Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото» » «Новости Дня»

✔ Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»


Воспитательные дома – инициатива, появившаяся в России в годы правления Екатерины Великой. Такие дома были построены в Москве и Санкт-Петербурге и предназначались для проживания детей-сирот, подкидышей и прочих «неблагополучных» младенцев. Изначально предполагалось, что эти дома станут спасением для таких малышей: здесь их выкормят, обеспечат им содержание, а также обучат грамоте. Однако на практике все оказалось не так радужно: воспитательные дома стали местом массовых младенческих смертей…
Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»


Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»

Московский Воспитательный дом начал свою работу в 1764 году, Санкт-Петербургский – спустя четыре года. Предполагалось, что в таких домах будут воспитываться дети, которые, повзрослев, сформируют т.н. «третье сословие», станут работать на фабриках и развивать производство, будут успешными купцами или людьми искусства. Работу Воспитательных домов курировал специально собранный Опекунский совет. В обязанность опекунов и попечителей входил сбор пожертвований на содержание детей, поскольку государственного финансирования не выделялось. Сама Екатерина регулярно передавала домам многотысячные пожертвования, к тому же призывала и ближайшее окружение.
Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»

Воспитательный дом в Москве.
В Воспитательный дом детей приносили анонимно, малышей охотно принимали без документов. При учреждении работало и родильное отделение, где акушеры оказывали роженицам помощь. Появившиеся на свет младенцы тоже отправлялись в Воспитательные дома.
Казалось бы, инициатива была прекрасной, но положительных результатов добиться не удалось. Во-первых, появилась проблема выкармливания грудных младенцев, которых сотнями несли в дома. Если штат кормилиц оказывался «неукомплектованным», тут же следовала череда голодных смертей. Во-вторых, в домах постоянно случались эпидемии, медицина тогда еще была на примитивном уровне. При том, что дома были рассчитаны на воспитание детей до достижения ими 16-летнего возраста, по факту до этой цифры доживали не более 10% воспитанников.
Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»

Сцены жизни Воспитательного дома в начале 1880-х годов.
Всего в оба дома ежегодно поступало около 30-40 тысяч детей, но, вопреки ожиданиям, заведения не разрастались, а функционировали в привычном режиме. Количество воспитанников регулировалось «естественным отбором». Изменения произошли в 1830 году: согласно распоряжению Николая I, детей отныне брали в Воспитательные дома на несколько месяцев, когда были свободные кормилицы, а после – определяли на воспитание в крестьянские семьи. Правда, почти половина детей до этого перераспределения попросту не доживала.
Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»

Порядок приема детей изменился в 1891 году, было принято решение принимать только младенцев с документами, а подкидышей передавать полиции для дальнейшего разбирательства. Крестьянским семьям, которые соглашались брать детей на воспитание, начислялась ежемесячное содержание – до 4 рублей в месяц. Деньги выплачивались, пока ребенок не достигал 15- (для девочек) и 17-летнего (для мальчиков) возраста.
Из истории воспитательных домов в России ! - «Фото»

Чтобы контролировать приемных родителей была введена система пломбировки детей: на каждого питомца Воспитательного дома (а именно так и именовались дети в то время) надевали шнурок с медальоном. Такое украшение пломбировалось, поэтому «перевесить» его на другого ребенка было невозможно. При предъявлении пломбы выдавались деньги. Сегодня этот метод может показаться негуманным, но в то время придумать другие способы «маркировки» приемных детей было сложно. Фотографий не было, запомнить в лицо каждого малыша сотрудники полиции не могли, и крестьяне часто этим пользовались, «подменяя» умершего приемного ребенка своим собственным, близкого ему по возрасту.

Воспитательные дома – инициатива, появившаяся в России в годы правления Екатерины Великой. Такие дома были построены в Москве и Санкт-Петербурге и предназначались для проживания детей-сирот, подкидышей и прочих «неблагополучных» младенцев. Изначально предполагалось, что эти дома станут спасением для таких малышей: здесь их выкормят, обеспечат им содержание, а также обучат грамоте. Однако на практике все оказалось не так радужно: воспитательные дома стали местом массовых младенческих смертей… Московский Воспитательный дом начал свою работу в 1764 году, Санкт-Петербургский – спустя четыре года. Предполагалось, что в таких домах будут воспитываться дети, которые, повзрослев, сформируют т.н. «третье сословие», станут работать на фабриках и развивать производство, будут успешными купцами или людьми искусства. Работу Воспитательных домов курировал специально собранный Опекунский совет. В обязанность опекунов и попечителей входил сбор пожертвований на содержание детей, поскольку государственного финансирования не выделялось. Сама Екатерина регулярно передавала домам многотысячные пожертвования, к тому же призывала и ближайшее окружение. Воспитательный дом в Москве. В Воспитательный дом детей приносили анонимно, малышей охотно принимали без документов. При учреждении работало и родильное отделение, где акушеры оказывали роженицам помощь. Появившиеся на свет младенцы тоже отправлялись в Воспитательные дома. Казалось бы, инициатива была прекрасной, но положительных результатов добиться не удалось. Во-первых, появилась проблема выкармливания грудных младенцев, которых сотнями несли в дома. Если штат кормилиц оказывался «неукомплектованным», тут же следовала череда голодных смертей. Во-вторых, в домах постоянно случались эпидемии, медицина тогда еще была на примитивном уровне. При том, что дома были рассчитаны на воспитание детей до достижения ими 16-летнего возраста, по факту до этой цифры доживали не более 10% воспитанников. Сцены жизни Воспитательного дома в начале 1880-х годов. Всего в оба дома ежегодно поступало около 30-40 тысяч детей, но, вопреки ожиданиям, заведения не разрастались, а функционировали в привычном режиме. Количество воспитанников регулировалось «естественным отбором». Изменения произошли в 1830 году: согласно распоряжению Николая I, детей отныне брали в Воспитательные дома на несколько месяцев, когда были свободные кормилицы, а после – определяли на воспитание в крестьянские семьи. Правда, почти половина детей до этого перераспределения попросту не доживала. Порядок приема детей изменился в 1891 году, было принято решение принимать только младенцев с документами, а подкидышей передавать полиции для дальнейшего разбирательства. Крестьянским семьям, которые соглашались брать детей на воспитание, начислялась ежемесячное содержание – до 4 рублей в месяц. Деньги выплачивались, пока ребенок не достигал 15- (для девочек) и 17-летнего (для мальчиков) возраста. Чтобы контролировать приемных родителей была введена система пломбировки детей: на каждого питомца Воспитательного дома (а именно так и именовались дети в то время) надевали шнурок с медальоном. Такое украшение пломбировалось, поэтому «перевесить» его на другого ребенка было невозможно. При предъявлении пломбы выдавались деньги. Сегодня этот метод может показаться негуманным, но в то время придумать другие способы «маркировки» приемных детей было сложно. Фотографий не было, запомнить в лицо каждого малыша сотрудники полиции не могли, и крестьяне часто этим пользовались, «подменяя» умершего приемного ребенка своим собственным, близкого ему по возрасту.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→