✔ Фальстарт Макрона: учитывать и использовать - «Общество»
Виталий 23-08-2019, 00:24 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
21:57Россию «пригласили» вернуться в G7 (или G8, или G7,5). И почти сразу выдвинули «ряд условий». Это почти сразу и погубило идею Эмманюэля Макрона и Дональда Трампа. Последовавший довесок к «условиям» со стороны Ангелы Меркель и Бориса Джонсона был уже совсем ни о чем, а когда со своими тремя копейками вылез Владимир Зеленский, оказалось, что в этой компании уже пять клоунов. Дело в том, что скорость и жесткость ответа Кремля и, что важно, последовательность — от парламентариев к МИД — показывает, что в Москве просчитали возможность такого «приглашения» и подготовились к нему.
Первым, еще до официальной реакции МИД, озвучил «заготовочку» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Сенатор и кадровый дипломат дал понять, что без присоединения к клубу Китая и Индии (G10) он всё больше превращается в посиделки, далекие от учета «масштабов экономик и влияния на мировую политику». Т. е. Москва сразу же назвала свои условия диалога на данную тему. Кроме того, Россия, по словам Косачева, не собирается снова лезть в ловушку «семеро против одного» с их представлениями о «новом мировом порядке».
Сотрудничество возможно только на условиях равенства прав и возможностей участников, согласился с коллегой глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий. И добавил еще одно ключевое условие: возвращение России в организацию «не должно сводиться к каким-то ритуальным действиям на фоне агрессивной политики санкций стран клуба G7». Т. е. первичен вопрос устранения незаконных экономических и политических актов Запада в отношении России.
Мария Захарова напомнила «партнерам» профессиональный порядок отработки такого рода предложений. Если у кого-то есть какие-то предложения к России, они должны быть соответствующим образом сформулированы и сформированы «и переданы российской стороне на рассмотрение».
«Обсуждение этой темы нужно вести в профессиональной, а не публично-развлекательной сфере», пока же «сложно понять, о чем идет речь», добавила официальный представитель МИД.
В переводе с дипломатического языка на «общегражданский» — назвала «предложение» болтовнёй, если не чем-то хуже.
Надо полагать, что партнеры ожидали несколько иной реакции России. После завершения переговоров с Путиным Макрон позвонил Трампу, а тот, уже рассказывая в Белом доме журналистам о разговоре с французским коллегой, заявил, что считает целесообразным возвращение «к формату G8 с участием России» уже в 2020 году, когда хозяйкой встречи будут США. Получается, что и Макрон имел в виду не разовое приглашение и не «G7,5», а именно G8, существовавший с 1997 по 2014 год.
По законам дипломатического жанра оставалось выждать до следующего дня, а пока наслаждаться радостным бурлением в России. Утром же приступить к привычной тактике «салями» (партнеру делается умопомрачительно щедрое предложение, а затем, пользуясь эйфорией визави, от него добиваются, «отрезают тоненькими ломтиками, как от салями», множества мелких уступок). Увы, русские не уцепились в батон колбасы, а смачно на него плюнули в первые два-три часа после новости, оставив авторам идеи доедать продукт, нарезая хоть тонкими, хоть толстыми кружками.
По-хорошему, Макрону следовало подвесить ситуацию: «трудности перевода», «фраза про мечту о Европе от Лиссабона до Владивостока — это неправильно понятая формула вежливости» и т. п. — всё это должен был взять на себя пресс-секретарь, а лучше какой-нибудь второй помощник замглавы МИД. Тогда получилось бы, что русские зря всполошились и бьют в пустоту. Но Макрон, возможно, не дождавшись доклада о реакции Москвы на предложение… подтвердил его, выдвинув предварительное условие возвращения России в клуб: Москва должна урегулировать ситуацию на Украине (как и накануне, назвав ее «кризисом», а не «войной», чем сильно нервировал Киев), иначе позиция G7 по Украине будет выглядеть непоследовательной, если не глупой.
Кто бы спорил? Дискурс, в котором уживаются «политика санкций» и возможность воссоздания G8, — шизофрения. И не кто иной, как сам Макрон, поставил себя в это неумное положение.
Трамп, надо отдать ему должное, отмолчался, дав понять, что его видение России в G8 — вопрос стратегический. И вообще, он сейчас больше занят перепалкой с Данией, которая отвергла его предложение о продаже Гренландии США. Странно, что демократы-конспирологи, подозревающие Трампа в работе на Россию, еще не обвинили его в том, что этот дурацкий конфликт может стать той каплей, которая перевесит чашу весов общественного мнения и правительства Дании в пользу выдачи разрешения «Газпрому» на один из маршрутов «Северного потока-2». Но кто же его обвинит? Китай владеет двумя третями мировых запасов редкоземельных металлов и уже протягивает руки к Гренландии, где лежит половина оставшихся. Ждем продолжения захватывающей истории.
Зато к вечеру на сцену вышли фрау канцлерин и автор лимерика (пятистишия) о козе и президенте Турции Реджепе Эрдогане — соответственно Ангела Меркель и Борис Джонсон, премьер-министр Ее Королевского Величества. Первая подтвердила: «Сначала Украина», второй добавил к Украине Солсбери и «многие другие страны». Не обошлось, правда, без очередного конфуза: Джонсон назвал события на Украине даже не кризисом, как Макрон, а гораздо хуже — гражданской войной.
И, наконец, вышел он — в белом фраке. Президент Украины Владимир Зеленский. Вчера автор никак не мог ответить на вопрос, расстраиваться или радоваться тому, что Запад ни черта не смыслит в России, не может элементарно спрогнозировать ее реакцию. Какой-то украинский блогер то ли всерьез, то ли в шутку (что, в общем-то, не важно: в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда, иначе это не смешно) предположил, что Россия теперь точно бросит Донбасс и уйдет из Крыма: ей же возвращение в «саму G8» предложили! Но нет такого анекдота, который украинцы не воплотили бы в жизнь.
Глава Незалежной заявил, что Россия вернется в G8 и «займет место в повестке дня высокой дипломатии» только после «возвращения» Крыма и «прекращения оккупации» Донбасса. Мария Захарова напомнила президенту соседнего государства, что РФ — член Совета Безопасности ООН, «где участвует и в формировании повестки, и в реализации мировой политики». А также о том, что Украина обязана выполнять Минские соглашения, поддержанные резолюцией этого самого Совбеза ООН. Сам же комментарий Зеленского представитель МИД РФ назвала «бессмысленным набором букв».
Пока президент Украины созванивался с премьер-министром Британии, нет, не с требованием разъяснений, слов о «гражданской войне» британец так и не отозвал, а для того, чтобы «поблагодарить Джонсона за твердую и принципиальную позицию Великобритании в поддержку Украины в свете недавних заявлений о возможности возвращения России в Большую семерку», к обеду третьего дня после события, проснулся и Евросоюз. Как же без него.
Жесткую и бескомпромиссную позицию Европы высказал неназванный, но «высокопоставленный источник в структурах ЕС». «Приглашение России будет признаком слабости», — сообщил инкогнито корреспонденту агентства Reuters. Кажется, ждать продолжения банкета больше не от кого. Разве что выскажется еще Совет Европы и вечно опаздывающие эстонцы.
Кстати, о Совете Европы и всё той же тактике «салями». Очень хитрый Макрон еще в ходе пресс-конференции с Путиным по результатам рабочего визита сделал несколько «надрезов» на колбасе для последующей нарезки следующих требований к России, помимо Украины. В частности, он упомянул Сирию и даже «протесты оппозиции» в Москве.
«Этим летом мы призывали к свободе протеста, свободе слова, свободе мнения и свободе участвовать в выборах, которые должны соблюдаться в России, как и в любой стране, являющейся членом Совета Европы», — заявил победитель «желтых жилетов».
Тогда вступать в полемику Путин не стал, а ответил Макрону через день, уже из Хельсинки:
«Что касается нашей работы в Совете Европы. Мы туда не рвемся. Если нас там не хотят видеть, мы готовы обойтись без этого».
Точнее, «если не захотят», поскольку делегации России уже возвращены полномочия в ПАСЕ. Тем не менее Россия, похоже, не признает «обязанности» автоматически уплатить «долг» за годы, когда наша делегация не принимала участия в заседаниях. «Может быть, но не сразу». И при условии, если местные русофобы научатся общепринятым правилам дискуссий и поведения.
Вообще, поговаривают, что интерес к Совету Европы в Кремле перегорел. Что, как это часто случается, стало ясно, когда красавица сдалась. Будто бы еще в 2014 году на стол легли предложения, как бы это помягче сказать, позволяющие этой организации достойно уйти в историю.
Совет Европы с его ПАСЕ — это эрзац Евросоюза, извините, для лохов. И Россия ему нужна не только ради взносов, но и ради самосохранения, ибо по своему составу СЕ на 90% дублирует Евросоюз (плюс страны Старой Европы — Норвегия, Швейцария — у которых с ЕС двусторонние соглашения, плюс страны-кандидаты Западных Балкан, плюс микрогосударства, которые входят в СЕ, но не входят в ЕС — Андорра, Монако и др.).
Совет Европы собирались распустить еще в конце 1980-х, когда почти все его члены уже вступили в Евросоюз (тогда — Европейское экономическое сообщество / ЕЭС). Но тут подоспел развал Восточного блока. СЕ получил «подкрепление». Сегодня картина повторяется, Совет Европы снова превратился в Евросоюз с довеском в виде всего нескольких стран. Некоторые из этих стран большие, но довесок все равно можно назвать рахитичным, поскольку эти страны в обозримой перспективе в ЕС не ждут. Это Россия, Турция, Украина, Молдова и три государства Южного Кавказа. Белоруссия вообще не член СЕ. Чиновники Совета Европы, конечно, трепыхаются, пытаются доказать свою нужность, понабирали наблюдателей от Мексики до Иордании, но это обманка: членами Совета Европы и тем более Евросоюза этим государствам не стать.
Турки после того, как поняли, что членство в Евросоюзе им не светит, предупредили, что при малейшей попытке санкций и даже «необоснованной критики» хлопнут дверью. Если же из Совета Европы выйдет РФ, то девочкой для садо-мазо утех останется одна Украина. Ну и кто будет ради этого содержать громоздкую и дорогую организацию? Она может продержаться еще сколько-то лет, но она будет обречена.
А теперь самое главное. В случае улучшения отношений с Европой и ее желания установить с Россией серьезные отношения, даже если (!) Совет Европы будет еще жив, Россия ни при каких условиях и обещаниях не согласится на «возвращение» в СЕ. Единственный вариант структурного взаимодействия — двусторонний формат, равноправная «равносторонняя» двусторонняя организация ЕС — РФ. Если в ЕС захотят создать такие же организации с Украиной, Турцией, да хоть с Арменией — это их проблемы. Но России ни к чему, выражаясь языком Косачева, ловушки «сорок на одного».
Возвращаясь к теме фальстарта Макрона. Объективно сама попытка «развести» Россию на теме воссоздания G8 — дипломатический прокол, т. к. вводит эту тему в повестку, легитимирует ее. Просто представьте, что кто-то из западных лидеров заговорил бы об этом в 2015-м или 2016-м. Теперь это реальность, а Кремль получил возможность высказаться по ней (в отличие от партнеров не на пустом месте, а по принципу «вы сказали, мы ответили»).
Скорее всего, к началу предстоящего саммита G7 в Биаррице, Франция, 24–26 августа партнеры осознают прокол, остынут и тему «приглашения» России в G8 замнут. Иначе нарвутся на новые вполне официальные комментарии. Приходится еще и еще раз повторять: политикой рулит повестка, а она задается даже неосторожными заявлениями государственных деятелей. Сделанными всерьез, в шутку, спонтанно, показавшимися остроумными или важными. Изгнать из повестки тему, попавшую в нее, в разы, если не в десятки раз труднее. Люди начинают думать и говорить об этом.
Расстраиваться или радоваться тому, что Запад так легкомысленно, непрофессионально подходит к формированию повестки отношений с Россией? Скажем так: учитывать и использовать.
Альберт Акопян (Урумов)
22 августа 2019 21:57 Россию «пригласили» вернуться в G7 (или G8, или G7,5). И почти сразу выдвинули «ряд условий». Это почти сразу и погубило идею Эмманюэля Макрона и Дональда Трампа. Последовавший довесок к «условиям» со стороны Ангелы Меркель и Бориса Джонсона был уже совсем ни о чем, а когда со своими тремя копейками вылез Владимир Зеленский, оказалось, что в этой компании уже пять клоунов. Дело в том, что скорость и жесткость ответа Кремля и, что важно, последовательность — от парламентариев к МИД — показывает, что в Москве просчитали возможность такого «приглашения» и подготовились к нему. Первым, еще до официальной реакции МИД, озвучил «заготовочку» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Сенатор и кадровый дипломат дал понять, что без присоединения к клубу Китая и Индии (G10) он всё больше превращается в посиделки, далекие от учета «масштабов экономик и влияния на мировую политику». Т. е. Москва сразу же назвала свои условия диалога на данную тему. Кроме того, Россия, по словам Косачева, не собирается снова лезть в ловушку «семеро против одного» с их представлениями о «новом мировом порядке». Сотрудничество возможно только на условиях равенства прав и возможностей участников, согласился с коллегой глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий. И добавил еще одно ключевое условие: возвращение России в организацию «не должно сводиться к каким-то ритуальным действиям на фоне агрессивной политики санкций стран клуба G7». Т. е. первичен вопрос устранения незаконных экономических и политических актов Запада в отношении России. Мария Захарова напомнила «партнерам» профессиональный порядок отработки такого рода предложений. Если у кого-то есть какие-то предложения к России, они должны быть соответствующим образом сформулированы и сформированы «и переданы российской стороне на рассмотрение». «Обсуждение этой темы нужно вести в профессиональной, а не публично-развлекательной сфере», пока же «сложно понять, о чем идет речь», добавила официальный представитель МИД. В переводе с дипломатического языка на «общегражданский» — назвала «предложение» болтовнёй, если не чем-то хуже. Надо полагать, что партнеры ожидали несколько иной реакции России. После завершения переговоров с Путиным Макрон позвонил Трампу, а тот, уже рассказывая в Белом доме журналистам о разговоре с французским коллегой, заявил, что считает целесообразным возвращение «к формату G8 с участием России» уже в 2020 году, когда хозяйкой встречи будут США. Получается, что и Макрон имел в виду не разовое приглашение и не «G7,5», а именно G8, существовавший с 1997 по 2014 год. По законам дипломатического жанра оставалось выждать до следующего дня, а пока наслаждаться радостным бурлением в России. Утром же приступить к привычной тактике «салями» (партнеру делается умопомрачительно щедрое предложение, а затем, пользуясь эйфорией визави, от него добиваются, «отрезают тоненькими ломтиками, как от салями», множества мелких уступок). Увы, русские не уцепились в батон колбасы, а смачно на него плюнули в первые два-три часа после новости, оставив авторам идеи доедать продукт, нарезая хоть тонкими, хоть толстыми кружками. По-хорошему, Макрону следовало подвесить ситуацию: «трудности перевода», «фраза про мечту о Европе от Лиссабона до Владивостока — это неправильно понятая формула вежливости» и т. п. — всё это должен был взять на себя пресс-секретарь, а лучше какой-нибудь второй помощник замглавы МИД. Тогда получилось бы, что русские зря всполошились и бьют в пустоту. Но Макрон, возможно, не дождавшись доклада о реакции Москвы на предложение… подтвердил его, выдвинув предварительное условие возвращения России в клуб: Москва должна урегулировать ситуацию на Украине (как и накануне, назвав ее «кризисом», а не «войной», чем сильно нервировал Киев), иначе позиция G7 по Украине будет выглядеть непоследовательной, если не глупой. Кто бы спорил? Дискурс, в котором уживаются «политика санкций» и возможность воссоздания G8, — шизофрения. И не кто иной, как сам Макрон, поставил себя в это неумное положение. Трамп, надо отдать ему должное, отмолчался, дав понять, что его видение России в G8 — вопрос стратегический. И вообще, он сейчас больше занят перепалкой с Данией, которая отвергла его предложение о продаже Гренландии США. Странно, что демократы-конспирологи, подозревающие Трампа в работе на Россию, еще не обвинили его в том, что этот дурацкий конфликт может стать той каплей, которая перевесит чашу весов общественного мнения и правительства Дании в пользу выдачи разрешения «Газпрому» на один из маршрутов «Северного потока-2». Но кто же его обвинит? Китай владеет двумя третями мировых запасов редкоземельных металлов и уже протягивает руки к Гренландии, где лежит половина оставшихся. Ждем продолжения захватывающей истории. Зато к вечеру на сцену вышли фрау канцлерин и автор лимерика (пятистишия) о козе и президенте Турции Реджепе Эрдогане — соответственно Ангела Меркель и Борис Джонсон, премьер-министр Ее Королевского Величества. Первая подтвердила: «Сначала Украина», второй добавил к Украине Солсбери и «многие другие страны». Не обошлось, правда, без очередного конфуза: Джонсон назвал события на Украине даже не кризисом, как Макрон, а гораздо хуже — гражданской войной. И, наконец, вышел он — в белом фраке. Президент Украины Владимир Зеленский. Вчера автор никак не мог ответить на вопрос, расстраиваться или радоваться тому, что Запад ни черта не смыслит в России, не может элементарно спрогнозировать ее реакцию. Какой-то украинский блогер то ли всерьез, то ли в шутку (что, в общем-то, не важно: в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда, иначе это не смешно) предположил, что Россия теперь точно бросит Донбасс и уйдет из Крыма: ей же возвращение в «саму G8» предложили! Но нет такого анекдота, который украинцы не воплотили бы в жизнь. Глава Незалежной заявил, что Россия вернется в G8 и «займет место в повестке дня высокой дипломатии» только после «возвращения» Крыма и «прекращения оккупации» Донбасса. Мария Захарова напомнила президенту соседнего государства, что РФ — член Совета Безопасности ООН, «где участвует и в формировании повестки, и в реализации мировой политики». А также о том, что Украина обязана выполнять Минские соглашения, поддержанные резолюцией этого самого Совбеза ООН. Сам же комментарий Зеленского представитель МИД РФ назвала «бессмысленным набором букв». Пока президент Украины созванивался с премьер-министром Британии, нет, не с требованием разъяснений, слов о «гражданской войне» британец так и не отозвал, а для того, чтобы «поблагодарить Джонсона за твердую и принципиальную позицию Великобритании в поддержку Украины в свете недавних заявлений о возможности возвращения России в Большую семерку», к обеду третьего дня после события, проснулся и Евросоюз. Как же без него. Жесткую и бескомпромиссную позицию Европы высказал неназванный, но «высокопоставленный источник в структурах ЕС». «Приглашение России будет признаком слабости», — сообщил инкогнито корреспонденту агентства Reuters. Кажется, ждать продолжения банкета больше не от кого. Разве что выскажется еще Совет Европы и вечно опаздывающие эстонцы. Кстати, о Совете Европы и всё той же тактике «салями». Очень хитрый Макрон еще в ходе пресс-конференции с Путиным по результатам рабочего визита сделал несколько «надрезов» на колбасе для последующей нарезки следующих требований к России, помимо Украины. В частности, он упомянул Сирию и даже «протесты оппозиции» в Москве. «Этим летом мы призывали к свободе протеста, свободе слова, свободе мнения и свободе участвовать в выборах, которые должны соблюдаться в России, как и в любой стране, являющейся членом Совета Европы», — заявил победитель «желтых жилетов». Тогда вступать в полемику Путин не стал, а ответил Макрону через день, уже из Хельсинки: «Что касается нашей работы в Совете Европы. Мы туда не рвемся. Если нас там не хотят видеть, мы готовы обойтись без этого». Точнее, «если не захотят», поскольку делегации России уже возвращены полномочия в ПАСЕ. Тем не менее Россия, похоже, не признает «обязанности» автоматически уплатить «долг» за годы, когда наша делегация не принимала участия в заседаниях. «Может быть, но не сразу». И при условии, если местные русофобы научатся общепринятым правилам дискуссий и поведения. Вообще, поговаривают, что интерес к Совету Европы в Кремле перегорел. Что, как это часто случается, стало ясно, когда красавица сдалась. Будто бы еще в 2014 году на стол легли предложения, как бы это помягче сказать, позволяющие этой организации достойно уйти в историю. Совет Европы с его ПАСЕ — это эрзац Евросоюза, извините, для лохов. И Россия ему нужна не только ради взносов, но и ради самосохранения, ибо по своему составу СЕ на 90% дублирует Евросоюз (плюс страны Старой Европы — Норвегия, Швейцария — у которых с ЕС двусторонние соглашения, плюс страны-кандидаты Западных Балкан, плюс микрогосударства, которые входят в СЕ, но не входят в ЕС — Андорра, Монако и др.). Совет Европы собирались распустить еще в конце 1980-х, когда почти все его члены уже вступили в Евросоюз (тогда — Европейское экономическое сообщество / ЕЭС). Но тут подоспел развал Восточного блока. СЕ получил «подкрепление». Сегодня картина повторяется, Совет Европы снова превратился в Евросоюз с довеском в виде всего нескольких стран. Некоторые из этих стран большие, но довесок все равно можно назвать рахитичным, поскольку эти страны в обозримой перспективе в ЕС не ждут. Это Россия, Турция, Украина, Молдова и три государства Южного Кавказа. Белоруссия вообще не член СЕ. Чиновники Совета Европы, конечно, трепыхаются, пытаются доказать свою нужность, понабирали наблюдателей от Мексики до Иордании, но это обманка: членами Совета Европы и тем более Евросоюза этим государствам не стать. Турки после того, как поняли, что членство в Евросоюзе им не светит, предупредили, что при малейшей попытке санкций и даже «необоснованной критики» хлопнут дверью. Если же из Совета Европы выйдет РФ, то девочкой для садо-мазо утех останется одна