✔ Кто наживается на аграриях Казахстана? - «Общество»
Page 4-06-2019, 20:04 193 Новости дня / Политика / ОбществоМинсельхоз Казахстана - уникальное ведомство. То, что оно опровергает законы здравого смысла, все аграрии уже давно смирились: стратегии развития, одна за другой исторгающиеся из его недр, прямо противоречат друг другу. Но теперь можно смело говорить, что МСХ РК нарушило уже и законы природы.
Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики, объясняющий, каким образом происходит движение и развитие. И, казалось бы, смена глав аграрного ведомства, происходящая с калейдоскопической быстротой, в итоге приведёт-таки к качественному скачку. И у сельчан наконец-то появится грамотный, опытный, последовательный, справедливый министр.
Ан, нет. У природы свои законы, а у МСХ РК – свои, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». И, к большому сожалению, для крестьян, от перемены мест слагаемых сумма не меняется - она всё так же равна нулю (это мы об итогах развития сельхозотрасли).
Казалось бы, задача перед Минсельхозом стоит понятная - превратить аграрный сектор в прибыльный бизнес. Построить такую систему производства, заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, которая позволит аграрию зарабатывать своим трудом деньги. Хорошие деньги, достойные тяжелейшего труда на селе. В результате этого в плюсе будут не только сельчане (а это почти половина населения Казахстан), но и государство (занятость, рост экономики и налогооблагаемой базы, экспортный потенциал), а также всё население страны, поскольку получит к своему столу качественную, натуральную, вкусную, безопасную и недорогую пищу.
Со стороны может показаться, что где-то там, в кабинетах Минсельхоза, это понимают и даже поддерживают. Помните, даже программу с соответствующим названием разработали «Агробизнес-2020». Но все эти планы лишь объявляются - а на деле чиновники (в не зависимости от персоналий) не могут уйти от десятилетиями сложившейся системы, когда жители села - это крепостные, бесправные трудяги, удел которых пахать от зари до зари, не получая за свой труд больше минимума.
Сливки же привычно золотой ложкой снимает кто-то другой.
То есть, сейчас бизнес делают не аграрии. Сейчас бизнес делают НА аграриях.
Кто именно? Те, у кого есть деньги. Когда-то давно их назвали ростовщиками - и с тех пор суть не изменилась. Менялись только названия, но принцип оставался прежним: прибыль получают те, кто ссуживает крестьянам деньги. И они вынуждены все плоды своего труда отдавать им в качестве оплаты кредита.
Простой пример - холдинг «КазАгро». Получая от государства средства практически бесплатно, он ссуживает их аграриям через свои дочерние структуры. Через «Аграрную кредитную корпорацию» - на полевые работы. Через «КазАгроФинанс» - на лизинг техники. Через «Продкорпорацию» - на сезонный закуп подешевевшей сельхозпродукции (чтобы потом продать подороже).
И каждая из этих прожорливых «дочек», вопреки здравому смыслу (с которым Минсельхоз не дружит, как мы сказали выше), думает только о своей прибыли. А не о том, как помочь развитию аграрного сектора (что прописано в задачах холдинга).
Что самое удивительное, Минсельхоз, получая от государства деньги на субсидирование сельского хозяйства, чем дальше, тем откровеннее пытается их пустить прямиком… на поддержку ростовщиков. Новый министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, уже и вовсе не стесняясь, объявил о планах в принципе убрать крестьян из этой схемы распихивания госсредств по нужным карманам.
То есть, объявлено о грядущей реформе - никаких субсидий аграриям выплачивать не будут. Ни погектарных (на выращивание приоритетных сельхозкультур), ни натуральных (на произведенное мясо и молоко), ни компенсации закупа удобрений и семян (что важно для повышения качества сельхозпродукции и сохранения плодородия земли).
Что планирует Умирзак Шукеев? Сразу перечислять госсредства ростовщикам - на субсидирование ставок по кредитам, лизингу и компенсации части инвестиций.
Вы только вдумайтесь в весь откровенный цинизм этой схемы: тот же «КазАгроФинанс» предлагает кредит на технику, допустим, под 15 % годовых. Напомним, деньги от государства «дочки» холдинга «КазАгро» получают практически бесплатно. Так вот, вместо того, чтобы одёрнуть обнаглевших ростовщиков и заставить их умерить свои аппетиты и кредитовать обновление машинного парка сельчан под здравый процент, Минсельхоз будет тратить еще один бюджетный ресурс на субсидирование этой ставки!
Таким образом, государственные деньги, которые «как бы» выделяются на поддержку аграрного сектора, прямиком идут на обогащение тех самых ростовщиков.
Крестьяне в этой схеме остаются без денег. И «убедительное» объяснение старательно внедряется в информационное пространство: мол, все прежние виды субсидий (погектарные, натуральные), оказывается, неэффективные!
Хочется спросить - неэффективные в каком смысле? Не в те карманы попадают?
Давайте вспомним, что специалисты в один голос говорят: поскольку Казахстан не имеет выхода к морю, экспорт сельхозпродукции обходится слишком дорого. И сфера АПК Казахстана не будет прибыльной без государственной поддержки. То есть, без тех самых «неэффективных» субсидий производство сельхозпродукции крестьяне смогут вести только себе в убыток. И никакого «агробизнеса» не селе построить не удастся.
Есть другой приемлемый вариант поддержки села - развитие сельхозпереработки, чтобы экспортировать готовые продукты питания с высокой добавленной стоимостью. Это позволит поднять внутри Казахстана закупочные цены на сельхозсырьё и стабилизировать их, избавив от регулярных обвалов в случае высоких урожаев. Но и тут Минсельхоз скромно стоит в сторонке. Планы строятся одни - экспорт мяса, экспорт зерна. То есть, сырья. Об экспорте продуктов переработки никто их чиновников аграрного ведомства даже не заикается. Более того, наплевав на поддержку экспорта муки (а требовались именно административные меры в ответ на введение заградительных пошлин странами-импортерами), Минсельхоз РК допустил то, что Казахстан потерял некогда завоёванное мировое лидерство в экспорте этого продукта переработки зерна.
Так, какое качественно изменение нужно аграрному сектору Казахстана от всей этой череды мелькающих министров? Какие действия настоящего реформатора-главы МСХ позволят развить сильный устойчивый прибыльный бизнес на селе?
Об этом говорилось не раз: обрубить многоголовой гидре, холдингу «КазАгро», все его многочисленные прожорливые «дочки»-головы, сжирающие бюджетные ресурсы, адресованные на поддержку крестьян.
Вместо этого, за счет высвободившихся средств, создать Аграрный банк, кредитующий крестьян под приемлемый процент (без всяких дотаций). Также создать Аграрную страховую компанию, которая не будет отказывать (как большинство нынешних страховщиков) в покрытии рисков крестьянского труда.
И всё. И не надо размазывать средства по тарелкам бездельников, сидящих с большими ложками у чужого стола и ждущих, когда крестьяне принесут им сливки.
А свою активность Минсельхоз должен направить не на попытки как можно более ловко разрезать бюджетный пирог, а на создание системы заготовки и переработки сельхозпродукции.
Вот тогда крестьянин сможет заниматься своим трудом спокойно. Он будет знать, где взять кредит на технику, где получить деньги на посевную, как застраховаться от возможных природных катаклизмов. И самое главное - кому и по какой (достойной) цене продать свою продукцию.
Найдётся ли в Казахстане реформатор, способный решить эту задачу? Пока таких не видно.
Минсельхоз Казахстана - уникальное ведомство. То, что оно опровергает законы здравого смысла, все аграрии уже давно смирились: стратегии развития, одна за другой исторгающиеся из его недр, прямо противоречат друг другу. Но теперь можно смело говорить, что МСХ РК нарушило уже и законы природы. Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики, объясняющий, каким образом происходит движение и развитие. И, казалось бы, смена глав аграрного ведомства, происходящая с калейдоскопической быстротой, в итоге приведёт-таки к качественному скачку. И у сельчан наконец-то появится грамотный, опытный, последовательный, справедливый министр. Ан, нет. У природы свои законы, а у МСХ РК – свои, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». И, к большому сожалению, для крестьян, от перемены мест слагаемых сумма не меняется - она всё так же равна нулю (это мы об итогах развития сельхозотрасли). Казалось бы, задача перед Минсельхозом стоит понятная - превратить аграрный сектор в прибыльный бизнес. Построить такую систему производства, заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, которая позволит аграрию зарабатывать своим трудом деньги. Хорошие деньги, достойные тяжелейшего труда на селе. В результате этого в плюсе будут не только сельчане (а это почти половина населения Казахстан), но и государство (занятость, рост экономики и налогооблагаемой базы, экспортный потенциал), а также всё население страны, поскольку получит к своему столу качественную, натуральную, вкусную, безопасную и недорогую пищу. Со стороны может показаться, что где-то там, в кабинетах Минсельхоза, это понимают и даже поддерживают. Помните, даже программу с соответствующим названием разработали «Агробизнес-2020». Но все эти планы лишь объявляются - а на деле чиновники (в не зависимости от персоналий) не могут уйти от десятилетиями сложившейся системы, когда жители села - это крепостные, бесправные трудяги, удел которых пахать от зари до зари, не получая за свой труд больше минимума. Сливки же привычно золотой ложкой снимает кто-то другой. То есть, сейчас бизнес делают не аграрии. Сейчас бизнес делают НА аграриях. Кто именно? Те, у кого есть деньги. Когда-то давно их назвали ростовщиками - и с тех пор суть не изменилась. Менялись только названия, но принцип оставался прежним: прибыль получают те, кто ссуживает крестьянам деньги. И они вынуждены все плоды своего труда отдавать им в качестве оплаты кредита. Простой пример - холдинг «КазАгро». Получая от государства средства практически бесплатно, он ссуживает их аграриям через свои дочерние структуры. Через «Аграрную кредитную корпорацию» - на полевые работы. Через «КазАгроФинанс» - на лизинг техники. Через «Продкорпорацию» - на сезонный закуп подешевевшей сельхозпродукции (чтобы потом продать подороже). И каждая из этих прожорливых «дочек», вопреки здравому смыслу (с которым Минсельхоз не дружит, как мы сказали выше), думает только о своей прибыли. А не о том, как помочь развитию аграрного сектора (что прописано в задачах холдинга). Что самое удивительное, Минсельхоз, получая от государства деньги на субсидирование сельского хозяйства, чем дальше, тем откровеннее пытается их пустить прямиком… на поддержку ростовщиков. Новый министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, уже и вовсе не стесняясь, объявил о планах в принципе убрать крестьян из этой схемы распихивания госсредств по нужным карманам. То есть, объявлено о грядущей реформе - никаких субсидий аграриям выплачивать не будут. Ни погектарных (на выращивание приоритетных сельхозкультур), ни натуральных (на произведенное мясо и молоко), ни компенсации закупа удобрений и семян (что важно для повышения качества сельхозпродукции и сохранения плодородия земли). Что планирует Умирзак Шукеев? Сразу перечислять госсредства ростовщикам - на субсидирование ставок по кредитам, лизингу и компенсации части инвестиций. Вы только вдумайтесь в весь откровенный цинизм этой схемы: тот же «КазАгроФинанс» предлагает кредит на технику, допустим, под 15 % годовых. Напомним, деньги от государства «дочки» холдинга «КазАгро» получают практически бесплатно. Так вот, вместо того, чтобы одёрнуть обнаглевших ростовщиков и заставить их умерить свои аппетиты и кредитовать обновление машинного парка сельчан под здравый процент, Минсельхоз будет тратить еще один бюджетный ресурс на субсидирование этой ставки! Таким образом, государственные деньги, которые «как бы» выделяются на поддержку аграрного сектора, прямиком идут на обогащение тех самых ростовщиков. Крестьяне в этой схеме остаются без денег. И «убедительное» объяснение старательно внедряется в информационное пространство: мол, все прежние виды субсидий (погектарные, натуральные), оказывается, неэффективные! Хочется спросить - неэффективные в каком смысле? Не в те карманы попадают? Давайте вспомним, что специалисты в один голос говорят: поскольку Казахстан не имеет выхода к морю, экспорт сельхозпродукции обходится слишком дорого. И сфера АПК Казахстана не будет прибыльной без государственной поддержки. То есть, без тех самых «неэффективных» субсидий производство сельхозпродукции крестьяне смогут вести только себе в убыток. И никакого «агробизнеса» не селе построить не удастся. Есть другой приемлемый вариант поддержки села - развитие сельхозпереработки, чтобы экспортировать готовые продукты питания с высокой добавленной стоимостью. Это позволит поднять внутри Казахстана закупочные цены на сельхозсырьё и стабилизировать их, избавив от регулярных обвалов в случае высоких урожаев. Но и тут Минсельхоз скромно стоит в сторонке. Планы строятся одни - экспорт мяса, экспорт зерна. То есть, сырья. Об экспорте продуктов переработки никто их чиновников аграрного ведомства даже не заикается. Более того, наплевав на поддержку экспорта муки (а требовались именно административные меры в ответ на введение заградительных пошлин странами-импортерами), Минсельхоз РК допустил то, что Казахстан потерял некогда завоёванное мировое лидерство в экспорте этого продукта переработки зерна. Так, какое качественно изменение нужно аграрному сектору Казахстана от всей этой череды мелькающих министров? Какие действия настоящего реформатора-главы МСХ позволят развить сильный устойчивый прибыльный бизнес на селе? Об этом говорилось не раз: обрубить многоголовой гидре, холдингу «КазАгро», все его многочисленные прожорливые «дочки»-головы, сжирающие бюджетные ресурсы, адресованные на поддержку крестьян. Вместо этого, за счет высвободившихся средств, создать Аграрный банк, кредитующий крестьян под приемлемый процент (без всяких дотаций). Также создать Аграрную страховую компанию, которая не будет отказывать (как большинство нынешних страховщиков) в покрытии рисков крестьянского труда. И всё. И не надо размазывать средства по тарелкам бездельников, сидящих с большими ложками у чужого стола и ждущих, когда крестьяне принесут им сливки. А свою активность Минсельхоз должен направить не на попытки как можно более ловко разрезать бюджетный пирог, а на создание системы заготовки и переработки сельхозпродукции. Вот тогда крестьянин сможет заниматься своим трудом спокойно. Он будет знать, где взять кредит на технику, где получить деньги на посевную, как застраховаться от возможных природных катаклизмов. И самое главное - кому и по какой (достойной) цене продать свою продукцию. Найдётся ли в Казахстане реформатор, способный решить эту задачу? Пока таких не видно.