✔ Конституционный подарок России Сирии: конституция или путь к развалу? - «Политика»
Захар 17-02-2017, 03:01 193 Новости дня / ПолитикаВ январе этого года Россия выступила автором проекта сирийской конституции. Само требование принятия новой конституции целиком исходило от оппозиции, и пойдя на разработку проекта конституции Сирии, Кремль сделал шаг в сторону оппозиции, дезавуировав тем самым конституцию Асада, которую последний одобрил в 2012 году в связи с мятежными событиями в сирийской республике.
Конституция 2012 года разительным образом отличалась от основного закона Сирии 1973 года. Из нее исчезло понятие социализма и социалистических принципов государство-устроительства. Но все же свою уникальность конституция не теряла, чего уже нельзя сказать о российском проекте, списанном под копирку с любой конституции так называемого «побежденного государства». Типа самой путинской России.
О ПРЕАМБУЛЕ КОНСТИТУЦИИ
Россия писала свой проект, опираясь на конституцию Сирии 2012 года, но как говорится, писала она его со «своей колокольни». Из текста исчезли любые упоминания ислама, идейные компоненты. Понятия справедливости, чести, совести сведены к минимуму. Там, где в сирийской конституции был идеологический заряд, все заменили на сухие формулировки в духе западных законов. Это случилось как с основным текстом конституции, так и с преамбулой.
Переписанная преамбула сводится к тому, что народ Сирии заявляет о намерениях, перечень которых приводится. Идеологически выхолощенная преамбула уже не содержит таких постулатов конституции 2012 года, которые были ранее:
— связь Сирии с арабской цивилизацией, близость к арабскому проекту: «Сирийская арабская республика горда своей арабской идентичностью и тем, что её народ является неотъемлемой частью арабской нации. Сирийская арабская республика воплощает эту принадлежность к её национальному и проарабскому проекту и работу для поддержки арабского сотрудничества ради укрепления интеграции и достижения единства арабской нации»;
— борьбу Сирии с Израилем: «Сирия заняла важную политическую позицию, так как она является бьющимся сердцем арабизма, передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире, а также его способностей и благосостояния», ее народ борется именно с Израилем «за освобождение всех оккупированных территорий».
Конечно, либеральные кремлевские эксперты не могли пропустить намека на арабскую идею, хотя сами давно должны были предложить российскую идею миру. Положения об Израиле были обречены на исчезновение из проекта конституции, поскольку вся сирийская авантюра была затеяна США и Израилем, при соучастии путинской России, именно во имя безопасности этого государства, да и уровень сотрудничества кремлевской верхушки с Израилем говорит о тесных партнерских, даже дружественных и родственных отношениях.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРИСЯГА
Исчезла идейная заряженность и в тексте конституционной присяги. Если в действующем варианте звучали слова «родина», «социальная справедливость», «арабская нация», «интересы и свободы народа», то в российском проекте все свелось к прозападной комбинации прав и свобод человека и гражданина.
Упоминание арабской нации в проекте исчезло не только из текста присяги, но и из самой конституции. Приведем две присяги. Присяга конституции 2012 года: «Я клянусь Всемогущим Господом уважать конституцию страны, законы и республиканскую систему, заботиться об интересах и свободах народа, охранять суверенитет родины, независимость, свободу и защищать её территориальную целостность, а также действовать для достижения социальной справедливости и единства Арабской Нации» (ст 7. Конституции 2012 г., далее К). Текст присяги российского проекта конституции: «Я клянусь соблюдать Конституцию и законы, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность государства, всегда действовать в интересах сирийского народа» (ст 17. Проекта Конституции 2017, далее ПрК).
Казалось бы просто присяга, но в действительности — идеологическая установка для всех управленцев, присягающих на конституции.
ИСЛАМ
Наряду с арабской цивилизацией были вычеркнуты и упоминания об исламе. Если в ст. 3 конституции 2012 года говорилось, что «религией президента республики является ислам, исламская юриспруденция должна быть основным источником законодательства», то в российском варианте от ислама решили уйти. Подобное жесткое следование мотивам светского государства оправдано в ценностно выхолощенной Европе, но для Сирии, как и любой другой арабской республики, несмотря на свою многоконфессиональность, ислам остается доминирующей религией, определяющей духовно-мировоззренческий потенциал нации и ее законодательную базу. Если для России и Запада в порядке вещей забыть о своих ценностях, которые проистекают из древней цивилизационной ценностной матрицы, культуры и религии, то для арабской цивилизации это аномалия. Да и сам факт исчезновения требования о принадлежности президента именно к исламу в государстве, где 90% населения — сирийские арабы мусульмане по вероисповеданию, можно назвать верхом либерализма. А точнее, неадекватности.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
В проекте конституции отчетливо виден уклон в сторону децентрализации власти: это и передача части полномочий президента парламенту, и изменение территориального устройства. Во-первых, в проекте появилась курдская автономия. Согласно конституции 2012 года единственным официальным языком для всех был установлен арабский. В российском проекте значится, что «государственные органы и организации Курдской культурной автономии пользуются арабским и курдским языкам как равнозначными» (ст. 4 ПрК). Да и само упоминание курдов в конституции, да еще в контексте культурной автономии, стало полной российской новацией. Ранее Дамаск отказывался признавать как курдов, так и саму возможность создания какой-либо автономии, понимая, что это шаг в сторону парада суверенитетов. Учитывая, что курдский вопрос крайне болезненный для всего региона, существование подобной автономии, да еще у границ с Турцией — это однозначное вмешательство Турции в сирийские дела, на что впрочем Россия уже закрыла глаза, позволив Турции вторгнуться на сирийскую территорию.
Во-вторых, парламент республики предлагается двухпалатным. Появился такой орган как Ассамблея территорий «в целях обеспечения участия представителей административных единиц в принятии законодательства и управлении государством».
Эти инициативы конечно результат попытки привлечь оппозицию, но в условиях гражданской войны с такими подходами децентрализации риски распада государства возрастают. В принципе, такой план реконструируется. Его уши торчат и в российском проекте.
ЗАПРЕТ НА ИДЕОЛОГИЮ
Конституция Сирии не содержит слова «идеология», но даже при этом очевидно, что идеология в стране есть. Российский вариант сирийской конституции в точности повторяет формулировки российской конституции: «в Сирии признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом» (ст.6 ПрК). Кремль даже не удосужился эти формулировки поменять. Исчезло и такое идеологическое положение, как «мученичество ради родины является высшей ценностью, а государство должно гарантировать обеспечение семьям мучеников в соответствии с законом» (Ст.21 К). Из Сирии пожелали сделать такой же безыдейный народ, как из русских в 1993 году. Итог этого в России заметен: падение рождаемости, снижение пассионарной энергии, деградация духовно-нравственных скреп, дичание страны.
ПОПРАННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Полностью повторяет российскую конституции и статья 7 проекта: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Сирии являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Сирии установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Фактически это отказ от собственного суверенитета в пользу международного права, когда нормы внутреннего законодательства становятся вторичными по отношению к международному.
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
Проект конституции в наибольшей степени либерален, и чужд идее участия государства в экономическом управлении страной. Россия попыталась перенести свои рецепты «либерального счастья» на сирийскую экономику. Из конституции были вычеркнуты такие фундаментальные характеристики, как:
— функции государства в управлении экономикой: «национальная экономика должна основываться на принципе развития государственной и частной экономической активности и социальных планов с целью увеличения национального дохода, развития производства, поднятия уровня жизни лиц и созданию рабочих мест» (ст.13 К);
— категория социальной справедливости как непосредственная характеристика государственного участия в управлении экономическими процессами: «экономическая политика государства должна быть нацелена на удовлетворение базовых потребностей лиц и общества с помощью достижения экономического роста и социальной справедливости для того, чтобы достигнуть комплексного, сбалансированного и устойчивого развития» (ст.13 К);
— социальный характер налоговой системы через прогрессивное налогообложение: «налоги должны быть прогрессивны для достижения принципов равенства и социальной справедливости» (ст.13 К);
— понимание, что государство и его институты, природные ресурсы должны служить на благо народу, а не на обогащение узкой группы: «природные ресурсы, услуги, учреждения и акции общественных предприятий должны быть в общественном пользовании, а государство должно инвестировать и контролировать их руководство во благо всего народа, обязанностью граждан является их защита» (ст.14 К).
Все эти положения были упразднены. На их месте появились пресные формулировки о разных видах собственности (частной, государственной, муниципальной и иных формах). Функции государства свелись к тому, что оно «на основе рыночных отношений создает условия для развития экономики, гарантирует свободу предпринимательства, не допускает монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях» (ст. 11 ПрК). Все для бизнеса, но не для народа. И никакой отсылки к прогрессивной шкале налогообложения. В отношении природных ресурсов за фразой «принадлежат народу», стоит указание на интересы бизнеса: «предоставление права на эксплуатацию природных ресурсов или концессии регулируется законом».
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
Разительно отличаются и положения, затрагивающие гуманитарный аспект — семью, уровень жизни, образование, здравоохранение. Если в текущей версии государство понимало, что уровень жизни во многом определяет тренд укрепления семьи — «государство должно защищать и поощрять брак и должно работать над уничтожением материальных и социальных препятствий, мешающих ему» (ст.20 К), то в проекте конституции все сведено к тому, что «государство оберегает ее уклад, ее религиозную, моральную и патриотическую ценность» (ст.12 ПрК), что в принципе является как бы само собой разумеющимся в исламском государстве.
Если в действующей конституции сфера здравоохранения была отдана государству, которое и должно было обеспечить население лечением и медикаментами, то российский проект указывает на коммерциализацию здравоохранения: «государство принимает необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных видов собственности» (ст.28 ПрК). Конституция 2012 года содержала утверждение, что «образование должно быть правом, гарантируемым государством, и оно бесплатно на всех уровнях. Закон должен регулировать случаи, при которых образование не бесплатно в университетах и правительственных учреждениях» (ст.29 К), в то время как в российском проекте государство гарантирует бесплатность лишь одного уровня образования: «государство гарантирует получение бесплатного общего среднего образования. Законом определяются случаи получения бесплатного среднего специального и высшего образования» (ст.29 ПрК). Ушло и понимание фундаментального значения образования, зафиксированное в действующем варианте: «Система образования должна основываться на создании поколения, приверженного своей идентичности, наследию, принадлежности и национальному единству», государство должно «направлять образование для достижения связи между ним и потребностями общества, а также требованиями развития» (ст.29 К).
ПРЕЗИДЕНТ И ПАРЛАМЕНТ
Согласно сирийской конституции парламент имеет право выдвинуть вотум недоверия как всему правительству, так и отдельному министру. Это соответственно ставит сохранение своего министерского поста в прямую зависимость от эффективности работы. Но российский проект оставил возможность исключительно для вотума недоверия правительству.
Российский проект оказался более либерален к потенциальной кандидатуре сирийского президента. Конституция 2012 года создавала барьеры для прозападных кандидатов и для марионеточного президента — выходца не из Сирии. В конституции были прописаны такие важные требования, как наличие «сирийского гражданства по рождению от родителей, имеющих сирийское гражданство по рождению» (ст.84 К), требование «не состоять в браке с женой несирийской национальности», «быть резидентом Сирийской Арабской республики не менее 10 лет беспрерывно до его выдвижения» (ст.84К), что создавало заслон для кандидатур сирийской оппозиции, проживающих за границей Сирии. Российский проект сохранил лишь положение о возрасте не менее 40 лет и сирийском гражданстве. Защитное положение от проникновения кандидатов, живущих на две страны, было прописано и в переходных положениях:
«ни одно лицо, имеющее другое гражданство, кроме гражданства Сирийской Арабской республики, не может занимать пост президента республики, вице-президента, премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров, членов Народной Ассамблеи или членов Верховного Конституционного суда» (ст.152 К). Российский проект уже не содержит этого ограничения.
Если в конституции Асада не прописана процедура отрешения президента от должности, то российский проект содержит инструкцию запуска данной процедуры, что в принципе является руководством к действию для оппозиции в парламенте для конституционного отстранения Асада от власти.
В сравнении с действующей конституцией российский проект предполагает расширение полномочий парламента, в том числе передачу части из них от президента. У парламента появились такие новые функции, как:
— решение вопросов войны и мира (у Ассамблеи территорий, ст. 44 прК), в то время как сейчас в конституции именно президент объявляет войну (ст.102 К);
— отрешение Президента республики от должности (Ассамблея территорий). В конституции не было положения об отрешении президента;
— назначение судей Верховного Конституционного суда;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Сирии.
Таким образом, власть сирийского президента согласно российскому предложению должна быть ослаблена, что явно говорит о переходе от президентской к президентско-парламентской республике.
Россия писала свой проект не под Асада. У Асада есть свой проект обустройства страны, принципы и инструменты государственного управления, обозначенные в конституции 2012 года, хотя и этот вариант претерпел существенные изменения под натиском политических сил. Российский проект создан для оппозиции (креатуры США), притом не воинствующей исламской, а сидящей в резиденциях на Западе и готовых перенять власть через победу на выборах или конституционное отрешение Асада от власти. Ряд положений были переписаны из российской конституции под копирку, как будто речь шла не о конституции суверенного государства, а о конституции колониальной республики, которую лишили даже права именоваться арабской. Российский подход в этом смысле ничем не отличается от западного колониализма, сметающего на своем пути идентичности, ценности, социальную функцию государства, и создающего благоприятные условия для бурного расцвета системы эксплуатации человека человеком.
Читая российский проект конституции для Сирии познаешь в том числе во что превратилась сама путинская Россия.
В январе этого года Россия выступила автором проекта сирийской конституции. Само требование принятия новой конституции целиком исходило от оппозиции, и пойдя на разработку проекта конституции Сирии, Кремль сделал шаг в сторону оппозиции, дезавуировав тем самым конституцию Асада, которую последний одобрил в 2012 году в связи с мятежными событиями в сирийской республике. Конституция 2012 года разительным образом отличалась от основного закона Сирии 1973 года. Из нее исчезло понятие социализма и социалистических принципов государство-устроительства. Но все же свою уникальность конституция не теряла, чего уже нельзя сказать о российском проекте, списанном под копирку с любой конституции так называемого «побежденного государства». Типа самой путинской России. О ПРЕАМБУЛЕ КОНСТИТУЦИИ Россия писала свой проект, опираясь на конституцию Сирии 2012 года, но как говорится, писала она его со «своей колокольни». Из текста исчезли любые упоминания ислама, идейные компоненты. Понятия справедливости, чести, совести сведены к минимуму. Там, где в сирийской конституции был идеологический заряд, все заменили на сухие формулировки в духе западных законов. Это случилось как с основным текстом конституции, так и с преамбулой. Переписанная преамбула сводится к тому, что народ Сирии заявляет о намерениях, перечень которых приводится. Идеологически выхолощенная преамбула уже не содержит таких постулатов конституции 2012 года, которые были ранее: — связь Сирии с арабской цивилизацией, близость к арабскому проекту: «Сирийская арабская республика горда своей арабской идентичностью и тем, что её народ является неотъемлемой частью арабской нации. Сирийская арабская республика воплощает эту принадлежность к её национальному и проарабскому проекту и работу для поддержки арабского сотрудничества ради укрепления интеграции и достижения единства арабской нации»; — борьбу Сирии с Израилем: «Сирия заняла важную политическую позицию, так как она является бьющимся сердцем арабизма, передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире, а также его способностей и благосостояния», ее народ борется именно с Израилем «за освобождение всех оккупированных территорий». Конечно, либеральные кремлевские эксперты не могли пропустить намека на арабскую идею, хотя сами давно должны были предложить российскую идею миру. Положения об Израиле были обречены на исчезновение из проекта конституции, поскольку вся сирийская авантюра была затеяна США и Израилем, при соучастии путинской России, именно во имя безопасности этого государства, да и уровень сотрудничества кремлевской верхушки с Израилем говорит о тесных партнерских, даже дружественных и родственных отношениях. КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРИСЯГА Исчезла идейная заряженность и в тексте конституционной присяги. Если в действующем варианте звучали слова «родина», «социальная справедливость», «арабская нация», «интересы и свободы народа», то в российском проекте все свелось к прозападной комбинации прав и свобод человека и гражданина. Упоминание арабской нации в проекте исчезло не только из текста присяги, но и из самой конституции. Приведем две присяги. Присяга конституции 2012 года: «Я клянусь Всемогущим Господом уважать конституцию страны, законы и республиканскую систему, заботиться об интересах и свободах народа, охранять суверенитет родины, независимость, свободу и защищать её территориальную целостность, а также действовать для достижения социальной справедливости и единства Арабской Нации» (ст 7. Конституции 2012 г., далее К). Текст присяги российского проекта конституции: «Я клянусь соблюдать Конституцию и законы, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность государства, всегда действовать в интересах сирийского народа» (ст 17. Проекта Конституции 2017, далее ПрК). Казалось бы просто присяга, но в действительности — идеологическая установка для всех управленцев, присягающих на конституции. ИСЛАМ Наряду с арабской цивилизацией были вычеркнуты и упоминания об исламе. Если в ст. 3 конституции 2012 года говорилось, что «религией президента республики является ислам, исламская юриспруденция должна быть основным источником законодательства», то в российском варианте от ислама решили уйти. Подобное жесткое следование мотивам светского государства оправдано в ценностно выхолощенной Европе, но для Сирии, как и любой другой арабской республики, несмотря на свою многоконфессиональность, ислам остается доминирующей религией, определяющей духовно-мировоззренческий потенциал нации и ее законодательную базу. Если для России и Запада в порядке вещей забыть о своих ценностях, которые проистекают из древней цивилизационной ценностной матрицы, культуры и религии, то для арабской цивилизации это аномалия. Да и сам факт исчезновения требования о принадлежности президента именно к исламу в государстве, где 90% населения — сирийские арабы мусульмане по вероисповеданию, можно назвать верхом либерализма. А точнее, неадекватности. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В проекте конституции отчетливо виден уклон в сторону децентрализации власти: это и передача части полномочий президента парламенту, и изменение территориального устройства. Во-первых, в проекте появилась курдская автономия. Согласно конституции 2012 года единственным официальным языком для всех был установлен арабский. В российском проекте значится, что «государственные органы и организации Курдской культурной автономии пользуются арабским и курдским языкам как равнозначными» (ст. 4 ПрК). Да и само упоминание курдов в конституции, да еще в контексте культурной автономии, стало полной российской новацией. Ранее Дамаск отказывался признавать как курдов, так и саму возможность создания какой-либо автономии, понимая, что это шаг в сторону парада суверенитетов. Учитывая, что курдский вопрос крайне болезненный для всего региона, существование подобной автономии, да еще у границ с Турцией — это однозначное вмешательство Турции в сирийские дела, на что впрочем Россия уже закрыла глаза, позволив Турции вторгнуться на сирийскую территорию. Во-вторых, парламент республики предлагается двухпалатным. Появился такой орган как Ассамблея территорий «в целях обеспечения участия представителей административных единиц в принятии законодательства и управлении государством». Эти инициативы конечно результат попытки привлечь оппозицию, но в условиях гражданской войны с такими подходами децентрализации риски распада государства возрастают. В принципе, такой план реконструируется. Его уши торчат и в российском проекте. ЗАПРЕТ НА ИДЕОЛОГИЮ Конституция Сирии не содержит слова «идеология», но даже при этом очевидно, что идеология в стране есть. Российский вариант сирийской конституции в точности повторяет формулировки российской конституции: «в Сирии признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом» (ст.6 ПрК). Кремль даже не удосужился эти формулировки поменять. Исчезло и такое идеологическое положение, как «мученичество ради родины является высшей ценностью, а государство должно гарантировать обеспечение семьям мучеников в соответствии с законом» (Ст.21 К). Из Сирии пожелали сделать такой же безыдейный народ, как из русских в 1993 году. Итог этого в России заметен: падение рождаемости, снижение пассионарной энергии, деградация духовно-нравственных скреп, дичание страны. ПОПРАННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ Полностью повторяет российскую конституции и статья 7 проекта: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Сирии являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Сирии установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Фактически это отказ от собственного суверенитета в пользу международного права, когда нормы внутреннего законодательства становятся вторичными по отношению к международному. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА Проект конституции в наибольшей степени либерален, и чужд идее участия государства в экономическом управлении страной. Россия попыталась перенести свои рецепты «либерального счастья» на сирийскую экономику. Из конституции были вычеркнуты такие фундаментальные характеристики, как: — функции государства в управлении экономикой: «национальная экономика должна основываться на принципе развития государственной и частной экономической активности и социальных планов с целью увеличения национального дохода, развития производства, поднятия уровня жизни лиц и созданию рабочих мест» (ст.13 К); — категория социальной справедливости как непосредственная характеристика государственного участия в управлении экономическими процессами: «экономическая политика государства должна быть нацелена на удовлетворение базовых потребностей лиц и общества с помощью достижения экономического роста и социальной справедливости для того, чтобы достигнуть комплексного, сбалансированного и устойчивого развития» (ст.13 К); — социальный характер налоговой системы через прогрессивное налогообложение: «налоги должны быть прогрессивны для достижения принципов равенства и социальной справедливости» (ст.13 К); — понимание, что государство и его институты, природные ресурсы должны служить на благо народу, а не на обогащение узкой группы: «природные ресурсы, услуги, учреждения и акции общественных предприятий должны быть в общественном пользовании, а государство должно инвестировать и контролировать их руководство во благо всего народа, обязанностью граждан является их защита» (ст.14 К). Все эти положения были упразднены. На их месте появились пресные формулировки о разных видах собственности (частной, государственной, муниципальной и иных формах). Функции государства свелись к тому, что оно «на основе рыночных отношений создает условия для развития экономики, гарантирует свободу предпринимательства, не допускает монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях»