✔ «Назло бабушке»: Польша монополизирует внутренний рынок топлива - «Энергетика»
MacAlister 8-01-2019, 12:02 193 Новости дня / Энергетика
ПОХОЖИЕ
Операцию по стремительному повышению тарифов на электроэнергию невозможно было провести в атмосфере секретности, ведь многопроцентный рост не только бы сразу же ударил непосредственно по карманам всех без исключения поляков, но и привел бы к повсеместному подорожанию товаров на рынке, в том числе основных продовольственных продуктов.
Чем может завершиться бесконечный дренаж карманов сограждан, уже наглядно демонстрируют протесты «желтых жилеток» во Франции, а для польских властей даже не столь остро выражаемое народное недовольство в этом году абсолютно неприемлемо. Уже в мае ожидаются выборы в Европарламент, куда в погоне за чудесными еврожалованьями рвутся многие ведущие политики правящей партии «Право и справедливость». Затем, осенью этого года, перед польскими политиками маячат парламентские выборы, от которых зависит, удержит ли «Право и справедливость» власть в стране. Поэтому сначала были многочисленные лихорадочные и хаотические обещания представителей правительства нейтрализовать покушение энергетиков на жизненные интересы каждого поляка. После многодневного политического спектакля, граничащего с комедией, в конце концов, буквально в считанные часы до наступления нового года дело закончилось принятием в экспресс-темпе закона о снижении налогов на электроэнергию, что теоретически должно задержать рост цен на нее (как это будет выглядеть на практике, узнаем только после того, как получим первые в новом году счета к оплате).
В этой предновогодней нервозной суматохе никто не заметил шагов официальных кругов на нефтетопливном фронте польской экономики. И вдруг громыхнула весть о том, что принято решение объединить две фирмы, контролируемые государством: более крупную «Орлен» (с нефтеперерабатывающим заводом в Плоцке, 110 км на северо-запад от Варшавы, с сетью из 1,8 тысяч фирменных автозаправок в Польше и около тысячи в Литве, Германии и Чехии, а также с нефтеперерабатывающим заводом в литовских Можейках) с фирмой поменьше, но, по крайней мере, создающей подобие конкуренции на рынке, «Лотосом» (нефтеперерабатывающий завод в Гданьске и сеть из около 500 фирменных автозаправок).
На первый взгляд, очевидно, речь идет о создании в рамках реализуемой польскими властями политики «реполонизации экономики» (выдавливания иностранного капитала из ведущих отраслей, ранее проданных ему зачастую за бесценок) монополии, доминирующей над недобитой конкуренцией. Это, естественно, в первую очередь нанесет серьезный удар по карманам потребителей. Уже сейчас «Орлен» продает на своих заправках самое дорогое топливо в Польше. Хотя его конкурентами являются глобальные концерны — например, British Petroleum (более 500 автозаправок) и Shell (более 400 заправок), нужно понимать, что они не ввозят свой бензин из-за границы, чтобы продать его полякам, а покупают его на месте, на НПЗ. Поэтому, волей-неволей, они находятся в позиции полной зависимости от местных «нефтяных шейхов».
С другой стороны, представители польских властей не очень-то и скрывают международную подоплеку этой монополизации, а именно свою «аллергию» на Россию, причем даже там, где «руки Москвы» совсем нет… Своего рода «аллергия про запас». В данном случае решение польских властей было вызвано опасением, что, мол, появится, не дай бог, инвестор из России и выкупит фирму «Лотос». Для «объединенной» компании, по замыслу польских политиков и их ставленников в хорошо оплачиваемых правлениях топливных компаний, такой инвестор из «страшной» России будет совсем нестрашен.? читать продолжение новости ?
В действительности такой «российской угрозы» уже давно нет. Заинтересованность российского капитала инвестициями в польскую экономику — это песня давно забытых дней. Сегодня антироссийская атмосфера в Польше настолько накалена, что вряд ли кто-либо из трезвомыслящих руководителей российских фирм решился бы на серьезные вложения в польские предприятия стратегического характера.
Компания «Лотос», действительно, была объектом заинтересованности российского капитала, однако инициатива его продажи всегда исходила со стороны польского правительства, и всегда мотивом была надежда залатать за счет полученных от этой сделки денег дырявый государственный бюджет.
В далеком 2002 году, когда у власти в Польше находилось правительство, сформированное Союзом демократических левых сил, а российско-польские отношения были еще в сносном состоянии, приобретением гданьского нефтеперерабатывающего завода был заинтересован «Лукойл». Вагит Алекперов самолично приехал тогда в Варшаву на встречу с польским премьер-министром Лешеком Миллером и обещал ему, кроме приличной цены за завод, также последующие солидные инвестиции — в районе $ 700 млн. Тогдашний президент Александр Квасьневский публично заверял, что «в Польше нет предубеждений к российскому капиталу». Министр государственной казны, который отвечал за выбор инвестора, откровенно признал, что условия сделки, предложенные «Лукойлом», самые выгодные, хотя продажа завода русским отягощена неким «политическим риском». За свои откровения министр был моментально уволен, а процедура продажи закрыта.
Вопрос продажи «Лотоса» вернулся в повестку в 2011 году, уже при новом польском правительстве. Однако и на сей раз мечтам о «политически правильном» инвесторе не суждено было сбыться. Заинтересованность сделкой проявили четыре фирмы, все из России: снова «Лукойл», а также «Газпром-нефть», «Роснефть» и TNK-BP (в которой половина акций, кроме 50% британского British Petroleum, принадлежала Михаилу Фридману, Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику). И ситуация повторилась точь в точь: тогдашний премьер-министр Дональд Туск подчеркивал, что «нет никаких идеологических предпосылок, чтобы говорить категорическое „нет“ инвесторам из России», а когда в финале переговоров среди кандидатов осталась только TNK-BP, власти… снова закрыли процедуру продажи до лучших времен.
«Лукойл», несмотря на всю антипатию польских властей ко всему, что российское, и несмотря на неудачи в попытках купить «Лотос», все-таки вошел в Польшу обходным путем, через… Америку. В 2007 году российский концерн купил у американцев из ConocoPhillips 376 автозаправок в шести европейских странах, работающих под маркой Jet, в том числе 83 таких объекта в Польше.
У компании Алекперова были серьезные планы развития собственной сети до 300 заправок. Водители были восхищены: марка «Лукойл» стала ассоциироваться с самыми конкурентными ценами на топливо, с которыми могли сравняться лишь заправки гипермаркетов. Совершенно иначе подходили к экспансии российского гиганта польские власти — с традиционной подозрительностью, граничащей с враждебностью.
В 2016 году «Лукойл» не выдержал, принял решение о прощании с Польшей. Официально представители концерна говорили о реализации политики «оптимализации», менее официально — о недружественной атмосфере вокруг российского капитала в стране. Ранее концерн эвакуировался из стран, также отличающихся антироссийскими фобиями — из Украины и Эстонии. Затем пришло время Польши вместе с Литвой и Латвией. «Лукойл» продал свои 230 заправок, в том числе 116 — в Польше.
После таких уроков истории трудно ожидать какой-либо заинтересованности российского капитала серьезными вложениями в польские предприятия. Нынешнее же объединение двух нефтетопливных фирм — это по большей части лишь очередное проявление антироссийской истерии, поскольку реального экономического смысла этот шаг не имеет.
По меркам польской экономики, действительно, на рынке появится концерн-гигант, который оценивается в около $ 15 млрд. Но на фоне настоящих гигантов отрасли — как на Западе, так и в России — он всё одно будет «лилипутом». Несмотря на все напыщенные декларации об «энергетической независимости» Польши, которые в последнее время так любит провозглашать президент Анджей Дуда, 80% нефти, импортируемой в Польшу, по-прежнему, поставляется из России, и в ближайшее время ничего в этом отношении не изменится. Поэтому монополизация польского нефтетопливного рынка якобы перед натиском «русских инвесторов» и «происками коварной России» — это классическая битва с ветряными мельницами.
Александр Шторм, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» из Варшавы
Пока поляки под конец минувшего года нервничали по поводу объявленного поставщиками электроэнергии невероятно высокого роста цен на неё в новом году (некоторые из них планировали скачок тарифов аж на 60%), власти втихаря протолкнули другую затею своей «энергетической политики» — решили объединить две существующие в Польше нефтеперерабатывающие компании, контролируемые государством, в один единый концерн. Лейтмотив такого шага предельно традиционен, особенно для нынешних польских властей: болезненная русофобия, в том числе и в экономике. Болезненная — поскольку их нескрываемая цель: противостоять российскому капиталу в приобретении одной из этих компаний, хотя попытка такой покупки — дело давно минувшего прошлого, а российский концерн «Лукойл» как раз из-за той же русофобии польских властей вынужден был вообще свернуть свою деятельность в Польше несколько лет назад. Операцию по стремительному повышению тарифов на электроэнергию невозможно было провести в атмосфере секретности, ведь многопроцентный рост не только бы сразу же ударил непосредственно по карманам всех без исключения поляков, но и привел бы к повсеместному подорожанию товаров на рынке, в том числе основных продовольственных продуктов. Чем может завершиться бесконечный дренаж карманов сограждан, уже наглядно демонстрируют протесты «желтых жилеток» во Франции, а для польских властей даже не столь остро выражаемое народное недовольство в этом году абсолютно неприемлемо. Уже в мае ожидаются выборы в Европарламент, куда в погоне за чудесными еврожалованьями рвутся многие ведущие политики правящей партии «Право и справедливость». Затем, осенью этого года, перед польскими политиками маячат парламентские выборы, от которых зависит, удержит ли «Право и справедливость» власть в стране. Поэтому сначала были многочисленные лихорадочные и хаотические обещания представителей правительства нейтрализовать покушение энергетиков на жизненные интересы каждого поляка. После многодневного политического спектакля, граничащего с комедией, в конце концов, буквально в считанные часы до наступления нового года дело закончилось принятием в экспресс-темпе закона о снижении налогов на электроэнергию, что теоретически должно задержать рост цен на нее (как это будет выглядеть на практике, узнаем только после того, как получим первые в новом году счета к оплате). В этой предновогодней нервозной суматохе никто не заметил шагов официальных кругов на нефтетопливном фронте польской экономики. И вдруг громыхнула весть о том, что принято решение объединить две фирмы, контролируемые государством: более крупную «Орлен» (с нефтеперерабатывающим заводом в Плоцке, 110 км на северо-запад от Варшавы, с сетью из 1,8 тысяч фирменных автозаправок в Польше и около тысячи в Литве, Германии и Чехии, а также с нефтеперерабатывающим заводом в литовских Можейках) с фирмой поменьше, но, по крайней мере, создающей подобие конкуренции на рынке, «Лотосом» (нефтеперерабатывающий завод в Гданьске и сеть из около 500 фирменных автозаправок). На первый взгляд, очевидно, речь идет о создании в рамках реализуемой польскими властями политики «реполонизации экономики» (выдавливания иностранного капитала из ведущих отраслей, ранее проданных ему зачастую за бесценок) монополии, доминирующей над недобитой конкуренцией. Это, естественно, в первую очередь нанесет серьезный удар по карманам потребителей. Уже сейчас «Орлен» продает на своих заправках самое дорогое топливо в Польше. Хотя его конкурентами являются глобальные концерны — например, British Petroleum (более 500 автозаправок) и Shell (более 400 заправок), нужно понимать, что они не ввозят свой бензин из-за границы, чтобы продать его полякам, а покупают его на месте, на НПЗ. Поэтому, волей-неволей, они находятся в позиции полной зависимости от местных «нефтяных шейхов». С другой стороны, представители польских властей не очень-то и скрывают международную подоплеку этой монополизации, а именно свою «аллергию» на Россию, причем даже там, где «руки Москвы» совсем нет… Своего рода «аллергия про запас». В данном случае решение польских властей было вызвано опасением, что, мол, появится, не дай бог, инвестор из России и выкупит фирму «Лотос». Для «объединенной» компании, по замыслу польских политиков и их ставленников в хорошо оплачиваемых правлениях топливных компаний, такой инвестор из «страшной» России будет совсем нестрашен.? читать продолжение новости ? В действительности такой «российской угрозы» уже давно нет. Заинтересованность российского капитала инвестициями в польскую экономику — это песня давно забытых дней. Сегодня антироссийская атмосфера в Польше настолько накалена, что вряд ли кто-либо из трезвомыслящих руководителей российских фирм решился бы на серьезные вложения в польские предприятия стратегического характера. Компания «Лотос», действительно, была объектом заинтересованности российского капитала, однако инициатива его продажи всегда исходила со стороны польского правительства, и всегда мотивом была надежда залатать за счет полученных от этой сделки денег дырявый государственный бюджет. В далеком 2002 году, когда у власти в Польше находилось правительство, сформированное Союзом демократических левых сил, а российско-польские отношения были еще в сносном состоянии, приобретением гданьского нефтеперерабатывающего завода был заинтересован «Лукойл». Вагит Алекперов самолично приехал тогда в Варшаву на встречу с польским премьер-министром Лешеком Миллером и обещал ему, кроме приличной цены за завод, также последующие солидные инвестиции — в районе $ 700 млн. Тогдашний президент Александр Квасьневский публично заверял, что «в Польше нет предубеждений к российскому капиталу». Министр государственной казны, который отвечал за выбор инвестора, откровенно признал, что условия сделки, предложенные «Лукойлом», самые выгодные, хотя продажа завода русским отягощена неким «политическим риском». За свои откровения министр был моментально уволен, а процедура продажи закрыта. Вопрос продажи «Лотоса» вернулся в повестку в 2011 году, уже при новом польском правительстве. Однако и на сей раз мечтам о «политически правильном» инвесторе не суждено было сбыться. Заинтересованность сделкой проявили четыре фирмы, все из России: снова «Лукойл», а также «Газпром-нефть», «Роснефть» и TNK-BP (в которой половина акций, кроме 50% британского British Petroleum, принадлежала Михаилу Фридману, Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику). И ситуация повторилась точь в точь: тогдашний премьер-министр Дональд Туск подчеркивал, что «нет никаких идеологических предпосылок, чтобы говорить категорическое „нет“ инвесторам из России», а когда в финале переговоров среди кандидатов осталась только TNK-BP, власти… снова закрыли процедуру продажи до лучших времен. «Лукойл», несмотря на всю антипатию польских властей ко всему, что российское, и несмотря на неудачи в попытках купить «Лотос», все-таки вошел в Польшу обходным путем, через… Америку. В 2007 году российский концерн купил у американцев из ConocoPhillips 376 автозаправок в шести европейских странах, работающих под маркой Jet, в том числе 83 таких объекта в Польше. У компании Алекперова были серьезные планы развития собственной сети до 300 заправок. Водители были восхищены: марка «Лукойл» стала ассоциироваться с самыми конкурентными ценами на топливо, с которыми могли сравняться лишь заправки гипермаркетов. Совершенно иначе подходили к экспансии российского гиганта польские власти — с традиционной подозрительностью, граничащей с враждебностью. В 2016 году «Лукойл» не выдержал, принял решение о прощании с Польшей. Официально представители концерна говорили о реализации политики «оптимализации», менее официально — о недружественной атмосфере вокруг российского капитала в стране. Ранее концерн эвакуировался из стран, также отличающихся антироссийскими фобиями — из Украины и Эстонии. Затем пришло время Польши вместе с Литвой и Латвией. «Лукойл» продал свои 230 заправок, в том числе 116 — в Польше. После таких уроков истории трудно ожидать какой-либо заинтересованности российского капитала серьезными вложениями в польские предприятия. Нынешнее же объединение двух нефтетопливных фирм — это по большей части лишь очередное проявление антироссийской истерии, поскольку реального экономического смысла этот шаг не имеет. По меркам польской экономики, действительно, на рынке появится концерн-гигант, который оценивается в около $ 15 млрд. Но на фоне настоящих гигантов отрасли — как на Западе, так и в России — он всё одно будет «лилипутом». Несмотря на все напыщенные декларации об «энергетической независимости» Польши, которые в последнее время так любит провозглашать президент Анджей Дуда, 80% нефти, импортируемой в Польшу, по-прежнему, поставляется из России, и в ближайшее время ничего в этом отношении не изменится. Поэтому монополизация польского нефтетопливного рынка якобы перед натиском «русских инвесторов» и «происками коварной России» — это классическая битва с ветряными мельницами. Александр Шторм, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» из Варшавы