✔ Минэкономразвития предложило ввести контроль над расходами россиян - «Общество»
Каролина 28-06-2019, 12:46 193 Новости дня / Политика / Общество Необходимость контролировать расходы физических лиц в ведомстве объяснили борьбой с теневой экономикой.
Министерство экономического развития в целях борьбы с теневой экономикой рассматривает идею введения контроля за расходами физических лиц. Об этом заявила на конференции «Налоги 2019» заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Бэлла Панина.
«Мы предполагаем предложить рассмотреть возможность введения системы контроля над расходами», — сказала она (цитата по «РИА Новости»).
Сырая идея
Панина признала, что контроль над расходами — это «трепетная тема», к которой нужно подходить очень аккуратно, а сама идея пока сырая. «Но первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — добавила она.
Идея министерства заключается в том, что, если человек тратит существенно больше, чем официально зарабатывает, вероятно, у него есть неучтенные доходы. В таком случае с них должен быть уплачен подоходный налог.
Минэкономразвития не разрабатывает законопроектов о «контроле за расходами» россиян и не имеет таких планов, уточнили позже в пресс-службе министерства. Вопрос выявления «крупных необоснованных расходов» граждан «не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках», подчеркнули в Минэкономразвития.
В середине 2016 года сообщалось, что в Минфине и Федеральной налоговой службе обсуждается идея контроля над крупными расходами населения. Целью введения такого контроля тогда называли борьбу с серыми зарплатами.
Комментируя инициативу, чиновник финансово-экономического блока правительства признал, что пока здесь больше вопросов, чем решений: нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но неясно, как наладить контроль, добавил другой федеральный чиновник.
Четверть доходов не учтена
В России большой сектор неформальной занятости: по данным Росстата на март 2019 года, на сером рынке работали почти 14,3 млн человек, или 20% от всех занятых. «Наш департамент макроэкономического анализа условно посчитал неработающих 15–17 млн человек», — сказала Панина. Всемирный банк оценивает потери бюджета от недополученных платежей работников, не занятых в формальном секторе, в 1–2,3% ВВП.
Неформальная занятость в России хотя и не сильно отличается от показателей в других странах, непрерывно увеличивается в течение последних 20 лет, отмечал Всемирный банк в июньском докладе (.pdf) об экономике России. До 26% всех денежных доходов в стране (14,38 трлн руб. по данным за 2017 год) являются неучтенными — это зарплата, укрываемая от налогообложения, доходы наемных работников у ИП и других физических лиц, доходы самозанятых.
«Тоталитарный контроль и мысли о паноптикуме»
Сейчас Федеральная налоговая служба (ФНС) уже, естественно, видит официальные доходы граждан, но аналогичной системы по отслеживанию расходов (в частности, покупок в магазинах) нет, и нет простого технического решения, как это сделать, говорит руководитель аналитической службы юридической фирмы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Создание такой системы было бы чревато различными проблемами и рисками — начиная от вторжения в персональные данные граждан и заканчивая потенциальным «тоталитарным контролем, которого бы не хотелось», рассуждает он. «В конечном счете это навевает мысли о паноптикуме — тюрьме, где все видно», — говорит Зарипов.
Кроме того, если человек зарабатывает деньги в теневом секторе, он и тратить их, скорее всего, будет наличными, а не банковскими карточками. «Персонализировать покупки в магазинах наличными — такая идея немыслима», — считает Зарипов.
Наконец, прежде чем тотально отслеживать доходы и расходы обычных граждан, властям следует начать с чиновников и заставить их раскрывать хотя бы крупные расходы, а не только доходы, резюмирует эксперт. Сейчас чиновники отчитываются в кадровые службы ведомств о доходах и крупных расходах, но в публичных декларациях сведения о расходах отсутствуют.
Кроме того, превышение трат над официальными доходами может происходить и по причине расходования накопленных сбережений, а значит, система, предложенная чиновником Минэкономразвития, должна уметь отличать такие случаи — то есть нужен будет и контроль за банковскими счетами и сбережениями россиян.
Необходимость контролировать расходы физических лиц в ведомстве объяснили борьбой с теневой экономикой. Министерство экономического развития в целях борьбы с теневой экономикой рассматривает идею введения контроля за расходами физических лиц. Об этом заявила на конференции «Налоги 2019» заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Бэлла Панина. «Мы предполагаем предложить рассмотреть возможность введения системы контроля над расходами», — сказала она (цитата по «РИА Новости»). Сырая идея Панина признала, что контроль над расходами — это «трепетная тема», к которой нужно подходить очень аккуратно, а сама идея пока сырая. «Но первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — добавила она. Идея министерства заключается в том, что, если человек тратит существенно больше, чем официально зарабатывает, вероятно, у него есть неучтенные доходы. В таком случае с них должен быть уплачен подоходный налог. Минэкономразвития не разрабатывает законопроектов о «контроле за расходами» россиян и не имеет таких планов, уточнили позже в пресс-службе министерства. Вопрос выявления «крупных необоснованных расходов» граждан «не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках», подчеркнули в Минэкономразвития. В середине 2016 года сообщалось, что в Минфине и Федеральной налоговой службе обсуждается идея контроля над крупными расходами населения. Целью введения такого контроля тогда называли борьбу с серыми зарплатами. Комментируя инициативу, чиновник финансово-экономического блока правительства признал, что пока здесь больше вопросов, чем решений: нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но неясно, как наладить контроль, добавил другой федеральный чиновник. Четверть доходов не учтена В России большой сектор неформальной занятости: по данным Росстата на март 2019 года, на сером рынке работали почти 14,3 млн человек, или 20% от всех занятых. «Наш департамент макроэкономического анализа условно посчитал неработающих 15–17 млн человек», — сказала Панина. Всемирный банк оценивает потери бюджета от недополученных платежей работников, не занятых в формальном секторе, в 1–2,3% ВВП. Неформальная занятость в России хотя и не сильно отличается от показателей в других странах, непрерывно увеличивается в течение последних 20 лет, отмечал Всемирный банк в июньском докладе (.pdf) об экономике России. До 26% всех денежных доходов в стране (14,38 трлн руб. по данным за 2017 год) являются неучтенными — это зарплата, укрываемая от налогообложения, доходы наемных работников у ИП и других физических лиц, доходы самозанятых. «Тоталитарный контроль и мысли о паноптикуме» Сейчас Федеральная налоговая служба (ФНС) уже, естественно, видит официальные доходы граждан, но аналогичной системы по отслеживанию расходов (в частности, покупок в магазинах) нет, и нет простого технического решения, как это сделать, говорит руководитель аналитической службы юридической фирмы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Создание такой системы было бы чревато различными проблемами и рисками — начиная от вторжения в персональные данные граждан и заканчивая потенциальным «тоталитарным контролем, которого бы не хотелось», рассуждает он. «В конечном счете это навевает мысли о паноптикуме — тюрьме, где все видно», — говорит Зарипов. Кроме того, если человек зарабатывает деньги в теневом секторе, он и тратить их, скорее всего, будет наличными, а не банковскими карточками. «Персонализировать покупки в магазинах наличными — такая идея немыслима», — считает Зарипов. Наконец, прежде чем тотально отслеживать доходы и расходы обычных граждан, властям следует начать с чиновников и заставить их раскрывать хотя бы крупные расходы, а не только доходы, резюмирует эксперт. Сейчас чиновники отчитываются в кадровые службы ведомств о доходах и крупных расходах, но в публичных декларациях сведения о расходах отсутствуют. Кроме того, превышение трат над официальными доходами может происходить и по причине расходования накопленных сбережений, а значит, система, предложенная чиновником Минэкономразвития, должна уметь отличать такие случаи — то есть нужен будет и контроль за банковскими счетами и сбережениями россиян.