временам сумму: 16 млн. рублей. Поступили и пожертвования от частных лиц: так, семья Багратиона пожертвовала на строительство, Денис Давыдов, Платов и многие другие. Жертвовали и простые солдаты, ветераны Отечественной войны. Однако, общий размер пожертвований, поступивших от частных лиц, составил менее 100 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма по тем временам была немалая, однако, она была менее 0,5% от общей суммы, выделенной на строительство.
Но дело даже не в этом.
В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии императора Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тысяч крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а потом и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не удалось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл».
Деньги разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность среди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство посторонних объектов, стройматериалы разворовывались.
Все это привело к тому, что первое, что сделал Николай 1, взойдя на престол в 1825 году – остановил строительство и назначил следственную комиссию, которая выяснила страшные вещи: почти половина выделенных средств была потрачена, как сейчас говорят, «нецелевым образом»! Миллион рублей вообще было банально украдено.
В результате Витберг, многие подрядчики, а также руководители строительства были отданы под суд по обвинению в растрате. Судебный процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей, а Витберг был сослан в Вятку. Кстати, вот и думаю: может, тогда и началась практика распилов и откатов?
И только в 1831 году, безо всякого конкурса, император Николай 1 лично назначил архитектором Константина Тона и утвердил его проект. На этот раз все деньги выделялись исключительно из казны и расходовались под строжайшим контролем.
Так что, нынешний храм возведен не на народные деньги: не надо «бабушку лохматить».
Миф 3. Храм строился на пустыре и был освящен
Вот тут мы касаемся одной из самых неприглядных страниц в истории этого злополучного храма.
Действительно, если бы храм был построен по проекту Витберга на Воробьевых горах, то действительно: это был пустырь. Но в 1831 году император Николай Павлович, взбешенный скандалом со строительство храма по проекту Витберга, не только безо всякого конкурса утвердил строительство храма по проекту Константина Тона, но и вдобавок сам выбрал место для храма: на Чертолье (Волхонка).
Причем, сам процесс выбора происходил забавно: император подошел к столу, на котором была разложена карта Москвы, посмотрел на нее и ткнул пальцем в карту. Перечить царю никто не посмел. Поэтому все постройки на этом месте, принадлежащие частным лицам, были либо куплены, а государственные постройки — снесены.
Но вся пикантность ситуации заключалась в том, что царь не глядя ткнул в место, где был аккурат расположен… Алексеевский женский монастырь: памятник XVII века, построенный в 1518 году!!!
Не рискнули перечить царю и иерархи церкви: они спешно благословили проект, благословили разрушение (!) монастыря, и перевод его в Красное село!
Но сами монахини не простили церкви разрушение уникального памятника старины! Игуменья Алексеевской обители прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нём дольше 50 лет.
Кстати, так оно и случилось!
Кстати, когда иерархи РПЦ клянут большевиков за разрушение церквей, не худо было бы на себя оборотиться и на свои дела взглянуть. Впрочем, об этом разговор еще впереди. Важно понять другое: храм Христа спасителя был построен далеко не на пустом месте и был не освящен, а проклят.
Миф 4. Злые большевики разрушили храм, как вандалы, дабы разрушить православную веру
Это тоже миф, хотя разоблачить его достаточно трудно, ибо здесь доля правды смешалась с вымыслом. Но я все-таки попробую… Для этого прошу вас, сограждане запастись терпением, поскольку тут важна предыстория, а посему необходима краткая историческая справка.
Как уже было сказано, строительство храма Христа Спасителя было начато вторично в 1831 году и продолжалось более 50 лет (поскольку неоднократно приостанавливалось). Завершение строительства (то есть торжественное освящение храма) состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось в присутствии Императора Александра III. Я прошу запомнить эту дату – 1883 год – ибо эта дата крайне важна.
К 1917 году в Российской империи насчитывалось в общей сложности 79 тысяч православных храмов. До Октябрьской революции все храмы и весь притч содержались за счет казны. Царская Россия тратила на содержание церквей гигантские суммы. После революции первоначально отношения между большевиками и православной церковью были нормальные. Больше того: когда в декабре 1917 годы была ограблена Патриаршая Ризница, то Феликс Дзержинский взял расследование под свой личный контроль – в результате в марте 1918 года 90% похищенного было возвращено. Однако после начала Гражданской войны после выходки патриарха Тихона (который, напомню, отказался дать денег большевикам на закупку хлеба), произошло отделение церкви от государства (см. «Инструкция народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 года»). Согласно этому документу, подписанному тогдашним Народным Комиссаром Юстиции Курским, все храмы были переданы верующим! То есть произошло отделение церкви от государства. Подчеркиваю: все храмы. То есть просто-напросто государство сняло с себя обязанность содержать церковь. В том числе и притч.
Затем произошло то, что и должно было произойти. В результате отмены уголовных уложений царской России 80% верующих прекратили с церковью всякие отношения. А в результате отмены финансирования 96% духовенства банально сбежали (кстати, многие сбегали, прихватив с собой и церковную утварь).
До 17 года в России насчитывалось более полумиллиона священников – в итоге их осталось не более 20 тысяч. И вовсе не потому, что их убивали большевики: 20-е годы большевиками было расстреляно 28 епископов и около 1200 священников (кстати, ни один не был расстрелян «за веру» — это было участие в заговорах). Повторяю: основная масса банально сбежала и переквалифицировалась.
Поэтому возникла проблема: из 79 тысяч церквей большинство банально пустовало.
Вот почему в 1928 году Главнауки провел ревизию, целью которой было желание понять: а что делать с такой массой зданий? В результате были выработаны критерии и все храмы были условно поделены на 4 группы:
Первая группа: храмы, построенные до 1613 года, объявлялись неприкосновенными и действующими;
Вторая группа: храмы, построенные в период с 1613 по 1725 год, объявлялись действующими, но «в случае особой необходимости» могли подвергаться реконструкции или перепрофилированы как храм третьей группы;
Третья группа: храмы, построенные в период с 1725 по 1825 год объявлялись памятниками, сохранялись и реставрировались только фасады, но внутри перепрофилировались; Четвертая группа: храмы, построенные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись. И при необходимости могли либо реконструировать фасад, либо сноситься.
Далее, 2 июня 1931 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором был утвержден проект реконструкции Москвы. Согласно этому плану, на месте Храма Христа Спасителя было запланировано строительство Дворца Советов. Соответственно, 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение:
«Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Вот почему храм был снесен.
Кстати, историческая правда и в том, что на документе, подписанном Калининым, также стояла подпись тогдашнего патриарха Сергия…
Теперь произведем небольшой арифметический подсчет. На момент принятия этого решения возраст храма составлял 48 лет. Теперь задумайтесь, сограждане, — что такое 48 лет? На сегодняшний день это здание, возведенное в 1964 году. Скажите, вы будете протестовать против сноса хрущевок, построенных в это время?
Я не оправдываю большевиков. Но следует понять, что на тот момент это здание на самом деле действительно никакой исторической ценности не представляло! И это было согласовано с патриархом Сергием.
Так что, тут в значительной степени вина лежит на церкви и служителях культа.
Послесловие
PS. Все вышеизложенные факты подтверждаются документами. по материалам «странаобщения» https://странаобщения.рф/Опер/весть/51821 ***
Кстати Говоря о РПЦ, необходимо помнить, что:
Планомерно сотни лет русских лишают своей истинной истории. Внушают, что мол, де настоящая история у русских появилась лишь после Крещения и насильственной христианизации Руси. На самом же деле всё было не так. Прогрессивное развитие нашей стороны и наших предков (русов, русичей) началось гораздо ранее, как минимум за 2600-2500 лет до нашей эры, то есть как минимум за 4,5 тысяч лет до наших дней.
1. Православие не тождественно христианству. Термин «православие» ошибочно привязывают только к Русской Православной Церкви и христианской религии. Православие существовало задолго до крещения Руси. Славяне и русичи были Православными за многие сотни лет до обращения их в иудео-христианскую веру. Наших предков издревле называли Православными, ибо они Правь славили.
2. На самом деле, истинное Православие не является религиозным культом. Это было учение о том, как устроен окружающий мир и как с ним правильно взаимодействовать. Это не было «предрассудками», как называли некоторые обряды и духовные учения во времена СССР, когда церковь была по-настоящему отделена от государства. Это не было отсталым и примитивным культом «идолопоклонников», как нас пытается убедить современная РПЦ. Православие на Руси – это настоящее достоверное знание об окружающем мире.
3. В семи соборах христианской церкви участвовали правоверные святые отцы, а не православные? Подмена понятий происходила постепенно, и по инициативе отцов иудео-христианской церкви.
4. Церковь в России стала именоваться, как «Русская Православная Церковь» (РПЦ) лишь с 1943 года, после соответствующего Указа Сталина. До этого Церковь называлась – Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоверная) церковь. До сих пор за рубежом Русскую церковь называют не православной церковью, а Русской ортодоксальной церковью.
Итак, давайте разберемся: а что представляет собой храм Христа спасителя? Что это за храм? Чтобы это понять, для начала давайте рассмотрим историю его создания и развенчаем некоторые мифы. Миф 1. Идея создания храма – целиком заслуга церкви Это миф чистой воды. Идея создания храма принадлежит русскому архитектору Константину Андреевичу Тону (26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881): он предложил возвести кафедральный собор в память о победе над Наполеоном. Свою идею Тон доложил царю в ноябре 1812 года, когда исход Отечественной войны был фактически предрешен. Эта идея настолько понравилась императору Александру 1, что уже в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России (25 декабря 1812 года), император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве. Так что, в отношении креатива РПЦ надо вести себя несколько скромнее: к самой идее никто из иерархов не имел никакого отношения. Миф 2. Храм сооружался на народные деньги – до копейки О, вот тут мы с вами касаемся очень пикантной темы!. После подписания императором Высочайшего манифеста прошло 2 года. В 1814 был проведён открытый международный конкурс с участием ведущих архитекторов того времени – например, в конкурсе приняли участие Кваренги, Стасов, Воронихин и другие. Естественно, в конкурсе принял участие и Константин Тон. Однако, победителем, к всеобщему удивлению, император объявил проект молодого (28 лет) архитектора Карла Магнуса Витберга. Удивление (и обиду) вызвало и то, что сам Витберг архитектором не был. Была возмущена и церковь: Витберг был масоном (!) и лютеранином! Хотя все признали, что проект Витберга был поистине великолепен! Если бы современный ХХС был бы воссоздан по проекту Витберга, то храм был бы больше в три раза! Проект Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и знаменитым полководцам. Однако церковным иерархам было плевать на проект: особую ярость иерархов вызывало лишь то, что Витберг не православный. Поэтому церковь подняла скандал. Дабы сохранить проект и погасить скандал Витберг принял православие и с тех пор вошел в историю как Александр Лаврентьевич Витберг. По первоначальному проекту строительство было решено вести на Воробьёвых горах. Государство выделило на эти цели фантастическую по тем временам сумму: 16 млн. рублей. Поступили и пожертвования от частных лиц: так, семья Багратиона пожертвовала на строительство, Денис Давыдов, Платов и многие другие. Жертвовали и простые солдаты, ветераны Отечественной войны. Однако, общий размер пожертвований, поступивших от частных лиц, составил менее 100 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма по тем временам была немалая, однако, она была менее 0,5% от общей суммы, выделенной на строительство. Но дело даже не в этом. В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии императора Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тысяч крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а потом и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не удалось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл». Деньги разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность среди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство посторонних объектов, стройматериалы разворовывались. Все это привело к тому, что первое, что сделал Николай 1, взойдя на престол в 1825 году – остановил строительство и назначил следственную комиссию, которая выяснила страшные вещи: почти половина выделенных средств была потрачена, как сейчас говорят, «нецелевым образом»! Миллион рублей вообще было банально украдено. В результате Витберг, многие подрядчики, а также руководители строительства были отданы под суд по обвинению в растрате. Судебный процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей, а Витберг был сослан в Вятку. Кстати, вот и думаю: может, тогда и началась практика распилов и откатов? И только в 1831 году, безо всякого конкурса, император Николай 1 лично назначил архитектором Константина Тона и утвердил его проект. На этот раз все деньги выделялись исключительно из казны и расходовались под строжайшим контролем. Так что, нынешний храм возведен не на народные деньги: не надо «бабушку лохматить». Миф 3. Храм строился на пустыре и был освящен Вот тут мы касаемся одной из самых неприглядных страниц в истории этого злополучного храма. Действительно, если бы храм был построен по проекту Витберга на Воробьевых горах, то действительно: это был пустырь. Но в 1831 году император Николай Павлович, взбешенный скандалом со строительство храма по проекту Витберга, не только безо всякого конкурса утвердил строительство храма по проекту Константина Тона, но и вдобавок сам выбрал место для храма: на Чертолье (Волхонка). Причем, сам процесс выбора происходил забавно: император подошел к столу, на котором была разложена карта Москвы, посмотрел на нее и ткнул пальцем в карту. Перечить царю никто не посмел. Поэтому все постройки на этом месте, принадлежащие частным лицам, были либо куплены, а государственные постройки — снесены. Но вся пикантность ситуации заключалась в том, что царь не глядя ткнул в место, где был аккурат расположен… Алексеевский женский монастырь: памятник XVII века, построенный в 1518 году!!! Не рискнули перечить царю и иерархи церкви: они спешно благословили проект, благословили разрушение (!) монастыря, и перевод его в Красное село! Но сами монахини не простили церкви разрушение уникального памятника старины! Игуменья Алексеевской обители прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нём дольше 50 лет. Кстати, так оно и случилось! Кстати, когда иерархи РПЦ клянут большевиков за разрушение церквей, не худо было бы на себя оборотиться и на свои дела взглянуть. Впрочем, об этом разговор еще впереди. Важно понять другое: храм Христа спасителя был построен далеко не на пустом месте и был не освящен, а проклят. Миф 4. Злые большевики разрушили храм, как вандалы, дабы разрушить православную веру Это тоже миф, хотя разоблачить его достаточно трудно, ибо здесь доля правды смешалась с вымыслом. Но я все-таки попробую… Для этого прошу вас, сограждане запастись терпением, поскольку тут важна предыстория, а посему необходима краткая историческая справка. Как уже было сказано, строительство храма Христа Спасителя было начато вторично в 1831 году и продолжалось более 50 лет (поскольку неоднократно приостанавливалось). Завершение строительства (то есть торжественное освящение храма) состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось в присутствии Императора Александра III. Я прошу запомнить эту дату – 1883 год – ибо эта дата крайне важна. К 1917 году в Российской империи насчитывалось в общей сложности 79 тысяч православных храмов. До Октябрьской революции все храмы и весь притч содержались за счет казны. Царская Россия тратила на содержание церквей гигантские суммы. После революции первоначально отношения между большевиками и православной церковью были нормальные. Больше того: когда в декабре 1917 годы была ограблена Патриаршая Ризница, то Феликс Дзержинский взял расследование под свой личный контроль – в результате в марте 1918 года 90% похищенного было возвращено. Однако после начала Гражданской войны после выходки патриарха Тихона (который, напомню, отказался дать денег большевикам на закупку хлеба), произошло отделение церкви от государства (см. «Инструкция народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 года»). Согласно этому документу, подписанному тогдашним Народным Комиссаром Юстиции Курским, все храмы были переданы верующим! То есть произошло отделение церкви от государства. Подчеркиваю: все храмы. То есть просто-напросто государство сняло с себя обязанность содержать церковь. В том числе и притч. Затем произошло то, что и должно было произойти. В результате отмены уголовных уложений царской России 80% верующих прекратили с церковью всякие отношения. А в результате отмены финансирования 96% духовенства банально сбежали (кстати, многие сбегали, прихватив с собой и церковную утварь). До 17 года в России насчитывалось более полумиллиона священников – в итоге их осталось не более 20 тысяч. И вовсе не потому, что их убивали большевики: 20-е годы большевиками было расстреляно 28 епископов и около 1200 священников (кстати, ни один не был расстрелян «за веру» — это было участие в заговорах). Повторяю: основная масса банально сбежала и переквалифицировалась. Поэтому возникла проблема: из 79 тысяч церквей большинство банально пустовало. Вот почему в 1928 году Главнауки провел ревизию, целью которой было желание понять: а что делать с такой массой зданий? В результате были выработаны критерии и все храмы были условно поделены на 4 группы: Первая группа: храмы, построенные до 1613 года, объявлялись неприкосновенными и действующими; Вторая группа: храмы, построенные в период с 1613 по 1725 год, объявлялись действующими, но «в случае особой необходимости» могли подвергаться реконструкции или перепрофилированы как храм третьей группы; Третья группа: храмы, построенные в период с 1725 по 1825 год объявлялись памятниками, сохранялись и реставрировались только фасады, но внутри перепрофилировались; Четвертая группа: храмы, построенные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись. И при необходимости могли либо реконструировать фасад, либо сноситься. Далее, 2 июня 1931 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором был утвержден проект реконструкции Москвы. Согласно этому плану, на месте Храма Христа Спасителя было запланировано строительство Дворца Советов. Соответственно, 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать