✔ Brexit — это навсегда: переговоры о выходе Великобритании из ЕС дают плоды - «Общество»
Ярослава 12-12-2017, 08:00 193 Новости дня / Политика / Общество
ПОХОЖИЕ
В итоге утром 8 декабря Европейская комиссия дала добро на переход ко второму этапу переговоров по Brexit с Великобританией, темой которых станут торговые отношения после 30 марта 2019 года и определение переходного периода на пути к полному суверенитету Великобритании. Во время переходного периода Британия будет состоять в европейском таможенном союзе и Едином рынке, по-прежнему выполнять все требования членства в ЕС, но она больше не будет иметь права голоса по евросоюзным решениям. Проблема переходного периода коснется и стратегических точек британцев. Например, Гибралтар — спорная британская заморская территория не будет пользоваться преимуществами переходного периода, пока британское правительство не придет к договоренности с Испанией о будущем «Скалы».
Главы государств и правительств должны подтвердить решение Европейской комиссии по первому этапу переговоров и о переходе к следующему на предстоящем саммите в конце этой недели. Председатель Европейской комиссии Жан Клод Юнкер уверен, что лидеры ЕС дадут положительное решение относительно вопроса о продолжении переговоров.
Обе стороны — и ЕС, и Великобритания предупредили, что предстоящие переговоры будут сложнее, чем первый раунд, который длился семь месяцев. В любом случае торговое соглашение и соглашение о переходном периоде должны быть достигнуты к осени 2018 года для обеспечения времени для ратификации главного соглашения государствами-членами и Европейским парламентом. Большинство экспертов считают, что это вполне достижимая задача.
Сейчас дипломатам из EU-27 предстоит договориться о руководящих принципах, которые станут основой для переговоров на втором этапе. Вряд ли переговоры начнутся ранее февраля 2018 года. Главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье ясно дал понять, что Британия может рассчитывать только на торговое соглашение по канадскому образцу, недавно принятое Евросоюзом. По-видимому, британцев вполне устроит норвежский вариант торговых отношений с Евросоюзом.
По завершении первого этапа переговоров между Великобританией и ЕС по Brexit в общих чертах стали просматриваться рамки их отношений после 2018 года. По итогам первого тура переговоров стороны составили совместный отчет, или иначе этот документ еще называют «докладом», который станет основой для соглашения о выходе. Соглашение по Brexit будет основываться на совместном докладе и должно быть ратифицировано парламентом Великобритании и парламентами государств-членов ЕС. Следовательно, к имеющемуся на сегодня докладу по первому туру будут добавляться новые главы.
В докладе определены следующие решения по трем самым сложным темам «развода».
1. Между Великобританией и ЕС будут установлены особые отношения по части уже имеющихся мигрантов. Граждане стран ЕС в Великобритании и Великобритании в остальной части ЕС имеют право на постоянное жительство. Также гарантируются права семей мигрантов на воссоединение, т. е. на переезд на постоянное место жительство на основании близких родственных отношений. Британские суды будут заниматься судебными вопросами в обеспечение прав граждан стран ЕС, проживающих в Великобритании. В отношение апелляций они будут подчиняться решениям Европейского суда в течение восьми лет после выхода Великобритании из ЕС. Великобритания пообещала «прозрачную и упорядоченную» систему регистрации для граждан ЕС. Таким образом, по вопросу о европейской юрисдикции мигрантов из ЕС в Великобритании переходный период составит восемь лет.
2. По самому трудному вопросу — границе между входящей в Великобританию Северной Ирландией и Ирландской республикой на острове Ирландия также достигнуто принципиальное соглашение. Оно обещает обеспечить отсутствие жесткой границы во имя поддержания Белфастского соглашения 1998 года (Соглашение Страстной Пятницы). При этом вся Великобритания, включая Северную Ирландию, покинет европейский таможенный союз. Остается неясным, как при подобном обстоятельстве будет функционировать открытая граница. Следует отметить очевидное противоречие. Мэй заявила в пятницу, что правительство сохранит экономическую и конституционную целостность Великобритании, но при этом на острове Ирландия не будет жесткой границы. Но в совместном докладе говорится о том, что, по крайней мере, для Северной Ирландии все правила Единого рынка и таможенного союза должны применяться. Таким образом, для части Соединенного Королевства Brexit становится, как бы не полным. Кроме того, чтобы получить одобрение сделки по первому этапу переговоров Лондон вынужден был выдать серьезный аванс Ирландской республике. Великобритания взяла на себя обязательство, что в случае отсутствия в будущем соглашения по Brexit (т. е. «жесткого» варианта разрыва без договоренностей), Лондон будет поддерживать в Северной Ирландии «полное согласование» с правилами Единого рынка и таможенного союза ЕС. Далее записано, что при отсутствии общего соглашения по Brexit, «Соединенное Королевство предложит конкретные решения для решения уникальных обстоятельств острова Ирландия». Одновременно уже в качестве уступки противникам ирландцев — североирландским юнионистам в докладе оговаривается, что Великобритания «будет обеспечивать, чтобы между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства не возникало никаких новых нормативных барьеров». Партнер консерваторов в парламенте — североирландская Демократическая партия юнионистов (DUP) опасается, что особые отношения с ЕС и через него с Ирландской республикой могут оторвать Северную Ирландию от остальной части Великобритании. Юнионисты хотят избежать ситуации, когда правила, регулирующие Северную Ирландию, будут отличаться от правил для остальной части Соединенного Королевства. Они опасаются, что в противном случае запущенный процесс расширяющейся автономии с особыми трансграничными отношениями в конечном счете приведет к воссоединению Северной Ирландии с Ирландской республикой. Как бы там ни было, но факт будущих «особых отношений» части Соединенного Королевства — Северной Ирландии с Евросоюзом и входящим в него Ирландской республикой налицо.
3. В предварительном соглашении не определены точно суммы финансовых обязательств Великобритании в отношение ЕС. Но в документе указывается, как она будет рассчитываться. В конечном счете эта сумма примерно вдвое превысит британское первоначальное предложение, но окажется в два раза меньше европейского начального требования. Т. е. налицо очевидный двусторонний компромисс по деньгам. Ожидается, что общая сумма составит около ?50 млрд, но это не будет разовый платеж. Основное из финансовых трат — Великобритания согласилась вносить свои обычные платежи в общий бюджет ЕС в 2019 и 2020 годах, т. е. до окончания семилетнего финансового бюджетного цикла Евросоюза. По большому счету Великобритания здесь теряет то, что она и так должна была бы потерять при членстве в ЕС. Мотив платежей тоже рационален. Бюджет сверстан и его надо выполнять. Таким образом, по основным финансовым обязательствам Великобритании по отношению к ЕС ее переходный период составляет два года — 2019 и 2020 годы. Доля пенсионных выплат для должностных лиц ЕС будет рассчитываться только в конце 2020 года. Ожидается, что выплата британских пенсий бывшим европейским чиновникам продлится до 2040-х годов. Но этот период будет остаточным от членства, а не переходным.
В докладе условлено, что Великобритания также выплатит свою долю в фонде поддержки Турции по сдерживанию миграции, в фонде Африки, долю в Европейском фонде развития. Британский вклад в его капитал и доля в Европейском центральном банке и европейских инвестиционных банках будут возмещены британцам. Т. е. британские расходы по Brexit в какой-то части будут компенсированы возвратными платежами от Евросоюза.
***
Успешное завершение первого тура переговоров по Brexit, с одной стороны, снимает сомнения в том, что Британия покидает ЕС и переговоры об этом вполне серьезны, и, во-вторых, Британия не заинтересована в «жестком Brexit», т. е. неурегулированном одностороннем выходе. Внешне ситуация выглядит так, будто премьер Мэй сделала почти все из возможных уступок Евросоюзу. По этим и множеству других Британия вынуждена была уступить Европейскому союзу, который выступал против нее единым фронтом. На каждой стадии переговоров Мэй приходилось еще и бороться с парламентской рутиной внутренней политики.
Однако общее впечатление от случившегося у нас таково: британцы нарочито драматизировали переговоры, делая вид, что они не уступят, вызывая встречный ответ в виде европейских ультиматумов. В конечном итоге, европейцы довольствовались очередной британской уступкой при том условии, что Великобритании все шире открывалась дверь на выход из Евросоюза. А это ведь самое главное.
Странную ситуацию наблюдаем сейчас. Сторонники жесткого Brexit в кабинете, которые раньше громко говорили о том, что лучше отставка правительства, чем какие-либо уступки, теперь решительно поддержали достигнутое соглашение первого этапа. Министр иностранных дел Борис Джонсон даже поздравил Мэй с «ее решимостью заключить сегодняшнюю сделку». Другой известный крайний «брекситёр» в кабинете — министр по вопросам окружающей среды Майкл Гоув одобрительно заявил, что Мэй «смутила своих критиков». Похоже, что единственным критиком уступок остается Найджел Фарадж — бывший лидер Партии независимости Соединенного королевства (Ukip), который привык всегда быть против. В целом, ситуация выглядит так, будто успешное прохождение первого этапа переговоров по Brexit является успехом именно британцев при всех случившихся уступках Евросоюзу. Последние скептики и еврооптимисты на Британских островах и на континенте окончательно поверили в то, что Brexit — это серьезно, и это навсегда.
Дмитрий Семушин
8 декабря завершился первый этап переговоров между Великобританией и ЕС по Brexit. Как мы и предсказывали, соглашение было достигнуто в самый последний момент после продолжительных ночных бдений. Премьер-министру Великобритании Терезе Мэй пришлось лично участвовать на заключительной стадии переговоров в ночь на пятницу. Из-за возникших сложностей, грозивших сорвать переговоры, британский премьер на прошлой неделе дважды посетила Брюссель. Несмотря на все кажущиеся препятствия и заявленные «никогда», Британия и Европейский союз в пятницу расчистили путь к началу нового раунда переговоров о выходе британцев из блока. O прорыве было объявлено после двух месяцев кажущегося тупика, усугубляемого внутренним политическим противостоянием в Лондоне и спором о будущем ирландской границы, в который вмешалась еще одна сторона — Ирландская республика. В итоге утром 8 декабря Европейская комиссия дала добро на переход ко второму этапу переговоров по Brexit с Великобританией, темой которых станут торговые отношения после 30 марта 2019 года и определение переходного периода на пути к полному суверенитету Великобритании. Во время переходного периода Британия будет состоять в европейском таможенном союзе и Едином рынке, по-прежнему выполнять все требования членства в ЕС, но она больше не будет иметь права голоса по евросоюзным решениям. Проблема переходного периода коснется и стратегических точек британцев. Например, Гибралтар — спорная британская заморская территория не будет пользоваться преимуществами переходного периода, пока британское правительство не придет к договоренности с Испанией о будущем «Скалы». Главы государств и правительств должны подтвердить решение Европейской комиссии по первому этапу переговоров и о переходе к следующему на предстоящем саммите в конце этой недели. Председатель Европейской комиссии Жан Клод Юнкер уверен, что лидеры ЕС дадут положительное решение относительно вопроса о продолжении переговоров. Обе стороны — и ЕС, и Великобритания предупредили, что предстоящие переговоры будут сложнее, чем первый раунд, который длился семь месяцев. В любом случае торговое соглашение и соглашение о переходном периоде должны быть достигнуты к осени 2018 года для обеспечения времени для ратификации главного соглашения государствами-членами и Европейским парламентом. Большинство экспертов считают, что это вполне достижимая задача. Сейчас дипломатам из EU-27 предстоит договориться о руководящих принципах, которые станут основой для переговоров на втором этапе. Вряд ли переговоры начнутся ранее февраля 2018 года. Главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье ясно дал понять, что Британия может рассчитывать только на торговое соглашение по канадскому образцу, недавно принятое Евросоюзом. По-видимому, британцев вполне устроит норвежский вариант торговых отношений с Евросоюзом. По завершении первого этапа переговоров между Великобританией и ЕС по Brexit в общих чертах стали просматриваться рамки их отношений после 2018 года. По итогам первого тура переговоров стороны составили совместный отчет, или иначе этот документ еще называют «докладом», который станет основой для соглашения о выходе. Соглашение по Brexit будет основываться на совместном докладе и должно быть ратифицировано парламентом Великобритании и парламентами государств-членов ЕС. Следовательно, к имеющемуся на сегодня докладу по первому туру будут добавляться новые главы. В докладе определены следующие решения по трем самым сложным темам «развода». 1. Между Великобританией и ЕС будут установлены особые отношения по части уже имеющихся мигрантов. Граждане стран ЕС в Великобритании и Великобритании в остальной части ЕС имеют право на постоянное жительство. Также гарантируются права семей мигрантов на воссоединение, т. е. на переезд на постоянное место жительство на основании близких родственных отношений. Британские суды будут заниматься судебными вопросами в обеспечение прав граждан стран ЕС, проживающих в Великобритании. В отношение апелляций они будут подчиняться решениям Европейского суда в течение восьми лет после выхода Великобритании из ЕС. Великобритания пообещала «прозрачную и упорядоченную» систему регистрации для граждан ЕС. Таким образом, по вопросу о европейской юрисдикции мигрантов из ЕС в Великобритании переходный период составит восемь лет. 2. По самому трудному вопросу — границе между входящей в Великобританию Северной Ирландией и Ирландской республикой на острове Ирландия также достигнуто принципиальное соглашение. Оно обещает обеспечить отсутствие жесткой границы во имя поддержания Белфастского соглашения 1998 года (Соглашение Страстной Пятницы). При этом вся Великобритания, включая Северную Ирландию, покинет европейский таможенный союз. Остается неясным, как при подобном обстоятельстве будет функционировать открытая граница. Следует отметить очевидное противоречие. Мэй заявила в пятницу, что правительство сохранит экономическую и конституционную целостность Великобритании, но при этом на острове Ирландия не будет