✔ Шпионы, обмененные на Скрипаля, — о промахах российской разведки и базе ГРУ в Москве - «Политика»
Харитон 13-10-2019, 16:47 193 Новости дня / Политика«Любая организация может иметь периоды спада»
Сегодня в екатеринбургский парк «Россия — моя история» приехали экс-сотрудники Службы внешней разведки (СВР) Андрей Безруков и Елена Вавилова, которые в 2010 году были раскрыты в США и переданы России в обмен на бывшего разведчика Сергея Скрипаля. Их пригласили выступить в проекте «Прямая линия», в рамках которого каждый пришедший мог задать им вопросы. Корреспондент Znak.com узнал, что они думают о последних шпионских скандалах, об отравлении Скрипаля и о военной базе ГРУ, которая, по данным СМИ, проводила спецоперации в Европе.
«Часть [шпионских скандалов] — фейк»
По словам Андрея Безрукова, в том, что мы все больше слышим о промахах российской разведки, виновато усиление мировой напряженности в целом. «Часть из них (случаев — прим. Znak.com) — чистый фейк, вброс. Часть из них — какие-то утечки, такое случается. Организации большие, иногда кто-то что-то сливает. Часть оттого, что противник работает, ищет, что-то находит, они же тоже профессионалы», — сказал он.
В качестве «фейка» Безруков привел историю с отравлением Сергея Скрипаля в Великобритании, за которой он видит политическую подноготную. Он предупредил, что знает не все факты, но указал, что даже слова британского премьер-министра о «русском следе», сделанные на следующий день после инцидента, выдают, что ситуацию подстроили сами власти Британии. «Это делается британскими элитами, которые совершенно полностью дестабилизированы внутри, у которых гигантская проблема, куда идти стране, которой надо выпендриться, потому что они теряют контроль. Им нужно, чтобы Евросоюз поссорился с Россией, потому что они на этом всегда играли. Им обязательно нужно отвлечь свое собственное население от каких-то проблем, от Брекзита того же. Поэтому выкидываются такие фейки», — пояснил он.
Его жена и партнер по шпионскому прошлому Елена Вавилова сказала, что считает последние шпионские скандалы связанными с развитием СМИ, которые стали намного быстрее получать и распространять информацию, иногда раздувая истории, не проверяя их. Впрочем, и она уверена, что отчасти разоблачения происходят из-за контрразведки. «Все-таки борьба обостряется. Россия становится более весомой и более сильной, конечно, наши противники понимают, что нужно внимание уделять России. Я думаю, активизировалась работа спецслужб, против нас в первую очередь. В нас опять видят угрозу», — рассказала ветеран СВР.
«Падение профессионализма происходит с двух сторон»
Бывшие разведчики напрямую не соглашаются, что на последние скандалы могло повлиять падение профессионализма российской разведки. Но при этом говорят, что некоторое падение уровня по сравнению с временами СССР, когда они начинали работу, возможно. «Мне трудно судить, что происходит там. С профессиональной точки зрения любая организация может иметь периоды спада. Возможно, мы еще переживаем отголоски 90-х, начала 2000-х. Нужно время, чтобы восстановить это, чтобы выстроить систему. Возможно, дело в самих людях, в их подготовке и мотивации. Ведь очень велик соблазн перейти или продать что-то для обогащения. Сейчас американцы же в открытую призывают людей работать на них. Кроме того, есть нехватка патриотического воспитания и воспитания людей в духе преданности нашей стране. Здесь, возможно, было упущение — и это сказывается», — считает Вавилова.
«Падение профессионализма происходит с двух сторон. Методы меняются, и спецслужбы не успевают перестроиться. Любая спецслужба где-то будет успевать, а где-то не успевать, потому что нельзя же быть полностью успешным везде. И у них (у других стран — прим. Znak.com) то же самое. Но не надо сильно преувеличивать эти вещи. Все, что в медийном пространстве, — нужно проверить, на чем это основано. И когда вам бросают ксерокопии паспортов — а вы видели этот сам паспорт? Вы его сравнили? Нет», — напомнил Безруков о том, что считает часть информации о русских шпионах в СМИ фейковой.
По словам разведчиков, на их работу влияют и новые информационные технологии. С одной стороны, они облегчают передачу данных в штаб, заверил Безруков. Это они с коллегой почувствовали, когда еще работали в США в нулевых. С другой стороны, новые технологии значительно осложняют работу разведчика, рассказала Вавилова. «Сложнее работать, потому что сейчас очень много информации. Во-первых, базы данных есть, все документальные данные сводятся. Биометрические данные есть. То есть сейчас проехать через несколько стран с поддельным паспортом практически невозможно, потому что существует распознавание человека, лица, зрачков.
Естественно, люди ищут выходы из этих положений. Возможно, изменятся методы работы. Будут больше использовать людей, которые, как китайцы, работают из диаспор. То есть использовать наши российские диаспоры в странах. Много людей выехали, и теперь, возможно, там будут искать людей, которые помогают нашей стране», — поделилась она.
«Западные спецслужбы могут подстраивать ситуации»
В последних шпионских скандалах фигурирует даже не СВР, а Главное разведуправление Минобороны РФ (ГРУ) — структура, которая, по идее, должна заниматься военной разведкой, а не проводить спецоперации за рубежом. Почему тем не менее в медиа все чаще появляется последняя аббревиатура, ни Вавилова, ни Безруков, как они заверили, не знают. «Это для меня загадка. Я думаю, ГРУ и не занимается [спецоперациями]. Поверьте мне, там достаточно много людей и своих задач. Тут надо понять, действительно это ГРУ или нет.
Понимаете, западные спецслужбы могут также и подстраивать ситуации, использовать людей, которые им известны, использовать посещения этих людей Великобритании, чтобы раздуть какой-то скандал», — сказала Вавилова.
Безруков же предположил, что за обвинениями ГРУ в провале каких-либо спецопераций стоят политические нападки на министра обороны Сергея Шойгу. Бывший разведчик также высказался о воинской части 29155, которая, как утверждает The New York Times, причастна к отравлению Сергея Скрипаля, покушению на болгарского торговца оружием и попытке переворота в Черногории.
«Ой, да это ерунда полная. Там всегда было учебное подразделение, оно никакое не секретное! Там курсы переучивания офицеров разведки. Там ничего особенного нет», — заверил он.
Елена Вавилова и Андрей Безруков попали в разведку в 1980-х годах. Их, выпускников Томского госуниверситета, завербовало КГБ. Как они рассказали во время «Прямой линии», они сразу согласились. «Для меня это было желание защитить нашу страну и сделать так, чтобы Великая Отечественная война больше не повторилась в каких-либо проявлениях. Когда мы в конце 1980-х годов уезжали, мы реально уезжали на войну, потому что противостояние между СССР и Америкой было настолько серьезным, что для нас ехать и работать там — был наш долг», — вспоминала Вавилова. Позднее экс-разведчики добавили, что сегодняшняя ситуация очень походит на конец 1980-х годов.
Сначала разведчиков направили в Канаду, затем во Францию, после чего они попали в США, где и проработали до 2010 года, пока их не сдал, как называлось, бывший полковник Службы внешней разведки Александр Потеев. За время жизни в США (Елену звали Трейси Фоли, Андрея — Дональд Хитфилд) они родили двоих детей. При этом ветераны СВР отметили, что дети, которые не знали, что их родители — русские шпионы, не вернулись в США и сейчас живут в Москве. Сообщения СМИ о том, что их дети не смогли адаптироваться к России, они назвали фейк-ньюс.
После переезда в другую страну Вавиловой и Безрукову пришлось полностью забыть всю прошлую жизнь. Именно этот аспект больше всего и интересовал гостей «Прямой линии», которые, судя по тону вопросов, считают «перевоплощение» в агента актом героизма.
Пришедшие на мероприятие интересовались, как они удерживали детей от любви к США (ответ: через французскую культуру), не вырвался ли из Елены русский язык при родах (ответ: нет, спокойно родила на английском), насколько влияет на Канаду украинская диаспора (ответ: очень сильно), что они делали на встрече с Путиным после того, как совершился обмен (ответ: допоздна пели «С чего начинается Родина», «Катюшу» и другие патриотические песни из специальной тетрадочки президента).
Пришедших также интересовало, что бывшие разведчики думают о США и западных странах. По мнению Безрукова, Америка и политика в ней деградировали, так как там остановился некий «стратегический диалог» элит — истеблишмент перестал задавать вопросы вроде «что происходит», «куда мы идем», «кто друг и враг». «Кризис — это их боязнь посмотреть на мир и признать, что что-то не так», — сказал он. Россия также страдает от этого кризиса, признал Безруков, вместе с этим бывшие агенты не раз повторяли, что у России особый путь и уникальная история.
На вопрос о мире будущего шпионы сказали, что сейчас, как и 100 лет назад, начался «передел мира». Россиянам при этом необходимо мобилизироваться, сплотиться и привлечь другие страны. «Россия — маленькая страна. Нас всего 140 миллионов, нам нужна критическая масса, чтобы забивать рынок, чтобы можно было растить сильные компании и получать деньги и инфраструктуру», — объяснил Безруков.
Сейчас Вавилова и Безруков, по собственному признанию, работают в частных фирмах в качестве консультантов. Там они, по их словам, используют накопленный опыт.
«Любая организация может иметь периоды спада» Сегодня в екатеринбургский парк «Россия — моя история» приехали экс-сотрудники Службы внешней разведки (СВР) Андрей Безруков и Елена Вавилова, которые в 2010 году были раскрыты в США и переданы России в обмен на бывшего разведчика Сергея Скрипаля. Их пригласили выступить в проекте «Прямая линия», в рамках которого каждый пришедший мог задать им вопросы. Корреспондент Znak.com узнал, что они думают о последних шпионских скандалах, об отравлении Скрипаля и о военной базе ГРУ, которая, по данным СМИ, проводила спецоперации в Европе. «Часть _