✔ В чём «Stealth» уступает российским РЛС - «Политика»
Марина 24-02-2017, 12:01 193 Новости дня / Политика
ПОХОЖИЕ
Stealth - техника совмещающая в себе способы снижения видимости боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения с помощью специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий.
Технология Stealth основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета.
Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно.
Важной характеристикой для "невидимок" является эффективная площадь рассеяния (ЭПР) - способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 - 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии стелс - всего 0,3-0,4 кв.м.
Как самолет превращают в невидимку
Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей - одну из самых заметных металлических деталей в самолете, - перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.
Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная "бабочка", менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.
В итоге получается самолет с средними боевыми характеристиками. Он не может нести на себе много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже. Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает расположение самолета.
Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают. Почему же?
Американские невидимки самые невидимые невидимки
Если верить американским источникам, которые заявляют, что ЭПР F-35 - 0.0015 м², F-22 - 0.0001 м², то эти данные сравнимы с ЭПР вороны или воробья.
При этом данные о ЭПР F-22 разнятся в зависимости от источников
1. От Михаила Погосяна - 0.5 кв.м (теоретический расчет ЭПР планера, при этом это средняя ЭПР по самолету)
2. От "американских источников" - 0.0001 кв.м
Завышение значения ЭПР это вполне себе разумный рекламный ход, иначе кто бы покупал эти самолеты?
Я же буду отталкиваться от данных Раптора находящихся в пределах 0,01-0,001 кв.м.. (средние данные)
Разработчики радара THAAD говорят, что он может обнаружить (благодаря огромной мощности) цель с ЭПР 0.005 м² на дальности 270 км.
Тогда цель с ЭПР 0.0001 м² (F-22) радар THAAD'а сможет обнаружить на дальности 102 км.
"Небо-М" обнаружит цель с ЭПР 0,1 м² (боевой блок БРСД или ОТБР) на дальности 600-650 км, а 0,01 м² - 300-350 км.
С-400 заметит
Этот комплекс может быть укомплектована радарами L-диапазона как "Противник-ГЕ", "Гамма-ДЕ" (мобильные трёхкоординатные радиолокационные станции дециметрового диапазона) рассчитанных на обнаружение стелс-целей.
Видимость ими стелс-самолетов связана с тем, что в L-диапазоне стелс-самолеты имеют большую эффективную отражающую площадь, чем в стандартных диапазонах.
РЛС Небо работающая в VHF-диапазоне (метровый) также обладает повышенной чувствительностью к стелс-целям.
Однако данные радары не могут выполнять функцию точного наведения ракеты на цель, для этого им потребуется собственная оптическая или прочая ГСН в ракете для завершения поражения самолета на финишном отрезке.
В тоже время станции "Противник-ГЕ", "Гамма-ДЕ" рассчитаны на обнаружение целей с ЭПР около 0,1 м2 на дальности 240 км с необходимой точностью для пуска ракет.
Новые версии системы Небо-М (55Ж6М) позволяют также использовать сразу три интегрированных РЛС в метровом диапазоне (модификация "Небо-СВУ"), дециметровом (модификацикация "Противник-Г") и сантиметровом "Гамма-С1". По сочетанию и наложению на друг друга даже очень слабых отраженных сигналов компьютер системы позволяет получать комплексную сигнатуру стелс-объектов эффективно отсеивая естественные и искусственные помехи.
Кстати, С-400 с легкостью меняет поляризацию излучаемого сигнала, на этом основано СДЦ. А электроника уже может по изменению отраженного сигнала синтезировать "неведимку" во вполне себе четкую метку.
В состав ПВО входят:
РЛС обнаружения 91Н6Е - Дальность 600 км. РЛС работает в режиме постоянной перестройки частоты.
Многофункциональная РЛС управления с ФАР 92Н2Е (Дальность подсвета 400 км). РЛС способна работать при постановке активных помех.
Всевысотная РЛС 96Л6Е и передвижная вышка 40В6М для антенного поста 92Н6Е.
Принцип действия ПВО (С -200, -300, -400, -500) на пальцах
Захват цели происходит на огромном расстоянии, и ракете не обязательно достигать цели "лоб в лоб". Радиовзрыватель срабатывает на малом расстоянии как при промахе, так и при максимальном сближении с целью. Работу доделывает боевая часть, осколки которой имеют своё направление.
Когда радиовзрыватель срабатывает, происходит разлет осколков, тем кто находится рядом, можно сказать, не повезло.
"Если головка самонаведения захватила цель, она никуда не денется и не подорвется. Может быть слабый сигнал, но все равно стреляют и ракета наводится на цель - они даже на сигарету реагируют, которая горит за километр"
- поясняет принцип работы систем экс-замглавкома войск ПВО генерал-полковник Владимир Литвинов.
Стационарные РЛС
Станция типа "Воронеж". На данный момент они размещаются по всей России в количестве 10 штук.
Карта зон охвата станций:
РЛС Дон-2Н, по земле ловит на дальность 2000 км, в высоту ловит 40000 км, может вести 100 межконтинентальных баллистических ракет. Работает в сантиметровом диапазоне.
"Уникальные возможности РЛС "Дон-2Н" были наглядно продемонстрированы в феврале 1994 г. результатами работы в одном из совместных с США экспериментов по обнаружению малоразмерных космических объектов, проводившемся по программе «Одеракс» («ODERACS 1») с целью проверки возможности отслеживания так называемого “космического мусора”.
В ходе этого эксперимента с американского космического корабля «Discovery» (типа "Спейс Шаттл"), выполнявшего миссию STS-60, из грузового отсека с помощью специального устройства в открытый космос были выведены специальные микроспутники - 6 металлических сфер диаметром 5, 10 и 15 сантиметров (по 2 сферы диаметром 2, 4 и 6 дюйма, соответственно).
Пятнадцатисантиметровые сферы обнаружили все РЛС, привлеченные к эксперименту. Сферы диаметром в 10 сантиметров увидели только три радиолокационных станции: две российских и американская РЛС COBRA DANE на Аляске.
РЛС "Дон-2Н" - единственная из всех привлекаемых в мире радиолокационных средств на дальностях 1500-2000 км смогла обнаружить и построить траекторию самого малого космического объекта-шарика диаметром 2 дюйма (5 см). "
Что касается технологии стелс, то борьба с ней была заложена еще при создании систем С-200 и С-300, не говоря уже и о более новых ПВО.
Stealth - техника совмещающая в себе способы снижения видимости боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения с помощью специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий. Технология Stealth основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета. Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Важной характеристикой для "невидимок" является эффективная площадь рассеяния (ЭПР) - способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 - 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии стелс - всего 0,3-0,4 кв.м. Как самолет превращают в невидимку Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей - одну из самых заметных металлических деталей в самолете, - перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал. Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная "бабочка", менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара. В итоге получается самолет с средними боевыми характеристиками. Он не может нести на себе много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже. Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает расположение самолета. Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают. Почему же? Американские невидимки самые невидимые невидимки Если верить американским источникам, которые заявляют, что ЭПР F-35 - 0.0015 м