жесткой границы. Но в совместном докладе говорится о том, что, по крайней мере, для Северной Ирландии все правила Единого рынка и таможенного союза должны применяться. Таким образом, для части Соединенного Королевства Brexit становится, как бы не полным. Кроме того, чтобы получить одобрение сделки по первому этапу переговоров Лондон вынужден был выдать серьезный аванс Ирландской республике. Великобритания взяла на себя обязательство, что в случае отсутствия в будущем соглашения по Brexit (т. е. «жесткого» варианта разрыва без договоренностей), Лондон будет поддерживать в Северной Ирландии «полное согласование» с правилами Единого рынка и таможенного союза ЕС. Далее записано, что при отсутствии общего соглашения по Brexit, «Соединенное Королевство предложит конкретные решения для решения уникальных обстоятельств острова Ирландия». Одновременно уже в качестве уступки противникам ирландцев — североирландским юнионистам в докладе оговаривается, что Великобритания «будет обеспечивать, чтобы между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства не возникало никаких новых нормативных барьеров». Партнер консерваторов в парламенте — североирландская Демократическая партия юнионистов (DUP) опасается, что особые отношения с ЕС и через него с Ирландской республикой могут оторвать Северную Ирландию от остальной части Великобритании. Юнионисты хотят избежать ситуации, когда правила, регулирующие Северную Ирландию, будут отличаться от правил для остальной части Соединенного Королевства. Они опасаются, что в противном случае запущенный процесс расширяющейся автономии с особыми трансграничными отношениями в конечном счете приведет к воссоединению Северной Ирландии с Ирландской республикой. Как бы там ни было, но факт будущих «особых отношений» части Соединенного Королевства — Северной Ирландии с Евросоюзом и входящим в него Ирландской республикой налицо. 3. В предварительном соглашении не определены точно суммы финансовых обязательств Великобритании в отношение ЕС. Но в документе указывается, как она будет рассчитываться. В конечном счете эта сумма примерно вдвое превысит британское первоначальное предложение, но окажется в два раза меньше европейского начального требования. Т. е. налицо очевидный двусторонний компромисс по деньгам. Ожидается, что общая сумма составит около ?50 млрд, но это не будет разовый платеж. Основное из финансовых трат — Великобритания согласилась вносить свои обычные платежи в общий бюджет ЕС в 2019 и 2020 годах, т. е. до окончания семилетнего финансового бюджетного цикла Евросоюза. По большому счету Великобритания здесь теряет то, что она и так должна была бы потерять при членстве в ЕС. Мотив платежей тоже рационален. Бюджет сверстан и его надо выполнять. Таким образом, по основным финансовым обязательствам Великобритании по отношению к ЕС ее переходный период составляет два года — 2019 и 2020 годы. Доля пенсионных выплат для должностных лиц ЕС будет рассчитываться только в конце 2020 года. Ожидается, что выплата британских пенсий бывшим европейским чиновникам продлится до 2040-х годов. Но этот период будет остаточным от членства, а не переходным. В докладе условлено, что Великобритания также выплатит свою долю в фонде поддержки Турции по сдерживанию миграции, в фонде Африки, долю в Европейском фонде развития. Британский вклад в его капитал и доля в Европейском центральном банке и европейских инвестиционных банках будут возмещены британцам. Т. е. британские расходы по Brexit в какой-то части будут компенсированы возвратными платежами от Евросоюза. *** Успешное завершение первого тура переговоров по Brexit, с одной стороны, снимает сомнения в том, что Британия покидает ЕС и переговоры об этом вполне серьезны, и, во-вторых, Британия не заинтересована в «жестком Brexit», т. е. неурегулированном одностороннем выходе. Внешне ситуация выглядит так, будто премьер Мэй сделала почти все из возможных уступок Евросоюзу. По этим и множеству других Британия вынуждена была уступить Европейскому союзу, который выступал против нее единым фронтом. На каждой стадии переговоров Мэй приходилось еще и бороться с парламентской рутиной внутренней политики. Однако общее впечатление от случившегося у нас таково: британцы нарочито драматизировали переговоры, делая вид, что они не уступят, вызывая встречный ответ в виде европейских ультиматумов. В конечном итоге, европейцы довольствовались очередной британской уступкой при том условии, что Великобритании все шире открывалась дверь на выход из Евросоюза. А это ведь самое главное. Странную ситуацию наблюдаем сейчас. Сторонники жесткого Brexit в кабинете, которые раньше громко говорили о том, что лучше отставка правительства, чем какие-либо уступки, теперь решительно поддержали достигнутое соглашение первого этапа. Министр иностранных дел Борис Джонсон даже поздравил Мэй с «ее решимостью заключить сегодняшнюю сделку». Другой известный крайний «брекситёр» в кабинете — министр по вопросам окружающей среды Майкл Гоув одобрительно заявил, что Мэй «смутила своих критиков». Похоже, что