✔ ЕСПЧ встал на сторону москвички, пострадавшей от майора Евсюкова - «Общество»
Ипполит 26-10-2017, 06:00 193 Новости дня / Политика / ОбществоЖительница Москвы Алена Дудаль, пострадавшая от стрельбы, устроенной пьяным майором милиции Денисом Евсюковым в 2009 году у супермаркета «Остров», требует отменить отказ министерства финансов РФ компенсировать ей ущерб за причиненный вред здоровью.
Как сообщает «Медиазона», иск будет рассмотрен сегодня в Тверском суде. Основанием для пересмотра решения Дудаль считает позицию Европейского суда по правам человека, который в декабре 2016 года признал правительство РФ виновным в нарушении права на жизнь (статья 2 Европейской конвенции о защите прав человека). ЕСПЧ заключил, что преступление было совершено должностным лицом.
В 2011 году Тверской суд отклонил иск Дудаль к министерству финансов о компенсации морального вреда: судья счёл, что российские власти не должны нести ответственность за действия Евсюкова, поскольку в момент преступления он был «не при исполнении».
Напомним предысторию. В ночь на 27 апреля 2009 года начальник ОВД «Царицыно» майор милиции Денис Евсюков праздновал свой 33-й день рождения в кафе «Авиньон». Вернувшись домой, он, по словам жены, «переоделся в китель и пошел на работу». Местом «работы» пьяного Евсюкова в тот раз оказался супермаркет «Остров», по пути к которому он стрелял в прохожих и убил первую жертву – подвозившего его таксиста. В супермаркете развернулась настоящая бойня: обезумевший полицейский беспорядочно палил по людям, не успевшим даже понять, что происходит. Два человека были убиты, семеро ранены; всего пострадавшими по делу проходили почти 30 граждан.
Среди раненых оказались трое молодых людей 19-20 лет. Алена Дудаль, возвращавшаяся с тренировки, случайно встретила у супермаркета своих друзей — Илью Герасименко и Луизу Салихову. «Этот супермаркет был единственным по дороге домой. Просто случайно в какой-то момент оказались все вместе в одно время», — позже вспоминала Алена.
Молодые люди стояли у входа в магазин. Милиционер приближался сзади. «Он молча подошел, молча достал пистолет и начал стрелять. От шока мы не поняли, что происходит, пока не появились большие лужи крови, — рассказывала Дудаль. — Когда Илья упал и начал кровью истекать, наверное, с этого момента все начали разбегаться в разные стороны. Там очень много людей было, но они не поняли, что происходит. Им показалось, что кто-то взрывает петарды. Но когда они увидели вот эту панику с кровью, тоже все побежали».
Евсюков ранил Алену в левую лопатку, повредив шейный позвонок. Луиза Салихова получила ранение челюсти, Илья Герасименко был ранен в голову, вторая пуля застряла возле сердца, ее так и не вытащили. Реабилитация заняла у юноши около года.Алена Дудаль перенесла две операции и долго восстанавливалась. По ее словам, в течение трех лет после случившегося ее мучали сильные боли:
Преступника скрутили оперативники ОВД «Зябликово» Евгений Яшкин и Евгений Фомин, по которым Евсюков также палил из пистолета. Яшкину запомнилась его фраза после задержания: «Если у меня был бы автомат, то было бы веселее». А на вопрос, зачем он открыл стрельбу, ответил: «Надо жизнь прожить так, чтобы не захотелось второй раз жить».
На место происшествия прибыл Владимир Пронин, руководивший с 2001 по 2009 год главным управлением московской милиции, - ему доложили о «психическом срыве Евсюкова». По горячим следам, в беседе с журналистами, он назвал майора «мразью». Однако уже на следующий день Пронин характеризовал майора только с положительной стороны. Как писала «Новая газета», это немудрено: Евсюков был выдвиженцем Пронина, после перевода своего покровителя из курского управления МВД в Москву, перебрался в столицу вслед за ним и стремительно вырос до начальника ОВД «Царицыно».
Между тем, на суде всплыло, что Евсюков с детства имел диагноз «патологическое развитие личности», проходил лечение в детской психиатрической больнице №6 в Москве, его освобождали от экзаменов из-за «церебрастенического синдрома».. Медики описывали его как «назойливого», «приставучего», ригидного и склонного во всем настаивать на своем; отмечалась также его зацикленность на собственной личности и раздражительность, склонность к частым конфликтам. Похоже, нашему государству только таких кадров в правоохранительных органах и не хватало.
Однако юрист Игорь Трунов, представлявший интересы потерпевших в суде, замечал, что с поступлением в ведомственный Институт МВД у будущего майора началась «другая биография». «Денис Евсюков — вежливый, подтянутый, дисциплинированный, эрудированный, психологически устойчивый», — заключили в вузе. Потом в связи с карьерным ростом ему давали еще одну характеристику: у него отмечался большой управленческий потенциал.
В 2010 году Мосгорсуд приговорил Евсюкова к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Взять с него потерпевшим нечего – осужденные на пожизненное не работают и стало быть, за вред здоровью, причиненный ни в чем не повинным людям, не платят.
Раненые у «Острова» Алена Дудаль, Илья Герасименко и Луиза Салихова пытались получить компенсацию от российских властей, справедливо полагая, что «на государстве лежит часть ответственности за его преступления, поскольку оно без надлежащей проверки психического здоровья приняло на работу Евсюкова и доверило ему огнестрельное оружие». Государство открестилось от своего выкормыша.
Осенью 2011-го Алена Дудаль подала гражданский иск на 1 млн. рублей к Министерству финансов о компенсации морального ущерба, нанесенного в результате нападения майора Евсюкова. В декабре его отклонили, позже это решение утвердил Мосгорсуд.
Алена вспоминала, что представители Минфина в суде не проявляли особых эмоций, но некоторые высказывания ответчиков она помнит до сих пор. Например, что Евсюков совершил свои преступления в свободное от работы время, и государство не может брать на себя ответственность за то, что происходит у людей в частной жизни. «Было много таких моментов на суде. Хорошо запомнила, как [представитель Минфина] сказал: "Ну мы же не просили его это делать", — рассказывает Дудаль. — Государство пыталось с себя снять ответственность за своих сотрудников. Я просто не понимаю, по какой причине такое происходит. Хотя все в один голос кричат: "Да, вот такое мы государство, все хорошие, всех спасем, всем поможем". А оказывается, на самом деле наоборот».
По словам юриста международной правозащитной группы «Агора» Ирины Хруновой, которая представляла потерпевшую, Евсюкова и осудили-то как частное лицо, которое на момент стрельбы не имело отношения к милиции. «То есть он сотрудник милиции, но преступление совершал в свободное от работы время. И когда мы обратились за компенсацией с государства, нам суд заявил, что не положена вам компенсация, обращайтесь к самому Евсюкову, возможно, он что-то вам сможет выплатить... Мы с этим не согласились, потому что считаем, что преступление он совершал как сотрудник милиции. Все потерпевшие его исключительно так и воспринимали».
Герасименко и Салихова также получили отказ в компенсации со стороны государства. Потерпевшие обратились в Европейский суд по правам человека. В 2014 году их жалобу коммуницировали. ЕСПЧ запросил у российских властей материалы расследования дела в отношении Евсюкова и задал вопрос правительству страны — входят действия майора Евсюкова в зону ответственности властей или не входят?
В конце прошлого года ЕСПЧ принял решение: выплатить каждому из трех потерпевшихпо 12 тыс. евро в виде компенсации морального вреда. Также Европейский суд пришел к выводу, что российские власти нарушили статью 2 Европейской Конвенции о защите прав человека (право на жизнь), государство недостаточно внимательно отнеслось к личности Евсюкова, принимая его на службу в милицию с правом ношения огнестрельного оружия.
На основании решения ЕСПЧ Алена Дудаль вновь обратилась в суд за получением компенсации от российских властей. Юристы надеются на положительный исход дела. По словам Игоря Хрунова, прецедент создан и теперь многие пострадавшие в бойне у «Острова» воспользуются решением Европейского суда и потребуют компенсации вреда от российских властей.
Но вот будут ли они платить и когда - большой вопрос. До сих пор россияне, на сторону которых вставал ЕСПЧ, деньги у родины вытягивали клещами.
Жительница Москвы Алена Дудаль, пострадавшая от стрельбы, устроенной пьяным майором милиции Денисом Евсюковым в 2009 году у супермаркета «Остров», требует отменить отказ министерства финансов РФ компенсировать ей ущерб за причиненный вред здоровью. Как сообщает «Медиазона», иск будет рассмотрен сегодня в Тверском суде. Основанием для пересмотра решения Дудаль считает позицию Европейского суда по правам человека, который в декабре 2016 года признал правительство РФ виновным в нарушении права на жизнь (статья 2 Европейской конвенции о защите прав человека). ЕСПЧ заключил, что преступление было совершено должностным лицом. В 2011 году Тверской суд отклонил иск Дудаль к министерству финансов о компенсации морального вреда: судья счёл, что российские власти не должны нести ответственность за действия Евсюкова, поскольку в момент преступления он был «не при исполнении». Напомним предысторию. В ночь на 27 апреля 2009 года начальник ОВД «Царицыно» майор милиции Денис Евсюков праздновал свой 33-й день рождения в кафе «Авиньон». Вернувшись домой, он, по словам жены, «переоделся в китель и пошел на работу». Местом «работы» пьяного Евсюкова в тот раз оказался супермаркет «Остров», по пути к которому он стрелял в прохожих и убил первую жертву – подвозившего его таксиста. В супермаркете развернулась настоящая бойня: обезумевший полицейский беспорядочно палил по людям, не успевшим даже понять, что происходит. Два человека были убиты, семеро ранены; всего пострадавшими по делу проходили почти 30 граждан. Среди раненых оказались трое молодых людей 19-20 лет. Алена Дудаль, возвращавшаяся с тренировки, случайно встретила у супермаркета своих друзей — Илью Герасименко и Луизу Салихову. «Этот супермаркет был единственным по дороге домой. Просто случайно в какой-то момент оказались все вместе в одно время», — позже вспоминала Алена. Молодые люди стояли у входа в магазин. Милиционер приближался сзади. «Он молча подошел, молча достал пистолет и начал стрелять. От шока мы не поняли, что происходит, пока не появились большие лужи крови, — рассказывала Дудаль. — Когда Илья упал и начал кровью истекать, наверное, с этого момента все начали разбегаться в разные стороны. Там очень много людей было, но они не поняли, что происходит. Им показалось, что кто-то взрывает петарды. Но когда они увидели вот эту панику с кровью, тоже все побежали». Евсюков ранил Алену в левую лопатку, повредив шейный позвонок. Луиза Салихова получила ранение челюсти, Илья Герасименко был ранен в голову, вторая пуля застряла возле сердца, ее так и не вытащили. Реабилитация заняла у юноши около года.Алена Дудаль перенесла две операции и долго восстанавливалась. По ее словам, в течение трех лет после случившегося ее мучали сильные боли: Преступника скрутили оперативники ОВД «Зябликово» Евгений Яшкин и Евгений Фомин, по которым Евсюков также палил из пистолета. Яшкину запомнилась его фраза после задержания: «Если у меня был бы автомат, то было бы веселее». А на вопрос, зачем он открыл стрельбу, ответил: «Надо жизнь прожить так, чтобы не захотелось второй раз жить». На место происшествия прибыл Владимир Пронин, руководивший с 2001 по 2009 год главным управлением московской милиции, - ему доложили о «психическом срыве Евсюкова». По горячим следам, в беседе с журналистами, он назвал майора «мразью». Однако уже на следующий день Пронин характеризовал майора только с положительной стороны. Как писала «Новая газета», это немудрено: Евсюков был выдвиженцем Пронина, после перевода своего покровителя из курского управления МВД в Москву, перебрался в столицу вслед за ним и стремительно вырос до начальника ОВД «Царицыно». Между тем, на суде всплыло, что Евсюков с детства имел диагноз «патологическое развитие личности», проходил лечение в детской психиатрической больнице №6 в Москве, его освобождали от экзаменов из-за «церебрастенического синдрома» Медики описывали его как «назойливого», «приставучего», ригидного и склонного во всем настаивать на своем; отмечалась также его зацикленность на собственной личности и раздражительность, склонность к частым конфликтам. Похоже, нашему государству только таких кадров в правоохранительных органах и не хватало. Однако юрист Игорь Трунов, представлявший интересы потерпевших в суде, замечал, что с поступлением в ведомственный Институт МВД у будущего майора началась «другая биография». «Денис Евсюков — вежливый, подтянутый, дисциплинированный, эрудированный, психологически устойчивый», — заключили в вузе. Потом в связи с карьерным ростом ему давали еще одну характеристику: у него отмечался большой управленческий потенциал. В 2010 году Мосгорсуд приговорил Евсюкова к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Взять с него потерпевшим нечего – осужденные на пожизненное не работают и стало быть, за вред здоровью, причиненный ни в чем не повинным людям, не платят. Раненые у «Острова» Алена Дудаль, Илья Герасименко и Луиза Салихова пытались получить компенсацию от российских властей, справедливо полагая, что «на государстве лежит часть ответственности за его преступления, поскольку оно без надлежащей проверки психического здоровья приняло на работу Евсюкова и доверило ему огнестрельное оружие». Государство открестилось от своего выкормыша. Осенью 2011-го Алена Дудаль подала гражданский иск на 1 млн. рублей к Министерству финансов о компенсации морального ущерба, нанесенного в результате нападения майора Евсюкова. В декабре его отклонили, позже это решение утвердил Мосгорсуд. Алена вспоминала, что представители Минфина в суде не проявляли особых эмоций, но некоторые высказывания ответчиков она помнит до сих пор. Например, что Евсюков совершил свои преступления в свободное от работы время, и государство не может брать на себя ответственность за то, что происходит у людей в частной жизни. «Было много таких моментов на суде. Хорошо запомнила, как _