✔ Порошенко хотел "больше Европы", а получил от ворот поворот - «Политика»
Тихон 26-11-2017, 01:00 193 Новости дня / ПолитикаПочему «Восточное партнерство» завершилось громким пшиком
В принятом по итогам состоявшегося в пятницу, 24 ноября в Брюсселе пятого саммита «Восточного партнерства» итоговом документе признается желание стран-участниц присоединиться к Евросоюзу, но не говорится о готовности ЕС принять их.
«Итоговый документ согласован. В нем признаются европейские устремления трех государств „Восточного партнерства“, но не европейские перспективы», — сообщил дипломатический источник в кулуарах саммита.
Как поясняет ТАСС, в Брюсселе под «европейскими устремлениями» понимается желание третьих стран присоединиться к ЕС, а «европейскими перспективами» называют подтверждение готовности Евросоюза принять страну-соискателя в неопределенном будущем, когда она выполнит все необходимые для этого требования.
Следующей градацией приближения к вступлению в ЕС в Брюсселе считается официальное признание государства страной-кандидатом. На сегодняшний день в этот узкий круг входят Турция, а также Албания, Македония, Сербия и Черногория.
«Восточное партнерство» — проект ЕС по развитию интеграционных связей с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. В настоящий момент соглашение об «ассоциации» подписано тремя членами «партнерства»: Украиной, Молдавией и Грузией.
Стоит отметить, что некоторые СМИ в преддверие состоявшегося саммита писали о том, что в ходе него новые страны могут подписать «евроассоциацию», например, Армения. При этом, Армения и Белоруссия являются членами Евразийского экономического союза. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на саммит не приехал.
Президент Украины, Петр Порошенко вопреки прогнозам, что он будет пытаться шантажировать Брюссель возможностью своего отсутствия, саммит посетил. В ходе своего выступления на пленарной сессии Порошенко заявил о том, что Киев рассчитывает на «четыре союза» с ЕС, среди которых энергетический, таможенный, единый цифровой рынок и ассоциации с Шенгенской зоной.
— ЕС поставленных целей достиг, а страны-партнеры ЕС — нет, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Последние надеялись на контрмарки и поблажки во вступлении в ЕС, а их прокатили как первоклассников. Турция, Албания и Македония, как выяснилось, еще не заслужили такого права, а странам бывшего СССР дали понять, что им никто ничего не обещал. Обещать жениться — еще не значит жениться.
— В итоговом документе признаются европейские устремления трех государств «Восточного партнерства», но не европейские перспективы. Как понимать «европейские устремления»? И что дает их констатация в итоговом документе?
— «Европейские устремления» — это очередная морковка, которую евросоюзники аккуратно вывесили перед носом постсоветских стран, участвующих в «Партнерстве». Потому что между устремлениями и членством — две большие разницы, и все это понимают. Теперь, помимо устремлений, от этих стран потребуют доказать свою приверженность европейскому единству еще каким-нибудь изощренным способом, зависящим только от степени креатива руководства Евросоюза. Турция в этом плане является ярким примером страны, окончательно запутавшейся в европейских хотелках и капризах, без какой-либо надежды обрести то самое членство, ради которого все и затевалось.
— Порошенко, несмотря на слухи о готовности к демаршу, все-таки приехал на саммит. Зачем? Разве Украина получила хоть что-то из того, что хотела?
— Для Порошенко саммит — не площадка для переговоров, а обыкновенный пиар-ход: он пытается все показать, что он — в одной компании с Евросоюзом, а Евросоюз — с ним. Помелькав перед камерами, снявшись с Мэй, Юнкером и президентами балтийских лимитрофов, Порошенко вернется на Украину и будет всем заявлять, что от вхождения в Евросоюз Украину отделяет всего один шаг. Даже несмотря на заявления Юнкера, грубо обломавшего мечту Порошенко своей фразой о том, что «Украине никто ничего не обещал — пусть довольствуется тем, что есть».
— Много слухов было о том, что ассоциацию с ЕС может подписать Армения. Ереван остается в сфере влияния Москвы? А Азербайджан? Можно ли считать, что он предпочел дружить с Россией вместо евроинтеграции?
— Позиции Армении и Азербайджана определяются не любовью к России, а интересами их властной элиты. А эта элита проводит многовекторную политику, стремясь, в целом, дрейфовать в сторону Запада («там много еды и вкусно кормят»), но при этом собирать все, что дают соседи вроде России. Так что считать. что Армения и Азербайджан находятся в сфере влияния Москвы — иллюзия. Хотя определенное влияние у Москвы на эти страны, безусловно, есть.
— Можно ли саммит считать успешным для Европы? Получили то, что хотели? Или будут еще попытки втянуть эти страны в орбиту своего влияния?
— Саммит безусловно успешен для Европы: Европа еще раз продемонстрировала всему миру, что может вертеть своими «восточными партнерами» как хочет, кормя их при этом крайне расплывчатыми обещаниями. А партнеры никак не могут избавиться от мысли о том, что Европе они как часть ее не нужны: их роль — выступать послушными инструментами реализации внешней политики ЕС, только и всего. А эта политика все чаще демонстрирует враждебность по отношению к России — ближайшему соседу стран — членов «Восточного партнерства», и не исключено, что рано или поздно эти страны заставят выбирать между нами и ЕС: с кем они — с Европой против России, или с Россией против Европы. Саммит «Восточного партнерства» показал, что этот выбор далеко не для всех стран, спокойно выслушавших антироссийскую речь Терезы Мэй, отнюдь не будет очевидным.
— Подобные встречи проходят каждые два года, начиная с 2009 года, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Так что саммит плановый. Главным событием этого форума должен был стать визит президента Белоруссии. Евросоюз снял личные ограничения с Александра Лукашенко, и белорусский президент получил возможность посетить Европу. Но этой «честью» он не воспользовался, и белорусскую делегацию возглавлял министр иностранных дел. При этом в белорусском МИД, обосновывая отсутствие Лукашенко, недвусмысленно сформулировали отношение Минска к проекту ВП. Для Белоруссии, отметили в дипломатическом ведомстве, европейская перспектива не тот ориентир, к которому она стремится. А именно евроустремления являются мотивом сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». В то же время Минск готов и дальше работать на этой площадке, воспринимая ее как еще один инструмент для решения общих для государств-участников проблем. Думаю, не таких откровений ждали в Евросоюзе. Это, конечно, конфуз.
— Порошенко заявил о желании создать «четыре союза с ЕС». А еще сказал о том, что что хочет видеть «больше Европы в Украине. Как вы оцениваете эту перспективу, и может ли Киев быть довольным итогами саммита?
— Порошенко в своем репертуаре — чужие мысли выдает за свои. «Восточное партнерство» изначально как раз и создавалось для развития сотрудничества на основе четырех, так называемых платформ — демократия и стабильность, экономическая интеграция, энергетическая безопасность и развитие контактов между людьми. Порошенко сообщил об энергетическом и таможенном союзах, едином цифровом рынке и ассоциации с Шенгенской зоной. Так вот, не сам он это придумал. Неделю назад такие направления сотрудничества были рекомендованы для Украины, Грузии и Молдавии Европарламентом. Любопытно, почему про демократию и стабильность забыли. Недостижимо?
Что касается результатов саммита для Украины, то они никакие. Украине был обещан транш в 600 млн евро до конца года. Но украинская власть не смогла выполнить ряд требований. Например, действует мораторий на вывоз леса-кругляка. Поэтому выделение средств под вопросом. Кстати, редкий случай, когда хочется даже поаплодировать Киеву. Неужели национальные интересы хоть в чем-то оказались превыше денег? Кстати, 500 млн евро на восстановление Донбасса Украине как-то обещала и канцлер Германии Ангела Меркель. Порошенко встречался с Меркель, но о деньгах она не вспоминала. Своих забот хватает, коалицию не может собрать, дамоклов меч новых парламентских выборов навис над головой. Так что вернулся в Киев Порошенко без денег, но с обещанием о проведении в 2018 году европейской инвестиционной конференции по вопросу помощи Украине. Пресловутый новый «план Маршалла» для Украины пока еще остается морковкой, которая помогает Порошенко удерживать власть. А европейцы продолжают «помогать» ему своими обещаниями. Будут ли обещания выполнены, другой вопрос.
— Насколько, по-вашему, сегодня можно говорить об успехе или провале «Восточного партнерства»? Что стало причиной такого результата?
— С 2009 года много воды утекло. Две из шести стран-участниц, Белоруссия и Армения, за это время успели стать членами Евразийского экономического союза. ЕАЭС для них — гораздо более прозрачная интеграционная площадка, чем аморфное «Восточное партнерство», и, главное, площадка равноправного сотрудничества. Чего не скажешь о сотрудничестве стран ВП с ЕС. Ведь участие в «Восточном партнерстве» — это согласие на звание страны второго сорта для ЕС. Впрочем, мы видим, что когда элиты некоторых стран получают «пожертвования» от западных спонсоров, они соглашаются и с таким унизительным положением. На самом деле, целью «Восточного партнерства», конечно, была не подготовка стран-участниц к вступлению в ЕС, а отрыв их от России. «Восточное партнерство» его создателям виделось как буферная зона на границе между Европой и Россией. Но не нейтральная буферная зона, а нелояльная России, лучше даже агрессивная. Не получилось даже Грузию в полной мере настроить против России. «Успехом» можно считать лишь хаос на Украине. Но и он уже не дает дивидендов, а превратил Украину в обузу и даже угрозу для Европы. Политические цели превалировали над экономическими и гуманитарными. В этом, на мой взгляд, причина провала проекта.
Почему «Восточное партнерство» завершилось громким пшиком В принятом по итогам состоявшегося в пятницу, 24 ноября в Брюсселе пятого саммита «Восточного партнерства» итоговом документе признается желание стран-участниц присоединиться к Евросоюзу, но не говорится о готовности ЕС принять их. «Итоговый документ согласован. В нем признаются европейские устремления трех государств „Восточного партнерства“, но не европейские перспективы», — сообщил дипломатический источник в кулуарах саммита. Как поясняет ТАСС, в Брюсселе под «европейскими устремлениями» понимается желание третьих стран присоединиться к ЕС, а «европейскими перспективами» называют подтверждение готовности Евросоюза принять страну-соискателя в неопределенном будущем, когда она выполнит все необходимые для этого требования. Следующей градацией приближения к вступлению в ЕС в Брюсселе считается официальное признание государства страной-кандидатом. На сегодняшний день в этот узкий круг входят Турция, а также Албания, Македония, Сербия и Черногория. «Восточное партнерство» — проект ЕС по развитию интеграционных связей с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. В настоящий момент соглашение об «ассоциации» подписано тремя членами «партнерства»: Украиной, Молдавией и Грузией. Стоит отметить, что некоторые СМИ в преддверие состоявшегося саммита писали о том, что в ходе него новые страны могут подписать «евроассоциацию», например, Армения. При этом, Армения и Белоруссия являются членами Евразийского экономического союза. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на саммит не приехал. Президент Украины, Петр Порошенко вопреки прогнозам, что он будет пытаться шантажировать Брюссель возможностью своего отсутствия, саммит посетил. В ходе своего выступления на пленарной сессии Порошенко заявил о том, что Киев рассчитывает на «четыре союза» с ЕС, среди которых энергетический, таможенный, единый цифровой рынок и ассоциации с Шенгенской зоной. — ЕС поставленных целей достиг, а страны-партнеры ЕС — нет, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — Последние надеялись на контрмарки и поблажки во вступлении в ЕС, а их прокатили как первоклассников. Турция, Албания и Македония, как выяснилось, еще не заслужили такого права, а странам бывшего СССР дали понять, что им никто ничего не обещал. Обещать жениться — еще не значит жениться. — В итоговом документе признаются европейские устремления трех государств «Восточного партнерства», но не европейские перспективы. Как понимать «европейские устремления»? И что дает их констатация в итоговом документе? — «Европейские устремления» — это очередная морковка, которую евросоюзники аккуратно вывесили перед носом постсоветских стран, участвующих в «Партнерстве». Потому что между устремлениями и членством — две большие разницы, и все это понимают. Теперь, помимо устремлений, от этих стран потребуют доказать свою приверженность европейскому единству еще каким-нибудь изощренным способом, зависящим только от степени креатива руководства Евросоюза. Турция в этом плане является ярким примером страны, окончательно запутавшейся в европейских хотелках и капризах, без какой-либо надежды обрести то самое членство, ради которого все и затевалось. — Порошенко, несмотря на слухи о готовности к демаршу, все-таки приехал на саммит. Зачем? Разве Украина получила хоть что-то из того, что хотела? — Для Порошенко саммит — не площадка для переговоров, а обыкновенный пиар-ход: он пытается все показать, что он — в одной компании с Евросоюзом, а Евросоюз — с ним. Помелькав перед камерами, снявшись с Мэй, Юнкером и президентами балтийских лимитрофов, Порошенко вернется на Украину и будет всем заявлять, что от вхождения в Евросоюз Украину отделяет всего один шаг. Даже несмотря на заявления Юнкера, грубо обломавшего мечту Порошенко своей фразой о том, что «Украине никто ничего не обещал — пусть довольствуется тем, что есть». — Много слухов было о том, что ассоциацию с ЕС может подписать Армения. Ереван остается в сфере влияния Москвы? А Азербайджан? Можно ли считать, что он предпочел дружить с Россией вместо евроинтеграции? — Позиции Армении и Азербайджана определяются не любовью к России, а интересами их властной элиты. А эта элита проводит многовекторную политику, стремясь, в целом, дрейфовать в сторону Запада («там много еды и вкусно кормят»), но при этом собирать все, что дают соседи вроде России. Так что считать. что Армения и Азербайджан находятся в сфере влияния Москвы — иллюзия. Хотя определенное влияние у Москвы на эти страны, безусловно, есть. — Можно ли саммит считать успешным для Европы? Получили то, что хотели? Или будут еще попытки втянуть эти страны в орбиту своего влияния? — Саммит безусловно успешен для Европы: Европа еще раз продемонстрировала всему миру, что может вертеть своими «восточными партнерами» как хочет, кормя их при этом крайне расплывчатыми обещаниями. А партнеры никак