✔ Госдума предложила новые ограничения для Интернета - «Общество»
Wright 29-07-2019, 12:40 193 Новости дня / Политика / ОбществоПод самое закрытие весенней сессии Госдумы член комитета по информационной политике Антон Горелкин предложил запретить иностранцам владеть большими долями в «значимых» сервисах и ресурсах. Депутат полагает, что это защитит персональные данные россиян. Речь идет о самых посещаемых российскими пользователями сайтах, популярных приложениях и программах. Крупные игроки рынка возмущены. В правительстве тоже недоумевают. Резко упали акции IT-гигантов. Эксперты уверены в абсурдности идеи.
Вечером последнего дня работы Госдумы на портале законопроектов появились поправки в законы «Об информации» и «О персональных данных». Отличился перед уходом на каникулы единоросс Антон Горелкин. Он предлагает запретить иностранцам владеть более чем 20% «значимых информационных ресурсов». Это могут быть сайты, информационные системы, программы для электронных вычислительных машин, говорится в документе. Определять «значимость» сайтов предлагается специальной правительственной комиссии и Роскомнадзору. Горелкин в своем законопроекте прописал еще одну важную поправку - «технические средства значимых информационных ресурсов должны размещаться на территории РФ». Парламентарий рассчитывает, что поправки вступят в силу с 2020 года. Нарушителей запрета лишат возможности рекламироваться. Отмечается, что правительственная комиссия сможет принимать решения об ограничениях в сборе и обработке информации пользователей. По сути, это то же самое, что блокировка. Поисковой запрос — это сбор информации. Результаты поиска — это обработка. С таким запретом работа сайтов приостанавливается.
Получается, что законопроект касается вообще всего глобального, что есть в рунете. Поисковики, соцсети, программное обеспечение принадлежит иностранным компаниям. Это нормально, потому что интернет и задумывался как всемирная система для хранения, обработки и передачи информации. Под вопрос ставится работа Google, Microsoft в России, не говоря уже о Facebook, YouTube, Instagram и прочих популярных ресурсов. Впрочем, ничего нового: задумка Горелкина продолжает миссию «пакета Яровой» и «закона о суверенном интернете» и станет еще одним законодательным инструментом к установлению российского файревола.
Законотворческий опус вызвал волну непонимания у всех причастных. Министр связи Константин Носков назвал документ необдуманным и призвал не закручивать гайки в отношении компаний, являющихся «национальным достоянием». Как объявил сам Горелкин в СМИ, своей инициативой он метил вовсе не в американских IT-гигантов, а в российский «Яндекс». Парламентария огорчает, что «национальное достояние» не такое уж национальное. Почти 90% акций распределены между иностранными инвестфондами. Законопроект Горелкина вкупе с его публичными пояснениями обрушили акции «Яндекса» сразу на шесть пунктов.
Это выглядит подозрительно, особенно если вспомнить биографию «виновника торжества» Горелкина. Бывший журналист и пиарщик, курировавший информаполитику в правительстве Кемеровской области, он впервые прославился как раз из-за неудачного самопиара. Сразу после трагедии в «Зимней вишне» депутат записал гневное видеообращение про коррупцию в регионе, а общественность в ответ обвинила его в хайпе и бездействии: мол, сам для борьбы с коррупцией за полтора года в Госдуме ничего не сделал. Впрочем, занимался он другим. В законотворческом портфолио депутата — предложение об увеличении времени рекламы на телевидении с 9 до 12 минут в час. Причем эфирное время, предназначенное для рекламы, оставалось бы на прежнем уровне. Как следовало из документа, рекламы становило бы больше в прайм-тайм, а в низкорейтинговых передачах — меньше. Плюс ко всему депутат предложил крутить рекламу в детских передачах. Телезрители от такой идеи явно бы не выиграли: рекламы и так слишком много. Ответ на вопрос, в чьих интересах этот законопроект лежит на поверхности.
Впрочем, новая затея клеймившего коррупцию Горелкина в этот раз исполнена изящнее. По крайней мере, возможная личная финансовая выгода здесь подана под соусом политической тенденции к созданию суверенного интернета и стремлению контролировать игроков IT-рынка.
Профильной экспертизы законопроект Горелкина не проходил, поэтому и стал для участников рынка полной неожиданностью.
«Это, скорее, шантажистский законопроект, - считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, - Его продавливание и дальше будет влиять на акции, но абсурдность идеи очевидна. Инвесторы не будут вкладываться в компании, когда их собираются лишить этой доли в случае, если продукт окажется успешным. Это поставит крест даже на самых перспективных российских проектах. Здравых обоснований у этого законопроекта я не вижу».
Под самое закрытие весенней сессии Госдумы член комитета по информационной политике Антон Горелкин предложил запретить иностранцам владеть большими долями в «значимых» сервисах и ресурсах. Депутат полагает, что это защитит персональные данные россиян. Речь идет о самых посещаемых российскими пользователями сайтах, популярных приложениях и программах. Крупные игроки рынка возмущены. В правительстве тоже недоумевают. Резко упали акции IT-гигантов. Эксперты уверены в абсурдности идеи. Вечером последнего дня работы Госдумы на портале законопроектов появились поправки в законы «Об информации» и «О персональных данных». Отличился перед уходом на каникулы единоросс Антон Горелкин. Он предлагает запретить иностранцам владеть более чем 20% «значимых информационных ресурсов». Это могут быть сайты, информационные системы, программы для электронных вычислительных машин, говорится в документе. Определять «значимость» сайтов предлагается специальной правительственной комиссии и Роскомнадзору. Горелкин в своем законопроекте прописал еще одну важную поправку - «технические средства значимых информационных ресурсов должны размещаться на территории РФ». Парламентарий рассчитывает, что поправки вступят в силу с 2020 года. Нарушителей запрета лишат возможности рекламироваться. Отмечается, что правительственная комиссия сможет принимать решения об ограничениях в сборе и обработке информации пользователей. По сути, это то же самое, что блокировка. Поисковой запрос — это сбор информации. Результаты поиска — это обработка. С таким запретом работа сайтов приостанавливается. Получается, что законопроект касается вообще всего глобального, что есть в рунете. Поисковики, соцсети, программное обеспечение принадлежит иностранным компаниям. Это нормально, потому что интернет и задумывался как всемирная система для хранения, обработки и передачи информации. Под вопрос ставится работа Google, Microsoft в России, не говоря уже о Facebook, YouTube, Instagram и прочих популярных ресурсов. Впрочем, ничего нового: задумка Горелкина продолжает миссию «пакета Яровой» и «закона о суверенном интернете» и станет еще одним законодательным инструментом к установлению российского файревола. Законотворческий опус вызвал волну непонимания у всех причастных. Министр связи Константин Носков назвал документ необдуманным и призвал не закручивать гайки в отношении компаний, являющихся «национальным достоянием». Как объявил сам Горелкин в СМИ, своей инициативой он метил вовсе не в американских IT-гигантов, а в российский «Яндекс». Парламентария огорчает, что «национальное достояние» не такое уж национальное. Почти 90% акций распределены между иностранными инвестфондами. Законопроект Горелкина вкупе с его публичными пояснениями обрушили акции «Яндекса» сразу на шесть пунктов. Это выглядит подозрительно, особенно если вспомнить биографию «виновника торжества» Горелкина. Бывший журналист и пиарщик, курировавший информаполитику в правительстве Кемеровской области, он впервые прославился как раз из-за неудачного самопиара. Сразу после трагедии в «Зимней вишне» депутат записал гневное видеообращение про коррупцию в регионе, а общественность в ответ обвинила его в хайпе и бездействии: мол, сам для борьбы с коррупцией за полтора года в Госдуме ничего не сделал. Впрочем, занимался он другим. В законотворческом портфолио депутата — предложение об увеличении времени рекламы на телевидении с 9 до 12 минут в час. Причем эфирное время, предназначенное для рекламы, оставалось бы на прежнем уровне. Как следовало из документа, рекламы становило бы больше в прайм-тайм, а в низкорейтинговых передачах — меньше. Плюс ко всему депутат предложил крутить рекламу в детских передачах. Телезрители от такой идеи явно бы не выиграли: рекламы и так слишком много. Ответ на вопрос, в чьих интересах этот законопроект лежит на поверхности. Впрочем, новая затея клеймившего коррупцию Горелкина в этот раз исполнена изящнее. По крайней мере, возможная личная финансовая выгода здесь подана под соусом политической тенденции к созданию суверенного интернета и стремлению контролировать игроков IT-рынка. Профильной экспертизы законопроект Горелкина не проходил, поэтому и стал для участников рынка полной неожиданностью. «Это, скорее, шантажистский законопроект, - считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, - Его продавливание и дальше будет влиять на акции, но абсурдность идеи очевидна. Инвесторы не будут вкладываться в компании, когда их собираются лишить этой доли в случае, если продукт окажется успешным. Это поставит крест даже на самых перспективных российских проектах. Здравых обоснований у этого законопроекта я не вижу».