✔ Тем, кто находится в поисках ценностей России - «Политика»
Агата 27-05-2019, 20:39 193 Новости дня / Политика
В России в ходе масштабной дискуссии нужно выявить «генетически присущие» (?) ценности народа, чтобы сформулировать национальную идеологию, считает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, академик РАН Талия Хабриева.
«Предлагаю объединить усилия юристов, философов, обществоведов и начать широкую дискуссию о генетически присущих российскому народу ценностях, которые составляют основу его идентичности», — заявила Хабриева на конференции в КС РФ.
«Основную работу за нас русские мыслители уже сделали, мы знаем, какие это ценности … Это духовность, коллективизм, патриотизм, острое неприятие социальной несправедливости … особое отношение к государству как интегрирующему общество началу», — перечислила она.
По ее словам, в России именно государство должно «формулировать положительное и блокировать негативное»: «Чтобы это происходило, нужна единая идеология, а у нас ее пока нет. И она должна быть указана в Конституции… Пока у нас нет стратегии развития России, которая отвечала бы ожиданиям российского общества и была бы им востребована. Но это не значит, что не надо открывать эту дискуссию».
Хабриева полагает, что если в будущем придется вносить изменения в Конституцию, то именно мировоззренческого характера. «Но пока ценностные маркеры не будут расставлены, нет смысла в конституционной реформе», — полагает она.
Ну, вот мы и дождались академического уровня запроса на идеологию, которую необходимо закрепить в Конституции. Россия — государство-цивилизация наконец-то обретет высшие ценности и стратегию развития, а несчастливая статья 13 столь же неудачной действующей Конституции, гласящая, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», уйдет в историю, где ей и место вместе с ее авторами и поклонниками.
Жаль, что академик Хабриева по-видимому не знакома с трудами Центра Сулакшина, иначе бы знала, что «присущие российскому народу ценности, которые составляют основу его идентичности», уже сформулированы и научно обоснованы, колоссальная работа проделана — только бери и пользуйся.
При этом следует понимать, что в подходе специалистов Центра слово «идеология» производно не от слова «идея», как субъективного образа действительности в сознании, а от слова «идеал», как высшей степени абсолютно ценного. В этом фундаментальное отличие от традиционного подхода. Соответственно в подходе Центра идеология — это собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия.
Более того, в проекте Новой Конституции высшие ценности России не только зафиксированы, но и защищены от каких-либо посягательств на них. Так, в ст.6 п. 2 совершенно четко указано: «Высшие ценности России определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием». И это правильно, потому что функцию законодательной защиты общественно значимых ценностей призвано выполнять именно государство, а закреплять их в культуре — дело общества и человека.
Согласно проекту Новой Конституции, предложенному стране профессором С.С. Сулакшиным, высшие ценности — это не просто набор добрых слов и теплых пожеланий, как формулирует академик Хабриева, упоминая духовность, коллективизм, патриотизм и т.д.
Во-первых, в проекте заложено понятие Абсолютной высшей ценности, которой является само существование России — Родины Народа России. Почему? Потому что мысль об Отечестве, земле предков, своей цивилизационной идентичности — это мысль близкая и понятная каждому, объединяющая граждан одной страны независимо от того, как бы они не различались между собой. Моя Родина должна быть и должна быть всегда — и это с очевидностью является одной из центральных идей в жизни человека.
Во-вторых, высшие ценности сформулированы предельно четко, без размытых понятий:
а) единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России;
б) ответственность России за судьбы мира и человечества;
в) всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании;
г) забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России;
д) русская (российская) цивилизационная идентичность;
е) единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов;
ж) служение государства Народу России;
з) народосбережение;
и) человеческая жизнь, достоинство и свобода человека;
к) патриотичность и любовь к Родине;
л) неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации;
м) любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений;
н) сочетание традиционности и прогресса;
о) коллективность и взаимопомощь;
п) социальная справедливость;
р) гуманизм и взаимное уважение между людьми;
с) альтруизм и сопереживание;
т) гармоничное развитие личности;
у) честь, совесть и нравственность;
ф) идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу;
х) нестяжательство и преобладание духовнонравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами;
ц) трудолюбие;
ч) устремленность к творчеству.
Все эти ценности исторически, традиционно и органично (но все же вряд ли «генетически» — как по мнению Хабриевой может быть генетически присуща, например, духовность?) присущи русскому народу. Так что генетику лучше оставить в покое и заняться обсуждением проекта Новой Конституции Центра Сулакшина и проблемой скорейшего изживания деидеологизации в путинской РФ — слишком много бед принесла эта самая деидеологизация, оставившая страну без руля и без ветрил в бурном геополитическом море и крепко ударив по внешней политике в отношении с постсоветскими государствами, попавшими под ферулу НАТО и ЕС.
В современной России слово «идеология» стало каким-то жупелом, хотя любая цивилизация в мире сейчас обладает собственным идеологическим проектом, который находит отражение в конституциях соответствующих государств. Тем более дальнейшее шествие по пути деидеологизации опасно, недопустимо и неразумно в условиях, когда народ в силу разных причин испытывает определенное недоверие к существующим идеям, а именно высшие ценности России и смогут стать основой для объединения всех патриотических сил и идеологическим стержнем конституционного переустроения государства.
Академик Хабриева, поднявшая столь злободневную и жизненно важную тему как формулирование и закрепление в Конституции высших ценностей России, надо надеяться, найдет время и возможность ознакомиться с богатейшими наработками Центра Сулакшина. И если она посчитает, что необходима дискуссия — что ж, милости просим и да будет дискуссия, плодотворная, серьезная и на благо Родины — России.
В России в ходе масштабной дискуссии нужно выявить «генетически присущие» (?) ценности народа, чтобы сформулировать национальную идеологию, считает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, академик РАН Талия Хабриева. «Предлагаю объединить усилия юристов, философов, обществоведов и начать широкую дискуссию о генетически присущих российскому народу ценностях, которые составляют основу его идентичности», — заявила Хабриева на конференции в КС РФ. «Основную работу за нас русские мыслители уже сделали, мы знаем, какие это ценности … Это духовность, коллективизм, патриотизм, острое неприятие социальной несправедливости … особое отношение к государству как интегрирующему общество началу», — перечислила она. По ее словам, в России именно государство должно «формулировать положительное и блокировать негативное»: «Чтобы это происходило, нужна единая идеология, а у нас ее пока нет. И она должна быть указана в Конституции… Пока у нас нет стратегии развития России, которая отвечала бы ожиданиям российского общества и была бы им востребована. Но это не значит, что не надо открывать эту дискуссию». Хабриева полагает, что если в будущем придется вносить изменения в Конституцию, то именно мировоззренческого характера. «Но пока ценностные маркеры не будут расставлены, нет смысла в конституционной реформе», — полагает она. Ну, вот мы и дождались академического уровня запроса на идеологию, которую необходимо закрепить в Конституции. Россия — государство-цивилизация наконец-то обретет высшие ценности и стратегию развития, а несчастливая статья 13 столь же неудачной действующей Конституции, гласящая, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», уйдет в историю, где ей и место вместе с ее авторами и поклонниками. Жаль, что академик Хабриева по-видимому не знакома с трудами Центра Сулакшина, иначе бы знала, что «присущие российскому народу ценности, которые составляют основу его идентичности», уже сформулированы и научно обоснованы, колоссальная работа проделана — только бери и пользуйся. При этом следует понимать, что в подходе специалистов Центра слово «идеология» производно не от слова «идея», как субъективного образа действительности в сознании, а от слова «идеал», как высшей степени абсолютно ценного. В этом фундаментальное отличие от традиционного подхода. Соответственно в подходе Центра идеология — это собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия. Более того, в проекте Новой Конституции высшие ценности России не только зафиксированы, но и защищены от каких-либо посягательств на них. Так, в ст.6 п. 2 совершенно четко указано: «Высшие ценности России определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием». И это правильно, потому что функцию законодательной защиты общественно значимых ценностей призвано выполнять именно государство, а закреплять их в культуре — дело общества и человека. Согласно проекту Новой Конституции, предложенному стране профессором С.С. Сулакшиным, высшие ценности — это не просто набор добрых слов и теплых пожеланий, как формулирует академик Хабриева, упоминая духовность, коллективизм, патриотизм и т.д. Во-первых, в проекте заложено понятие Абсолютной высшей ценности, которой является само существование России — Родины Народа России. Почему? Потому что мысль об Отечестве, земле предков, своей цивилизационной идентичности — это мысль близкая и понятная каждому, объединяющая граждан одной страны независимо от того, как бы они не различались между собой. Моя Родина должна быть и должна быть всегда — и это с очевидностью является одной из центральных идей в жизни человека. Во-вторых, высшие ценности сформулированы предельно четко, без размытых понятий: а) единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; б) ответственность России за судьбы мира и человечества; в) всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании; г) забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России; д) русская (российская) цивилизационная идентичность; е) единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов; ж) служение государства Народу России; з) народосбережение; и) человеческая жизнь, достоинство и свобода человека; к) патриотичность и любовь к Родине; л) неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации; м) любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений; н) сочетание традиционности и прогресса; о) коллективность и взаимопомощь; п) социальная справедливость; р) гуманизм и взаимное уважение между людьми; с) альтруизм и сопереживание; т) гармоничное развитие личности; у) честь, совесть и нравственность; ф) идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу; х) нестяжательство и преобладание духовнонравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами; ц) трудолюбие; ч) устремленность к творчеству. Все эти ценности исторически, традиционно и органично (но все же вряд ли «генетически» — как по мнению Хабриевой может быть генетически присуща, например, духовность?) присущи русскому народу. Так что генетику лучше оставить в покое и заняться обсуждением проекта Новой Конституции Центра Сулакшина и проблемой скорейшего изживания деидеологизации в путинской РФ — слишком много бед принесла эта самая деидеологизация, оставившая страну без руля и без ветрил в бурном геополитическом море и крепко ударив по внешней политике в отношении с постсоветскими государствами, попавшими под ферулу НАТО и ЕС. В современной России слово «идеология» стало каким-то жупелом, хотя любая цивилизация в мире сейчас обладает собственным идеологическим проектом, который находит отражение в конституциях соответствующих государств. Тем более дальнейшее шествие по пути деидеологизации опасно, недопустимо и неразумно в условиях, когда народ в силу разных причин испытывает определенное недоверие к существующим идеям, а именно высшие ценности России и смогут стать основой для объединения всех патриотических сил и идеологическим стержнем конституционного переустроения государства. Академик Хабриева, поднявшая столь злободневную и жизненно важную тему как формулирование и закрепление в Конституции высших ценностей России, надо надеяться, найдет время и возможность ознакомиться с богатейшими наработками Центра Сулакшина. И если она посчитает, что необходима дискуссия — что ж, милости просим и да будет дискуссия, плодотворная, серьезная и на благо Родины — России.