✔ Еще одна «зрада» Зеленского: «Террористам» с Донбасса спишут долги за газ - «Политика»
Birch 27-10-2019, 04:30 193 Новости дня / ПолитикаВ Киеве испугались очередной «формулы Штайнмайера»
23 октября новостные ленты разнесли сенсационную информацию: кабинет министров Украины обязал НАК «Нафтогаз» поставлять газ в Отдельные районы Донецкой и Луганской областей (то есть в ДНР и ЛНР) без учета долгов, которые накопились у предприятий на этих территориях. Примерно такими заголовками пестрят как украинские, так и российские информационные ресурсы.
Казалось бы, сенсаций здесь сразу две — списание долгов и возобновление поставок газа «террористам», которых сегодня «Газпром» снабжает голубым топливом напрямую. Украинские «патриоты» увидели в этом очередную «зраду» и признак капитуляции, к которой якобы ведет страну Владимир Зеленский. Но на деле громкая новость (по крайней мере, в том виде, в каком её разнесли средства массовой информации) оказывается фейком. Поставлять газ в ОРДЛО правительство Украины не собирается, да и о списании долгов можно говорить с большой долей условности.
В комментарии для «Свободной прессы» сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пояснил, что журналисты просто неверно поняли смысл постановления кабмина. На самом деле к непризнанным республикам Донбасса оно не относится. «Из-за долгов прошлых лет существует угроза того, что „Нафтогаз“ не даст им (предприятиям на подконтрольной Киеву части Донбасса — прим. ред.) номинации и не будет тепла. Поэтому кабмин и выпустил соответствующее постановление», — поясняет Марунич.
По словам эксперта, все вопросы отпадают, если внимательнее вчитаться в текст упомянутого постановления, которое «висит» на официальном правительственном портале. Находим его и читаем следующее: «Правительством установлено, что для исполнения специальных обязанностей, возложенных на субъектов рынка природного газа при определении необходимого уровня расчетов производителя тепловой энергии по заключенным с НАК „Нафтогаз Украины“ договорами о поставках природного газа, не будет учитываться задолженность за потребленный природный газ, использованный подразделениями, расположенными на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия».
Очевидно, витиеватые формулировки сбивают с толку журналистов, которые с удивлением обнаружили, что кабмин обязал «Нафтогаз» закрывать глаза на долги «оккупантов». А дальше работает фантазия: если Донецку и Луганску списывают долги, то вскоре поставки газа на неподконтрольные территории возобновятся. Но ничего подобного в тексте постановления не написано. Напротив, разъяснения кабмина содержат следующий пассаж: «Это позволит обеспечить поставки природного газа теплоснабжающим предприятиям, расположенным на территории Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме, и будет способствовать устойчивому прохождению отопительного периода». То есть речь идет исключительно о поставках газа на подконтрольную Киеву территорию Донбасса. Просто при расчетах производителей тепловой энергии с «Нафтогазом» не должны учитываться долги за газ, использованные в ДНР и ЛНР.
Речь идет о долгах, которые «висят» с 2014 года. В 2015-ом украинская сторона перестала поставлять газ в непризнанные республики, переложив эту ношу на плечи «Газпрома». Российская компания наладила прямые поставки голубого топлива в мятежный регион через газовые пункты «Прохоровка» и «Платово», которые расположены на границе ЛДНР с Россией.
Поначалу «Газпром» выставлял «Нафтогазу» долги за эти объемы. Логика Алексея Миллера была простая: Россия поставляет газ Украине, просто использует для этого другие точки входа. Кроме того, если Киев считает Донбасс своей территорией, то он и должен рассчитываться с поставщиками за потребляемый здесь газ. «Если у НАК „Нафтогаз“ какая-то другая позиция, то они должны об этом сказать, но они ничего не говорят», — сетовал Миллер.
Справедливости ради стоит отметить, что Андрей Коболев все же выдвигал контраргументы. Когда «Газпром» только начинал экспортировать газ в ЛДНР, глава «Нафтогаза» говорил следующее: «Направления поставок газа на Украину регулируются отдельными заявками, которые направляет „Укртрансгаз“, и никто другой не имеет права согласно контракту направлять заявки относительно того, какие объемы и по каким направлениям могут поставляться».
В любом случае, российская сторона долгое время выставляла украинской компании долги за Донбасс, которые та не признавала. Позиция Киева со временем стала прямо-таки «людоедской»: дескать, мы в ЛДНР газ поставлять не собираемся и вас, россияне, призываем сделать то же самое, потому что денег за эти объемы вы все равно не получите. По словам Миллера, звучали примерно такие предложения.
В декабре 2017 года точку в споре поставил Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма: «Нафтогаз» не должен платить за поставки газа в ОРДЛО. После этого «Газпром» перестал выставлять Украине счета за долги по Донбассу.
С тех пор вопрос газоснабжения Донбасса не поднимается. Киев рад, что это больше не его забота. Москве не остается ничего другого, кроме как снабжать ЛДНР «гуманитарным» газом. Официально Донецк и Луганск за него, конечно, не платят. Да и какой в этом смысл? Все равно бремя экономической поддержки региона целиком и полностью лежит на России. Если Донбасс и заплатит что-то за потребляемый газ (а заплатит немного, учитывая очень низкие коммунальные тарифы), то эти деньги все равно придется возвращаться обратно.
Вопрос возобновления поставок с «материковой» Украины не стоит на повестке дня. Говорить об этом как минимум преждевременно. Как можно юридически реализовать эту затею, если Киев отказывается вести дела с «террористами»? Как производители тепловой энергии, подконтрольные «оккупационной администрации», будут вести переговоры с «Нафтогазом», заключать с ним договоры и расплачиваться?
При желании, конечно, это можно делать через Трехстороннюю контактную группу в Минске, а деньги передавать в мешках прямо на линии разграничения — так Донецк и Луганск уже рассчитывались за услуги водоснабжения. Но в случае с водой ситуация сложнее: Киев просто не может перекрыть вентиль на границе с ЛДНР, поскольку канал Северский Донец — Донбасс на юге выходит к Мариуполю. Альтернативной системы водоснабжения у этого города нет, поэтому с «террористами» как-то надо договариваться. А по газу — не надо. «Незалежную» все устраивает.
Тем не менее, «патриотическая» общественность на Украине испугалась того, что «Нафтогаз» после недавнего постановления кабмина возобновит поставки в ОРДЛО.
Некий украинский журналист Юрий Луканов, которого цитируют СМИ, в своем блоге назвал это газовой «формулой Штайнмайера». По его словам, не нужно быть экспертом, чтобы увидеть откровенную «зраду»: Украина без всяких формальных обязательств берет на свое содержание «оккупированные» территории. «Оккупированными» они и останутся, а снабжать их газом якобы придется не «Газпрому», а «Нафтогазу».
Что ж, здесь действительно не нужно быть экспертом. Достаточно просто внимательно прочитать текст постановления Кабинета министров Украины и обнаружить, что о возобновлении поставок газа на неподконтрольную Киеву территорию речь не идет.
Хотя тревогу господина Луканова можно понять. В случае реализации Минских соглашений придуманная им газовая «формула Штайнмайера» должна стать реальностью — бремя социально-экономического восстановления региона ляжет на Украину, поставки «гуманитарного» газа из России прекратятся. Националистов это не устраивает. Потому и мерещатся призраки «капитуляции».
В Киеве испугались очередной «формулы Штайнмайера» 23 октября новостные ленты разнесли сенсационную информацию: кабинет министров Украины обязал НАК «Нафтогаз» поставлять газ в Отдельные районы Донецкой и Луганской областей (то есть в ДНР и ЛНР) без учета долгов, которые накопились у предприятий на этих территориях. Примерно такими заголовками пестрят как украинские, так и российские информационные ресурсы. Казалось бы, сенсаций здесь сразу две — списание долгов и возобновление поставок газа «террористам», которых сегодня «Газпром» снабжает голубым топливом напрямую. Украинские «патриоты» увидели в этом очередную «зраду» и признак капитуляции, к которой якобы ведет страну Владимир Зеленский. Но на деле громкая новость (по крайней мере, в том виде, в каком её разнесли средства массовой информации) оказывается фейком. Поставлять газ в ОРДЛО правительство Украины не собирается, да и о списании долгов можно говорить с большой долей условности. В комментарии для «Свободной прессы» сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пояснил, что журналисты просто неверно поняли смысл постановления кабмина. На самом деле к непризнанным республикам Донбасса оно не относится. «Из-за долгов прошлых лет существует угроза того, что „Нафтогаз“ не даст им (предприятиям на подконтрольной Киеву части Донбасса — прим. ред.) номинации и не будет тепла. Поэтому кабмин и выпустил соответствующее постановление», — поясняет Марунич. По словам эксперта, все вопросы отпадают, если внимательнее вчитаться в текст упомянутого постановления, которое «висит» на официальном правительственном портале. Находим его и читаем следующее: «Правительством установлено, что для исполнения специальных обязанностей, возложенных на субъектов рынка природного газа при определении необходимого уровня расчетов производителя тепловой энергии по заключенным с НАК „Нафтогаз Украины“ договорами о поставках природного газа, не будет учитываться задолженность за потребленный природный газ, использованный подразделениями, расположенными на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия». Очевидно, витиеватые формулировки сбивают с толку журналистов, которые с удивлением обнаружили, что кабмин обязал «Нафтогаз» закрывать глаза на долги «оккупантов». А дальше работает фантазия: если Донецку и Луганску списывают долги, то вскоре поставки газа на неподконтрольные территории возобновятся. Но ничего подобного в тексте постановления не написано. Напротив, разъяснения кабмина содержат следующий пассаж: «Это позволит обеспечить поставки природного газа теплоснабжающим предприятиям, расположенным на территории Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме, и будет способствовать устойчивому прохождению отопительного периода». То есть речь идет исключительно о поставках газа на подконтрольную Киеву территорию Донбасса. Просто при расчетах производителей тепловой энергии с «Нафтогазом» не должны учитываться долги за газ, использованные в ДНР и ЛНР. Речь идет о долгах, которые «висят» с 2014 года. В 2015-ом украинская сторона перестала поставлять газ в непризнанные республики, переложив эту ношу на плечи «Газпрома». Российская компания наладила прямые поставки голубого топлива в мятежный регион через газовые пункты «Прохоровка» и «Платово», которые расположены на границе ЛДНР с Россией. Поначалу «Газпром» выставлял «Нафтогазу» долги за эти объемы. Логика Алексея Миллера была простая: Россия поставляет газ Украине, просто использует для этого другие точки входа. Кроме того, если Киев считает Донбасс своей территорией, то он и должен рассчитываться с поставщиками за потребляемый здесь газ. «Если у НАК „Нафтогаз“ какая-то другая позиция, то они должны об этом сказать, но они ничего не говорят», — сетовал Миллер. Справедливости ради стоит отметить, что Андрей Коболев все же выдвигал контраргументы. Когда «Газпром» только начинал экспортировать газ в ЛДНР, глава «Нафтогаза» говорил следующее: «Направления поставок газа на Украину регулируются отдельными заявками, которые направляет „Укртрансгаз“, и никто другой не имеет права согласно контракту направлять заявки относительно того, какие объемы и по каким направлениям могут поставляться». В любом случае, российская сторона долгое время выставляла украинской компании долги за Донбасс, которые та не признавала. Позиция Киева со временем стала прямо-таки «людоедской»: дескать, мы в ЛДНР газ поставлять не собираемся и вас, россияне, призываем сделать то же самое, потому что денег за эти объемы вы все равно не получите. По словам Миллера, звучали примерно такие предложения. В декабре 2017 года точку в споре поставил Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма: «Нафтогаз» не должен платить за поставки газа в ОРДЛО. После этого «Газпром» перестал выставлять Украине счета за долги по Донбассу. С тех пор вопрос газоснабжения Донбасса не поднимается. Киев рад, что это больше не его забота. Москве не остается ничего другого, кроме как снабжать ЛДНР «гуманитарным» газом. Официально Донецк и Луганск за него, конечно, не платят. Да и какой в этом смысл? Все равно бремя экономической поддержки региона целиком и полностью лежит на России. Если Донбасс и заплатит что-то за потребляемый газ (а заплатит немного, учитывая очень низкие коммунальные тарифы), то эти деньги все равно придется возвращаться обратно. Вопрос возобновления поставок с «материковой» Украины не стоит на повестке дня. Говорить об этом как минимум преждевременно. Как можно юридически реализовать эту затею, если Киев отказывается вести дела с «террористами»? Как производители тепловой энергии, подконтрольные «оккупационной администрации», будут вести переговоры с «Нафтогазом», заключать с ним договоры и расплачиваться? При желании, конечно, это можно делать через Трехстороннюю контактную группу в Минске, а деньги передавать в мешках прямо на линии разграничения — так Донецк и Луганск уже рассчитывались за услуги водоснабжения. Но в случае с водой ситуация сложнее: Киев просто не может перекрыть вентиль на границе с ЛДНР, поскольку канал Северский Донец — Донбасс на юге выходит к Мариуполю. Альтернативной системы водоснабжения у этого города нет, поэтому с «террористами» как-то надо договариваться. А по газу — не надо. «Незалежную» все устраивает. Тем не менее, «патриотическая» общественность на Украине испугалась того, что «Нафтогаз» после недавнего постановления кабмина возобновит поставки в ОРДЛО. Некий украинский журналист Юрий Луканов, которого цитируют СМИ, в своем блоге назвал это газовой «формулой Штайнмайера». По его словам, не нужно быть экспертом, чтобы увидеть откровенную «зраду»: Украина без всяких формальных обязательств берет на свое содержание «оккупированные» территории. «Оккупированными» они и останутся, а снабжать их газом якобы придется не «Газпрому», а «Нафтогазу». Что ж, здесь действительно не нужно быть экспертом. Достаточно просто внимательно прочитать текст постановления Кабинета министров Украины и обнаружить, что о возобновлении поставок газа на неподконтрольную Киеву территорию речь не идет. Хотя тревогу господина Луканова можно понять. В случае реализации Минских соглашений придуманная им газовая «формула Штайнмайера» должна стать реальностью — бремя социально-экономического восстановления региона ляжет на Украину, поставки «гуманитарного» газа из России прекратятся. Националистов это не устраивает. Потому и мерещатся призраки «капитуляции».