«Языковой реванш» в Татарстане: в ход идут дезинформация и лицемерие - «Общество» » «Новости Дня»

✔ «Языковой реванш» в Татарстане: в ход идут дезинформация и лицемерие - «Общество»


Национал-реваншистские настроения вновь овладели частью «элиты Татарстана». Поводом для этого стало намерение депутатов Госдумы юридически закрепить добровольное изучение родных и государственных языков национальных республик.
Из Казанского кремля немедленно посыпались обвинения в том, что эти поправки несут «конфликтогенный потенциал». Синхронно с этим прозвучали слова спикера парламента Татарстана Фарида Мухаметшина, появились заявления Всемирного конгресса татар и Всетатарского общественного центра. Дошло до смешного: даже имеющий довольно опосредованное отношение к Татарстану эстрадный продюсер Бари Алибасов в интервью республиканскому агентству Intertat объявил, что «в Татарстане, подавляющее большинство населения должно первоначальное обучение получать на языке Татарстана, на татарском… потому что русский язык — общенациональный, не территориальный… он все равно проникнет».
В своем стремлении вернуть «все как прежде» в Казанском кремле идут на дезинформацию и использование административного ресурса. Наиболее ярко это проявилось в истории Алексея и Илоны Тарасовых, родителей школьницы, которых районная комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала за нежелание отправлять дочь на изучение родного языка. Но на штрафе коллизия не закончилась: поскольку Тарасовы в суде решили обжаловать решение, обоих родителей «по звонку» уволили с работы.
И даже после этого «официальный представитель Казанского кремля» (заместитель пресс-секретаря президента Татарстана) Лилия Галимова пыталась заявлять, что данная информация не более, чем фейк. Дескать, Тарасовы остались без работы не весной этого года, когда их история получила огласку, а задолго до этого. Одновременно Галимова отчитала журналистов за вранье, но вскоре сама оказалась на их месте. Алексей Тарасов пояснил, что специально поменял сведения об увольнении на своей страничке в соцсети, «чтобы не подставлять своего руководителя на предпоследнем месте работы». «Ему стали звонить журналисты, это было неудобно. Уволился я в этом году. Но по факту в трудовой книжке записи от этого года», — заявил репрессированный родитель. Точно также он назвал дезинформацией слова Галимовой о месте работы его супруги Илоны.
На фоне этих глупейших разборок возникает вопрос: зачем власти Татарстана снова провоцируют федеральный центр по «языковому вопросу»? Ведь в конце 2017 года депутаты Госсовета Татарстана единогласно проголосовали за добровольность изучения татарского?
Здесь есть несколько объяснений. Во-первых, местную этнократию напугало, как один из атрибутов «парада суверенитетов» начала 1990-х годов — обязательное и поголовное изучение татарского языка в школах — отвергается населением. Причем не горят желанием его изучать не только русские, но и достаточно заметная масса татар. Это озлобляет татарских националистов, которые везде и всегда привыкли выступать от имени всего татарского народа. Но тут выясняется, что есть татары, которые не разделяют их взгляды и даже осмеливаются открыто об этом говорить.
Во-вторых, заявления с высоких трибун, что татарское население выступает против добровольности изучения татарского, на практике тоже оказываются ложью. Яркий пример — прошедшая 21 апреля конференция татароязычных родителей в Казани, участники которой требовали «принудиловки», однако на встречу пришли всего 20 человек. Аналогично можно сказать и про митинги националистов «в защиту татарского»: они собирают от силы 100 человек (в Казани более 1 млн 100 тыс. населения).
Конечно, идти наперекор курсу президента Владимира Путина до выборов было для нынешнего руководства республики слишком опасным. Возможно поэтому этнократы решили до выборов «прикусить язык» и поддержать требования федерального центра соблюдать российские законы и госстандарты в системе образования. Сейчас же в местной «элите» надеются, что удастся ситуацию «отыграть назад». Отсюда и неадекватность реакций («добровольность несет конфликтогенный потенциал») на законопроект депутатов Госдумы.
Так или иначе, неуклюжие действия властей республики привели к тому, что через десятилетия «принудиловки» изучение татарского языка стало восприниматься населением как наказание. Это очень грустная ситуация, но иначе и быть не могло. Более того, упускается еще один важный момент. Устав бодаться с местными чиновниками, родители русскоязычных детей приходят к мысли, что источник их проблемы не просто в особенностях местной системы образования или «перегибах на местах», а в существовании самой национальной республики.
Нужно отметить, что родители школьников в разных национальных республиках (похожая проблема в системе образования имеется и в Башкирии, Коми, Бурятии) начинают думать, что виной всему национально-территориальное деление страны. А потому появляются унитаристские настроения: желание вместо «суверенного государства» Республики Татарстан видеть обычный российский регион. Кроме того, ранее неоднократные попытки добиться возможности для своих детей изучать русский язык в полном объеме и освободиться от изучения татарского, натыкались на откровенно хамские заявления: «Не нравится как в Казани — уезжайте в Рязань». Причем подобные ответы приходилось выслушивать даже от администраций школ.
Теперь же исправить положение, а заодно снизить межнациональную напряженность можно только законодательным путем — путем юридического закрепления добровольности изучения татарского языка. Однако вместо этого «кураторы» из Казанского кремля заново разжигают конфликт.
Айдар Мубаракзянов, политолог

Национал-реваншистские настроения вновь овладели частью «элиты Татарстана». Поводом для этого стало намерение депутатов Госдумы юридически закрепить добровольное изучение родных и государственных языков национальных республик. Из Казанского кремля немедленно посыпались обвинения в том, что эти поправки несут «конфликтогенный потенциал». Синхронно с этим прозвучали слова спикера парламента Татарстана Фарида Мухаметшина, появились заявления Всемирного конгресса татар и Всетатарского общественного центра. Дошло до смешного: даже имеющий довольно опосредованное отношение к Татарстану эстрадный продюсер Бари Алибасов в интервью республиканскому агентству Intertat объявил, что «в Татарстане, подавляющее большинство населения должно первоначальное обучение получать на языке Татарстана, на татарском… потому что русский язык — общенациональный, не территориальный… он все равно проникнет». В своем стремлении вернуть «все как прежде» в Казанском кремле идут на дезинформацию и использование административного ресурса. Наиболее ярко это проявилось в истории Алексея и Илоны Тарасовых, родителей школьницы, которых районная комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала за нежелание отправлять дочь на изучение родного языка. Но на штрафе коллизия не закончилась: поскольку Тарасовы в суде решили обжаловать решение, обоих родителей «по звонку» уволили с работы. И даже после этого «официальный представитель Казанского кремля» (заместитель пресс-секретаря президента Татарстана) Лилия Галимова пыталась заявлять, что данная информация не более, чем фейк. Дескать, Тарасовы остались без работы не весной этого года, когда их история получила огласку, а задолго до этого. Одновременно Галимова отчитала журналистов за вранье, но вскоре сама оказалась на их месте. Алексей Тарасов пояснил, что специально поменял сведения об увольнении на своей страничке в соцсети, «чтобы не подставлять своего руководителя на предпоследнем месте работы». «Ему стали звонить журналисты, это было неудобно. Уволился я в этом году. Но по факту в трудовой книжке записи от этого года», — заявил репрессированный родитель. Точно также он назвал дезинформацией слова Галимовой о месте работы его супруги Илоны. На фоне этих глупейших разборок возникает вопрос: зачем власти Татарстана снова провоцируют федеральный центр по «языковому вопросу»? Ведь в конце 2017 года депутаты Госсовета Татарстана единогласно проголосовали за добровольность изучения татарского? Здесь есть несколько объяснений. Во-первых, местную этнократию напугало, как один из атрибутов «парада суверенитетов» начала 1990-х годов — обязательное и поголовное изучение татарского языка в школах — отвергается населением. Причем не горят желанием его изучать не только русские, но и достаточно заметная масса татар. Это озлобляет татарских националистов, которые везде и всегда привыкли выступать от имени всего татарского народа. Но тут выясняется, что есть татары, которые не разделяют их взгляды и даже осмеливаются открыто об этом говорить. Во-вторых, заявления с высоких трибун, что татарское население выступает против добровольности изучения татарского, на практике тоже оказываются ложью. Яркий пример — прошедшая 21 апреля конференция татароязычных родителей в Казани, участники которой требовали «принудиловки», однако на встречу пришли всего 20 человек. Аналогично можно сказать и про митинги националистов «в защиту татарского»: они собирают от силы 100 человек (в Казани более 1 млн 100 тыс. населения). Конечно, идти наперекор курсу президента Владимира Путина до выборов было для нынешнего руководства республики слишком опасным. Возможно поэтому этнократы решили до выборов «прикусить язык» и поддержать требования федерального центра соблюдать российские законы и госстандарты в системе образования. Сейчас же в местной «элите» надеются, что удастся ситуацию «отыграть назад». Отсюда и неадекватность реакций («добровольность несет конфликтогенный потенциал») на законопроект депутатов Госдумы. Так или иначе, неуклюжие действия властей республики привели к тому, что через десятилетия «принудиловки» изучение татарского языка стало восприниматься населением как наказание. Это очень грустная ситуация, но иначе и быть не могло. Более того, упускается еще один важный момент. Устав бодаться с местными чиновниками, родители русскоязычных детей приходят к мысли, что источник их проблемы не просто в особенностях местной системы образования или «перегибах на местах», а в существовании самой национальной республики. Нужно отметить, что родители школьников в разных национальных республиках (похожая проблема в системе образования имеется и в Башкирии, Коми, Бурятии) начинают думать, что виной всему национально-территориальное деление страны. А потому появляются унитаристские настроения: желание вместо «суверенного государства» Республики Татарстан видеть обычный российский регион. Кроме того, ранее неоднократные попытки добиться возможности для своих детей изучать русский язык в полном объеме и освободиться от изучения татарского, натыкались на откровенно хамские заявления: «Не нравится как в Казани — уезжайте в Рязань». Причем подобные ответы приходилось выслушивать даже от администраций школ. Теперь же исправить положение, а заодно снизить межнациональную напряженность можно только законодательным путем — путем юридического закрепления добровольности изучения татарского языка. Однако вместо этого «кураторы» из Казанского кремля заново разжигают конфликт. Айдар Мубаракзянов, политолог


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика