✔ "Муфтием Татарстана может стать ваххабит" - «Общество»
Clapton 14-08-2017, 15:00 193 Новости дня / Политика / ОбществоДеятельность салафитов (в 90-е годы это религиозное течение, проповедовавшее свой «чистый ислам», было принято называть на Северном Кавказе ваххабизмом), стоившая Северному Кавказу огромных жертв, как представителей традиционного духовенства и правоохранительных органов, так и простых жителей, активно выступающих против суфийского направления в суннитском исламе и шиизма, существует и в Поволжье. В июле мухтасибом (руководителем местных мусульман) Вахитовского и Приволжского районов Казани стал мухтасиб Нижнекамского района Татарстана Юсуф Давлетшин, уже не первый год обвиняемый в нетрадиционных для республики религиозных взглядах.
– Ситуация со стороны выглядит странно: в республике, где борются с радикалами, фактическим мухтасибом Казани сделали ваххабитского проповедника, – отреагировал на назначение Давлетшина заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев.
Стоит пояснить, что пост, на котором Давлетшин сменил Мансура Джелялетдинова, ушедшего на повышение в заместители муфтия республики Камиля Самигуллина, – изначально это пост главы единого Казанского мухтасибата, из которого 28 декабря 2015 года решением Самигуллина (воспринимавшего на тот момент Джелялетдинова как своего соперника на ближайших выборах муфтия) было выведено управление пятью окраинными районами Казани. Однако данный пост все продолжают воспринимать именно как руководство мусульманами столицы Татарстана, тем более что именно здесь сосредоточены старейшие и богатейшие мечети, медресе, исламские рестораны и магазины, здесь же намечено строительство большой современной медклиники, услуги в которой будут оказывать казанцам и гостям города в соответствии с правилами шариата.
Давлетшин с 2005 года возглавлял Нижнекамский мухтасибат, вызвав на этом посту много вопросов со стороны как исламоведов, так и традиционных мусульман.
– Некоторые из прошедших подготовку в лагере (террориста Амира Хаттаба в Чечне. – Прим. авт.) «Кавказ», продолжили свою работу в нижнекамском медресе «Рисаля». Наиболее яркой фигурой является Руслан Хабибуллин (более известный как «Фатих-хазрат»), уроженец Кировской области, проходивший обучение в 1998 году в лагере «Кавказ», обучавшийся впоследствии в медресе «Йолдыз» и «Аль-Фуркан» и приехавший в 2004 году в Нижнекамск, где при поддержке ваххабитского мухтасиба Рамиля Юнусова был устроен в местное медресе «Рисаля» преподавателем. С этого времени «Рисаля» и медресе им. Р. Фахретдина в Альметьевске становятся главными ваххабитскими учебными заведениями Поволжья, – сообщил в 2013 году на научно-практической конференции «Основные идеологические установки религиозно- экстремистских организаций, действующих в Приволжском федеральном округе. Формирование информационного контента в целях дерадикализации молодежи» известный татарстанский исламовед Раис Сулейманов. – Шакирды медресе при покровительстве преподавателей с такой биографией активно общались по социальным сетям с «лесными» (участниками вооруженных бандформирований. – Прим. авт.) с Северного Кавказа, а сотрудники молодежного отдела Нижнекамского мухтасибата даже перезванивались с террористом Саидом Бурятским (лидером террористов в Ингушетии в 2008–2010 годах. – Прим. авт.), беседуя о «чистом исламе».
В связи с этим неудивительно, что в 2008 году именно в Нижнекамске начали активно распространяться видеопроповеди Бурятского, направленные против шиитов (это течение в исламе везде вызывает особенную неприязнь со стороны салафитов, свидетельством чем нападения в Ираке, Сирии, где алавиты считаются ветвью шиитов-двунадесятников, и Египте), что вызвало официальный протест со стороны консульства Ирана в Казани.
Сулейманов указывает и на определенное участие в этом нижнекамского мухтасиба.
– После того как Ильдус Фаизов, убежденный противник ваххабизма, приступил к работе в должности муфтия с 2011 года, а известный проповедник традиционного ислама Валиулла Якупов возглавил учебный отдел ДУМ Татарстана, в первую очередь они поставили задачу – навести порядок в этих учебных заведениях. Назначив 6 сентября 2011 года директором медресе ханафитского (последователя традиционного для Татарстана суннитского ислама. – Прим. авт.) богослова Рафика Исламгалиева, муфтият столкнулся с откровенным противодействием как нижнекамского мухтасиба Юсуфа Давлетшина (с 2005 года после отъезда Рамиля Юнусова в Казань на пост имама главной соборной мечети «Кул Шариф»), поддерживавшего все эти порядки в медресе, так и со стороны чиновников Нижнекамска и даже правоохранительных органов города, вдруг заявивших, что «они все держат под контролем», – говорит исламовед. – В итоге бывшие преподаватели медресе из числа ваххабитов (включая и Руслана Хабибуллина) ушли работать на вечерние курсы при Соборной мечети Нижнекамска (имам-хатыбом которой является Давлетшин. – Прим. авт.), где они трудятся до сих пор, образуя своеобразный костяк ваххабитского джамаата этого города. Через год из-за противодействий Юсуфа Давлетшина, препятствовавшего преподавательской работе Рафика Исламгалиева, медресе «Рисаля» фактически перестало функционировать.
Много вопросов вызвало и издание при Давлетшине в нижнекамском издательстве «Рисаля» переводов книг ближневосточных проповедников «чистого ислама», таких, как идеолог египетских салафитов шейх Мухаммад Хусейн Якуб – «Рай мирской жизни» в 2014 году и «Аллах, вот кто исцелитель» и «Шепот мольбы» в 2015 году. Между тем, упомянутый шейх в декабре 2012 года прямо заявил, что «ничего противоречащего шариату в Конституции (Египта. – Прим. авт.) быть не должно, мы не примем другого». В июне 2013 года наэлектризованные этими и подобными проповедями салафиты напали на шиитское собрание в деревне под Каиром, убив известного шиитского шейха Хасана Шехата и ряд его последователей.
– Издательство «Рисаля» (г. Нижнекамск, Татарстан) издаёт прекрасные детские книжки про ислам, однако книги для взрослых у них отличаются тем, что большинство их авторов – известные ихваны (члены организации «Ихван аль-муслимин», то есть «Братья-мусульмане». – Прим. авт.) и суруриты (согласно трактовке шейха Мукбиля «секта суруритов ложно называет себя саляфитами», то есть речь идет об этом течении. – Прим. авт.), как Исма‘иль аль-Мукаддам, Насыр аль-Умар, Хуссейн Якуб и прочие, – сообщала в 2016 году своим читателям администрация популярного русскоязычного мусульманского паблика в соцсетях «Братья нас поймут» (БНП). – Поэтому администрация паблика и аска (сервиса вопросов-ответов. – Прим. авт.) БНП не советует вам эти книги.
Годом ранее продажа книг ваххабитских авторов в переводах издательства «Рисаля» в Башкортостане вызвала громкий скандал. Так, популярное интернет-издание ProUfu.ru опубликовало материал «Почему в Уфе продают ваххабитскую литературу?» А в 2011 году официальный запрет нескольких выпущенных там книг за «противоречие ханафитско-матуридитской» традиции произвел и татарстанский муфтият.
Перевод в Казань многие оценивают как попытку оторвать Давлетшина от сложившейся вокруг него в Нижнекамске среды, а ее, в свою очередь, поставить под контроль нового мухтасиба, назначенного Самигуллиным. Но надо понимать, что пост казанского мухтасиба традиционно оценивался как следующий в иерархии после муфтия республики. Тем более, если учесть связи нового мухтасиба в верхах истеблишмента не только в Нижнекамске, о чем уже сообщалось выше, но и в столице Татарстана.
– У Айдара Метшина, мэра Нижнекамска, как и у его брата Ильсура Метшина, мэра Казани, были очень хорошие связи с группой Рамиля Юнусова и Юсуфа Давлетшина, – утверждал в опубликованной в 2012 году статье «Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике» Раис Сулейманов.
Опираясь на такой ресурс, новый мухтасиб может использовать площадку Казани как шаг для дальнейшего движения вверх в иерархии республиканского муфтията, учитывая, что пребывание Самигуллина на посту его руководителя ограничено двумя сроками и второй из них закончится в 2021 году.
– Исламовед, доцент кафедры востоковедения и исламоведения Казанского федерального университета Азат Ахунов считает, что… в дальнейшем Давлетшин будет рассматриваться как один из кандидатов на пост муфтия Татарстана, – сообщают журналисты казанского издания «Бизнес Online».
По словам Ахунова, кандидатуру Давлетшина уже рассматривали на пост муфтия в 2013 году, и тогда же накануне очередных выборов муфтия его впервые планировали перевести работать в Казань (в связи с чем сложно не усмотреть связь двух действий). Однако тогда кандидатом властей Татарстана стал молодой и образованный Самигуллин, являющийся последователем авторитетного суфийского братства «Исмаил-ага», в связи с чем и их оппоненты предпочли даже не выходить на предвыборную дистанцию. Однако в 2020 году у Татарстана будет уже новый светский глава (одним из основных претендентов на этот пост в республике считают мэра Казани), в связи с чем ситуация в религиозной сфере также может измениться.
Деятельность салафитов (в 90-е годы это религиозное течение, проповедовавшее свой «чистый ислам», было принято называть на Северном Кавказе ваххабизмом), стоившая Северному Кавказу огромных жертв, как представителей традиционного духовенства и правоохранительных органов, так и простых жителей, активно выступающих против суфийского направления в суннитском исламе и шиизма, существует и в Поволжье. В июле мухтасибом (руководителем местных мусульман) Вахитовского и Приволжского районов Казани стал мухтасиб Нижнекамского района Татарстана Юсуф Давлетшин, уже не первый год обвиняемый в нетрадиционных для республики религиозных взглядах. – Ситуация со стороны выглядит странно: в республике, где борются с радикалами, фактическим мухтасибом Казани сделали ваххабитского проповедника, – отреагировал на назначение Давлетшина заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. Стоит пояснить, что пост, на котором Давлетшин сменил Мансура Джелялетдинова, ушедшего на повышение в заместители муфтия республики Камиля Самигуллина, – изначально это пост главы единого Казанского мухтасибата, из которого 28 декабря 2015 года решением Самигуллина (воспринимавшего на тот момент Джелялетдинова как своего соперника на ближайших выборах муфтия) было выведено управление пятью окраинными районами Казани. Однако данный пост все продолжают воспринимать именно как руководство мусульманами столицы Татарстана, тем более что именно здесь сосредоточены старейшие и богатейшие мечети, медресе, исламские рестораны и магазины, здесь же намечено строительство большой современной медклиники, услуги в которой будут оказывать казанцам и гостям города в соответствии с правилами шариата. Давлетшин с 2005 года возглавлял Нижнекамский мухтасибат, вызвав на этом посту много вопросов со стороны как исламоведов, так и традиционных мусульман. – Некоторые из прошедших подготовку в лагере (террориста Амира Хаттаба в Чечне. – Прим. авт.) «Кавказ», продолжили свою работу в нижнекамском медресе «Рисаля». Наиболее яркой фигурой является Руслан Хабибуллин (более известный как «Фатих-хазрат»), уроженец Кировской области, проходивший обучение в 1998 году в лагере «Кавказ», обучавшийся впоследствии в медресе «Йолдыз» и «Аль-Фуркан» и приехавший в 2004 году в Нижнекамск, где при поддержке ваххабитского мухтасиба Рамиля Юнусова был устроен в местное медресе «Рисаля» преподавателем. С этого времени «Рисаля» и медресе им. Р. Фахретдина в Альметьевске становятся главными ваххабитскими учебными заведениями Поволжья, – сообщил в 2013 году на научно-практической конференции «Основные идеологические установки религиозно- экстремистских организаций, действующих в Приволжском федеральном округе. Формирование информационного контента в целях дерадикализации молодежи» известный татарстанский исламовед Раис Сулейманов. – Шакирды медресе при покровительстве преподавателей с такой биографией активно общались по социальным сетям с «лесными» (участниками вооруженных бандформирований. – Прим. авт.) с Северного Кавказа, а сотрудники молодежного отдела Нижнекамского мухтасибата даже перезванивались с террористом Саидом Бурятским (лидером террористов в Ингушетии в 2008–2010 годах. – Прим. авт.), беседуя о «чистом исламе». В связи с этим неудивительно, что в 2008 году именно в Нижнекамске начали активно распространяться видеопроповеди Бурятского, направленные против шиитов (это течение в исламе везде вызывает особенную неприязнь со стороны салафитов, свидетельством чем нападения в Ираке, Сирии, где алавиты считаются ветвью шиитов-двунадесятников, и Египте), что вызвало официальный протест со стороны консульства Ирана в Казани. Сулейманов указывает и на определенное участие в этом нижнекамского мухтасиба. – После того как Ильдус Фаизов, убежденный противник ваххабизма, приступил к работе в должности муфтия с 2011 года, а известный проповедник традиционного ислама Валиулла Якупов возглавил учебный отдел ДУМ Татарстана, в первую очередь они поставили задачу – навести порядок в этих учебных заведениях. Назначив 6 сентября 2011 года директором медресе ханафитского (последователя традиционного для Татарстана суннитского ислама. – Прим. авт.) богослова Рафика Исламгалиева, муфтият столкнулся с откровенным противодействием как нижнекамского мухтасиба Юсуфа Давлетшина (с 2005 года после отъезда Рамиля Юнусова в Казань на пост имама главной соборной мечети «Кул Шариф»), поддерживавшего все эти порядки в медресе, так и со стороны чиновников Нижнекамска и даже правоохранительных органов города, вдруг заявивших, что «они все держат под контролем», – говорит исламовед. – В итоге бывшие преподаватели медресе из числа ваххабитов (включая и Руслана Хабибуллина) ушли работать на вечерние курсы при Соборной мечети Нижнекамска (имам-хатыбом которой является Давлетшин. – Прим. авт.), где они трудятся до сих пор, образуя своеобразный костяк ваххабитского джамаата этого города. Через год из-за противодействий Юсуфа Давлетшина, препятствовавшего преподавательской работе Рафика Исламгалиева, медресе «Рисаля» фактически перестало функционировать. Много вопросов вызвало и издание при Давлетшине в нижнекамском издательстве «Рисаля» переводов книг ближневосточных проповедников «чистого ислама», таких, как идеолог египетских салафитов шейх Мухаммад Хусейн Якуб – «Рай мирской жизни» в 2014 году и «Аллах, вот кто исцелитель» и «Шепот мольбы» в 2015 году. Между тем, упомянутый шейх в декабре 2012 года прямо заявил, что «ничего противоречащего шариату в Конституции (Египта. – Прим. авт.) быть не должно, мы не примем другого». В июне 2013 года наэлектризованные этими и подобными проповедями салафиты напали на шиитское собрание в деревне под Каиром, убив известного шиитского шейха Хасана Шехата и ряд его последователей. – Издательство «Рисаля» (г. Нижнекамск, Татарстан) издаёт прекрасные детские книжки про ислам, однако книги для взрослых у них отличаются тем, что большинство их авторов – известные ихваны (члены организации «Ихван аль-муслимин», то есть «Братья-мусульмане». – Прим. авт.) и суруриты (согласно трактовке шейха Мукбиля «секта суруритов ложно называет себя саляфитами», то есть речь идет об этом течении. – Прим. авт.), как Исма‘иль аль-Мукаддам, Насыр аль-Умар, Хуссейн Якуб и прочие, – сообщала в 2016 году своим читателям администрация популярного русскоязычного мусульманского паблика в соцсетях «Братья нас поймут» (БНП). – Поэтому администрация паблика и аска (сервиса вопросов-ответов. – Прим. авт.) БНП не советует вам эти книги. Годом ранее продажа книг ваххабитских авторов в переводах издательства «Рисаля» в Башкортостане вызвала громкий скандал. Так, популярное интернет-издание ProUfu.ru опубликовало материал «Почему в Уфе продают ваххабитскую литературу?» А в 2011 году официальный запрет нескольких выпущенных там книг за «противоречие ханафитско-матуридитской» традиции произвел и татарстанский муфтият. Перевод в Казань многие оценивают как попытку оторвать Давлетшина от сложившейся вокруг него в Нижнекамске среды, а ее, в свою очередь, поставить под контроль нового мухтасиба, назначенного Самигуллиным. Но надо понимать, что пост казанского мухтасиба традиционно оценивался как следующий в иерархии после муфтия республики. Тем более, если учесть связи нового мухтасиба в верхах истеблишмента не только в Нижнекамске, о чем уже сообщалось выше, но и в столице Татарстана. – У Айдара Метшина, мэра Нижнекамска, как и у его брата Ильсура Метшина, мэра Казани, были очень хорошие связи с группой Рамиля Юнусова и Юсуфа Давлетшина, – утверждал в опубликованной в 2012 году статье «Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике» Раис Сулейманов. Опираясь на такой ресурс, новый мухтасиб может использовать площадку Казани как шаг для дальнейшего движения вверх в иерархии республиканского муфтията, учитывая, что пребывание Самигуллина на посту его руководителя ограничено двумя сроками и второй из них закончится в 2021 году. – Исламовед, доцент кафедры востоковедения и исламоведения Казанского федерального университета Азат Ахунов считает, что… в дальнейшем Давлетшин будет рассматриваться как один из кандидатов на пост муфтия Татарстана, – сообщают журналисты казанского издания «Бизнес Online». По словам Ахунова, кандидатуру Давлетшина уже рассматривали на пост муфтия в 2013 году, и тогда же накануне очередных выборов муфтия его впервые планировали перевести работать в Казань (в связи с чем сложно не усмотреть связь двух действий). Однако тогда кандидатом властей Татарстана стал молодой и образованный Самигуллин, являющийся последователем авторитетного суфийского братства «Исмаил-ага», в связи с чем и их оппоненты предпочли даже не выходить на предвыборную дистанцию. Однако в 2020 году у Татарстана будет уже новый светский глава (одним из основных претендентов на этот пост в республике считают мэра Казани), в связи с чем ситуация в религиозной сфере также может измениться.