✔ Геноцид осетин 1920 года: о чем Путин напомнил Грузии - «Общество»
Леокадия 16-07-2019, 16:17 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
14:31Недавно, общаясь с журналистами после участия в работе II Глобального саммита по производству и индустриализации, глава России Владимир Путин сделал развернутое пояснение по истории взаимоотношений Грузии и Осетии. Он, в частности, напомнил о зверствах грузинских войск в Южной Осетии в 1920 году, охарактеризовав эти действия как геноцид. Эти слова были справедливо расценены как признание руководителем России факта преступлений против человечности в отношении южной ветви осетинского народа.
Геноцид южных осетин 1920 года — масштабное международное преступление, совершенное меньшевистским руководством так называемой Грузинской Демократической Республики с целью уничтожения целой этнической группы.
По общепринятым международным нормам истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид. В нашем случае мы имеем факты целенаправленного истребления народа Южной Осетии правительством Грузии в 1920 г., имевшие самые негативные последствия для осетин Южной Осетии.
Карательная акция грузинского правительства стала ответом на требования населения Южной Осетии предоставить ему те же права, что и другим регионам бывшей Российской империи.
В июне 1917 года в селении Джава (Дзау) состоялся первый съезд Национального совета Южной Осетии — собрания народных представителей. Делегаты съезда от различных политических партий — эсеры, анархисты, большевики, меньшевики — в специальном постановлении по национальному вопросу четко обозначили право осетин на самоопределение.
«Если кавказские народы получат территориально-национальные автономии, то осетинам, объединенным в одну национальную единицу, представляется право свободного самоопределения», — было указано в документе.
Требования руководителей национального движения Южной Осетии носили сугубо демократический характер и были направлены на достижение законного права 100-тысячного югоосетинского крестьянства на национальное самоопределение. В его основе — возможность иметь в Южной Осетии ту форму политического и территориального устройства, которое бы население считало для себя приемлемым.
В ответ последовали карательные акции. Вторжение регулярных войск в Южную Осетию носило характер имперской агрессии, направленной на уничтожение осетинского народа, выселение их с исконных территорий и заселение Южной Осетии грузинами. При этом действия карательных отрядов в регионе носили характер прямого поголовного уничтожения мирного населения Южной Осетии. Методы и масштабы уничтожения осетинских сел имели варварский характер, были санкционированы правительством Грузии, которое не скрывало своих намерений физически очистить Южную Осетию от осетин.
По всем принятым международным правовым актам, поголовное истребление осетин, зверские методы уничтожения женщин, детей, стариков, грабежи и насилия, захват имущества, скота, уничтожение посевов, приведение масс к голоду и эпидемиям тифа и холеры, массовое заселение осетинских сел переселенцами-грузинами из горных и других районов есть не что иное, как геноцид.
После распада Российской империи 26 мая 1918 года Грузия провозгласила свою независимость и сразу же выдвинула претензии на территорию Южной Осетии. Это вызвало резкий протест осетинского народа, представители которого на национальных съездах декларировали самостоятельность региона.
Грузия начала беспощадно подавлять любые попытки южных осетин к этническому и политическому самоопределению, не чураясь никаких методов. В марте 1918 года грузинское правительство вводит в Южную Осетию войска, чтобы подавить революционные выступления. 12 мая 1919 года воинские подразделения грузинских меньшевиков под командованием генерала Каралова занимают Цхинвал и распускают Национальный совет.
Кульминацией националистической политики так называемого демократического руководства Грузии стал июнь 1920 года.
После того как грузинская меньшевистская гвардия 12 июня ворвалась в Цхинвал, на улицах города началось избиение осетин. В каждый дом осетинской слободки, где компактно проживало осетинское население Цхинвала (ныне район улиц Осетинская и Туганова), врывались каратели. Практически все мужское население осетинской национальности было уничтожено. В живых остались только те, кто успел укрыться или отступить вместе с повстанцами в горы.
Начиная с 12 июня 1920 года грузинские войска сожгли практически все осетинские села от Цхинвала до северного селения Рук, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Десятки тысяч осетин вынуждены были спасаться бегством, бросая свои жилища и дома.
Известный политический деятель Грузии тех лет Ф.И. Махарадзе писал об этих событиях:
«Не будем останавливаться на описании тех ужасов и дикостей, которые были совершены грузинскими войсками и гвардией под начальством палача Джугели над населением Юго-Осетии. Они не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами, вооруженными и безоружными. Грузинские палачи вели себя как звери и дикари. Они убивали всех без разбора, разрушали, жгли все на своем пути».
Впрочем, о своих злодеяниях не стеснялись открыто говорить и сами организаторы геноцида. Начальник штаба грузинской национальной гвардии, выжигающей села юга Осетии Валико Джугели писал в своем дневнике:
«Всюду вокруг нас горят осетинские деревни… В интересах борющегося рабочего класса, в интересах грядущего социализма мы будем жестоки. Да, будем. Я со спокойной душой и чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма… Я совершенно спокоен».
Вот каковы были последствия действий на территории Южной Осетии войск грузинского правительства (по данным парламентской комиссии РЮО по геноциду 1920 г.):
Убито и умерло во время бегства и эмиграции: мужчин — 1593, женщин — 1375, детей — 1844. Всего погибли 4812 человек.
Изнасиловано женщин — 62 случая.
Сожжено 4227 жилых и хозяйственных построек.
Разграблено 1268 домов.
Угнано крупного рогатого скота 19 764 головы, мелкого скота — 46 428 голов.
Погиб весь урожай 1920 года.
Исход осетинского населения через заснеженные перевалы Главного Кавказского хребта в Северную Осетию продолжался до декабря 1920 года, пока снежные обвалы не закрыли все пешие переходы.
Слова президента Российской Федерации Владимира Путина не остались без внимания и в самой Грузии. Понятно, что там высказали категорическое неприятие справедливому мнению российского лидера. Мало того, что свою негативную позицию высказали политики и историки, в стороне не осталась и Грузинская православная церковь.
«Заявление Путина должно стать вызовом для грузинского государства, грузинской науки и каждого из нас, необходимо быстро реагировать», — говорится в комментарии патриархии Грузинской православной церкви (ГПЦ).
Слова Путина, по мнению руководства ГПЦ, стали своеобразным вызовом для грузинского государства и грузинской науки.
«Необходимо своевременно провести квалифицированный отбор существующих научных исследований и материалов на популярном языке, касающихся как в целом истории страны, так и ее отдельных этапов, и осуществить их перевод на английский, русский и другие иностранные языки. Каждый может принять участие в этом процессе», — такой призыв содержится в документе, представленном патриархией Грузии.
Грузинское общество обеспокоил тот факт, что геноцид южных осетин может стать предметом широкого международного обсуждения. Свидетелем такой же нервной реакции грузинского социума мы стали в 2011 году после заявления посла Франции в Грузии Эрика Фурнье. Во время интервью журналу «Тбилиселеби» французский посол вступил в полемику с грузинским журналистом, который высказывал упреки относительно того, что в Париже недостаточно жестко критикуют Россию за события августа 2008 года.
«В Грузии ищут ответственность за войну не там, где ее нужно искать. Кто начал войну? Кто первым выстрелил в направлении Цхинвала? Вы не сможете заново написать историю и найти ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики, которая в 1920 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране», — это справедливое высказывание посла вызвало бурю негодования среди грузинского политического истеблишмента.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на срочно организованном брифинге заявила, что внешнеполитическое ведомство Грузии потребует разъяснений непосредственно от французского посла. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия заявил, что посол Франции в Грузии Эрик Фурнье не знает новейшую историю Грузии. Грузинский политолог Сосо Цинцадзе обвинил посла Франции в «распространении сплетен» и призвал власти Грузии «объявить Эрика Фурнье персоной нон-грата». Эксперт Ника Читидзе обвинил посла Франции Эрика Фурнье в необразованности. При этом каждый из них не преминул припомнить действия французских властей в колониальных владениях Франции.
Нечто подобное происходит в Грузии относительно высказывания Путина по геноциду осетин. Но историческая правда — вещь объективная, поэтому никому и никогда не удастся замолчать свидетельства преступлений против мирных жителей, единственной виной которых в глазах грузинского правительства было то, что они являлись осетинами.
Старший научный сотрудник отдела этнологии и истории ЮОНИИ, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов
16 июля 2019 14:31 Недавно, общаясь с журналистами после участия в работе II Глобального саммита по производству и индустриализации, глава России Владимир Путин сделал развернутое пояснение по истории взаимоотношений Грузии и Осетии. Он, в частности, напомнил о зверствах грузинских войск в Южной Осетии в 1920 году, охарактеризовав эти действия как геноцид. Эти слова были справедливо расценены как признание руководителем России факта преступлений против человечности в отношении южной ветви осетинского народа. Геноцид южных осетин 1920 года — масштабное международное преступление, совершенное меньшевистским руководством так называемой Грузинской Демократической Республики с целью уничтожения целой этнической группы. По общепринятым международным нормам истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид. В нашем случае мы имеем факты целенаправленного истребления народа Южной Осетии правительством Грузии в 1920 г., имевшие самые негативные последствия для осетин Южной Осетии. Карательная акция грузинского правительства стала ответом на требования населения Южной Осетии предоставить ему те же права, что и другим регионам бывшей Российской империи. В июне 1917 года в селении Джава (Дзау) состоялся первый съезд Национального совета Южной Осетии — собрания народных представителей. Делегаты съезда от различных политических партий — эсеры, анархисты, большевики, меньшевики — в специальном постановлении по национальному вопросу четко обозначили право осетин на самоопределение. «Если кавказские народы получат территориально-национальные автономии, то осетинам, объединенным в одну национальную единицу, представляется право свободного самоопределения», — было указано в документе. Требования руководителей национального движения Южной Осетии носили сугубо демократический характер и были направлены на достижение законного права 100-тысячного югоосетинского крестьянства на национальное самоопределение. В его основе — возможность иметь в Южной Осетии ту форму политического и территориального устройства, которое бы население считало для себя приемлемым. В ответ последовали карательные акции. Вторжение регулярных войск в Южную Осетию носило характер имперской агрессии, направленной на уничтожение осетинского народа, выселение их с исконных территорий и заселение Южной Осетии грузинами. При этом действия карательных отрядов в регионе носили характер прямого поголовного уничтожения мирного населения Южной Осетии. Методы и масштабы уничтожения осетинских сел имели варварский характер, были санкционированы правительством Грузии, которое не скрывало своих намерений физически очистить Южную Осетию от осетин. По всем принятым международным правовым актам, поголовное истребление осетин, зверские методы уничтожения женщин, детей, стариков, грабежи и насилия, захват имущества, скота, уничтожение посевов, приведение масс к голоду и эпидемиям тифа и холеры, массовое заселение осетинских сел переселенцами-грузинами из горных и других районов есть не что иное, как геноцид. После распада Российской империи 26 мая 1918 года Грузия провозгласила свою независимость и сразу же выдвинула претензии на территорию Южной Осетии. Это вызвало резкий протест осетинского народа, представители которого на национальных съездах декларировали самостоятельность региона. Грузия начала беспощадно подавлять любые попытки южных осетин к этническому и политическому самоопределению, не чураясь никаких методов. В марте 1918 года грузинское правительство вводит в Южную Осетию войска, чтобы подавить революционные выступления. 12 мая 1919 года воинские подразделения грузинских меньшевиков под командованием генерала Каралова занимают Цхинвал и распускают Национальный совет. Кульминацией националистической политики так называемого демократического руководства Грузии стал июнь 1920 года. После того как грузинская меньшевистская гвардия 12 июня ворвалась в Цхинвал, на улицах города началось избиение осетин. В каждый дом осетинской слободки, где компактно проживало осетинское население Цхинвала (ныне район улиц Осетинская и Туганова), врывались каратели. Практически все мужское население осетинской национальности было уничтожено. В живых остались только те, кто успел укрыться или отступить вместе с повстанцами в горы. Начиная с 12 июня 1920 года грузинские войска сожгли практически все осетинские села от Цхинвала до северного селения Рук, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Десятки тысяч осетин вынуждены были спасаться бегством, бросая свои жилища и дома. Известный политический деятель Грузии тех лет Ф.И. Махарадзе писал об этих событиях: «Не будем останавливаться на описании тех ужасов и дикостей, которые были совершены грузинскими войсками и гвардией под начальством палача Джугели над населением Юго-Осетии. Они не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами, вооруженными и безоружными. Грузинские палачи вели себя как звери и дикари. Они убивали всех без разбора, разрушали, жгли все на своем пути». Впрочем, о своих злодеяниях не стеснялись открыто говорить и сами организаторы геноцида. Начальник штаба грузинской национальной гвардии, выжигающей села юга Осетии Валико Джугели писал в своем дневнике: «Всюду вокруг нас горят осетинские деревни… В интересах борющегося рабочего класса, в интересах грядущего социализма мы будем жестоки. Да, будем. Я со спокойной душой и чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма… Я совершенно спокоен». Вот каковы были последствия действий на территории Южной Осетии войск грузинского правительства (по данным парламентской комиссии РЮО по геноциду 1920 г.): Убито и умерло во время бегства и эмиграции: мужчин — 1593, женщин — 1375, детей — 1844. Всего погибли 4812 человек. Изнасиловано женщин — 62 случая. Сожжено 4227 жилых и хозяйственных построек. Разграблено 1268 домов. Угнано крупного рогатого скота 19 764 головы, мелкого скота — 46 428 голов. Погиб весь урожай 1920 года. Исход осетинского населения через заснеженные перевалы Главного Кавказского хребта в Северную Осетию продолжался до декабря 1920 года, пока снежные обвалы не закрыли все пешие переходы. Слова президента Российской Федерации Владимира Путина не остались без внимания и в самой Грузии. Понятно, что там высказали категорическое неприятие справедливому мнению российского лидера. Мало того, что свою негативную позицию высказали политики и историки, в стороне не осталась и Грузинская православная церковь. «Заявление Путина должно стать вызовом для грузинского государства, грузинской науки и каждого из нас, необходимо быстро реагировать», — говорится в комментарии патриархии Грузинской православной церкви (ГПЦ). Слова Путина, по мнению руководства ГПЦ, стали своеобразным вызовом для грузинского государства и грузинской науки. «Необходимо своевременно провести квалифицированный отбор существующих научных исследований и материалов на популярном языке, касающихся как в целом истории страны, так и ее отдельных этапов, и осуществить их перевод на английский, русский и другие иностранные языки. Каждый может принять участие в этом процессе», — такой призыв содержится в документе, представленном патриархией Грузии. Грузинское общество обеспокоил тот факт, что геноцид южных осетин может стать предметом широкого международного обсуждения. Свидетелем такой же нервной реакции грузинского социума мы стали в 2011 году после заявления посла Франции в Грузии Эрика Фурнье. Во время интервью журналу «Тбилиселеби» французский посол вступил в полемику с грузинским журналистом, который высказывал упреки относительно того, что в Париже недостаточно жестко критикуют Россию за события августа 2008 года. «В Грузии ищут ответственность за войну не там, где ее нужно искать. Кто начал войну? Кто первым выстрелил в направлении Цхинвала? Вы не сможете заново написать историю и найти ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики, которая в 1920 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране», — это справедливое высказывание посла вызвало бурю негодования среди грузинского политического истеблишмента. Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на срочно организованном брифинге заявила, что внешнеполитическое ведомство Грузии потребует разъяснений непосредственно от французского посла. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия заявил, что посол Франции в Грузии Эрик Фурнье не знает новейшую историю Грузии. Грузинский политолог Сосо Цинцадзе обвинил посла Франции в «распространении сплетен» и призвал власти Грузии «объявить Эрика Фурнье персоной нон-грата». Эксперт Ника Читидзе обвинил посла Франции Эрика Фурнье в необразованности. При этом каждый из них не преминул припомнить действия французских властей в колониальных владениях Франции. Нечто подобное происходит в Грузии относительно высказывания Путина по геноциду осетин. Но историческая правда — вещь объективная, поэтому никому и никогда не удастся замолчать свидетельства преступлений против мирных жителей, единственной виной которых в глазах грузинского правительства было то, что они являлись осетинами. Старший научный сотрудник отдела этнологии и истории ЮОНИИ, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов