✔ Колыма-лайт: будет ли польза от фильма Дудя? - «Общество»
Chandter 3-05-2019, 00:19 193 Новости дня / Политика / ОбществоС одной стороны, в новом фильме популярного блогера нет практически ничего нового, с другой, оказывается, что наша молодёжь не знает даже эти, давно пережёванные факты.
«Новые Известия» уже неоднократно писали о фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха». Не перестают обсуждать его и социальные сети и отечественные СМИ. К примеру, писатель Захар Прилепин посвятил Дудю отвратительную, по сути людоедскую, оправдывающую репрессии статью. Однако и, так называемая, «либеральная общественность» находит в этом фильме изъяны. Вот, что написал в ФБ писатель Леонид Бахнов:
«С очень двойственным чувством я смотрел этот фильм. С одной стороны, полезное, антисталинское, "наше" кино. Смелое, чуть ли не вызывающее в нынешних условиях. Четко ориентированное на потребителя - молодежь. В ее, так сказать, стилистике и лексике. С другой же стороны...
Какая-то эпоха винила: царапина на пластинке отбрасывает иглу далеко назад, к началу песни или даже к концу предыдущей. Словно ты вновь оказался во временах перестройки. А то и до нее. И по новой выслушиваешь то, что давным-давно известно не только тебе и твоим друзьям, но их детям, а может и внукам.
Претензия не к автору фильма, он-то достойно справился со своей задачей на требуемом нынче уровне, одни рассказы Ефима Шифрина чего стоят. Но невозможно не думать: сколько же мы всего узнали о прошлом нашей страны за минувшие 30 лет! Не только о ГУЛАГе как таковом, но и о гражданской войне, о голодоморе, раскрестьянивании России, о ссылке целых народов, о пакте Молотова-Риббентропа, о подлинной цене победы и т.д. и т.п.
Хоть и бдит цензура, хоть и закрывают архивы, но ведь очень многое находится и сейчас в открытом доступе. Были же - и есть! - не только "Архипелаг ГУЛАГ", но и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, и бездна мемуаров о сталинских временах, были "Прокляты и убиты" Астафьева, книги Натальи Громовой и многое, многое другое. За что, похоже, и отдувается Юрий Дмитриев.
И в кинематографе, документальном и художественном, тоже кое-что было. Не говоря о великом множестве исторических и публицистических статей. И что же - все эти труды пропали даром? Поглотились черной дырой? И все опять с чистого листа? Неужели для молодежи, к которой обращается Дудь, все это снова терра инкогнита? Похоже, что именно так. Совсем как в позднесоветские времена. И мозги точно так же заштампованы пропагандой.
Только если тогда надо было объяснять, что Сталин ублюдок и злодей, то сегодня (как это делает Дудь), что о нем вообще надо помнить и говорить. Разница в том, что тогда мозги хотели расштамповаться, а сегодня - по барабану. Так что - заезженная пластинка. Смешно задавать вопрос: кто виноват? Почти так же, как и другой: что делать? Вечная,блин, русская колея. А фильм? Его и по Первому каналу можно бы показать. Ничего страшного...»
Друзья Бахнова во многом с ним согласились, посетовав на то, что все по сути приходится начинать с нуля.
Так киновед и писатель Диляра Тасбулатова написала: «Так это и ценно, Леня, что он кумир молодых - они посмотрят Ты прав: спецом память отшибали...»
Писатель Анатолий Головков выступил несколько оптимистичнее автора:
«Замечу лишь, что фильм Дудя не отрицает, не отвергает антисталинскую классику в литературе нашей, в публицистике и кино. Куда важнее, что его чуточку самоуверенный голос услышали молодые. Уже говорят: Дудь? Это круто! Пусть так! Слава Господу! У внуков свой "Крутой маршрут". В этой стране тотального пофигизма...»
Интересный взгляд на проблему представил журналист Георгий Елин:
«Дудь – дитя своего поколения и говорит на его языке. Потому когда в беседе с Лимоновым он начинает тыкать в телефон, вытаскивая оттуда вопросы писателю, которого не читал и не знает, – он выглядит круглым идиотом, а Эд. Вениаминыч смотрит на него с недоумением и жалостью. Зато когда Дудь беседует с «писейрайт» Толоконниковой – через полчаса оба начинают торчать друг от друга, а в финале беседы вместе вибрируют ягодицами. В своей «Колыме» он сделал микс из тех и других, потому молодёжь зевает, слушая дочь Королёва, но Шифрину и местным пацанам с их привычной матерщиной кое-как внемлет, а у нас с тобой появляется желание взять ножницы и сократить эту затянутую ленту как минимум на полчаса. Уверен, что мой 20-летний сын это посмотрит и что-то для себя оттуда вынет, однако его мозг – в отличие от моего и твоего – уже устроен иначе: например, он отлично знает советскую историю, но Ленина, Горбачёва, Хрущёва, Ельцина, Сталина и Брежнева никак не различает и никого из них не выделяет – в его восприятии все они живут вперемешку, сливаясь в один ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ или сплошной СОВОК. То бишь в Дудеву КОЛЫМУ, где Шифрин впервые увидел ванну в 12, а полвека спустя в России и сегодня каждая пятая школа с сортиром во дворе, – ледяная, неуютная, малопригодная для жизни страна, из которой хочется уехать, куда глаза глядят...»
Поэт Александр Самарцев же был пессимистичнее всех: «Вот именно, что вечная колея. И этот фильм ровно-ровнёшенько ничего не изменит. Нет посыла, нет месиджа (как не было его и в парфеновских "Намедни"). Не в последнюю очередь, благодаря своей стилистике. Чему ж удивляться? Всё съедобно, всё дозировано. Ни к каким выводам (ужасающим) такое не подталкивает...»
Сам автор поста подвел его итоги:
«Захотят ли узнать всю правду? - вот вопрос. Тут Дудя мало. А еще, конечно, в том, нафига мы все были и есть. А молодежь нынче попсовая и клиповая, это да. Ну, хоть Колыма-лайт. Может, кого образумит.
Тоска. Деда расстреляли, бабушка, мама, папа, их друзья - все ждали и даже что-то делали, чтобы в этой стране пошла другая жизнь. Умерли, не дождались. И мы не дождемся. И следующее поколение будет месить эту же колею. ПрОклятое место!..»
И не поспоришь!
С одной стороны, в новом фильме популярного блогера нет практически ничего нового, с другой, оказывается, что наша молодёжь не знает даже эти, давно пережёванные факты. «Новые Известия» уже неоднократно писали о фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха». Не перестают обсуждать его и социальные сети и отечественные СМИ. К примеру, писатель Захар Прилепин посвятил Дудю отвратительную, по сути людоедскую, оправдывающую репрессии статью. Однако и, так называемая, «либеральная общественность» находит в этом фильме изъяны. Вот, что написал в ФБ писатель Леонид Бахнов: «С очень двойственным чувством я смотрел этот фильм. С одной стороны, полезное, антисталинское, "наше" кино. Смелое, чуть ли не вызывающее в нынешних условиях. Четко ориентированное на потребителя - молодежь. В ее, так сказать, стилистике и лексике. С другой же стороны. Какая-то эпоха винила: царапина на пластинке отбрасывает иглу далеко назад, к началу песни или даже к концу предыдущей. Словно ты вновь оказался во временах перестройки. А то и до нее. И по новой выслушиваешь то, что давным-давно известно не только тебе и твоим друзьям, но их детям, а может и внукам. Претензия не к автору фильма, он-то достойно справился со своей задачей на требуемом нынче уровне, одни рассказы Ефима Шифрина чего стоят. Но невозможно не думать: сколько же мы всего узнали о прошлом нашей страны за минувшие 30 лет! Не только о ГУЛАГе как таковом, но и о гражданской войне, о голодоморе, раскрестьянивании России, о ссылке целых народов, о пакте Молотова-Риббентропа, о подлинной цене победы и т.д. и т.п. Хоть и бдит цензура, хоть и закрывают архивы, но ведь очень многое находится и сейчас в открытом доступе. Были же - и есть! - не только "Архипелаг ГУЛАГ", но и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, и бездна мемуаров о сталинских временах, были "Прокляты и убиты" Астафьева, книги Натальи Громовой и многое, многое другое. За что, похоже, и отдувается Юрий Дмитриев. И в кинематографе, документальном и художественном, тоже кое-что было. Не говоря о великом множестве исторических и публицистических статей. И что же - все эти труды пропали даром? Поглотились черной дырой? И все опять с чистого листа? Неужели для молодежи, к которой обращается Дудь, все это снова терра инкогнита? Похоже, что именно так. Совсем как в позднесоветские времена. И мозги точно так же заштампованы пропагандой. Только если тогда надо было объяснять, что Сталин ублюдок и злодей, то сегодня (как это делает Дудь), что о нем вообще надо помнить и говорить. Разница в том, что тогда мозги хотели расштамповаться, а сегодня - по барабану. Так что - заезженная пластинка. Смешно задавать вопрос: кто виноват? Почти так же, как и другой: что делать? Вечная,блин, русская колея. А фильм? Его и по Первому каналу можно бы показать. Ничего страшного.» Друзья Бахнова во многом с ним согласились, посетовав на то, что все по сути приходится начинать с нуля. Так киновед и писатель Диляра Тасбулатова написала: «Так это и ценно, Леня, что он кумир молодых - они посмотрят Ты прав: спецом память отшибали.» Писатель Анатолий Головков выступил несколько оптимистичнее автора: «Замечу лишь, что фильм Дудя не отрицает, не отвергает антисталинскую классику в литературе нашей, в публицистике и кино. Куда важнее, что его чуточку самоуверенный голос услышали молодые. Уже говорят: Дудь? Это круто! Пусть так! Слава Господу! У внуков свой "Крутой маршрут". В этой стране тотального пофигизма.» Интересный взгляд на проблему представил журналист Георгий Елин: «Дудь – дитя своего поколения и говорит на его языке. Потому когда в беседе с Лимоновым он начинает тыкать в телефон, вытаскивая оттуда вопросы писателю, которого не читал и не знает, – он выглядит круглым идиотом, а Эд. Вениаминыч смотрит на него с недоумением и жалостью. Зато когда Дудь беседует с «писейрайт» Толоконниковой – через полчаса оба начинают торчать друг от друга, а в финале беседы вместе вибрируют ягодицами. В своей «Колыме» он сделал микс из тех и других, потому молодёжь зевает, слушая дочь Королёва, но Шифрину и местным пацанам с их привычной матерщиной кое-как внемлет, а у нас с тобой появляется желание взять ножницы и сократить эту затянутую ленту как минимум на полчаса. Уверен, что мой 20-летний сын это посмотрит и что-то для себя оттуда вынет, однако его мозг – в отличие от моего и твоего – уже устроен иначе: например, он отлично знает советскую историю, но Ленина, Горбачёва, Хрущёва, Ельцина, Сталина и Брежнева никак не различает и никого из них не выделяет – в его восприятии все они живут вперемешку, сливаясь в один ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ или сплошной СОВОК. То бишь в Дудеву КОЛЫМУ, где Шифрин впервые увидел ванну в 12, а полвека спустя в России и сегодня каждая пятая школа с сортиром во дворе, – ледяная, неуютная, малопригодная для жизни страна, из которой хочется уехать, куда глаза глядят.» Поэт Александр Самарцев же был пессимистичнее всех: «Вот именно, что вечная колея. И этот фильм ровно-ровнёшенько ничего не изменит. Нет посыла, нет месиджа (как не было его и в парфеновских "Намедни"). Не в последнюю очередь, благодаря своей стилистике. Чему ж удивляться? Всё съедобно, всё дозировано. Ни к каким выводам (ужасающим) такое не подталкивает.» Сам автор поста подвел его итоги: «Захотят ли узнать всю правду? - вот вопрос. Тут Дудя мало. А еще, конечно, в том, нафига мы все были и есть. А молодежь нынче попсовая и клиповая, это да. Ну, хоть Колыма-лайт. Может, кого образумит. Тоска. Деда расстреляли, бабушка, мама, папа, их друзья - все ждали и даже что-то делали, чтобы в этой стране пошла другая жизнь. Умерли, не дождались. И мы не дождемся. И следующее поколение будет месить эту же колею. ПрОклятое место!» И не поспоришь!