Большая распродажа по-киевски: кто на Украине жил, тот в цирке не смеется - «Политика» » «Новости Дня»

✔ Большая распродажа по-киевски: кто на Украине жил, тот в цирке не смеется - «Политика»


Большая распродажа по-киевски: кто на Украине жил, тот в цирке не смеется - «Политика»
Иллюстрация: pikabu.ru
Украинские власти объявили об очередной серии приватизации государственных активов, напоминающей новую волну передела собственности в стране. В списке предприятий, которые полностью или частично уйдут с молотка — от энергокомпаний до государственных цирков и киностудий (на месте которых легко могут появиться очередные торговые центры и новостройки).
После расширения перечень подлежащих приватизации в 2017—2020 годах госпредприятий увеличился с 622 до 893 единиц — при общем количестве предприятий в полной или частичной госсобственности в 3444 штуки. Что, по мнению премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, является «абсурдом» — мол, слишком много. Хотя по состоянию на 2015 год количество внесенных в приватизационный список предприятий составляло лишь 302 единицы, и тогдашний глава Минэкономики Украины литовец Айварас Абромавичюс планировал выручить за них всего-то $ 3 млрд (то есть менее $ 10 млн за объект); новыми собственниками, по задумке министра, должны были стать западные инвестиционные фонды.
Вот лишь краткий список наиболее «лакомых» объектов, выставленных на приватизацию.
Добывающая промышленность: угольные шахты Донецкого и Львовско-Волынского бассейнов, обогатительные фабрики, «Укрторф».
Обрабатывающая промышленность: «Турбоатом», Днепровский машиностроительный завод, Одесский припортовый завод, Одесский НПЗ, «Сумыхимпром».
Энергетика: облэнерго, горгазы, ряд ТЭЦ, «Центрэнерго» (три ТЭС).
Инфраструктура: морские и речные порты, передача в концессии аэропортов и автомобильных дорог.
АПК: «Укрспирт», Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, «Коневодство Украины».
Финансовый сектор: «ПриватБанк», миноритарные пакеты акций «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка».
Одновременно процесс «корпоративизации» (превращения госпредприятий в акционерные общества) проходят «Укрпочта», концерн «Укроборонпром» (ВПК, авиастроение, радиотехнические, механические, ремонтные заводы, НИИ и КБ), «Укрзализныця» (монополист железнодорожных перевозок), что указывает на возможность их последующей продажи.
Самыми явными претендентами на продажу в настоящий момент являются энергокомпании. Накануне Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) объявил о начале проведения аукционов с повышением цены по продаже госпакетов акций (по 25%, т. е. речь идет о блокирующих пакетах) восьми облэнерго — распределительно-сбытовых компаний в сфере электроэнергетики. Суммарная начальная цена восьми объектов составляет 4,1 млрд гривен ($ 160 млн), хотя ранее экс-глава ФГИУ Игорь Билоус заявлял, что государство планирует выручить за них $ 300 млн.
Основные бенефициары приватизации очевидны — это действующие владельцы мажоритарных пакетов акций облэнерго, которые уже как следует погрели руки на экспоненциальном повышении тарифов естественных монополий для населения и бизнеса при послемайданной власти. В их числе — Ринат Ахметов, экс-гражданин РФ Константин Григоришин, Игорь Коломойский, лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко, братья Игорь и Григорий Суркисы. Следует упомянуть и резидента РФ, известного российского политика Александра Бабакова, хотя представителям российского капитала с 2014 года запрещено участвовать в приватизационных процессах на Украине (но существование офшорных юрисдикций позволяет обойти данное препятствие, несмотря на усовершенствование украинского законодательства в части раскрытия конечных бенефициаров).
Однако более масштабные планы по продаже госактивов, скорее всего, не оправдаются. Во всяком случае, до сегодняшнего дня процесс приватизации явно буксовал. В госбюджетах 2014–2017 годов правительства Арсения Яценюка и его преемника Владимира Гройсмана закладывали по 17 млрд гривен доходов (по сегодняшнему курсу $ 650 млн) от приватизации, но по итогам 2014–2016 годов данная статья финпланов выполнялась всего на 2–3%.
Прежде всего, это связано с все еще недостаточным снижением балансовой стоимости приватизируемых объектов, что позволило бы заинтересованным бизнес-группам скупить их за сущие копейки. Хотя «работа» над этим не прекращается, к тому же это единственный способ привлечь пресловутые иностранные инвестиции, причем настоящие, а не заведенные через офшоры деньги украинских олигархов, зачастую криминального происхождения. Внешний инвестор в здравом уме пойдет на риск приобретения украинских активов только при условии крайне выгодной цены и быстрой отдачи.
Кроме того, отсутствует консенсус внутри олигархических групп, схлестнувшихся в борьбе за активы. Показательна история Одесского припортового завода (ОПЗ), за который киевские власти хотели выручить сперва не менее $ 500 млн, а затем были вынуждены опускать стартовую цену до $ 150 млн, так как предприятие погрязло в судебных разбирательствах (Стокгольмский арбитраж в конце 2016 года обязал ОПЗ уплатить холдингу Ostchem Дмитрия Фирташа $ 251,2 млн, но завод подал кассационную жалобу в Высший специализированный суд Украины).
Тем не менее, сужение «кормовой базы» для «верхов», сокращение внешнего финансирования (МВФ в очередной раз отложил выделение кредита в размере $ 1 млрд, под вопросом находится последний транш макрофинансовой помощи от ЕС в 600 млн евро), бюджетные дыры и недовольство внешних заказчиков проекта «евромайдан» темпами передачи украинской экономики под внешнее управление предопределяют неизбежность распродажи госсобственности. Иными словами, это вопрос лишь времени, а не принципа.
В этот процесс наверняка активно включатся и представители западного капитала, ведь коллективный Запад заинтересован в резком снижении политического и экономического веса украинской олигархии, являющейся носителем значительной части экономического суверенитета Украины (нечто подобное произошло в большинстве стран Восточной Европы, где на рубеже 2000-х годов состоялась «прозрачная» приватизация в пользу западного капитала). Когда Яценюк называл свой кабинет министров «правительством камикадзе», его словам не придали значения, а зря: майданные власти в обмен на легитимацию и возможности извлекать коррупционную ренту (хотя все их действия фиксируются, на что указывает публикация «панамского досье», а значит, рано или поздно активы украинских коррупционеров перейдут в руки «глобократии») обязались расчистить украинское экономическое пространство под приход транснациональных корпораций. А ведь доля государства в экономике Украины и без того существенно ниже, чем в национальных экономиках стран Западной и Северной Европы, на опыт которых ориентируются (на словах) украинские «верхи», на деле ведя страну по тупиковому пути Прибалтики. Следовательно, государство утратит остатки влияния на экономическую ситуацию в стране и будет способно выполнять только две функции — фискальную и карательную, и то с сомнительным успехом. Платить налоги в полном объеме на Украине желающих нет, а монополия государства на насилие давно утрачена в пользу парамилитарных соединений — разного рода «добровольческих батальонов».
На заре 1990-х годов сторонники ускоренной приватизации утверждали, что «рынок все рассудит». Утверждение крайне спорное. Как бы там ни было, но рынок может существовать только при капитализме. А при феодализме, как на Украине, наличествует лишь базар. Причем винницкого типа — того, с которого начинали свой карьерный путь Гройсман и его присные, стремящиеся распродать остатки украинской экономики и обустроить дальнейшую жизнь вдалеке от ограбленной родины.
Денис Гаевский, Киев
Дезинтеграция Украины
Большая распродажа по-киевски: кто на Украине жил, тот в цирке не смеется - «Политика»

22.07 Малороссия: «люди устали от политтехнологических экспериментов»
21.07 Почему Бен Стимсон оказался в британской тюрьме
21.07 Петр Порошенко: туманное будущее на фоне роста политической турбулентности
21.07 Навальный против Стрелкова: нищета популизма и запоздалый «левый поворот»
20.07 Заявления Украины по Крыму не останутся без ответа ООН: эксперт
Все новости сюжета

Иллюстрация: pikabu.ruУкраинские власти объявили об очередной серии приватизации государственных активов, напоминающей новую волну передела собственности в стране. В списке предприятий, которые полностью или частично уйдут с молотка — от энергокомпаний до государственных цирков и киностудий (на месте которых легко могут появиться очередные торговые центры и новостройки). После расширения перечень подлежащих приватизации в 2017—2020 годах госпредприятий увеличился с 622 до 893 единиц — при общем количестве предприятий в полной или частичной госсобственности в 3444 штуки. Что, по мнению премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, является «абсурдом» — мол, слишком много. Хотя по состоянию на 2015 год количество внесенных в приватизационный список предприятий составляло лишь 302 единицы, и тогдашний глава Минэкономики Украины литовец Айварас Абромавичюс планировал выручить за них всего-то $ 3 млрд (то есть менее $ 10 млн за объект); новыми собственниками, по задумке министра, должны были стать западные инвестиционные фонды. Вот лишь краткий список наиболее «лакомых» объектов, выставленных на приватизацию. Добывающая промышленность: угольные шахты Донецкого и Львовско-Волынского бассейнов, обогатительные фабрики, «Укрторф». Обрабатывающая промышленность: «Турбоатом», Днепровский машиностроительный завод, Одесский припортовый завод, Одесский НПЗ, «Сумыхимпром». Энергетика: облэнерго, горгазы, ряд ТЭЦ, «Центрэнерго» (три ТЭС). Инфраструктура: морские и речные порты, передача в концессии аэропортов и автомобильных дорог. АПК: «Укрспирт», Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, «Коневодство Украины». Финансовый сектор: «ПриватБанк», миноритарные пакеты акций «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Одновременно процесс «корпоративизации» (превращения госпредприятий в акционерные общества) проходят «Укрпочта», концерн «Укроборонпром» (ВПК, авиастроение, радиотехнические, механические, ремонтные заводы, НИИ и КБ), «Укрзализныця» (монополист железнодорожных перевозок), что указывает на возможность их последующей продажи. Самыми явными претендентами на продажу в настоящий момент являются энергокомпании. Накануне Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) объявил о начале проведения аукционов с повышением цены по продаже госпакетов акций (по 25%, т. е. речь идет о блокирующих пакетах) восьми облэнерго — распределительно-сбытовых компаний в сфере электроэнергетики. Суммарная начальная цена восьми объектов составляет 4,1 млрд гривен ($ 160 млн), хотя ранее экс-глава ФГИУ Игорь Билоус заявлял, что государство планирует выручить за них $ 300 млн. Основные бенефициары приватизации очевидны — это действующие владельцы мажоритарных пакетов акций облэнерго, которые уже как следует погрели руки на экспоненциальном повышении тарифов естественных монополий для населения и бизнеса при послемайданной власти. В их числе — Ринат Ахметов, экс-гражданин РФ Константин Григоришин, Игорь Коломойский, лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко, братья Игорь и Григорий Суркисы. Следует упомянуть и резидента РФ, известного российского политика Александра Бабакова, хотя представителям российского капитала с 2014 года запрещено участвовать в приватизационных процессах на Украине (но существование офшорных юрисдикций позволяет обойти данное препятствие, несмотря на усовершенствование украинского законодательства в части раскрытия конечных бенефициаров). Однако более масштабные планы по продаже госактивов, скорее всего, не оправдаются. Во всяком случае, до сегодняшнего дня процесс приватизации явно буксовал. В госбюджетах 2014–2017 годов правительства Арсения Яценюка и его преемника Владимира Гройсмана закладывали по 17 млрд гривен доходов (по сегодняшнему курсу $ 650 млн) от приватизации, но по итогам 2014–2016 годов данная статья финпланов выполнялась всего на 2–3%. Прежде всего, это связано с все еще недостаточным снижением балансовой стоимости приватизируемых объектов, что позволило бы заинтересованным бизнес-группам скупить их за сущие копейки. Хотя «работа» над этим не прекращается, к тому же это единственный способ привлечь пресловутые иностранные инвестиции, причем настоящие, а не заведенные через офшоры деньги украинских олигархов, зачастую криминального происхождения. Внешний инвестор в здравом уме пойдет на риск приобретения украинских активов только при условии крайне выгодной цены и быстрой отдачи. Кроме того, отсутствует консенсус внутри олигархических групп, схлестнувшихся в борьбе за активы. Показательна история Одесского припортового завода (ОПЗ), за который киевские власти хотели выручить сперва не менее $ 500 млн, а затем были вынуждены опускать стартовую цену до $ 150 млн, так как предприятие погрязло в судебных разбирательствах (Стокгольмский арбитраж в конце 2016 года обязал ОПЗ уплатить холдингу Ostchem Дмитрия Фирташа $ 251,2 млн, но завод подал кассационную жалобу в Высший специализированный суд Украины). Тем не менее, сужение «кормовой базы» для «верхов», сокращение внешнего финансирования (МВФ в очередной раз отложил выделение кредита в размере $ 1 млрд, под вопросом находится последний транш макрофинансовой помощи от ЕС в 600 млн евро), бюджетные дыры и недовольство внешних заказчиков проекта «евромайдан» темпами передачи украинской экономики под внешнее управление предопределяют неизбежность распродажи госсобственности. Иными словами, это вопрос лишь времени, а не принципа. В этот процесс наверняка активно включатся и представители западного капитала, ведь коллективный Запад заинтересован в резком снижении политического и экономического веса украинской олигархии, являющейся носителем значительной части экономического суверенитета Украины (нечто подобное произошло в большинстве стран Восточной Европы, где на рубеже 2000-х годов состоялась «прозрачная» приватизация в пользу западного капитала). Когда Яценюк называл свой кабинет министров «правительством камикадзе», его словам не придали значения, а зря: майданные власти в обмен на легитимацию и возможности извлекать коррупционную ренту (хотя все их действия фиксируются, на что указывает публикация «панамского досье», а значит, рано или поздно активы украинских коррупционеров перейдут в руки «глобократии») обязались расчистить украинское экономическое пространство под приход транснациональных корпораций. А ведь доля государства в экономике Украины и без того существенно ниже, чем в национальных экономиках стран Западной и Северной Европы, на опыт которых ориентируются (на словах) украинские «верхи», на деле ведя страну по тупиковому пути Прибалтики. Следовательно, государство утратит остатки влияния на экономическую ситуацию в стране и будет способно выполнять только две функции — фискальную и карательную, и то с сомнительным успехом. Платить налоги в полном объеме на Украине желающих нет, а монополия государства на насилие давно утрачена в пользу парамилитарных соединений — разного рода «добровольческих батальонов». На заре 1990-х годов сторонники ускоренной приватизации утверждали, что «рынок все рассудит». Утверждение крайне спорное. Как бы там ни было, но рынок может существовать только при капитализме. А при феодализме, как на Украине, наличествует лишь базар. Причем винницкого типа — того, с которого начинали свой карьерный путь Гройсман и его присные, стремящиеся распродать остатки украинской экономики и обустроить дальнейшую жизнь вдалеке от ограбленной родины. Денис Гаевский, Киев Дезинтеграция Украины 22.07 Малороссия: «люди устали от политтехнологических экспериментов» 21.07 Почему Бен Стимсон оказался в британской тюрьме 21.07 Петр Порошенко: туманное будущее на фоне роста политической турбулентности 21.07 Навальный против Стрелкова: нищета популизма и запоздалый «левый поворот» 20.07 Заявления Украины по Крыму не останутся без ответа ООН: эксперт Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика