"К перевозкам пассажиров не годен". Самая страшная тайна "Адмирала Нахимова" - «Общество» » «Новости Дня»

✔ "К перевозкам пассажиров не годен". Самая страшная тайна "Адмирала Нахимова" - «Общество»


"К перевозкам пассажиров не годен". Самая страшная тайна "Адмирала Нахимова" - «Общество»

31 августа - очередная годовщина крушения теплохода "Адмирал Нахимов" - самой большой морской катастрофы времен СССР. Тогда в столкновении с сухогрузом "Петр Васёв" погибли 423 человека из более чем 1200 находившихся на судне. Виновниками их смерти назвали капитанов обоих судов. И это - неправда!



Автор этой заметки был в качестве репортера газеты "Труд" с первого дня после трагедии в Новороссийске. Говорил с пассажирами "советского "Титаника", спасателями, моряками... Видел беспредельное горе родственников, которые опознавали трупы близких на знаменитом 15-ом причале...Потом я сидел на суде в Одессе, в результате которого оба капитана - Ткаченко и Марков - получили по 15 лет лагерей.





 



Капитаны Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на суде в Одессе



 



В процессе суда его председатель то и дело бегал к телефону - звонили из Москвы! До последнего приговор был не ясен. И если вина капитана сухогруза Ткаченко была совершенно очевидной (он просто обманул "Нахимова", заверяя, что пропустит пассажирский лайнер, тогда как сам и не собирался этого делать), то за что впаяли Маркову ровно столько же, сколько и Ткаченко - большой вопрос.



Да, Марков не был на капитанском мостике "Нахимова" в момент аварии. После выхода из порта капитан задал нужный курс своему судну, договорился с Ткаченко о том, они "разойдутся правыми боками" и пошел в свою каюту. Ведь ровным счетом ничего не говорило о какой-то хотя бы мифической опасности! В ночь на 1 сентября стояла прекрасная летняя погода, был полный штиль, а кроме сухогруза "Петр Васев" на много миль вокруг не было ни одного плавсредства. Сам многоэтажный "Нахимов" светился всеми огнями как новогодняя елка и был виден за несколько километров.





 



Вот почему на мостике парохода стоял второй помощник Чудновский. Мореход, к слову, многоопытный, он до последнего пытался избежать столкновения с сухогрузом. Сделал один маневр, второй, третий... Кричал по рации, чтобы "Васев" сбавил ход...





 



Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с "Адмиралом Нахимовым"



 



После того, как сухогруз протаранил-таки своим подводным выступом - бульбом - корпус "Нахимова", тот затонул в течение 12 минут. Офицер Чудновский как истинный заложник чести заперся у себя в каюте и утонул вместе с судном. Капитан Марков пошел под неправедный суд.



Советская Фемида поставила знак равенства не только между виной обоих капитанов, но приравняла ее к гибели сотен людей.





 



Круизный лайнер был воплощением советской мечты о красивой жизни. Только очень старым...



 



Да, формально связь между столкновением судов и смертью людей - самая прямая. Но любой моряк знает, что лайнер длиной 174 метра и высотой с 15-этажный дом НЕ ДОЛЖЕН пойти ко дну за считанные минуты.При аналогичных пробоинах иностранные "конкордии" тонут долгими часами, а то и сутками, а экипаж и пассажиров успевают эвакуировать. То есть никакой фатальной неизбежности погибнуть сотням людей - нет.



Другое дело - "Адмирал Нахимов", которому в 1986 году исполнился 61 год и который уже лежал на дне морском, будучи затопленным в Германии советскими моряками (немецкий лайнер "Берлин" был во время войны плавучим госпиталем).



В документах следствия, которое вел старший следователь Генпрокуратуры СССР Уваров, я видел Заключение экспертов по безопасности мореплавания, сделанное до начала навигации 1986 года. Черным по белому там сказано: "Адмирал Нахимов" к перевозке людей НЕ ПРИГОДЕН и должен быть списан на лом. Главная причина - в том, что плавучесть судна после столкновения с чем-либо была на нуле. Внутренние створки, которые закрывают отсеки в трюме и должны обеспечивать живучесть посудины, НЕ работали. Они просто сгнили.



Однако Черноморское пароходство не могло обойтись без "Нахимова",- план по пассажирским перевозкам никто из Москвы не отменял. Поэтому, перекрестясь и вспомнив русское "авось провезет", лайнер отправили в очередной круиз.



Понятно, что никакой вины капитана Маркова в эксплуатации негодного судна нет. Ему приказали - он поплыл. Поэтому на скамье подсудимых должны были сидеть его начальники из Одессы и начальники из Москвы, а так же рой проверяющих и ответственных за безопасность водного транспорта инспекторов и контролеров.



Но в таком случае дело "Нахимова" приобретало системный характер с политическим подтекстом. Выходит, что сама советская власть с ее абсурдной плановой экономикой организовала "катастрофу века". И ладно бы в тот злополучный год гибель "Нахимова" была единственным резонансным ЧП. Но в апреле того же 1986-го случилась вселенская чернобыльская авария. Раздувать на ее неугасимом радиоактивном фоне еще и скандал с утонувшим пароходом было никак нельзя.



Именно поэтому обоих капитанов сделали крайними. Отнюдь не случайно сразу после распада СССР оба капитаны были помилованы в 1992 году указами Президентов Украины и России.



Вадим Марков после освобождения продолжил работать в Одессе капитаном-наставником на пассажирских кораблях. Умер 31 мая 2007 года.



А вот непосредственный виновник катастрофы (но, повторяю, не гибели 423 человек!) Виктор Ткаченко переехал в Израиль. В 2003 году он погиб в море, управляя яхтой у берегов Ньюфаундленда.


31 августа - очередная годовщина крушения теплохода "Адмирал Нахимов" - самой большой морской катастрофы времен СССР. Тогда в столкновении с сухогрузом "Петр Васёв" погибли 423 человека из более чем 1200 находившихся на судне. Виновниками их смерти назвали капитанов обоих судов. И это - неправда! Автор этой заметки был в качестве репортера газеты "Труд" с первого дня после трагедии в Новороссийске. Говорил с пассажирами "советского "Титаника", спасателями, моряками. Видел беспредельное горе родственников, которые опознавали трупы близких на знаменитом 15-ом причале.Потом я сидел на суде в Одессе, в результате которого оба капитана - Ткаченко и Марков - получили по 15 лет лагерей. Капитаны Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на суде в Одессе В процессе суда его председатель то и дело бегал к телефону - звонили из Москвы! До последнего приговор был не ясен. И если вина капитана сухогруза Ткаченко была совершенно очевидной (он просто обманул "Нахимова", заверяя, что пропустит пассажирский лайнер, тогда как сам и не собирался этого делать), то за что впаяли Маркову ровно столько же, сколько и Ткаченко - большой вопрос. Да, Марков не был на капитанском мостике "Нахимова" в момент аварии. После выхода из порта капитан задал нужный курс своему судну, договорился с Ткаченко о том, они "разойдутся правыми боками" и пошел в свою каюту. Ведь ровным счетом ничего не говорило о какой-то хотя бы мифической опасности! В ночь на 1 сентября стояла прекрасная летняя погода, был полный штиль, а кроме сухогруза "Петр Васев" на много миль вокруг не было ни одного плавсредства. Сам многоэтажный "Нахимов" светился всеми огнями как новогодняя елка и был виден за несколько километров. Вот почему на мостике парохода стоял второй помощник Чудновский. Мореход, к слову, многоопытный, он до последнего пытался избежать столкновения с сухогрузом. Сделал один маневр, второй, третий. Кричал по рации, чтобы "Васев" сбавил ход. Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с "Адмиралом Нахимовым" После того, как сухогруз протаранил-таки своим подводным выступом - бульбом - корпус "Нахимова", тот затонул в течение 12 минут. Офицер Чудновский как истинный заложник чести заперся у себя в каюте и утонул вместе с судном. Капитан Марков пошел под неправедный суд. Советская Фемида поставила знак равенства не только между виной обоих капитанов, но приравняла ее к гибели сотен людей. Круизный лайнер был воплощением советской мечты о красивой жизни. Только очень старым. Да, формально связь между столкновением судов и смертью людей - самая прямая. Но любой моряк знает, что лайнер длиной 174 метра и высотой с 15-этажный дом НЕ ДОЛЖЕН пойти ко дну за считанные минуты.При аналогичных пробоинах иностранные "конкордии" тонут долгими часами, а то и сутками, а экипаж и пассажиров успевают эвакуировать. То есть никакой фатальной неизбежности погибнуть сотням людей - нет. Другое дело - "Адмирал Нахимов", которому в 1986 году исполнился 61 год и который уже лежал на дне морском, будучи затопленным в Германии советскими моряками (немецкий лайнер "Берлин" был во время войны плавучим госпиталем). В документах следствия, которое вел старший следователь Генпрокуратуры СССР Уваров, я видел Заключение экспертов по безопасности мореплавания, сделанное до начала навигации 1986 года. Черным по белому там сказано: "Адмирал Нахимов" к перевозке людей НЕ ПРИГОДЕН и должен быть списан на лом. Главная причина - в том, что плавучесть судна после столкновения с чем-либо была на нуле. Внутренние створки, которые закрывают отсеки в трюме и должны обеспечивать живучесть посудины, НЕ работали. Они просто сгнили. Однако Черноморское пароходство не могло обойтись без "Нахимова",- план по пассажирским перевозкам никто из Москвы не отменял. Поэтому, перекрестясь и вспомнив русское "авось провезет", лайнер отправили в очередной круиз. Понятно, что никакой вины капитана Маркова в эксплуатации негодного судна нет. Ему приказали - он поплыл. Поэтому на скамье подсудимых должны были сидеть его начальники из Одессы и начальники из Москвы, а так же рой проверяющих и ответственных за безопасность водного транспорта инспекторов и контролеров. Но в таком случае дело "Нахимова" приобретало системный характер с политическим подтекстом. Выходит, что сама советская власть с ее абсурдной плановой экономикой организовала "катастрофу века". И ладно бы в тот злополучный год гибель "Нахимова" была единственным резонансным ЧП. Но в апреле того же 1986-го случилась вселенская чернобыльская авария. Раздувать на ее неугасимом радиоактивном фоне еще и скандал с утонувшим пароходом было никак нельзя. Именно поэтому обоих капитанов сделали крайними. Отнюдь не случайно сразу после распада СССР оба капитаны были помилованы в 1992 году указами Президентов Украины и России. Вадим Марков после освобождения продолжил работать в Одессе капитаном-наставником на пассажирских кораблях. Умер 31 мая 2007 года. А вот непосредственный виновник катастрофы (но, повторяю, не гибели 423 человек!) Виктор Ткаченко переехал в Израиль. В 2003 году он погиб в море, управляя яхтой у берегов Ньюфаундленда.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→