Приднестровье в пазле молдавской политики - «Общество» » «Новости Дня»

✔ Приднестровье в пазле молдавской политики - «Общество»


Отношения между Молдавией и Приднестровьем в последнее время приобретают неопределенный характер, стирая стереотипы взаимной неприязни, сформированные за четверть века независимости региона.
Посредники и наблюдатели в переговорах по приднестровскому урегулированию небезосновательно отмечают заметный прогресс в продвижении Тирасполя и Кишинева навстречу друг другу. Переговорщики двух стран активно ищут компромиссы по широкому спектру гуманитарной сферы в интересах граждан обоих берегов Днестра, при этом тактично избегают публичного обсуждения на международных площадках главного политического вопроса о будущем статусе республики.
Наверно, эта тема под запретом, после того, как первый президент ПМР Игорь Смирнов в 2003 году согласился подписать «Меморандум Козака», предполагающий объединение страны в рамках ассиметричной федерации. Тогда молдавский президент отказался ратифицировать соглашение, посчитав, что у субъектов — Приднестровья и Гагаузкой автономии — будет одностороннее преимущество по отношению к федеральному центру.
Сейчас суть этого плана приобретает новую актуальность с учетом поправок, связанных с выдавливанием российского присутствия в целом и минимизации влияния российских гарантов в формате Постоянного совещания «5+2».
На фоне того, что решение конфликта так или иначе все стороны, участвующие в диалоге, отождествляют с реинтеграцией Молдавии в рамках международно признанных границ, заявление президента Приднестровья Вадима Красносельского о том, что курс, определенный референдумом 2006 года (суверенитет и последующее присоединение к Российской Федерации) остается неизменным, звучат уже не так оптимистично громко и убедительно, тем более, что отсутствие общих границ с Россией делает часть этого решения невыполнимой.
Односторонние наступательные шаги молдавского руководства, не встречающие активной ответной реакции приднестровских властей, параллельно достигнутые и поэтапно реализуемые договоренности под аплодисменты модераторов в лице ОБСЕ и «сторонних наблюдателей» — США и Европейского союза, постепенно вводят приднестровцев в правовое поле РМ.
Это и нострификация Кишиневом дипломов приднестровского Госуниверситета, оптимизация функционирования в Приднестровье молдавских школ с румынским языком обучения и доступ молдавских фермеров к угодьям, находящимся в приднестровском административном подчинении. Совместные группы разрабатывают механизм выдачи номерных знаков и документов транспортных средств «нейтрального типа», без государственной символики ПМР, а эксперты в банковской сфере впервые обсуждают взаимодействие.
В сложившейся ситуации Молдавия решила закрепить наметившийся успех, договорившись с Киевом об установке совместных таможенных постов, в том числе и на приднестровском сегменте госграницы. Теперь приднестровские экономические агенты обязаны регистрироваться и проходить молдавскую таможенную очистку. Руководство Приднестровья заговорило о новой экономической блокаде и ответных мерах реагирования, обратилось за поддержкой к партнерам в России, но, похоже, особых дипломатических последствий эти заявления иметь не будут — ситуация вряд ли изменится.
На предстоящих в этом году парламентских выборах в Молдавии пять мандатов будут отданы депутатам из Приднестровья. Закон разрабатывался совместными усилиями команды президента Игоря Додона и правящей Демократической партией. Пока не ясно, кто и как будет представлять республику в законодательном собрании пока еще соседней республики — беглые оппозиционеры или местные парламентарии с делегированными полномочиями.
Очевидно одно — политические силы в Молдавии солидарны в том, что объединение страны неизбежно. Причем и условно пророссийский Додон, чья реакция на недружественные действия властей в отношении Москвы ограничиваются формальными комментариями в соцсети, и правительство, по любому поводу оглядывающееся на мнение Евросоюза и США, предлагают модели решения ситуации, схожие по своей сути — на большие права, что предполагает автономия, Приднестровью рассчитывать не придется.
В целом, противостояние политических молдавских элит очень условно и общность подходов к решению приднестровской проблемы это наглядно демонстрирует.
Синхронность властей и главы Молдавии в формировании общественного мнения жителей левого берега посредством заигрывания на неформальных встречах с приднестровцами, в месте с тем экономическом и политическом давлении на Тирасполь — призваны стимулировать решение застоявшейся проблемы, создав предпосылки на всех уровнях т.н. «осознанной необходимости» воссоединения.
Однако решение по Приднестровью, видимо, будут принимать не политики или народ, а бизнесмены, оценивающие ситуацию с точки зрения финансовых интересов. В этой части положение Приднестровья и Молдавии схоже. В обеих республиках реальная власть принадлежит олигархам, контролирующим местный истеблишмент и воспринимающими регион как свой некий бизнес-проект. Они не скрывают, что подталкивают политических представителей сесть за стол переговоров. Хотя долгосрочных прогнозов развития ситуации никто не делает, так как слишком много факторов внешнего и внутреннего характера могут внести свои неожиданные коррективы.
Михаил Тульев, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Отношения между Молдавией и Приднестровьем в последнее время приобретают неопределенный характер, стирая стереотипы взаимной неприязни, сформированные за четверть века независимости региона. Посредники и наблюдатели в переговорах по приднестровскому урегулированию небезосновательно отмечают заметный прогресс в продвижении Тирасполя и Кишинева навстречу друг другу. Переговорщики двух стран активно ищут компромиссы по широкому спектру гуманитарной сферы в интересах граждан обоих берегов Днестра, при этом тактично избегают публичного обсуждения на международных площадках главного политического вопроса о будущем статусе республики. Наверно, эта тема под запретом, после того, как первый президент ПМР Игорь Смирнов в 2003 году согласился подписать «Меморандум Козака», предполагающий объединение страны в рамках ассиметричной федерации. Тогда молдавский президент отказался ратифицировать соглашение, посчитав, что у субъектов — Приднестровья и Гагаузкой автономии — будет одностороннее преимущество по отношению к федеральному центру. Сейчас суть этого плана приобретает новую актуальность с учетом поправок, связанных с выдавливанием российского присутствия в целом и минимизации влияния российских гарантов в формате Постоянного совещания «5 2». На фоне того, что решение конфликта так или иначе все стороны, участвующие в диалоге, отождествляют с реинтеграцией Молдавии в рамках международно признанных границ, заявление президента Приднестровья Вадима Красносельского о том, что курс, определенный референдумом 2006 года (суверенитет и последующее присоединение к Российской Федерации) остается неизменным, звучат уже не так оптимистично громко и убедительно, тем более, что отсутствие общих границ с Россией делает часть этого решения невыполнимой. Односторонние наступательные шаги молдавского руководства, не встречающие активной ответной реакции приднестровских властей, параллельно достигнутые и поэтапно реализуемые договоренности под аплодисменты модераторов в лице ОБСЕ и «сторонних наблюдателей» — США и Европейского союза, постепенно вводят приднестровцев в правовое поле РМ. Это и нострификация Кишиневом дипломов приднестровского Госуниверситета, оптимизация функционирования в Приднестровье молдавских школ с румынским языком обучения и доступ молдавских фермеров к угодьям, находящимся в приднестровском административном подчинении. Совместные группы разрабатывают механизм выдачи номерных знаков и документов транспортных средств «нейтрального типа», без государственной символики ПМР, а эксперты в банковской сфере впервые обсуждают взаимодействие. В сложившейся ситуации Молдавия решила закрепить наметившийся успех, договорившись с Киевом об установке совместных таможенных постов, в том числе и на приднестровском сегменте госграницы. Теперь приднестровские экономические агенты обязаны регистрироваться и проходить молдавскую таможенную очистку. Руководство Приднестровья заговорило о новой экономической блокаде и ответных мерах реагирования, обратилось за поддержкой к партнерам в России, но, похоже, особых дипломатических последствий эти заявления иметь не будут — ситуация вряд ли изменится. На предстоящих в этом году парламентских выборах в Молдавии пять мандатов будут отданы депутатам из Приднестровья. Закон разрабатывался совместными усилиями команды президента Игоря Додона и правящей Демократической партией. Пока не ясно, кто и как будет представлять республику в законодательном собрании пока еще соседней республики — беглые оппозиционеры или местные парламентарии с делегированными полномочиями. Очевидно одно — политические силы в Молдавии солидарны в том, что объединение страны неизбежно. Причем и условно пророссийский Додон, чья реакция на недружественные действия властей в отношении Москвы ограничиваются формальными комментариями в соцсети, и правительство, по любому поводу оглядывающееся на мнение Евросоюза и США, предлагают модели решения ситуации, схожие по своей сути — на большие права, что предполагает автономия, Приднестровью рассчитывать не придется. В целом, противостояние политических молдавских элит очень условно и общность подходов к решению приднестровской проблемы это наглядно демонстрирует. Синхронность властей и главы Молдавии в формировании общественного мнения жителей левого берега посредством заигрывания на неформальных встречах с приднестровцами, в месте с тем экономическом и политическом давлении на Тирасполь — призваны стимулировать решение застоявшейся проблемы, создав предпосылки на всех уровнях т.н. «осознанной необходимости» воссоединения. Однако решение по Приднестровью, видимо, будут принимать не политики или народ, а бизнесмены, оценивающие ситуацию с точки зрения финансовых интересов. В этой части положение Приднестровья и Молдавии схоже. В обеих республиках реальная власть принадлежит олигархам, контролирующим местный истеблишмент и воспринимающими регион как свой некий бизнес-проект. Они не скрывают, что подталкивают политических представителей сесть за стол переговоров. Хотя долгосрочных прогнозов развития ситуации никто не делает, так как слишком много факторов внешнего и внутреннего характера могут внести свои неожиданные коррективы. Михаил Тульев, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика