Уточнение к "Колыме": сколько тонн золота заплатил Сталин за ленд-лиз - «Общество» » «Новости Дня»

✔ Уточнение к "Колыме": сколько тонн золота заплатил Сталин за ленд-лиз - «Общество»


Уточнение к "Колыме": сколько тонн золота заплатил Сталин за ленд-лиз - «Общество»

В фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха» местный краевед рассказывает, что 400 тонн золота, добытых во время Великой Отечественной войны, пошли на оплату поставок по ленд-лизу. На самом деле это не более чем пропагандисткой миф.



Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, историк, публицист



 



Получается, краевед повторил, а Дудь транслировал слова губернатора Колымы, которые распространила газета «Завтра» в начале года: «Ведь нам бесплатно наши союзники ничего не давали. Золото было нужно стране, и мы за все платили золотом и кровью».



 



Фильм Дудя просмотрели больше 13 миллионов зрителей, в основном – молодых. И вполне возможно, что это утверждение так и застрянет в их сознании, в памяти. Как у поколений советских людей, которые считали, что американские поставки по ленд-лизу никакой особой роли в войне не сыграли. Потому что так нам объясняли. Например, маршал Георгий Жуков в знаменитых тогда мемуарах «Воспоминания и размышления» писал: «К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится». (Правда, в узком кругу Жуков чуть ли не с гневом говорил, что власть преуменьшает значение ленд-лиза. КГБ доложил об этом первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву.)



Доступа к другим источникам информации, кроме советских книг, газет, телевидения и радио, мы не имели.



На самом деле за ленд-лиз СССР не платил. Это была помощь союзников советскому народу, который вынес основную тяжесть Второй мировой войны. Денежные расчеты возникли потом. И – только лишь за исправную технику, которая оставалась в СССР. Например, легендарные американские грузовики войны – студебеккеры – работали в советских автохозяйствах до 60-х годов.



К началу 70-х годов мы заплатили лишь 48 миллионов долларов. А потом - отказались. Однако в 1990-м признали долг и подписали соглашение на 674 миллиона. Их к 2006 году выплатила Россия как правопреемник СССР.



Общая сумма поставок по ленд-лизу в ценах 1941 года – более 11 миллиардов. В современном масштабе – 160 миллиардов долларов.



О том, какую роль сыграл ленд-лиз, говорит перечень. С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил:



22 150 самолетов,



12 700 танков,



1 800 самоходных орудий,



8 218 зенитных орудий,



44 912 противотанковых орудий,



135 000 пулеметов,



33 00 бронетранспортеров,



281 военный корабль,



472 000 000 снарядов,



5 500 артиллерийских тягачей,



8 071 трактор,



51 503 джипа и вездехода,



128 транспортных судов,



3 ледокола,



375 883 грузовика,



345 735 тонн взрывчатки,



2 670 000 тонн нефтепродуктов,



628 400 тонн авиационного бензина,



32 200 мотоциклов,



1 981 паровоз,



11 075 вагонов,



622 100 тонн рельсов,



328 100 тонн алюминия,



2 800 000 тонн стали,



38 100 металлорежущих станков,



106 893 000 тонн хлопка,



4 478 000 тонн продовольствия,



 



331 066 литров спирта,



15 417 000 пар обуви,



1 541 590 одеял,



257 723 498 пуговиц.



В процентном отношении (Жуков: «В среднем 4 процента») за время ленд-лиза союзники, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, обеспечили:



11,7% потребностей в самолетах,



16,3% – в бронетехнике,



163% - в автомашинах,



240% – в локомотивах,



53% – во взрывчатке, включая порох,



130% - в мотоциклах,



56,5% - в производстве рельсов,



106% - в алюминии,



223% - в олове,



138% - в кобальте,



23% - в авиабензине,



62% - в автомобильных шинах,



66% - потребностей сахара,



480% - мясных консервов,



107% - животных жиров,



практически 100% - сульфаниламида и пенициллина, которые спасли жизни тысяч и тысяч наших солдат.



Американские грузовики составляли 32,8% автопарка Красной Армии.



(Стеттиниус Э. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941-1945. Рыжков Н.И., Куманев Г.А. Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг. Нигматулин Б. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Жертвы народов. Битва экономик СССР и Германии.)



Конечно, советские руководители знали и понимали значение ленд-лиза. Но говорили об этом только в узком кругу. Вот что писал Хрущев о мнении Сталина в своих полуподпольных «Мемуарах»:



«Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли… Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения… Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал».



Однако Хрущев ошибался, считая, что Сталин «нигде не оставил письменных следов своего мнения».



Оставил. На Тегеранской конференции, на встрече Рузвельта (США), Черчилля (Великобритания) и Сталина (СССР), состоявшейся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года.



30 ноября был день рождения Черчилля. Сталин произнес тост:



«Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до 10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».



