Хроника Русской ложи: Масонами в России были и жандармы, и революционеры - «Политика» » «Новости Дня»

✔ Хроника Русской ложи: Масонами в России были и жандармы, и революционеры - «Политика»


Хроника Русской ложи: Масонами в России были и жандармы, и революционеры - «Политика»

Фото: Angel Soler Gollonet / shutterstock.com

История масонов – тайной религиозной организации, происходящей от французских вольных каменщиков, – в России начинается вместе с петровскими преобразованиями начала XVIII века. Сами российские масоны ведут свою «родословную» в России от соратников Петра I – Франца Лефорта и Патрика Гордона. Но эта версия не имеет документального подтверждения, хотя неоспоримым фактом считается то, что именно результаты правления Петра I открыли для европейских масонов Россию.

Впервые появление вольных каменщиков в России документально зафиксировано в 1731 году, когда гроссмейстер великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса «провинциальным великим мастером» для России. Но широко масонские ложи в романовской империи распространились только в 1740-е года, благодаря деятельности шотландского генерала на русской службе Джеймса Кейта. После этого масонство, его мистическое учение начинает приобретать все большую популярность среди высших слоев общества в стране. Среди первых известных российских масонов были историк Михаил Щербатов (1733-1790) и поэт Александр Сумароков (1717–1777).

Несколько десятилетий масонство в России представляло собой скорее обрядовый кружок, чем полноценную организацию, имеющую строгую иерархию, идеологию и общественные цели. Преобразование русских лож в этом направлении связано с именем сановника Ивана Елагина (1725–1794). Он и его сподвижники активно переводили оригинальные английские масонские тексты; создавали к ним комментарии с учетом российского контекста. В итоге Елагиным было создано 14 лож по всей Российской империи. Всего в них входило приблизительно 400 человек.

В скором времени у Елагина и его последователей появились конкуренты, которых возглавлял бывший гофмейстер Брауншвейгского двора Рейхель. В середине 1770-х годов он основал восемь альтернативных елагинским масонских лож. Противоречия между ними удалось сгладить благодаря активной деятельности одного из крупнейших представителей русского Просвещения Николая Новикова. В 1776 году ложи Елагина и Рейхеля объединились в одну организацию. Во многом этот союз был продиктован распространением в России так называемой шведской системы масонства. Ее появление в России связано с публикацией книги Луи Клода де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Под ее влиянием многие российские масоны стали искать контактов со своими западными коллегами. Благодаря этому в России и распространились западные масонские учения, среди которых наибольшей популярностью стала пользоваться именно шведская система.

Расцвет русского масонства пришелся на последнюю четверть XVIII века – начало XIX века. Николай Новиков, принявший шведскую систему, сделал центром российского масонства Москву. Масоны вели активную благотворительную и просветительскую деятельность. В этот момент в масонской ложе состоял историк и писатель Николай Карамзин. Но после Великой Французской революции 1989 года правительство Екатерины II усмотрело в масонах агентов революционного влияния. Была запрещена масонская литература. Новикова отправили в ссылку. После этого масонство находилось под негласным запретом.

Последняя большая ложа в истории России была учреждена уже после окончания Наполеоновских войн в 1815 году. Названа она была «Великая ложа “Астрея”». В нее входили драматург и дипломат Александр Грибоедов, мыслитель Петр Чаадаев, основатель российского жандармского корпуса Александр Бенкендорф, будущий декабрист Павел Пестель и многие другие.

Но 1822 год 1 августа (13 августа по новому стилю) Александр I издал рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Этим документом он законодательно утвердил то прохладное отношение к тайному обществу, которое испытывали российские власти со времен Великой Французской революции.

Тем не менее масонские ложи продолжили существовать еще некоторое время, став по-настоящему тайными. Всего с 1800 по 1861 год членами масонских лож было 5590 человек.

Новый виток в истории русского масонства начался после обнародования «Манифеста 17 октября» 1905 года, гарантировавшего свободу вероисповедания и собраний. С этого момента масонство в России стало возрождаться при помощи крупнейшей организации в мире – «Великий восток Франции». В основе учения этой организации лежало так называемое либеральное масонство, ставившее своей целью распространение индивидуальных человеческих свобод.
Учрежденная в России ложа получила название «Великий восток народов России» и состояла из нескольких специальных лож: «Военная», «Литературная», и в том числе «Думская ложа “Роза”». Среди депутатов Государственной думы действительно было немало масонов. Наиболее влиятельным масоном из этой плеяды стал Александр Керенский, возглавивший в 1917 году Временное правительство.

После 1917 года русское масонство вновь было уничтожено – теперь уже большевиками.

Очередное возрождение общества вольных каменщиков в России началось после 1991 года.

Источник: Карпачев С. «Тайны масонских орденов» — М.: «Яуза-Пресс», 2007.

Фото: Angel Soler Gollonet / shutterstock.com История масонов – тайной религиозной организации, происходящей от французских вольных каменщиков, – в России начинается вместе с петровскими преобразованиями начала XVIII века. Сами российские масоны ведут свою «родословную» в России от соратников Петра I – Франца Лефорта и Патрика Гордона. Но эта версия не имеет документального подтверждения, хотя неоспоримым фактом считается то, что именно результаты правления Петра I открыли для европейских масонов Россию. Впервые появление вольных каменщиков в России документально зафиксировано в 1731 году, когда гроссмейстер великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса «провинциальным великим мастером» для России. Но широко масонские ложи в романовской империи распространились только в 1740-е года, благодаря деятельности шотландского генерала на русской службе Джеймса Кейта. После этого масонство, его мистическое учение начинает приобретать все большую популярность среди высших слоев общества в стране. Среди первых известных российских масонов были историк Михаил Щербатов (1733-1790) и поэт Александр Сумароков (1717–1777). Несколько десятилетий масонство в России представляло собой скорее обрядовый кружок, чем полноценную организацию, имеющую строгую иерархию, идеологию и общественные цели. Преобразование русских лож в этом направлении связано с именем сановника Ивана Елагина (1725–1794). Он и его сподвижники активно переводили оригинальные английские масонские тексты; создавали к ним комментарии с учетом российского контекста. В итоге Елагиным было создано 14 лож по всей Российской империи. Всего в них входило приблизительно 400 человек. В скором времени у Елагина и его последователей появились конкуренты, которых возглавлял бывший гофмейстер Брауншвейгского двора Рейхель. В середине 1770-х годов он основал восемь альтернативных елагинским масонских лож. Противоречия между ними удалось сгладить благодаря активной деятельности одного из крупнейших представителей русского Просвещения Николая Новикова. В 1776 году ложи Елагина и Рейхеля объединились в одну организацию. Во многом этот союз был продиктован распространением в России так называемой шведской системы масонства. Ее появление в России связано с публикацией книги Луи Клода де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Под ее влиянием многие российские масоны стали искать контактов со своими западными коллегами. Благодаря этому в России и распространились западные масонские учения, среди которых наибольшей популярностью стала пользоваться именно шведская система. Расцвет русского масонства пришелся на последнюю четверть XVIII века – начало XIX века. Николай Новиков, принявший шведскую систему, сделал центром российского масонства Москву. Масоны вели активную благотворительную и просветительскую деятельность. В этот момент в масонской ложе состоял историк и писатель Николай Карамзин. Но после Великой Французской революции 1989 года правительство Екатерины II усмотрело в масонах агентов революционного влияния. Была запрещена масонская литература. Новикова отправили в ссылку. После этого масонство находилось под негласным запретом. Последняя большая ложа в истории России была учреждена уже после окончания Наполеоновских войн в 1815 году. Названа она была «Великая ложа “Астрея”». В нее входили драматург и дипломат Александр Грибоедов, мыслитель Петр Чаадаев, основатель российского жандармского корпуса Александр Бенкендорф, будущий декабрист Павел Пестель и многие другие. Но 1822 год 1 августа (13 августа по новому стилю) Александр I издал рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Этим документом он законодательно утвердил то прохладное отношение к тайному обществу, которое испытывали российские власти со времен Великой Французской революции. Тем не менее масонские ложи продолжили существовать еще некоторое время, став по-настоящему тайными. Всего с 1800 по 1861 год членами масонских лож было 5590 человек. Новый виток в истории русского масонства начался после обнародования «Манифеста 17 октября» 1905 года, гарантировавшего свободу вероисповедания и собраний. С этого момента масонство в России стало возрождаться при помощи крупнейшей организации в мире – «Великий восток Франции». В основе учения этой организации лежало так называемое либеральное масонство, ставившее своей целью распространение индивидуальных человеческих свобод. Учрежденная в России ложа получила название «Великий восток народов России» и состояла из нескольких специальных лож: «Военная», «Литературная», и в том числе «Думская ложа “Роза”». Среди депутатов Государственной думы действительно было немало масонов. Наиболее влиятельным масоном из этой плеяды стал Александр Керенский, возглавивший в 1917 году Временное правительство. После 1917 года русское масонство вновь было уничтожено – теперь уже большевиками. Очередное возрождение общества вольных каменщиков в России началось после 1991 года. Источник: Карпачев С. «Тайны масонских орденов» — М.: «Яуза-Пресс», 2007.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика