Какое наследство оставил Серж Саргсян самому себе: интервью Вигена Акопяна - «Политика» » «Новости Дня»

✔ Какое наследство оставил Серж Саргсян самому себе: интервью Вигена Акопяна - «Политика»


На вопросы корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» в Ереване Лии Ходжоян о политических процессах в Армении отвечает российский эксперт по проблемам Закавказья Виген Акопян.
Накануне, 9 апреля 2018 года, завершился второй срок полномочий президента Сержа Саргсяна, который, тем не менее, продолжит оставаться у руля власти, но уже в качестве премьер-министра Армении. Какими, на ваш взгляд, были прошедшие десять лет для страны, и насколько ему удалось воплотить в жизнь свое предвыборное обещание — оставить после себя «сильную и развитую Армению»?
— Ну, коль скоро, как вы сами отмечаете в своем вопросе, Серж Саргсян продолжит оставаться у руля страны, то и некорректно будет с моей стороны оценивать, что он оставил «после себя». Скорее, здесь можно постараться перечислить те результаты, которые Серж Саргсян оставил сам себе, занёс где-то в актив, а в каких-то вопросах — в пассив правящей Республиканской партии Армении, лидером которой он на сегодняшний день является.
Мы можем оценивать то, насколько сильной и развитой стала Армения за истекшие два срока президентского правления Сержа Саргсяна. И здесь, в первую очередь, нам необходимо констатировать тот факт, что Армения избежала крупных внутриполитических кризисов. Каркас власти был стабильным, особенно силовой, а остальные участники политического процесса старались вести свою политику в рамках правого поля, без радикальных призывов к смещению власти силовым путем, как это часто бывало ранее, в каденцию предшественников Саргсяна. Собственно говоря, армянское государство выработало иммунитет от «цветных технологий», просто напросто поглотив немногочисленную интеллектуальную массу протестантов и активистов в решение национальных и частных задач. В Армении, в отличие от Украины, нет сотен и тысяч оппозиционеров от центра к регионам, их всего десятки, активность которых легко купировать.
Радикальные силы в период президентства Сержа Саргсяна были локализованы и в дальнейшем нейтрализованы. Системная оппозиция была структурирована и очищена от излишних амбиций путем публичной порки лидера второй по численности в парламенте партии. Таким образом, Армения усилиями Сержа Саргсяна стала парламентской республикой с довольно компактным и, как закреплено в новой Конституции, гарантированно стабильным политическим полем. Позволят ли внешние угрозы и вызовы сохранить подобный внутренний паритет сил — покажет будущее.
Что же касается задач развития «демократии», то о них забыли уже в самой Европе и США. К сожалению, мир готовится к войнам, а не развитию. Поэтому многое будет зависеть от хода событий на другом важнейшем фронте армянской действительности — карабахском, который за прошедшие 10 лет претерпел важнейшие метаморфозы. Главным образом, в расстановке и влиянии внешних сил, на которые Серж Саргсян и Армения, очевидно, не оказывают решающего влияния.
Напомню, что дестабилизация ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта в апреле 2016 года пришлась как раз на пик противостояния России с Турцией, спровоцированного в ноябре 2015 года после уничтожения российского военного самолета турецкими ВВС. Очевидно, что влияние Турции на Азербайджан огромно. А политика Турции в Закавказье во многом зависит от характера ее взаимоотношений с Москвой. В настоящее время мы наблюдаем обратную тенденцию — на фоне противоречий Анкары с Вашингтоном на сирийском театре военных действий, закладываются основы для региональной площадки согласования интересов Россия-Турция-Иран. События в Сирии опосредованно влияют на ход карабахского процесса. За переговорами лидеров этих трех региональных тяжеловесов следуют их же двусторонние встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на которых обсуждается карабахский вопрос. Такая ситуация таит для Армении существенные риски, поскольку укореняется объектность, а не субъектность региональной позиции Еревана. Подобная ситуация вынуждает армянскую сторону наращивать диалог с Западом, в качестве меры страховки, тем самым, объективно и вынужденно усложняя для себя региональную «шахматную партию», где есть также серьезный фактор Грузии.
В этом плане, Серж Саргсян унаследовал от себя же все те риски, которые были связаны с Карабахом и до того, как он возглавил Армению. Поэтому, будут ли итоги апрельской войны промежуточными (тоже не однозначно выигрышными для него и Армении) или окончательными зависит в огромной мере от того, как будет развиваться политический диалог между Россией, Турцией и Ираном, и насколько Еревану удастся донести и защитить свои интересы на этой региональной площадке, в том числе используя свои ресурсы на Западе.
Короче говоря, добиться даже не урегулирования, а стабилизации ситуации на карабахском фронте и выхода на политическое решение проблемы президенту Сержу Саргсяну за два срока правления не удалось. Хотя, согласно оптимистическим заявлениям посредников и представителей стран МГ ОБСЕ, такой шанс может в ближайшем будущем появиться у премьер-министра Сержа Саргсяна — с теми же полномочиями лидера страны, но коллективной ответственностью, в равной мере распределенной на каждого члена Республиканской партии Армении, делегировавшей его на этот пост.
Ну и, конечно, вехами в правлении Сержа Саргсяна стали его внешнеполитические инициативы по нормализации армяно-турецких отношений и интеграции с ЕАЭС и ЕС. Я полагаю, что армянского президента вынесли из этих сложнейших течений с маленьким политическим плюсом три обстоятельства: его личная жажда мира и отсутствие излишних амбиций, а также в некоторой степени фактор удачи. В случае с армяно-турецкой границей провалилась больше не армянская инициатива, сколько американское посредничество. Вашингтон не смог оказать решающего давления на Анкару, чтобы та следовала букве и духу Цюрихских протоколов. Инициатива провалилась. Успех это или провал — судить не мне. Я просто предлагаю и дальше следить за ситуацией в приграничных с Арменией курдских районах Турции, а также за расползанием турецкого влияния в Грузии.
С другой стороны, Ереван не пошел на ультиматумы Евросоюза и выбрал прагматичный путь — вступил в ЕАЭС. Как результат, мы видим позитивные тенденции в торгово-экономической сфере — резкий рост объемов экспорта, рынков туризма и строительства, существенное улучшение условий для работы армянских мигрантов в России, обеспечивающих существенную долю национального дохода. С другой стороны, в отличие от Украины, собственноручно забаррикадировавшей свою парадную дверь и дышащей через европейскую форточку, Армения как раз наоборот — вошла в ЕАЭС, но оставила для себя открытой окно в Европу, подписав с ней Договор об ассоциации без торговой части, бьющей по интересам России. В сфере безопасности Армения продолжала оставаться военно-стратегическим союзником России, что, правда, в текущей международной ситуации влечет за собой не только возможности и гарантии для республики, но и серьезные риски и ответственность перед партнером, подвергающимся беспрецедентному давлению.
Таким образом, и в международной политике Армении Серж Саргсян унаследовал от себя то, что и должен был объективно унаследовать — серьезные геополитические риски. Они, конечно, не делают Армению сильнее, но требуют от нее быть сильной.
Согласно официальной статистике, с начала нулевых Армения переживает довольно трудные времена: за последние десять лет страну покинули больше 300 тысяч человек, рождаемость упала, уровень бедности составляет 29%, внешний долг перевалил за $ 5 млрд. Чего следует ожидать от премьер-министра Сержа Саргсяна и стоит ли вообще ожидать перемен в социально-экономической ситуации?
— Я думаю, что темпы оттока населения связаны уже не столько с тем, как развивается сама Армения, сколько с тем, как развиваются страны, куда ранее выехала большая масса граждан страны. Богатая родня за границей тянет людей как магнит. И если не будет перемен в социально-экономической ситуации в республике, политическое будущее РПА весьма туманно. Ведь вместе со всей полнотой власти, правящей партии удалось взвалить на себя и всю полноту ответственности за будущее армянского народа. При этом очевидно, что отток населения, особенно молодежи из Армении, то есть демографическая проблема — это не экономическая угроза, а стратегическая, с учетом задачи обеспечения военного призыва при тлеющей войне в Карабахе.
Спад рождаемости и рост уровня бедности — результат сильного социального расслоения в армянском обществе, когда при бюджете в несколько миллиардов долларов мы имеем по факту и несколько миллиардеров, имеющих или имевших прямое отношение к задаче наполнения бюджета.
Чего следует ожидать от Сержа Саргсяна? Я думаю, решительных действий по консолидации нации и использованию его экономического, творческого и силового потенциала. Для этого необходимо выработать работающую схему взаимоотношений Армения — Диаспора, возможно, с использованием возможностей и ресурсов функционирующего дестятилетие практически безрезультатно министерства диаспоры. Без прорывного национального проекта Армения обречена на региональную изоляцию и тихое прозябание. И ключ к успеху, я думаю, здесь не в том, чтобы пытаться привлекать ресурсы диаспоры на решение проблем Армении и Карабаха, а в том, чтобы в равной мере помогать Диаспоре решать ее проблемы в странах пребывания.
Пульс Армении должен бить не внутрь себя, а наоборот — он должен выбрасывать прорывные идеи, инициативы и возможности во внешний мир — максимально широко по разветвленной системе артерий мирового армянства.
А как вы оцениваете фактор Карена Карапетяна? Многие полагали, что он будет бороться за кресло премьера…
— Это была пиар-иллюзия. Бесспорно, что Карен Карапетян своим оригинальным и красочным вхождением на целом приевшуюся и мрачную политическую авансцену обеспечил победу Республиканской партии и таким образом пролонгирование власти Сержа Саргсяна. Параллельно Карапетяну уже в должности премьера удалось несколько подтянуть дисциплину во власти и обществе, обспечить позитивный экономических тренд, благодаря использованию возможностей ЕАЭС. На большее, видимо, Карапетян и не был заточен на текущем этапе. Судя по всему, Карапетян входит в ту когорту молодых армянских технократов, которым, как недавно обещал Серж Саргсян, уготована великая роль в будущем Армении. Но надо понимать, что и внутри этой молодой политической поросли в дальнейшем обспечена ожесточенная конкуренция, ибо как и старшее поколение оно будет вынуждено ориентироваться на реалии, диктуемые разными геополитическими центрами, а также сложными внутренними и внешними процессами.
Беседовала Лия Ходжоян

На вопросы корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» в Ереване Лии Ходжоян о политических процессах в Армении отвечает российский эксперт по проблемам Закавказья Виген Акопян. Накануне, 9 апреля 2018 года, завершился второй срок полномочий президента Сержа Саргсяна, который, тем не менее, продолжит оставаться у руля власти, но уже в качестве премьер-министра Армении. Какими, на ваш взгляд, были прошедшие десять лет для страны, и насколько ему удалось воплотить в жизнь свое предвыборное обещание — оставить после себя «сильную и развитую Армению»? — Ну, коль скоро, как вы сами отмечаете в своем вопросе, Серж Саргсян продолжит оставаться у руля страны, то и некорректно будет с моей стороны оценивать, что он оставил «после себя». Скорее, здесь можно постараться перечислить те результаты, которые Серж Саргсян оставил сам себе, занёс где-то в актив, а в каких-то вопросах — в пассив правящей Республиканской партии Армении, лидером которой он на сегодняшний день является. Мы можем оценивать то, насколько сильной и развитой стала Армения за истекшие два срока президентского правления Сержа Саргсяна. И здесь, в первую очередь, нам необходимо констатировать тот факт, что Армения избежала крупных внутриполитических кризисов. Каркас власти был стабильным, особенно силовой, а остальные участники политического процесса старались вести свою политику в рамках правого поля, без радикальных призывов к смещению власти силовым путем, как это часто бывало ранее, в каденцию предшественников Саргсяна. Собственно говоря, армянское государство выработало иммунитет от «цветных технологий», просто напросто поглотив немногочисленную интеллектуальную массу протестантов и активистов в решение национальных и частных задач. В Армении, в отличие от Украины, нет сотен и тысяч оппозиционеров от центра к регионам, их всего десятки, активность которых легко купировать. Радикальные силы в период президентства Сержа Саргсяна были локализованы и в дальнейшем нейтрализованы. Системная оппозиция была структурирована и очищена от излишних амбиций путем публичной порки лидера второй по численности в парламенте партии. Таким образом, Армения усилиями Сержа Саргсяна стала парламентской республикой с довольно компактным и, как закреплено в новой Конституции, гарантированно стабильным политическим полем. Позволят ли внешние угрозы и вызовы сохранить подобный внутренний паритет сил — покажет будущее. Что же касается задач развития «демократии», то о них забыли уже в самой Европе и США. К сожалению, мир готовится к войнам, а не развитию. Поэтому многое будет зависеть от хода событий на другом важнейшем фронте армянской действительности — карабахском, который за прошедшие 10 лет претерпел важнейшие метаморфозы. Главным образом, в расстановке и влиянии внешних сил, на которые Серж Саргсян и Армения, очевидно, не оказывают решающего влияния. Напомню, что дестабилизация ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта в апреле 2016 года пришлась как раз на пик противостояния России с Турцией, спровоцированного в ноябре 2015 года после уничтожения российского военного самолета турецкими ВВС. Очевидно, что влияние Турции на Азербайджан огромно. А политика Турции в Закавказье во многом зависит от характера ее взаимоотношений с Москвой. В настоящее время мы наблюдаем обратную тенденцию — на фоне противоречий Анкары с Вашингтоном на сирийском театре военных действий, закладываются основы для региональной площадки согласования интересов Россия-Турция-Иран. События в Сирии опосредованно влияют на ход карабахского процесса. За переговорами лидеров этих трех региональных тяжеловесов следуют их же двусторонние встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на которых обсуждается карабахский вопрос. Такая ситуация таит для Армении существенные риски, поскольку укореняется объектность, а не субъектность региональной позиции Еревана. Подобная ситуация вынуждает армянскую сторону наращивать диалог с Западом, в качестве меры страховки, тем самым, объективно и вынужденно усложняя для себя региональную «шахматную партию», где есть также серьезный фактор Грузии. В этом плане, Серж Саргсян унаследовал от себя же все те риски, которые были связаны с Карабахом и до того, как он возглавил Армению. Поэтому, будут ли итоги апрельской войны промежуточными (тоже не однозначно выигрышными для него и Армении) или окончательными зависит в огромной мере от того, как будет развиваться политический диалог между Россией, Турцией и Ираном, и насколько Еревану удастся донести и защитить свои интересы на этой региональной площадке, в том числе используя свои ресурсы на Западе. Короче говоря, добиться даже не урегулирования, а стабилизации ситуации на карабахском фронте и выхода на политическое решение проблемы президенту Сержу Саргсяну за два срока правления не удалось. Хотя, согласно оптимистическим заявлениям посредников и представителей стран МГ ОБСЕ, такой шанс может в ближайшем будущем появиться у премьер-министра Сержа Саргсяна — с теми же полномочиями лидера страны, но коллективной ответственностью, в равной мере распределенной на каждого члена Республиканской партии Армении, делегировавшей его на этот пост. Ну и, конечно, вехами в правлении Сержа Саргсяна стали его внешнеполитические инициативы по нормализации армяно-турецких отношений и интеграции с ЕАЭС и ЕС. Я полагаю, что армянского президента вынесли из этих сложнейших течений с маленьким политическим плюсом три обстоятельства: его личная жажда мира и отсутствие излишних амбиций, а также в некоторой степени фактор удачи. В случае с армяно-турецкой границей провалилась больше не армянская инициатива, сколько американское посредничество. Вашингтон не смог оказать решающего давления на Анкару, чтобы та следовала букве и духу Цюрихских протоколов. Инициатива провалилась. Успех это или провал — судить не мне. Я просто предлагаю и дальше следить за ситуацией в приграничных с Арменией курдских районах Турции, а также за расползанием турецкого влияния в Грузии. С другой стороны, Ереван не пошел на ультиматумы Евросоюза и выбрал прагматичный путь — вступил в ЕАЭС. Как результат, мы видим позитивные тенденции в торгово-экономической сфере — резкий рост объемов экспорта, рынков туризма и строительства, существенное улучшение условий для работы армянских мигрантов в России, обеспечивающих существенную долю национального дохода. С другой стороны, в отличие от Украины, собственноручно забаррикадировавшей свою парадную дверь и дышащей через европейскую форточку, Армения как раз наоборот — вошла в ЕАЭС, но оставила для себя открытой окно в Европу, подписав с ней Договор об ассоциации без торговой части, бьющей по интересам России. В сфере безопасности Армения продолжала оставаться военно-стратегическим союзником России, что, правда, в текущей международной ситуации влечет за собой не только возможности и гарантии для республики, но и серьезные риски и ответственность перед партнером, подвергающимся беспрецедентному давлению. Таким образом, и в международной политике Армении Серж Саргсян унаследовал от себя то, что и должен был объективно унаследовать — серьезные геополитические риски. Они, конечно, не делают Армению сильнее, но требуют от нее быть сильной. Согласно официальной статистике, с начала нулевых Армения переживает довольно трудные времена: за последние десять лет страну покинули больше 300 тысяч человек, рождаемость упала, уровень бедности составляет 29%, внешний долг перевалил за $ 5 млрд. Чего следует ожидать от премьер-министра Сержа Саргсяна и стоит ли вообще ожидать перемен в социально-экономической ситуации? — Я думаю, что темпы оттока населения связаны уже не столько с тем, как развивается сама Армения, сколько с тем, как развиваются страны, куда ранее выехала большая масса граждан страны. Богатая родня за границей тянет людей как магнит. И если не будет перемен в социально-экономической ситуации в республике, политическое будущее РПА весьма туманно. Ведь вместе со всей полнотой власти, правящей партии удалось взвалить на себя и всю полноту ответственности за будущее армянского народа. При этом очевидно, что отток населения, особенно молодежи из Армении, то есть демографическая проблема — это не экономическая угроза, а стратегическая, с учетом задачи обеспечения военного призыва при тлеющей войне в Карабахе. Спад рождаемости и рост уровня бедности — результат сильного социального расслоения в армянском обществе, когда при бюджете в несколько миллиардов долларов мы имеем по факту и несколько миллиардеров, имеющих или имевших прямое отношение к задаче наполнения бюджета. Чего следует ожидать от Сержа Саргсяна? Я думаю, решительных действий по консолидации нации и использованию его экономического, творческого и силового потенциала. Для этого необходимо выработать работающую схему взаимоотношений Армения — Диаспора, возможно, с использованием возможностей и ресурсов функционирующего дестятилетие практически безрезультатно министерства диаспоры. Без прорывного национального проекта Армения обречена на региональную изоляцию и тихое прозябание. И ключ к успеху, я думаю, здесь не в том, чтобы пытаться привлекать ресурсы диаспоры на решение проблем Армении и Карабаха, а в том, чтобы в равной мере помогать Диаспоре решать ее проблемы в странах пребывания. Пульс Армении должен бить не внутрь себя, а наоборот — он должен выбрасывать прорывные идеи, инициативы и возможности во внешний мир — максимально широко по разветвленной системе артерий мирового армянства. А как вы оцениваете фактор Карена Карапетяна? Многие полагали, что он будет бороться за кресло премьера… — Это была пиар-иллюзия. Бесспорно, что Карен Карапетян своим оригинальным и красочным вхождением на целом приевшуюся и мрачную политическую авансцену обеспечил победу Республиканской партии и таким образом пролонгирование власти Сержа Саргсяна. Параллельно Карапетяну уже в должности премьера удалось несколько подтянуть дисциплину во власти и обществе, обспечить позитивный экономических тренд, благодаря использованию возможностей ЕАЭС. На большее, видимо, Карапетян и не был заточен на текущем


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика