В Латвии русских школьников постепенно лишают родного языка и литературы - «Общество» » «Новости Дня»

✔ В Латвии русских школьников постепенно лишают родного языка и литературы - «Общество»


23 февраля 2019
09:57
Русский язык и литература в средних школах нацменьшинств Латвии будут предоставляться только по выбору. В обязательной программе 10, 11 и 12 класса такому предмету нет места. Это предусматривает новая модель содержания образования нацменьшинств, которая должна заработать в Латвии с 2020 года, сообщает mixnews.lv. Причем, количество часов по этому предмету, даже если его выберут школа или ученик, по сравнению с тем, что есть сейчас, может упасть вдвое.
Согласно новой модели содержания образования, все предметы в средней школе будут поделены на три группы: основные — обязательные для всех; углублённые — из них каждый ученик выберет себе три и, наконец, специализированные предметы — то есть необязательные. В некоторых случаях их можно будет не выбирать вовсе, если учебная программа и так насыщенная. И окончить среднюю школу можно и без них. Это, к примеру, философия, религия, политика и право, астрономия. В данном списке оказался и такой предмет как язык нацменьшинств и литература.
Проще говоря, с 2020-го учебного года русский язык и литература в 10, 11 и 12 классах — это лишь чуть больше, чем факультатив. В государственном Центре содержания образования признают, что ситуация при которой русский ребенок вообще не будет изучать в школе родной язык и литературу, вполне возможна. «Мы предлагаем совсем другой взгляд на среднюю школу. Мы можем говорить и том, что теперь часть детей будут знать на углубленном уровне, например, математику», — пояснил старший эксперт государственного центра содержания образования Павел Пестов. Он добавил: «Все будет зависеть от выбора. Будет спрос на русский язык со стороны учеников — должно быть и предложение со стороны школы». Оптимальным в рамках такого курса министерство образования в своей модели называет 210 часов в течение трех лет.? читать продолжение новости ?
420 часов на трехлетний курс отводит сейчас, например, 34-я Рижская средняя школа. То есть фактически, вдвое больше, чем предлагает министерство. По словам директора школы Натальи Рогалевой, после выбора всех обязательных предметов, у образовательного учреждения может не остаться достаточно свободных часов на еще несколько предметов по выбору.
«Видимо, будут школы, которые вместо того, чтобы изучать русский язык, выберут предпринимательскую деятельность, или коллективное музицирование. Любой из предлагаемых курсов — конкурирует с курсом по русскому языку», — отмечает директор.
Появление целых школ, более ориентированных, например, на точные науки, нежели на языки допускают и в Центре содержания образования. Но есть и другой пример — Рижская классическая гимназия. В ее расписании уроков с 10-го по 12-й класс русского языка и литературы уже нет.
«Мы же понимаем, что не от количества контактных уроков зависит, прочтёт ли ученик „Войну и мир“ и когда он это прочтет. Важно, чтобы были возможности заинтересовать ученика в чтении и этот навык читательский привить», — объясняет заместитель директора Рижской классической гимназии Галина Рафальсоне.
По ее словам, это задача семьи, а также педагогов дошкольного и школьного образования — с 1-го по 9-й классы. В этот период родной язык и литература остаются обязательными. Те же, кому в 10-м классе русская литература не интересна, выберут другой предмет — и пока одни будут читать «Войну и Мир», другие освоят другие предметы. Это может стать, например, третий иностранный язык — тем более, что на него минимально отведено 315 часов, а не 210, как на русский язык и литературу. Новую модель содержания образования в средних школах нацменьшинств еще должно утвердить правительство.? читать продолжение новости ?
Напомним, что первым привлек внимание к этой проблеме две недели назад сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, правозащитник и педагог Владимир Бузаев. Как пишет Бузаев в соцсети Facebook, в Латвии в настоящее время происходит процесс, который педагог назвал «ассимиляцией на марше». Правозащитник напоминает, что 22 марта 2018 года Сейм Латвии принял поправки к законодательству об образовании, установившие новые пропорции преподавания на латышском языке в школах нацменьшинств. Теперь предусмотрено, что в 10–12 классах обучение на латышском будет проходить на 100%, в 7–9 классах — не менее 80%, в 1–6 классах — не менее 50%.
«Казалось бы, куда уж дальше? — пишет Бузаев. — Но и правительство (еще под началом Мариса Кучинскиса) решило вложить в процесс свои „три копейки“, приняв 27.11.2018 новый стандарт основного образования. В общественных организациях нацменьшинств документ не обсуждался, и в русских СМИ я не обнаружил о нем ни полслова. Так вот, в этом стандарте (вступает в силу с 01.09.2020) правительство решило резко уменьшить число часов на изучение в школах меньшинств родного языка и литературы — вдвое меньше, чем у латышских детей, и почти вдвое меньше, чем на изучение государственного языка. Для сравнения, в русских школах довоенной Латвии русский язык доминировал над латышским. При этом никаких попыток заставить изучать на латышском другие предметы (за исключением истории и географии Латвии) не предпринималось. И ничего, выпускники этих школ прекрасно интегрировались в латышскую среду».

23 февраля 2019 09:57 Русский язык и литература в средних школах нацменьшинств Латвии будут предоставляться только по выбору. В обязательной программе 10, 11 и 12 класса такому предмету нет места. Это предусматривает новая модель содержания образования нацменьшинств, которая должна заработать в Латвии с 2020 года, сообщает mixnews.lv. Причем, количество часов по этому предмету, даже если его выберут школа или ученик, по сравнению с тем, что есть сейчас, может упасть вдвое. Согласно новой модели содержания образования, все предметы в средней школе будут поделены на три группы: основные — обязательные для всех; углублённые — из них каждый ученик выберет себе три и, наконец, специализированные предметы — то есть необязательные. В некоторых случаях их можно будет не выбирать вовсе, если учебная программа и так насыщенная. И окончить среднюю школу можно и без них. Это, к примеру, философия, религия, политика и право, астрономия. В данном списке оказался и такой предмет как язык нацменьшинств и литература. Проще говоря, с 2020-го учебного года русский язык и литература в 10, 11 и 12 классах — это лишь чуть больше, чем факультатив. В государственном Центре содержания образования признают, что ситуация при которой русский ребенок вообще не будет изучать в школе родной язык и литературу, вполне возможна. «Мы предлагаем совсем другой взгляд на среднюю школу. Мы можем говорить и том, что теперь часть детей будут знать на углубленном уровне, например, математику», — пояснил старший эксперт государственного центра содержания образования Павел Пестов. Он добавил: «Все будет зависеть от выбора. Будет спрос на русский язык со стороны учеников — должно быть и предложение со стороны школы». Оптимальным в рамках такого курса министерство образования в своей модели называет 210 часов в течение трех лет.? читать продолжение новости ? 420 часов на трехлетний курс отводит сейчас, например, 34-я Рижская средняя школа. То есть фактически, вдвое больше, чем предлагает министерство. По словам директора школы Натальи Рогалевой, после выбора всех обязательных предметов, у образовательного учреждения может не остаться достаточно свободных часов на еще несколько предметов по выбору. «Видимо, будут школы, которые вместо того, чтобы изучать русский язык, выберут предпринимательскую деятельность, или коллективное музицирование. Любой из предлагаемых курсов — конкурирует с курсом по русскому языку», — отмечает директор. Появление целых школ, более ориентированных, например, на точные науки, нежели на языки допускают и в Центре содержания образования. Но есть и другой пример — Рижская классическая гимназия. В ее расписании уроков с 10-го по 12-й класс русского языка и литературы уже нет. «Мы же понимаем, что не от количества контактных уроков зависит, прочтёт ли ученик „Войну и мир“ и когда он это прочтет. Важно, чтобы были возможности заинтересовать ученика в чтении и этот навык читательский привить», — объясняет заместитель директора Рижской классической гимназии Галина Рафальсоне. По ее словам, это задача семьи, а также педагогов дошкольного и школьного образования — с 1-го по 9-й классы. В этот период родной язык и литература остаются обязательными. Те же, кому в 10-м классе русская литература не интересна, выберут другой предмет — и пока одни будут читать «Войну и Мир», другие освоят другие предметы. Это может стать, например, третий иностранный язык — тем более, что на него минимально отведено 315 часов, а не 210, как на русский язык и литературу. Новую модель содержания образования в средних школах нацменьшинств еще должно утвердить правительство.? читать продолжение новости ? Напомним, что первым привлек внимание к этой проблеме две недели назад сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, правозащитник и педагог Владимир Бузаев. Как пишет Бузаев в соцсети Facebook, в Латвии в настоящее время происходит процесс, который педагог назвал «ассимиляцией на марше». Правозащитник напоминает, что 22 марта 2018 года Сейм Латвии принял поправки к законодательству об образовании, установившие новые пропорции преподавания на латышском языке в школах нацменьшинств. Теперь предусмотрено, что в 10–12 классах обучение на латышском будет проходить на 100%, в 7–9 классах — не менее 80%, в 1–6 классах — не менее 50%. «Казалось бы, куда уж дальше? — пишет Бузаев. — Но и правительство (еще под началом Мариса Кучинскиса) решило вложить в процесс свои „три копейки“, приняв 27.11.2018 новый стандарт основного образования. В общественных организациях нацменьшинств документ не обсуждался, и в русских СМИ я не обнаружил о нем ни полслова. Так вот, в этом стандарте (вступает в силу с 01.09.2020) правительство решило резко уменьшить число часов на изучение в школах меньшинств родного языка и литературы — вдвое меньше, чем у латышских детей, и почти вдвое меньше, чем на изучение государственного языка. Для сравнения, в русских школах довоенной Латвии русский язык доминировал над латышским. При этом никаких попыток заставить изучать на латышском другие предметы (за исключением истории и географии Латвии) не предпринималось. И ничего, выпускники этих школ прекрасно интегрировались в латышскую среду».


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→