Эти слова Сталина зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции. Опубликовано впервые в США в 1961 году в сборнике Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943. (Внешняя политика Соединенных Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года).


В фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха» местный краевед рассказывает, что 400 тонн золота, добытых во время Великой Отечественной войны, пошли на оплату поставок по ленд-лизу. На самом деле это не более чем пропагандисткой миф. Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, историк, публицист Получается, краевед повторил, а Дудь транслировал слова губернатора Колымы, которые распространила газета «Завтра» в начале года: «Ведь нам бесплатно наши союзники ничего не давали. Золото было нужно стране, и мы за все платили золотом и кровью». Фильм Дудя просмотрели больше 13 миллионов зрителей, в основном – молодых. И вполне возможно, что это утверждение так и застрянет в их сознании, в памяти. Как у поколений советских людей, которые считали, что американские поставки по ленд-лизу никакой особой роли в войне не сыграли. Потому что так нам объясняли. Например, маршал Георгий Жуков в знаменитых тогда мемуарах «Воспоминания и размышления» писал: «К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится». (Правда, в узком кругу Жуков чуть ли не с гневом говорил, что власть преуменьшает значение ленд-лиза. КГБ доложил об этом первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву.) Доступа к другим источникам информации, кроме советских книг, газет, телевидения и радио, мы не имели. На самом деле за ленд-лиз СССР не платил. Это была помощь союзников советскому народу, который вынес основную тяжесть Второй мировой войны. Денежные расчеты возникли потом. И – только лишь за исправную технику, которая оставалась в СССР. Например, легендарные американские грузовики войны – студебеккеры – работали в советских автохозяйствах до 60-х годов. К началу 70-х годов мы заплатили лишь 48 миллионов долларов. А потом - отказались. Однако в 1990-м признали долг и подписали соглашение на 674 миллиона. Их к 2006 году выплатила Россия как правопреемник СССР. Общая сумма поставок по ленд-лизу в ценах 1941 года – более 11 миллиардов. В современном масштабе – 160 миллиардов долларов. О том, какую роль сыграл ленд-лиз, говорит перечень. С ноября 1941 года до сентября 1945 года СССР получил: 22 150 самолетов, 12 700 танков, 1 800 самоходных орудий, 8 218 зенитных орудий, 44 912 противотанковых орудий, 135 000 пулеметов, 33 00 бронетранспортеров, 281 военный корабль, 472 000 000 снарядов, 5 500 артиллерийских тягачей, 8 071 трактор, 51 503 джипа и вездехода, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 375 883 грузовика, 345 735 тонн взрывчатки, 2 670 000 тонн нефтепродуктов, 628 400 тонн авиационного бензина, 32 200 мотоциклов, 1 981 паровоз, 11 075 вагонов, 622 100 тонн рельсов, 328 100 тонн алюминия, 2 800 000 тонн стали, 38 100 металлорежущих станков, 106 893 000 тонн хлопка, 4 478 000 тонн продовольствия, 331 066 литров спирта, 15 417 000 пар обуви, 1 541 590 одеял, 257 723 498 пуговиц. В процентном отношении (Жуков: «В среднем 4 процента») за время ленд-лиза союзники, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, обеспечили: 11,7% потребностей в самолетах, 16,3% – в бронетехнике, 163% - в автомашинах, 240% – в локомотивах, 53% – во взрывчатке, включая порох, 130% - в мотоциклах, 56,5% - в производстве рельсов, 106% - в алюминии, 223% - в олове, 138% - в кобальте, 23% - в авиабензине, 62% - в автомобильных шинах, 66% - потребностей сахара, 480% - мясных консервов, 107% - животных жиров, практически 100% - сульфаниламида и пенициллина, которые спасли жизни тысяч и тысяч наших солдат. Американские грузовики составляли 32,8% автопарка Красной Армии. (Стеттиниус Э. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941-1945. Рыжков Н.И., Куманев Г.А. Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941-1945 гг. Нигматулин Б. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Жертвы народов. Битва экономик СССР и Германии.) Конечно, советские руководители знали и понимали значение ленд-лиза. Но говорили об этом только в узком кругу. Вот что писал Хрущев о мнении Сталина в своих полуподпольных «Мемуарах»: «Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли… Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения… Он не вел специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринужденного характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал». Однако Хрущев ошибался, считая, что Сталин «нигде не оставил письменных следов своего мнения». Оставил. На Тегеранской конференции, на встрече Рузвельта (США), Черчилля (Великобритания) и Сталина (СССР), состоявшейся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года. 30 ноября был день рождения Черчилля. Сталин произнес тост: «Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до 10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну». Эти слова Сталина зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции. Опубликовано впервые в США в 1961 году в сборнике Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943. (Внешняя политика Соединенных Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года).


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→