«Языковой реванш» в Татарстане: в ход идут дезинформация и лицемерие - «Общество» » «Новости Дня»

✔ «Языковой реванш» в Татарстане: в ход идут дезинформация и лицемерие - «Общество»


Национал-реваншистские настроения вновь овладели частью «элиты Татарстана». Поводом для этого стало намерение депутатов Госдумы юридически закрепить добровольное изучение родных и государственных языков национальных республик.
Из Казанского кремля немедленно посыпались обвинения в том, что эти поправки несут «конфликтогенный потенциал». Синхронно с этим прозвучали слова спикера парламента Татарстана Фарида Мухаметшина, появились заявления Всемирного конгресса татар и Всетатарского общественного центра. Дошло до смешного: даже имеющий довольно опосредованное отношение к Татарстану эстрадный продюсер Бари Алибасов в интервью республиканскому агентству Intertat объявил, что «в Татарстане, подавляющее большинство населения должно первоначальное обучение получать на языке Татарстана, на татарском… потому что русский язык — общенациональный, не территориальный… он все равно проникнет».
В своем стремлении вернуть «все как прежде» в Казанском кремле идут на дезинформацию и использование административного ресурса. Наиболее ярко это проявилось в истории Алексея и Илоны Тарасовых, родителей школьницы, которых районная комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала за нежелание отправлять дочь на изучение родного языка. Но на штрафе коллизия не закончилась: поскольку Тарасовы в суде решили обжаловать решение, обоих родителей «по звонку» уволили с работы.
И даже после этого «официальный представитель Казанского кремля» (заместитель пресс-секретаря президента Татарстана) Лилия Галимова пыталась заявлять, что данная информация не более, чем фейк. Дескать, Тарасовы остались без работы не весной этого года, когда их история получила огласку, а задолго до этого. Одновременно Галимова отчитала журналистов за вранье, но вскоре сама оказалась на их месте. Алексей Тарасов пояснил, что специально поменял сведения об увольнении на своей страничке в соцсети, «чтобы не подставлять своего руководителя на предпоследнем месте работы». «Ему стали звонить журналисты, это было неудобно. Уволился я в этом году. Но по факту в трудовой книжке записи от этого года», — заявил репрессированный родитель. Точно также он назвал дезинформацией слова Галимовой о месте работы его супруги Илоны.
На фоне этих глупейших разборок возникает вопрос: зачем власти Татарстана снова провоцируют федеральный центр по «языковому вопросу»? Ведь в конце 2017 года депутаты Госсовета Татарстана единогласно проголосовали за добровольность изучения татарского?
Здесь есть несколько объяснений. Во-первых, местную этнократию напугало, как один из атрибутов «парада суверенитетов» начала 1990-х годов — обязательное и поголовное изучение татарского языка в школах — отвергается населением. Причем не горят желанием его изучать не только русские, но и достаточно заметная масса татар. Это озлобляет татарских националистов, которые везде и всегда привыкли выступать от имени всего татарского народа. Но тут выясняется, что есть татары, которые не разделяют их взгляды и даже осмеливаются открыто об этом говорить.
Во-вторых, заявления с высоких трибун, что татарское население выступает против добровольности изучения татарского, на практике тоже оказываются ложью. Яркий пример — прошедшая 21 апреля конференция татароязычных родителей в Казани, участники которой требовали «принудиловки», однако на встречу пришли всего 20 человек. Аналогично можно сказать и про митинги националистов «в защиту татарского»: они собирают от силы 100 человек (в Казани более 1 млн 100 тыс. населения).
Конечно, идти наперекор курсу президента Владимира Путина до выборов было для нынешнего руководства республики слишком опасным. Возможно поэтому этнократы решили до выборов «прикусить язык» и поддержать требования федерального центра соблюдать российские законы и госстандарты в системе образования. Сейчас же в местной «элите» надеются, что удастся ситуацию «отыграть назад». Отсюда и неадекватность реакций («добровольность несет конфликтогенный потенциал») на законопроект депутатов Госдумы.
Так или иначе, неуклюжие действия властей республики привели к тому, что через десятилетия «принудиловки» изучение татарского языка стало восприниматься населением как наказание. Это очень грустная ситуация, но иначе и быть не могло. Более того, упускается еще один важный момент. Устав бодаться с местными чиновниками, родители русскоязычных детей приходят к мысли, что источник их проблемы не просто в особенностях местной системы образования или «перегибах на местах», а в существовании самой национальной республики.
Нужно отметить, что родители школьников в разных национальных республиках (похожая проблема в системе образования имеется и в Башкирии, Коми, Бурятии) начинают думать, что виной всему национально-территориальное деление страны. А потому появляются унитаристские настроения: желание вместо «суверенного государства» Республики Татарстан видеть обычный российский регион. Кроме того, ранее неоднократные попытки добиться возможности для своих детей изучать русский язык в полном объеме и освободиться от изучения татарского, натыкались на откровенно хамские заявления: «Не нравится как в Казани — уезжайте в Рязань». Причем подобные ответы приходилось выслушивать даже от администраций школ.
Теперь же исправить положение, а заодно снизить межнациональную напряженность можно только законодательным путем — путем юридического закрепления добровольности изучения татарского языка. Однако вместо этого «кураторы» из Казанского кремля заново разжигают конфликт.
Айдар Мубаракзянов, политолог

Национал-реваншистские настроения вновь овладели частью «элиты Татарстана». Поводом для этого стало намерение депутатов Госдумы юридически закрепить добровольное изучение родных и государственных языков национальных республик. Из Казанского кремля немедленно посыпались обвинения в том, что эти поправки несут «конфликтогенный потенциал». Синхронно с этим прозвучали слова спикера парламента Татарстана Фарида Мухаметшина, появились заявления Всемирного конгресса татар и Всетатарского общественного центра. Дошло до смешного: даже имеющий довольно опосредованное отношение к Татарстану эстрадный продюсер Бари Алибасов в интервью республиканскому агентству Intertat объявил, что «в Татарстане, подавляющее большинство населения должно первоначальное обучение получать на языке Татарстана, на татарском… потому что русский язык — общенациональный, не территориальный… он все равно проникнет». В своем стремлении вернуть «все как прежде» в Казанском кремле идут на дезинформацию и использование административного ресурса. Наиболее ярко это проявилось в истории Алексея и Илоны Тарасовых, родителей школьницы, которых районная комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала за нежелание отправлять дочь на изучение родного языка. Но на штрафе коллизия не закончилась: поскольку Тарасовы в суде решили обжаловать решение, обоих родителей «по звонку» уволили с работы. И даже после этого «официальный представитель Казанского кремля» (заместитель пресс-секретаря президента Татарстана) Лилия Галимова пыталась заявлять, что данная информация не более, чем фейк. Дескать, Тарасовы остались без работы не весной этого года, когда их история получила огласку, а задолго до этого. Одновременно Галимова отчитала журналистов за вранье, но вскоре сама оказалась на их месте. Алексей Тарасов пояснил, что специально поменял сведения об увольнении на своей страничке в соцсети, «чтобы не подставлять своего руководителя на предпоследнем месте работы». «Ему стали звонить журналисты, это было неудобно. Уволился я в этом году. Но по факту в трудовой книжке записи от этого года», — заявил репрессированный родитель. Точно также он назвал дезинформацией слова Галимовой о месте работы его супруги Илоны. На фоне этих глупейших разборок возникает вопрос: зачем власти Татарстана снова провоцируют федеральный центр по «языковому вопросу»? Ведь в конце 2017 года депутаты Госсовета Татарстана единогласно проголосовали за добровольность изучения татарского? Здесь есть несколько объяснений. Во-первых, местную этнократию напугало, как один из атрибутов «парада суверенитетов» начала 1990-х годов — обязательное и поголовное изучение татарского языка в школах — отвергается населением. Причем не горят желанием его изучать не только русские, но и достаточно заметная масса татар. Это озлобляет татарских националистов, которые везде и всегда привыкли выступать от имени всего татарского народа. Но тут выясняется, что есть татары, которые не разделяют их взгляды и даже осмеливаются открыто об этом говорить. Во-вторых, заявления с высоких трибун, что татарское население выступает против добровольности изучения татарского, на практике тоже оказываются ложью. Яркий пример — прошедшая 21 апреля конференция татароязычных родителей в Казани, участники которой требовали «принудиловки», однако на встречу пришли всего 20 человек. Аналогично можно сказать и про митинги националистов «в защиту татарского»: они собирают от силы 100 человек (в Казани более 1 млн 100 тыс. населения). Конечно, идти наперекор курсу президента Владимира Путина до выборов было для нынешнего руководства республики слишком опасным. Возможно поэтому этнократы решили до выборов «прикусить язык» и поддержать требования федерального центра соблюдать российские законы и госстандарты в системе образования. Сейчас же в местной «элите» надеются, что удастся ситуацию «отыграть назад». Отсюда и неадекватность реакций («добровольность несет конфликтогенный потенциал») на законопроект депутатов Госдумы. Так или иначе, неуклюжие действия властей республики привели к тому, что через десятилетия «принудиловки» изучение татарского языка стало восприниматься населением как наказание. Это очень грустная ситуация, но иначе и быть не могло. Более того, упускается еще один важный момент. Устав бодаться с местными чиновниками, родители русскоязычных детей приходят к мысли, что источник их проблемы не просто в особенностях местной системы образования или «перегибах на местах», а в существовании самой национальной республики. Нужно отметить, что родители школьников в разных национальных республиках (похожая проблема в системе образования имеется и в Башкирии, Коми, Бурятии) начинают думать, что виной всему национально-территориальное деление страны. А потому появляются унитаристские настроения: желание вместо «суверенного государства» Республики Татарстан видеть обычный российский регион. Кроме того, ранее неоднократные попытки добиться возможности для своих детей изучать русский язык в полном объеме и освободиться от изучения татарского, натыкались на откровенно хамские заявления: «Не нравится как в Казани — уезжайте в Рязань». Причем подобные ответы приходилось выслушивать даже от администраций школ. Теперь же исправить положение, а заодно снизить межнациональную напряженность можно только законодательным путем — путем юридического закрепления добровольности изучения татарского языка. Однако вместо этого «кураторы» из Казанского кремля заново разжигают конфликт. Айдар Мубаракзянов, политолог


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→