Что не поделили Иран и Азербайджан и при чем здесь Израиль? - «Политика» » «Новости Дня»

✔ Что не поделили Иран и Азербайджан и при чем здесь Израиль? - «Политика»

ПОХОЖИЕ
Новости дня / Политика / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Украина / Россия / Команды / Видео / Интервью звёзд / США / Общество / Транспорт / Фото репортажCNN: Трамп поручил помощникам организовать разговор с Путиным... 0
ДНР и ЛНР / Украина / Мир / Новости дня / Россия / Интервью звёзд / США / Европа / Политика / Фото репортажСырский признал, что Украина не может сбить "Орешник"... 0
Новости дня / Европа / Интервью звёзд / Бизнес / Политика / Общество / Власть / Фото репортажПрезидент Молдавии Санду объявила гуманитарный газ для... 0
Новости дня / Интервью звёзд / Здоровье / Россия / Технологии / ДНР и ЛНР / ЖКХ / Видео / США / Политика / Европа / Общество / Выборы / Большой Кавказ / Шоу-бизнес / Армения / Мир / Происшествия и криминал / Чемпионат / Фото репортажИнтервью Владимира Путина Такеру Карлсону: прорыв информационной... 0
Политика / Новости дня / Здоровье / Военные действия / Общество / Россия / США / Происшествия и криминал / Власть / Статистика / Украина / Европа / Команды / Крым / ДНР и ЛНРNYT: сохранение за Россией занятых территорий поддерживают и... 0


Напряженность между Тегераном и Баку в последние дни накалилась до предела. Иран стянул к границе военную технику – якобы в рамках учений, но с явным предупреждающим подтекстом. В Баку закрылся офис представителя верховного правителя Ирана Али Хаменеи – формально в связи со вспышкой коронавируса, но время закрытия не оставляет сомнений, что причина в другом. Наконец, ситуация на Южном Кавказе стала предметом обсуждения глав МИД Ирана и России в Москве.



Претензий к Баку у Тегерана несколько. Как сказал в интервью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» почетный профессор социальной истории Ближнего Востока и Центральной Азии в Лейденском университете в Нидерландах Турадж Атабаки, Иран чувствует, что его отодвигают на второй план, и обеспокоен потерей регионального влияния. Неслучайно конфликт разгорелся после того, как Азербайджан, Турция и Пакистан провели совместные учения «Три брата – 2021». Заявленной целью учений было «дальнейшее укрепление существующих связей» между армиями трех стран. После них верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал Азербайджан «не играть с хвостом льва».



«Турция имеет вторую по величине армию НАТО, а Пакистан является ядерной державой в регионе. Когда эти две страны присоединяются к Азербайджану в военных маневрах, это беспокоит Россию и Иран – и военные маневры Исламской Республики отражают ее беспокойство», – сказал Атабаки.



Масла в огонь подлил инцидент в Зангезуре. Этот армянский район отделяет Нахичеванскую автономную республику в составе Азербайджана от остальной его территории. Зангезур также стратегически важен для Ирана – он соединяет Иран с Европой в обход Азербайджана и Турции. Однако в ходе прошлогодней войны в Нагорном Карабахе Азербайджан вернул себе контроль над частью этого пути, а несколько дней назад азербайджанцы остановили два иранских грузовика, следовавших через Зангезур. По их словам, передвижение транспорта из Ирана по этой территории было незаконным. Иран в ответ закрыл воздушный коридор в Нахичевань для азербайджанской военной авиации.



Обеспокоенность Ирана вызывает и укрепление отношений между Азербайджаном и Израилем. Тегеран обвиняет Баку в том, что он предоставляет свою территорию израильтянам для потенциальных атак на Иран.



«Мы не потерпим присутствия и деятельности против нашей национальной безопасности сионистского режима рядом с нашими границами и примем любые необходимые меры в связи с этим», – сказал министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиян на встрече с новым послом Азербайджана 30 сентября.



Верховный лидер Али Хаменеи предостерег всех соседей Ирана от того, что он назвал «вмешательством иностранцев в дела региона». Прямо укоряя Баку, Хаменеи пообещал возмездие соседним государствам, которые сотрудничают с израильтянами. 



 



 



Как пишет Алекс Ватанка, директор иранской программы в вашингтонском Институте Ближнего Востока, «ни разу в своей истории Израиль не имел такого количества дипломатических, экономических и военно-разведывательных отношений со странами, граничащими с Ираном. Это равносильно израильскому рычагу давления, и Тегеран возмущен таким развитием событий, но пока не может сформулировать политику нейтрализации израильских достижений, кроме как обратиться к своим соседям с призывом держать Израиль на расстоянии. Этот призыв, мягко говоря, не вызывает особого сочувствия. На самом деле ряд соседей Ирана – Азербайджан, Бахрейн, ОАЭ, а также, вероятно, Саудовская Аравия и курдское правительство в Ираке – рассчитывают на сотрудничество с Израилем в борьбе с иранской региональной повесткой дня».



Действительно, Азербайджан – важный экономический и военный партнер Израиля. Известно, что израильское вооружение использовалось Баку в последней войне в Нагорном Карабахе. Официально Азербайджан отрицает обвинения Ирана и называет военные маневры на границе «неуважительными» по отношению к территориальной целостности государства. В то же время, словно чтобы подразнить иранцев, президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно позировал с израильским беспилотником Harop. 



 https://twitter.com/i/status/1445749746719604741



«Никаких доказательств присутствия израильтян в Азербайджане иранцы не предъявили, – сказал в интервью «Деталям» Расим Мусабеков, политолог и член азербайджанского парламента. – Они ссылаются на какую-то саудовскую газету, которая написала, что израильские самолеты F-35 перелетели в Азербайджан. Это не доказательство, это всего лишь версия. А с учетом того, что эти самолеты изготовлены по системе Stealth, не только Иран, но, я думаю, и российские средства военно-воздушного мониторинга такой перелет не в состоянии были бы засечь, даже если он и состоялся». 




Ждать ли войны? 




«Сценарии прямого военного столкновения имеют крайне низкую вероятность, – считает Расим Мусабеков. – В Иране отдают себе отчет, что подобные действия со стороны иранских мулл могут закончится полным уничтожением. В таком противостоянии против Ирана будет не один Азербайджан, но и Турция, Пакистан, Израиль; с очень высокой степенью вероятности и из Москвы посоветуют иранцам успокоиться. Думаю, им хватит здравомыслия не доводить дела до крайности».



Однако Баку также едва ли заинтересован в военном столкновении. Для обеих стран это геополитическое соперничество является чрезвычайно чувствительным, учитывая их географическую, этническую, религиозную и историческую близость.



На пике словесных перепалок между Тегераном и Баку в начале октября Ильхам Алиев намекнул, что живущие в Иране этнические азербайджанцы могут принять сторону Азербайджана. С этим согласен и Мусабеков: «Победа Азербайджана в войне в Нагорном Карабахе в прошлом году сильно повысила авторитет Баку, и иранские муллы обеспокоены тем, что азербайджанцы внутри Ирана, которые в этническом отношении подавляются, испытают всплеск национального самосознания, что может сильно обострить внутренние проблемы в Иране».



Однако такой сценарий станет для Баку не меньшей проблемой, чем для Тегерана. Азербайджанское меньшинство в Иране насчитывает около 20 миллионов человек – это примерно в два раза больше, чем население самого Азербайджана. Они живут отдельно с тех пор, как Иран потерял свои кавказские территории в пользу Российской империи в XIX веке. Любые намеки Баку на поглощение этого населения, несомненно, равносильны концу страны в том виде, в котором она существует сегодня. 



Александра Аппельберг, «Детали». ? На фото: военные учения Ирана вблизи границы с Азербайджаном, Iranian Army via AP


Напряженность между Тегераном и Баку в последние дни накалилась до предела. Иран стянул к границе военную технику – якобы в рамках учений, но с явным предупреждающим подтекстом. В Баку закрылся офис представителя верховного правителя Ирана Али Хаменеи – формально в связи со вспышкой коронавируса, но время закрытия не оставляет сомнений, что причина в другом. Наконец, ситуация на Южном Кавказе стала предметом обсуждения глав МИД Ирана и России в Москве. Претензий к Баку у Тегерана несколько. Как сказал в интервью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» почетный профессор социальной истории Ближнего Востока и Центральной Азии в Лейденском университете в Нидерландах Турадж Атабаки, Иран чувствует, что его отодвигают на второй план, и обеспокоен потерей регионального влияния. Неслучайно конфликт разгорелся после того, как Азербайджан, Турция и Пакистан провели совместные учения «Три брата – 2021». Заявленной целью учений было «дальнейшее укрепление существующих связей» между армиями трех стран. После них верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал Азербайджан «не играть с хвостом льва». «Турция имеет вторую по величине армию НАТО, а Пакистан является ядерной державой в регионе. Когда эти две страны присоединяются к Азербайджану в военных маневрах, это беспокоит Россию и Иран – и военные маневры Исламской Республики отражают ее беспокойство», – сказал Атабаки. Масла в огонь подлил инцидент в Зангезуре. Этот армянский район отделяет Нахичеванскую автономную республику в составе Азербайджана от остальной его территории. Зангезур также стратегически важен для Ирана – он соединяет Иран с Европой в обход Азербайджана и Турции. Однако в ходе прошлогодней войны в Нагорном Карабахе Азербайджан вернул себе контроль над частью этого пути, а несколько дней назад азербайджанцы остановили два иранских грузовика, следовавших через Зангезур. По их словам, передвижение транспорта из Ирана по этой территории было незаконным. Иран в ответ закрыл воздушный коридор в Нахичевань для азербайджанской военной авиации. Обеспокоенность Ирана вызывает и укрепление отношений между Азербайджаном и Израилем. Тегеран обвиняет Баку в том, что он предоставляет свою территорию израильтянам для потенциальных атак на Иран. «Мы не потерпим присутствия и деятельности против нашей национальной безопасности сионистского режима рядом с нашими границами и примем любые необходимые меры в связи с этим», – сказал министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиян на встрече с новым послом Азербайджана 30 сентября. Верховный лидер Али Хаменеи предостерег всех соседей Ирана от того, что он назвал «вмешательством иностранцев в дела региона». Прямо укоряя Баку, Хаменеи пообещал возмездие соседним государствам, которые сотрудничают с израильтянами. Как пишет Алекс Ватанка, директор иранской программы в вашингтонском Институте Ближнего Востока, «ни разу в своей истории Израиль не имел такого количества дипломатических, экономических и военно-разведывательных отношений со странами, граничащими с Ираном. Это равносильно израильскому рычагу давления, и Тегеран возмущен таким развитием событий, но пока не может сформулировать политику нейтрализации израильских достижений, кроме как обратиться к своим соседям с призывом держать Израиль на расстоянии. Этот призыв, мягко говоря, не вызывает особого сочувствия. На самом деле ряд соседей Ирана – Азербайджан, Бахрейн, ОАЭ, а также, вероятно, Саудовская Аравия и курдское правительство в Ираке – рассчитывают на сотрудничество с Израилем в борьбе с иранской региональной повесткой дня». Действительно, Азербайджан – важный экономический и военный партнер Израиля. Известно, что израильское вооружение использовалось Баку в последней войне в Нагорном Карабахе. Официально Азербайджан отрицает обвинения Ирана и называет военные маневры на границе «неуважительными» по отношению к территориальной целостности государства. В то же время, словно чтобы подразнить иранцев, президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно позировал с израильским беспилотником Harop. https://twitter.com/i/status/1445749746719604741 «Никаких доказательств присутствия израильтян в Азербайджане иранцы не предъявили, – сказал в интервью «Деталям» Расим Мусабеков, политолог и член азербайджанского парламента. – Они ссылаются на какую-то саудовскую газету, которая написала, что израильские самолеты F-35 перелетели в Азербайджан. Это не доказательство, это всего лишь версия. А с учетом того, что эти самолеты изготовлены по системе Stealth, не только Иран, но, я думаю, и российские средства военно-воздушного мониторинга такой перелет не в состоянии были бы засечь, даже если он и состоялся». Ждать ли войны? «Сценарии прямого военного столкновения имеют крайне низкую вероятность, – считает Расим Мусабеков. – В Иране отдают себе отчет, что подобные действия со стороны иранских мулл могут закончится полным уничтожением. В таком противостоянии против Ирана будет не один Азербайджан, но и Турция, Пакистан, Израиль; с очень высокой степенью вероятности и из Москвы посоветуют иранцам успокоиться. Думаю, им хватит здравомыслия не доводить дела до крайности». Однако Баку также едва ли заинтересован в военном столкновении. Для обеих стран это геополитическое соперничество является чрезвычайно чувствительным, учитывая их географическую, этническую, религиозную и историческую близость. На пике словесных перепалок между Тегераном и Баку в начале октября Ильхам Алиев намекнул, что живущие в Иране этнические азербайджанцы могут принять сторону Азербайджана. С этим согласен и Мусабеков: «Победа Азербайджана в войне в Нагорном Карабахе в прошлом году сильно повысила авторитет Баку, и иранские муллы обеспокоены тем, что азербайджанцы внутри Ирана, которые в этническом отношении подавляются, испытают всплеск национального самосознания, что может сильно обострить внутренние проблемы в Иране». Однако такой сценарий станет для Баку не меньшей проблемой, чем для Тегерана. Азербайджанское меньшинство в Иране насчитывает около 20 миллионов человек – это примерно в два раза больше, чем население самого Азербайджана. Они живут отдельно с тех пор, как Иран потерял свои кавказские территории в пользу Российской империи в XIX веке. Любые намеки Баку на поглощение этого населения, несомненно, равносильны концу страны в том виде, в котором она существует сегодня. Александра Аппельберг, «Детали». ? На фото: военные учения Ирана вблизи границы с Азербайджаном, Iranian Army via AP


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→