не могут избавиться от мысли о том, что Европе они как часть ее не нужны: их роль — выступать послушными инструментами реализации внешней политики ЕС, только и всего. А эта политика все чаще демонстрирует враждебность по отношению к России — ближайшему соседу стран — членов «Восточного партнерства», и не исключено, что рано или поздно эти страны заставят выбирать между нами и ЕС: с кем они — с Европой против России, или с Россией против Европы. Саммит «Восточного партнерства» показал, что этот выбор далеко не для всех стран, спокойно выслушавших антироссийскую речь Терезы Мэй, отнюдь не будет очевидным. — Подобные встречи проходят каждые два года, начиная с 2009 года, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров. — Так что саммит плановый. Главным событием этого форума должен был стать визит президента Белоруссии. Евросоюз снял личные ограничения с Александра Лукашенко, и белорусский президент получил возможность посетить Европу. Но этой «честью» он не воспользовался, и белорусскую делегацию возглавлял министр иностранных дел. При этом в белорусском МИД, обосновывая отсутствие Лукашенко, недвусмысленно сформулировали отношение Минска к проекту ВП. Для Белоруссии, отметили в дипломатическом ведомстве, европейская перспектива не тот ориентир, к которому она стремится. А именно евроустремления являются мотивом сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». В то же время Минск готов и дальше работать на этой площадке, воспринимая ее как еще один инструмент для решения общих для государств-участников проблем. Думаю, не таких откровений ждали в Евросоюзе. Это, конечно, конфуз. — Порошенко заявил о желании создать «четыре союза с ЕС». А еще сказал о том, что что хочет видеть «больше Европы в Украине. Как вы оцениваете эту перспективу, и может ли Киев быть довольным итогами саммита? — Порошенко в своем репертуаре — чужие мысли выдает за свои. «Восточное партнерство» изначально как раз и создавалось для развития сотрудничества на основе четырех, так называемых платформ — демократия и стабильность, экономическая интеграция, энергетическая безопасность и развитие контактов между людьми. Порошенко сообщил об энергетическом и таможенном союзах, едином цифровом рынке и ассоциации с Шенгенской зоной. Так вот, не сам он это придумал. Неделю назад такие направления сотрудничества были рекомендованы для Украины, Грузии и Молдавии Европарламентом. Любопытно, почему про демократию и стабильность забыли. Недостижимо? Что касается результатов саммита для Украины, то они никакие. Украине был обещан транш в 600 млн евро до конца года. Но украинская власть не смогла выполнить ряд требований. Например, действует мораторий на вывоз леса-кругляка. Поэтому выделение средств под вопросом. Кстати, редкий случай, когда хочется даже поаплодировать Киеву. Неужели национальные интересы хоть в чем-то оказались превыше денег? Кстати, 500 млн евро на восстановление Донбасса Украине как-то обещала и канцлер Германии Ангела Меркель. Порошенко встречался с Меркель, но о деньгах она не вспоминала. Своих забот хватает, коалицию не может собрать, дамоклов меч новых парламентских выборов навис над головой. Так что вернулся в Киев Порошенко без денег, но с обещанием о проведении в 2018 году европейской инвестиционной конференции по вопросу помощи Украине. Пресловутый новый «план Маршалла» для Украины пока еще остается морковкой, которая помогает Порошенко удерживать власть. А европейцы продолжают «помогать» ему своими обещаниями. Будут ли обещания выполнены, другой вопрос. — Насколько, по-вашему, сегодня можно говорить об успехе или провале «Восточного партнерства»? Что стало причиной такого результата? — С 2009 года много воды утекло. Две из шести стран-участниц, Белоруссия и Армения, за это время успели стать членами Евразийского экономического союза. ЕАЭС для них — гораздо более прозрачная интеграционная площадка, чем аморфное «Восточное партнерство», и, главное, площадка равноправного сотрудничества. Чего не скажешь о сотрудничестве стран ВП с ЕС. Ведь участие в «Восточном партнерстве» — это согласие на звание страны второго сорта для ЕС. Впрочем, мы видим, что когда элиты некоторых стран получают «пожертвования» от западных спонсоров, они соглашаются и с таким унизительным положением. На самом деле, целью «Восточного партнерства», конечно, была не подготовка стран-участниц к вступлению в ЕС, а отрыв их от России. «Восточное партнерство» его создателям виделось как буферная зона на границе между Европой и Россией. Но не нейтральная буферная зона, а нелояльная России, лучше даже агрессивная. Не получилось даже Грузию в полной мере настроить против России. «Успехом» можно считать лишь хаос на Украине. Но и он уже не дает дивидендов, а превратил Украину в обузу и даже угрозу для Европы. Политические цели превалировали над экономическими и гуманитарными. В этом, на мой взгляд, причина провала проекта.