✔ Коворкинг по-архангельски: разорит ли синагога местный драмтеатр Кудрина? - «Общество»
Goldman 7-11-2018, 12:00 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
«Звезда Давида взошла над Поморьем. В Архангельске открылась синагога»… 11 октября 2018 года ленточку при входе в синагогу «Звезда Севера» вместе разрезали прибывший на праздник главный раввин России Берл Лазар и архангельский губернатор Игорь Орлов.
В выступлении на открытии синагоги Орлов сказал: «Здесь, в столице Поморья, строится самый большой православный храм в Арктической зоне РФ! В этом году открылась самая северная мечеть! А теперь пришла очередь и синагоги». Правда, площадями своих помещений синагога «Звезда Севера» вполне может «поспорить» с упомянутым Орловым «самым большим «православным храмом» Арктики в Архангельске. Ведь площадь здания архангельской синагоги «Звезда Севера» составляет 2,7 тыс кв. метров. Для сравнения площадь культовых пространств Храма Христа Спасителя в Москве составляет 4 тыс кв метров. А Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге — чуть более 4 тыс кв. метров.
Как бы там ни было по поводу сравнения величин, главное все-таки — содержание и качество. И в этом плане архангельская синагога «Звезда Севера», как дальше мы докажем, является самым новаторским и прогрессивным проектом во всей Арктической зоне РФ (и не только в ней). По этой части «Звезда Севера» идет вполне себе в потоке духа времени и прогрессивных перемен.
Считается, что в отличие от христианских церквей, синагоги не является собственно храмами, но лишь помещениями для общественных молитв. Создатели архангельской синагоги придали главный акцент определению «общественный», а отодвинутую на задний план «молитву» заменили многими другими и интересными функциям. Здесь они явно пошли в русле пострелигиозных преобразований бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Ведь не трудно определить, что за образцовую модель для архангельской синагоги был выбран «главный православный храм страны» — Храм Христа Спасителя.
Поясним. Храм Христа Спасителя (ХСС) лишь условно является патриаршим храмом. Поэтому дальше его название в виде аббревиатуры мы будем использовать исключительно в кавычках. «ХСС» находится в собственности города Москвы и в доверительном управлении созданного в 2004 году Фонда храма Христа Спасителя. Никаких документов, регламентирующих присутствие РПЦ в «ХСС», не существует. Только 7% (3697,27 кв. м) его площадей отведено под религиозные нужды. Это пространство используется патриархом Московского и всея Руси на правах аренды. А арендодателем выступает уже упомянутый Фонд. Все остальные площадки комплекса «ХСС», а это 55 тыс кв. м, отданы Фондом под нужды коммерции различным фирмам. Здесь можно выразиться так: есть на Руси православные храмы, которые стоят на костях, есть такие, что на кровях. «ХСС» же буквально стоит на лихве и барыше, и главным Храмом страны управляют современные «мытари». Неслучайно, что одно из коммерческих подразделений Фонда так и называется: ООО «Мытный Двор». Разрушенный храм-памятник был в соответствие с требованиями эпохи «восстановлен», но уже как храм-бизнес-центр.
Не церковники, а «мытари» из Фонда занимаются сбором «пожертвований» на нужды «Храма». В основании «ХСС» они пооткрывали сувенирные и ювелирные лавки. Прямо под «Храмом» поместили антикварный магазин — арт-центр «Волхонка» площадью 2 тыс кв. метров. В рекламе заявлено: «Фонд Храма Христа Спасителя приглашает заинтересованные организации, учреждения, общественные объединения и частных лиц к сотрудничеству по вопросам предоставления аренды залов и помещений для проведения мероприятий, парковочных мест в охраняемом закрытом гараже, организации экскурсий, питания сотрудников и туристов, услуг химчистки-прачечной». При этом полного богослужения в «ХСС» не ведется. В нижнем храме богослужения проходят ежедневно утром и вечером. В верхнем храме по субботам служится всенощное бдение, а по воскресеньям литургия. В понедельник утром — санитарный день. Таким образом, коммерческая деятельность в церковной оболочке ООО «ХСС» поставлена широко, религиозная — по остаточному принципу. Собственно, «Храм» — это декорация для самой современной экономической деятельности.
Вернемся теперь к синагоге «Звезда Севера». Ее создатель — председатель Еврейской национально-культурной автономии Архангельской области Анатолий Обермейстер творчески развил московский проект «ХСС» Лужкова и продвинул его еще дальше в направлении «постэкуменизма» и «пострелигии». В сумме, как видится, потсрелигиозное реформаторство в связке Лужкова-Обермейстера выглядит на уровне того, что в свое время проделал Лютер с западным христианством.
Обермейстер называет свое творение «чудесной синагогой». «Аналогов такому многофункциональному зданию нет», — утверждает он. И действительно, «многофункциональностью» и «универсализмом» «Звезда Севера» Обермейстера определенно превзошла «ХСС». В начале строительства часть представителей местного еврейства в Архангельске высказывали сомнения в целесообразности строительства здесь синагоги из-за отсутствия религиозного спроса. Подобного рода сомнения были решительно перечеркнуты движением в направлении постэкуменизма и пострелигии.
Вот идеология пострелигиозных реформаторских преобразований Обермейстера. «У евреев нет религии, иудаизм — это образ жизни», — утверждает он. А образ жизни означает стиль. Стиль же оставлен местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Архангельская еврейская община», возглавляемой Борисом Заланом. В ней состоит чуть более десяти религиозных евреев. Это и есть «традиционный» контингент архангельской синагоги. Рядом с подобной величиной «религиозности» главная тяжесть «многофункциональности» приходится на современный безрелигиозный человеческий материал. В этом плане «Звезда Севера» назначена для посещения ее не только соблюдающими религиозный обряд иудеями, но и «светскими людьми» (с еврейской идентичностью), и, разумеется представителями других религиозных конфессий и соответствующих этим конфессиям «светских людей».
Синагога в Архангельске — это не только синагога и совсем не синагога. Так, например, в отношение нее нельзя сказать: Еврейский культурный центр функционирует «при» синагоге. Предлог «при» означает «где-то рядом». В Архангельске же Еврейский культурный центр и есть синагога, а синагога — это культурный центр. Культовое пространство смазано, а священнослужители устранены. Это все равно, как если бы из «ХСС» для оптимизации расходов устранили патриарха и прочих людей в рясах. Постэкуменический и пострелигиозный реформатор Обермейстер утверждает, что все помещения в его «хозяйстве» «имеют религиозную идеологию». Но какую, если иудаизм, по его словам, — это не религия? Традиционно считается, что синагога — это не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. И тут «общественная молитва» подменяется, и легко, простым «общением». В результате получается следующее универсальное определение: «Синагога — это не храм или церковь, это место общения, диалога, сотрудничества». Рынок — это ведь и есть место общения. Конечный вывод Обермейстера гениален по части постэкуменизма: синагога — «это интернациональный центр во всех пониманиях этого слова». Т. е., другими словами, «Звезда Севера» всегда открыта не только для членов архангельской еврейской общины, но и для людей любой конфессиональной принадлежности. Это, например, должно означать, что мусульмане могут приходить в архангельскую синагогу и совершать в ней свой намаз? Ведь «двери центра открыты для всех» — таков лозунг Обермейстера.
Новаторством по сравнению с московско-лужковским «ХСС» становится смешение пространств в синагоге. Вот как в этом плане выглядит архангельская синагога «Звезда Севера». Внешне, заметим, она не повторяет архитектурных форм традиционных европейских синагог. Она очень похожа на здание архангельского железнодорожного вокзала. По-видимому, это не случайно. Очевидно, что ее архитектора вдохновило именно это общественное сооружение, выполненное в Арктике в стиле хрущевского ложно-тропического модерна.
Здание синагоги «Звезда Севера» состоит из трех этажей плюс цокольный этаж. В здании имеется лифт. Большой зал на первом этаже выполнен в классическом для синагог стиле с раздельным молением по полу — зал внизу для мужчин, балкон — для женщин. На стенах зала развешены картины на шелке. На сцене у стены установлен резной шкаф Арон Кодеш, в который помещены священные свитки Торы, подаренные «Звезде Севера» Российским еврейским конгрессом. Сообщают, что шкаф был изготовлен по специальному заказу в Израиле из ливанского кедра.
? читать продолжение новости ?
На втором этаже: малый молельный зал, библиотека, помещение для будущего музея и ресторан. Обермейстер на счет последнего рассуждает: «В идеале, конечно же, ресторан стоило бы назвать трапезной. Ведь в любой церкви после молитвы дается благословение за хлебом и вином. Тем более у евреев, у которых всегда все на широкую ногу. Поэтому ресторан будет, но только рыбный. Есть ограничения по приему кошерных продуктов, и нам необходимо соблюдать эти правила». Что касается библиотеки, то в ней будет храниться фонд из 5 тыс книг от беллетристики до религиозных текстов. Рядом с библиотекой офис Хеседа — благотворительного центра помогающего еврейской бедноте. Все еврейство Архангельска составляет человек 200. Наверняка, среди них скоро появятся бедные, престарелые или больные.
Малый молельный зал для соблюдения иудейского канона разделен на мужскую и женскую половину, но чисто условно — ширмами. Эта мини-синагога в большой синагоге и предназначена для нужд религиозной организации ортодоксального иудаизма «Архангельская еврейская община». Здесь назначено вести утреннее благословение, чтение торы, молитв и т. д. По части обрядов все кажется неопределенным. По слухам, циркулирующим в местной интеллигентной среде, учитель истории 6-й гимназии Михаил Капеца готов первым и только первым пройти в «Звезде Севера» обряд обрезания. Но здесь, по-видимому, ему будет отказано. За такими потребностями — пожалуйста, к хирургу в специализированную платную клинику.
В «Звезде Севера» имеется гостиница в виде небольших, но уютных апартаментов для гостей синагоги. Уже полностью готова большая квартира для проживания раввина и его семьи. Но раввина в синагоге «Звезда Севера» не будет. Городская среда Архангельска не позволяет раввину и его семье держаться традиционной ортодоксии.
На третьем этаже «Звезды Севера» расположены учебные классы, где будут изучаться правила еврейской жизни. Классы рассчитаны как на детей, так и взрослых. Здесь все желающие могут изучать иврит. Попутно здесь собираются открыть студию иностранных языков. В наличии педагог, который готов преподавать изобразительное искусство. Имеется преподаватель артистического мастерства. Кажется, упущением стало отсутствие фитнесс зала и качалок для боди-билдинга. В синагоге на коммерческих основаниях можно было бы преподавать йогу и индийские танцы.
Но вернемся к главному контрапункту синагоги «Звезда Севера». Синагога своим главным «мультиформатным» (так его называет Обермейстер) залом на 550–700 человек готова принимать артистов, проводить спектакли и концерты любого уровня, вплоть до хард-рока, рэпа и кантри. Изюминкой этой театрально-концертной площадки с Арон Кодешем и Торой на сцене является великолепная акустика, над проектированием которой работало несколько институтов. Современный звук, свет, профессиональный проектор формата 4К, пульт управления 3D декорациями, выдвигающийся экран. Мульти-форматный большой квази-молитвенный зал синагоги легко трансформируется как в обычный кинозал, театральный зал, так и в место проведения крупных пресс-конференций, фестивалей, балов, семинаров, выпускных, и даже свадебных церемоний. Здесь, например, можно проводить с большим размахом региональные партийные конференции правящей партии «Единая Россия». Ресторан для банкетов тут же рядом. Простым перемещением мебели из одной конфигурации в другую легко конструируется из концертного зала литературное кафе.
В итоге, что же мы имеем, и как это можно определить? Конкретно в случае с многофункциональной архангельской «синагогой» мы сталкиваемся с таким новым для нас явлением, как «коворкинг», т. е. то, что определяют, как разновидность «третьих мест» городских общественных пространств.
К сожалению, во время открытия нашей синагоги слово «коворкинг» так и не прозвучало. В своем приветственном слове губернатор Игорь Орлов назвал появление синагоги «Звезда Севера» важным шагом, появлением «нового духовного центра в Поморье». Главный раввин Берл Лазар увидел в архангельской синагоге «убедительное доказательство стремления людей вернуться к вечным ценностям, к нашим корням». Он ошибается. В случае с архангельской синагогой-коворкингом речь идет о будущем и отнюдь не о традиции.
Знаковым стало то, что проведенный в синагоге еще до официального открытия фестиваль «Гройсе Глик» собрал представителей землячеств и национальных общин Архангельской области. 15 октября в большом зале синагоги прошел первый драматический спектакль «Провинциальные анекдоты». Потом была представлена комедия в двух действиях «Человек из Подольска». Цена входных билетов: 500 рублей. Затем маленькие зрители смогли посмотреть спектакль «Алиса в стране чудес». 20 октября стартовал фестиваль «Звезда Севера». Гостям представили эстрадный концерт с участием коллективов и артистов города Архангельска. Цена входного билета та же. В конце ноября планируется фестиваль «Айзен» и т. д.
Вращающаяся театральная сцена позволяет быстро менять декорации и имеет в себе множество дополнительных функций. Всем комплексом уже заведует известный в городе шоумен Владимир Ушаков. Он принял пост директора культурного центра (синагоги). А театральной площадкой синагоги «Звезда Севера» уже руководит бывший директор Архангельского театра драмы Александр Дунаев. И тот, и другой — отнюдь не иудеи. Подобные руководители — знаменательный факт для культурной жизни Архангельска. Дело в том, что в 2010 году в областном центре возобновил работу драматический театр, модернизированный на федеральные деньги, выделенные тогдашним министром финансов Алексеем Кудриным. Помимо театральных драматических постановок местного коллектива, кудринский драмтеатр стал активно осваивать все гастрольные концертные жанры — от известных на всю страну смехачей и рок музыкантов до тележурналиста Владимира Познера. Теперь же архангельский коворкинг «Звезда Севера» серьезно намерен побороться с кудринским драмтеатром за часть его концертного потока. Обермейстер обещал в одном интервью: «Думаем в дальнейшем привозить театральные коллективы и звезд эстрады из других городов России, зарубежных артистов. Об остальных мероприятиях вы узнаете чуть позже».
Итак, следим за афишей. И здесь можно не сомневаться, что Драмтеатр им Ломоносова (на самом деле — Алексея Кудрина), не сможет выдержать конкуренции с блистательной постэкуменической и пострелигиозной площадкой коворкинга «Звезда Севера». Архангельский драмтеатр обречен на разорение и упадок.
Прогрессивная платформа Анатолия Обермейстера получила достойный старт. Открытие коворкинга в Архангельске закончилось фуршетом на 200 персон с икрой, семгой и горячительными напитками. На днях на сцене коворкинга «Звезда Севера» перед шкафом со списками Торы плясало фламенко трио из Андалусии. Ждем ансамбля цыган.
Полуофициальной как бы «идеологией» современной Российской Федерации является просвещенный консерватизм. На практике же ее культурная жизнь часто демонстрирует как бы самые передовые и пост- пост- модернистские «коворкинги». И российское общественное мнение относится вполне с пониманием к подобного рода посткультурным микстам. Проект архангельской синагоги уже поддержан фондом президентских грантов.
Дмитрий Семушин, из Архангельска специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
На месте растаявшего ледника в Арктике обнаружили аномальный предмет. Виртуальные археологи нашли странное прямоугольное сооружение больших размеров. Его происхождение пока остается загадкой… (Из «Воспоминаний о будущем», вместо эпиграфа) «Звезда Давида взошла над Поморьем. В Архангельске открылась синагога»… 11 октября 2018 года ленточку при входе в синагогу «Звезда Севера» вместе разрезали прибывший на праздник главный раввин России Берл Лазар и архангельский губернатор Игорь Орлов. В выступлении на открытии синагоги Орлов сказал: «Здесь, в столице Поморья, строится самый большой православный храм в Арктической зоне РФ! В этом году открылась самая северная мечеть! А теперь пришла очередь и синагоги». Правда, площадями своих помещений синагога «Звезда Севера» вполне может «поспорить» с упомянутым Орловым «самым большим «православным храмом» Арктики в Архангельске. Ведь площадь здания архангельской синагоги «Звезда Севера» составляет 2,7 тыс кв. метров. Для сравнения площадь культовых пространств Храма Христа Спасителя в Москве составляет 4 тыс кв метров. А Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге — чуть более 4 тыс кв. метров. Как бы там ни было по поводу сравнения величин, главное все-таки — содержание и качество. И в этом плане архангельская синагога «Звезда Севера», как дальше мы докажем, является самым новаторским и прогрессивным проектом во всей Арктической зоне РФ (и не только в ней). По этой части «Звезда Севера» идет вполне себе в потоке духа времени и прогрессивных перемен. Считается, что в отличие от христианских церквей, синагоги не является собственно храмами, но лишь помещениями для общественных молитв. Создатели архангельской синагоги придали главный акцент определению «общественный», а отодвинутую на задний план «молитву» заменили многими другими и интересными функциям. Здесь они явно пошли в русле пострелигиозных преобразований бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Ведь не трудно определить, что за образцовую модель для архангельской синагоги был выбран «главный православный храм страны» — Храм Христа Спасителя. Поясним. Храм Христа Спасителя (ХСС) лишь условно является патриаршим храмом. Поэтому дальше его название в виде аббревиатуры мы будем использовать исключительно в кавычках. «ХСС» находится в собственности города Москвы и в доверительном управлении созданного в 2004 году Фонда храма Христа Спасителя. Никаких документов, регламентирующих присутствие РПЦ в «ХСС», не существует. Только 7% (3697,27 кв. м) его площадей отведено под религиозные нужды. Это пространство используется патриархом Московского и всея Руси на правах аренды. А арендодателем выступает уже упомянутый Фонд. Все остальные площадки комплекса «ХСС», а это 55 тыс кв. м, отданы Фондом под нужды коммерции различным фирмам. Здесь можно выразиться так: есть на Руси православные храмы, которые стоят на костях, есть такие, что на кровях. «ХСС» же буквально стоит на лихве и барыше, и главным Храмом страны управляют современные «мытари». Неслучайно, что одно из коммерческих подразделений Фонда так и называется: ООО «Мытный Двор». Разрушенный храм-памятник был в соответствие с требованиями эпохи «восстановлен», но уже как храм-бизнес-центр. Не церковники, а «мытари» из Фонда занимаются сбором «пожертвований» на нужды «Храма». В основании «ХСС» они пооткрывали сувенирные и ювелирные лавки. Прямо под «Храмом» поместили антикварный магазин — арт-центр «Волхонка» площадью 2 тыс кв. метров. В рекламе заявлено: «Фонд Храма Христа Спасителя приглашает заинтересованные организации, учреждения, общественные объединения и частных лиц к сотрудничеству по вопросам предоставления аренды залов и помещений для проведения мероприятий, парковочных мест в охраняемом закрытом гараже, организации экскурсий, питания сотрудников и туристов, услуг химчистки-прачечной». При этом полного богослужения в «ХСС» не ведется. В нижнем храме богослужения проходят ежедневно утром и вечером. В верхнем храме по субботам служится всенощное бдение, а по воскресеньям литургия. В понедельник утром — санитарный день. Таким образом, коммерческая деятельность в церковной оболочке ООО «ХСС» поставлена широко, религиозная — по остаточному принципу. Собственно, «Храм» — это декорация для самой современной экономической деятельности. Вернемся теперь к синагоге «Звезда Севера». Ее создатель — председатель Еврейской национально-культурной автономии Архангельской области Анатолий Обермейстер творчески развил московский проект «ХСС» Лужкова и продвинул его еще дальше в направлении «постэкуменизма» и «пострелигии». В сумме, как видится, потсрелигиозное реформаторство в связке Лужкова-Обермейстера выглядит на уровне того, что в свое время проделал Лютер с западным христианством. Обермейстер называет свое творение «чудесной синагогой». «Аналогов такому многофункциональному зданию нет», — утверждает он. И действительно, «многофункциональностью» и «универсализмом» «Звезда Севера» Обермейстера определенно превзошла «ХСС». В начале строительства часть представителей местного еврейства в Архангельске высказывали сомнения в целесообразности строительства здесь синагоги из-за отсутствия религиозного спроса. Подобного рода сомнения были решительно перечеркнуты движением в направлении постэкуменизма и пострелигии. Вот идеология пострелигиозных реформаторских преобразований Обермейстера. «У евреев нет религии, иудаизм — это образ жизни», — утверждает он. А образ жизни означает стиль. Стиль же оставлен местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Архангельская еврейская община», возглавляемой Борисом Заланом. В ней состоит чуть более десяти религиозных евреев. Это и есть «традиционный» контингент архангельской синагоги. Рядом с подобной величиной «религиозности» главная тяжесть «многофункциональности» приходится на современный безрелигиозный человеческий материал. В этом плане «Звезда Севера» назначена для посещения ее не только соблюдающими религиозный обряд иудеями, но и «светскими людьми» (с еврейской идентичностью), и, разумеется представителями других религиозных конфессий и соответствующих этим конфессиям «светских людей». Синагога в Архангельске — это не только синагога и совсем не синагога. Так, например, в отношение нее нельзя сказать: Еврейский культурный центр функционирует «при» синагоге. Предлог «при» означает «где-то рядом». В Архангельске же Еврейский культурный центр и есть синагога, а синагога — это культурный центр. Культовое пространство смазано, а священнослужители устранены. Это все равно, как если бы из «ХСС» для оптимизации расходов устранили патриарха и прочих людей в рясах. Постэкуменический и пострелигиозный реформатор Обермейстер утверждает, что все помещения в его «хозяйстве» «имеют религиозную идеологию». Но какую, если иудаизм, по его словам, — это не религия? Традиционно считается, что синагога — это не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. И тут «общественная молитва» подменяется, и легко, простым «общением». В результате получается следующее универсальное определение: «Синагога — это не храм или церковь, это место общения, диалога, сотрудничества». Рынок — это ведь и есть место общения. Конечный вывод Обермейстера гениален по части постэкуменизма: синагога — «это интернациональный центр во всех пониманиях этого слова». Т. е., другими словами, «Звезда Севера» всегда открыта не только для членов архангельской еврейской общины, но и для людей любой конфессиональной принадлежности. Это, например, должно означать, что мусульмане могут приходить в архангельскую синагогу и совершать в ней свой намаз? Ведь «двери центра открыты для всех» — таков лозунг Обермейстера. Новаторством по сравнению с московско-лужковским «ХСС» становится смешение пространств в синагоге. Вот как в этом плане выглядит архангельская синагога «Звезда Севера». Внешне, заметим, она не повторяет архитектурных форм традиционных европейских синагог. Она очень похожа на здание архангельского железнодорожного вокзала. По-видимому, это не случайно. Очевидно, что ее архитектора вдохновило именно это общественное сооружение, выполненное в Арктике в стиле хрущевского ложно-тропического модерна. Здание синагоги «Звезда Севера» состоит из трех этажей плюс цокольный этаж. В здании имеется лифт. Большой зал на первом этаже выполнен в классическом для синагог стиле с раздельным молением по полу — зал внизу для мужчин, балкон — для женщин. На стенах зала развешены картины на шелке. На сцене у стены установлен резной шкаф Арон Кодеш, в который помещены священные свитки Торы, подаренные «Звезде Севера» Российским еврейским конгрессом. Сообщают, что шкаф был изготовлен по специальному заказу в Израиле из ливанского кедра. ? читать продолжение новости ? На втором этаже: малый молельный зал, библиотека, помещение для будущего музея и ресторан. Обермейстер на счет последнего рассуждает: «В идеале, конечно же, ресторан стоило бы назвать трапезной. Ведь в любой церкви после молитвы дается благословение за хлебом и вином. Тем более у евреев, у которых всегда все на широкую ногу. Поэтому ресторан будет, но только рыбный. Есть ограничения по приему кошерных продуктов, и нам необходимо соблюдать эти правила». Что касается библиотеки, то в ней будет храниться фонд из 5 тыс книг от беллетристики до религиозных текстов. Рядом с библиотекой офис Хеседа — благотворительного центра помогающего еврейской бедноте. Все еврейство Архангельска составляет человек 200. Наверняка, среди них скоро появятся бедные, престарелые или больные. Малый молельный зал для соблюдения иудейского канона разделен на мужскую и женскую половину, но чисто условно — ширмами. Эта мини-синагога в большой синагоге и предназначена для нужд религиозной организации ортодоксального иудаизма «Архангельская еврейская община». Здесь назначено вести утреннее благословение, чтение торы, молитв и т. д. По части обрядов все кажется неопределенным. По слухам, циркулирующим в местной интеллигентной среде, учитель истории 6-й гимназии Михаил Капеца готов первым и только первым пройти в «Звезде Севера» обряд обрезания. Но здесь, по-видимому, ему будет