✔ "Заставили снимать белье". За унижение школьниц никто не ответил - «Общество»
Герман 24-05-2019, 00:33 193 Новости дня / Политика / ОбществоЗавуч санаторной школы-интерната №9 в Самаре нашла за батареей в душевой прокладку. Она собрала учениц с пятого по восьмой классы в подвале и заставила снимать нижнее белье, чтобы выяснить, кто пользуется прокладками. Тех, кто отказался, демонстративно наказала.
Девочек собрали в подвальной душевой днем 27 февраля. Среди них была ученица восьмого класса Лада Чурикова.
– Со слов моего ребенка, завуч по воспитательных работам Галина Старостина и школьная медсестра Елена Зотова заставили девочек с восьмого по пятый классы спуститься в подвал, зайти в душевую комнату, снять штаны и даже трусики. Таким диким образом администрация школы хотела выяснить, кто оставил прокладку, – рассказывает опекун Лады Лидия Чурикова. – Мой ребенок снял и штанишки, и трусики. После "осмотра" она позвонила мне и всё рассказала. Я слышала по голосу, что Лада была очень расстроена. Она позвонила мне еще раз в тот же день вечером, разговор снова зашел об "осмотре", Лада не выдержала и расплакалась.
Лидия Чурикова
Семь лет назад у Лады, которой сейчас 15 лет, умер папа. Вскоре не стало мамы. Девочка осталась бы одна, если бы не бабушка по маме – Лидия Николаевна. С понедельника по пятницу Лада живет в школе, а выходные проводит у бабушки. Лидия Чурикова говорит, что с радостью проводила бы с внучкой целую неделю, но у Лады слабое здоровье и ей полезно проводить время в санаторной школе, которая стоит на берегу Волги.
Понимая, как важна для здоровья Лады эта школа, Лидия Николаевна попробовала сначала разобраться в проблеме мирно. Весь март она обращалась к руководству школы-интерната, просила разобраться в действиях завуча и наказать ее. В ответ получала отписки или молчание.
В конце марта Чурикова написала в отдел опеки и попечительства Кировского района Департамента семьи, опеки и попечительства самарской администрации. Она просила сделать запрос в областную прокуратуру "по факту унижения чести и достоинства несовершеннолетних девочек".
Из опеки запрос перенаправили в областное министерство образования. Чуриковой ответила замминистра Ольга Лысикова. Она подтвердила, что инцидент с "осмотром" в подвале был. В письме Лысикова называет действия завуча "воспитательным процессом" и указывает, что она "не соблюдала этические нормы". Судя по ответу замминистра, в наказание Старостина получила "дисциплинарное взыскание" от директора школы-интерната Татьяны Сафиуллиной.
Министерство образования Самарской области
Также в министерстве отметили, что администрация школы запланировала классные часы, куда придут школьницы и представители самарского минздрава, чтобы поговорить о "применении средств личной гигиены и соблюдении правил санитарии в общественных местах".
В марте областное минобразования получило заявление от мамы семерых детей Елены Лакомкиной. В школе-интернате №9 у нее учится пятеро детей. Ее старшая дочь Катя тоже была в той душевой, но отказалась снимать нижнее белье, за что завуч устроила ей показательное наказание. "У всех на глазах ее заставили нести эту засохшую прокладку в руках на второй этаж", – написала Елена Лакомкина в заявлении на имя министра образования Самарской области Виктора Акопяна.
Мои дочери очень переживали, плакали, замкнулись в себе
Кроме Кати, через ту душевую прошла ее 11-летняя сестра Люба. Она тоже отказалась снимать нижнее белье. "В результате мои дочери очень переживали, плакали, замкнулись в себе, так как им всем, видимо, запретили рассказывать дома об этом ужасном случае. Это сильно подействовало на их психику. До сих пор за это издевательство никто не ответил", – указала Елена Лакомкина в заявлении министру.
Полгода назад, в сентябре 2018-го, у Кати на глазах умерла 15-летняя сестра Аня, которая училась вместе с ней в этом интернате. В тот сентябрьский день было тепло. Катя вместе с Аней пошли на озеро неподалеку от дома. Сестры почти дошли до озера, но Аня внезапно упала. Девочка умерла на месте. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность.
– Галина Старостина работает в школе-интернате №9 больше восьми лет, – говорит Лидия Чурикова. – В школе 110 учеников. Вряд ли завуч не знала о трагедии, но все равно демонстративно наказала именно Катю Лакомкину.
Руководство неоднократно намекало ей помалкивать, иначе устроят проблемы детям
Корреспонденту Радио Свобода не удалось связаться с Еленой Лакомкиной. По словам Чуриковой, с тех пор, как Лакомкина отправила запрос напрямую в самарское министерство образования, она перестала отвечать на звонки:
– Я предполагаю, что руководство школы ее припугнуло. Раньше, когда мы общались, она признавалась, что руководство неоднократно намекало ей помалкивать, иначе устроят проблемы детям. После случая в душевой Лада спрашивала у Кати про маму. Катя говорит, что мама слишком занята.
После инцидента прошло почти три месяца. И месяц от последнего запроса.
Директор общественной организации "Домик детства" и один из основателей Центра постинтернатного сопровождения в Самаре Антон Рубин считает, что своими действиями завуч не просто нарушила этические нормы педагога, как указали в министерстве образования, но и нанесла моральный вред ученицам: "Заставлять снимать нижнее белье – это дикость. В этой ситуации нарушены права детей, нанесена моральная травма", – считает он.
С Рубиным солидарна преподаватель детской психологии самарского филиала Санкт-Петербургской школы телевидения Виолетта Манунцева:
Виолетта Манунцева
– Действия заместителя директора по воспитательной работе нарушают не только этические, но и правовые нормы обращения с детьми. Ситуацию в целом возможно описать таким термином, как "боссинг" – травля по нисходящей линии в иерархии, то есть сверху вниз, поиск "козла отпущения" без вины и стыда.
Впоследствии мы можем получить все, что обычно происходит с жертвами сексуального насилия
Манунцева также уверена, что детей нужно переводить в другую школу и помочь справиться пережитым шоком:
– Любая ситуация насилия, переживаемая человеком, в данном случае девочками подросткового возраста, вызывает множество тяжелых эмоций, основные из которых: гнев, страх, стыд. Впоследствии мы можем получить все, что обычно происходит с жертвами сексуального насилия: посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, суицидальные тенденции и так далее. Для меня совершенно очевидно, что девочек из учреждения нужно забирать, переводить. Им требуется в ближайшее время помощь специалиста психологического профиля для того, чтобы пережить эту ситуацию, справиться с ней и больше к ней не возвращаться.
Санаторная школа-интернат №9 в Самаре
В самой школе февральский инцидент считают исчерпанным. "Конфликтной ситуации между ученицами и завучем не было. Мы с девочками проговорили этот момент", – сообщил Радио Свобода представитель учебного заведения.
Да, в школе есть проблемы, но мне здоровье ребенка дороже
До выпуска Ладе остался один год (в этой школе только девять классов). Несмотря на проблемы, Лидия Николаевна не собирается переводить внучку.
– А почему я должна ее переводить? Она по медицинским показаниям должна учиться в этой школе, – говорит Чурикова. – Да, в школе есть проблемы, пусть с ними разбирается министерство, но мне здоровье ребенка дороже.
Другой санаторной школы в Самарской области нет.
Завуч санаторной школы-интерната №9 в Самаре нашла за батареей в душевой прокладку. Она собрала учениц с пятого по восьмой классы в подвале и заставила снимать нижнее белье, чтобы выяснить, кто пользуется прокладками. Тех, кто отказался, демонстративно наказала. Девочек собрали в подвальной душевой днем 27 февраля. Среди них была ученица восьмого класса Лада Чурикова. – Со слов моего ребенка, завуч по воспитательных работам Галина Старостина и школьная медсестра Елена Зотова заставили девочек с восьмого по пятый классы спуститься в подвал, зайти в душевую комнату, снять штаны и даже трусики. Таким диким образом администрация школы хотела выяснить, кто оставил прокладку, – рассказывает опекун Лады Лидия Чурикова. – Мой ребенок снял и штанишки, и трусики. После "осмотра" она позвонила мне и всё рассказала. Я слышала по голосу, что Лада была очень расстроена. Она позвонила мне еще раз в тот же день вечером, разговор снова зашел об "осмотре", Лада не выдержала и расплакалась. Лидия Чурикова Семь лет назад у Лады, которой сейчас 15 лет, умер папа. Вскоре не стало мамы. Девочка осталась бы одна, если бы не бабушка по маме – Лидия Николаевна. С понедельника по пятницу Лада живет в школе, а выходные проводит у бабушки. Лидия Чурикова говорит, что с радостью проводила бы с внучкой целую неделю, но у Лады слабое здоровье и ей полезно проводить время в санаторной школе, которая стоит на берегу Волги. Понимая, как важна для здоровья Лады эта школа, Лидия Николаевна попробовала сначала разобраться в проблеме мирно. Весь март она обращалась к руководству школы-интерната, просила разобраться в действиях завуча и наказать ее. В ответ получала отписки или молчание. В конце марта Чурикова написала в отдел опеки и попечительства Кировского района Департамента семьи, опеки и попечительства самарской администрации. Она просила сделать запрос в областную прокуратуру "по факту унижения чести и достоинства несовершеннолетних девочек". Из опеки запрос перенаправили в областное министерство образования. Чуриковой ответила замминистра Ольга Лысикова. Она подтвердила, что инцидент с "осмотром" в подвале был. В письме Лысикова называет действия завуча "воспитательным процессом" и указывает, что она "не соблюдала этические нормы". Судя по ответу замминистра, в наказание Старостина получила "дисциплинарное взыскание" от директора школы-интерната Татьяны Сафиуллиной. Министерство образования Самарской области Также в министерстве отметили, что администрация школы запланировала классные часы, куда придут школьницы и представители самарского минздрава, чтобы поговорить о "применении средств личной гигиены и соблюдении правил санитарии в общественных местах". В марте областное минобразования получило заявление от мамы семерых детей Елены Лакомкиной. В школе-интернате №9 у нее учится пятеро детей. Ее старшая дочь Катя тоже была в той душевой, но отказалась снимать нижнее белье, за что завуч устроила ей показательное наказание. "У всех на глазах ее заставили нести эту засохшую прокладку в руках на второй этаж", – написала Елена Лакомкина в заявлении на имя министра образования Самарской области Виктора Акопяна. Мои дочери очень переживали, плакали, замкнулись в себе Кроме Кати, через ту душевую прошла ее 11-летняя сестра Люба. Она тоже отказалась снимать нижнее белье. "В результате мои дочери очень переживали, плакали, замкнулись в себе, так как им всем, видимо, запретили рассказывать дома об этом ужасном случае. Это сильно подействовало на их психику. До сих пор за это издевательство никто не ответил", – указала Елена Лакомкина в заявлении министру. Полгода назад, в сентябре 2018-го, у Кати на глазах умерла 15-летняя сестра Аня, которая училась вместе с ней в этом интернате. В тот сентябрьский день было тепло. Катя вместе с Аней пошли на озеро неподалеку от дома. Сестры почти дошли до озера, но Аня внезапно упала. Девочка умерла на месте. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность. – Галина Старостина работает в школе-интернате №9 больше восьми лет, – говорит Лидия Чурикова. – В школе 110 учеников. Вряд ли завуч не знала о трагедии, но все равно демонстративно наказала именно Катю Лакомкину. Руководство неоднократно намекало ей помалкивать, иначе устроят проблемы детям Корреспонденту Радио Свобода не удалось связаться с Еленой Лакомкиной. По словам Чуриковой, с тех пор, как Лакомкина отправила запрос напрямую в самарское министерство образования, она перестала отвечать на звонки: – Я предполагаю, что руководство школы ее припугнуло. Раньше, когда мы общались, она признавалась, что руководство неоднократно намекало ей помалкивать, иначе устроят проблемы детям. После случая в душевой Лада спрашивала у Кати про маму. Катя говорит, что мама слишком занята. После инцидента прошло почти три месяца. И месяц от последнего запроса. Директор общественной организации "Домик детства" и один из основателей Центра постинтернатного сопровождения в Самаре Антон Рубин считает, что своими действиями завуч не просто нарушила этические нормы педагога, как указали в министерстве образования, но и нанесла моральный вред ученицам: "Заставлять снимать нижнее белье – это дикость. В этой ситуации нарушены права детей, нанесена моральная травма", – считает он. С Рубиным солидарна преподаватель детской психологии самарского филиала Санкт-Петербургской школы телевидения Виолетта Манунцева: Виолетта Манунцева – Действия заместителя директора по воспитательной работе нарушают не только этические, но и правовые нормы обращения с детьми. Ситуацию в целом возможно описать таким термином, как "боссинг" – травля по нисходящей линии в иерархии, то есть сверху вниз, поиск "козла отпущения" без вины и стыда. Впоследствии мы можем получить все, что обычно происходит с жертвами сексуального насилия Манунцева также уверена, что детей нужно переводить в другую школу и помочь справиться пережитым шоком: – Любая ситуация насилия, переживаемая человеком, в данном случае девочками подросткового возраста, вызывает множество тяжелых эмоций, основные из которых: гнев, страх, стыд. Впоследствии мы можем получить все, что обычно происходит с жертвами сексуального насилия: посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, суицидальные тенденции и так далее. Для меня совершенно очевидно, что девочек из учреждения нужно забирать, переводить. Им требуется в ближайшее время помощь специалиста психологического профиля для того, чтобы пережить эту ситуацию, справиться с ней и больше к ней не возвращаться. Санаторная школа-интернат №9 в Самаре В самой школе февральский инцидент считают исчерпанным. "Конфликтной ситуации между ученицами и завучем не было. Мы с девочками проговорили этот момент", – сообщил Радио Свобода представитель учебного заведения. Да, в школе есть проблемы, но мне здоровье ребенка дороже До выпуска Ладе остался один год (в этой школе только девять классов). Несмотря на проблемы, Лидия Николаевна не собирается переводить внучку. – А почему я должна ее переводить? Она по медицинским показаниям должна учиться в этой школе, – говорит Чурикова. – Да, в школе есть проблемы, пусть с ними разбирается министерство, но мне здоровье ребенка дороже. Другой санаторной школы в Самарской области нет.