✔ «Водка юк»: из Татарстана вышибают админресурсом «Пятерочку»? - «Экономика»
Макар 10-08-2019, 20:03 193 Новости дня / Экономика
ПОХОЖИЕ
19:24Работающей в Республике Татарстан (РТ) сети супермаркетов «Пятерочка» (входит в московский холдинг X5 Retail Group) запретили на неопределенный срок продавать весь алкоголь, кроме пива. В магазинах «Пятерочки» в Казани висят соответствующие объявления. Продавцы говорят покупателям, что надо было покупать водку, вино и коньяк раньше, и что торговые работники якобы предупреждали клиентов о возможном запрете ранее — в устной форме. Сейчас во всех «Пятерочках» Казани водки нет. По-татарски — «водка юк».
Запрет официально действует с 9 августа. Глава Госалкогольинспеции Татарстана Жаудат Ахметханов объясняет меру тем, что в одном из магазинов «Пятерочки» продали крепкий алкоголь подростку, что было зафиксировано судом.
«Плановая, нормальная работа. Мы не аннулируем лицензию, а только приостанавливаем. X5 Retail Group должны направить свои соображения по этому поводу, мы рассмотрим. Это текущая работа Госалкогольинспекции. В прошлом году Госалкогольинспекция за различные нарушения аннулировала пять лицензий на 186 торговых объектов в республике», — пояснил Ахметханов.
Но он же и подчеркнул, что «Пятерочка» ранее никогда не вызывала нареканий у алкогольного регулятора республики.
Крупнейший производитель алкоголя в Татарстане госкомпания «Татспиртпром», партнер «Пятерочки» в республике, также не дает внятного объяснения произошедшему. По словам пресс-секретаря «Татспиртпрома» Регины Гарифуллиной, X5 Retail Group — один из ключевых партнеров «Татспиртпрома», в «Пятерочках» сети еженедельно продается 5–6 тыс. декалитров крепкого алкоголя самого разного ассортимента «Татспиртпрома».
Эксперты утверждают, что Госалкоинспекция поступила по отношению к «Пятерочке» с нарушением закона. В федеральной практике за единичную продажу алкоголя или табака несовершеннолетнему несет ответственность не топ-менеджмент магазина, где это произошло, а конкретный продавец. Не очень похоже, чтобы санкции алкорегулятора по отношению к «Пятерочке» были вызваны заботой о здоровье несовершеннолетних татарстанцев. Если подросток не купит алкоголь в «Пятерочке», он может попытаться сделать это в другом магазине Казани, Набережных Челнов или другого населенного пункта республики. По всей России фиксируются случаи, когда подростки просят взрослых купить им пива или водку, и взрослые нередко идут подросткам навстречу, приобретая алкоголь и не спрашивая, откуда школьники взяли деньги на это. Пиво и другой алкоголь рискуют продавать несовершеннолетним в барах — ради повышения выручки. Не говоря уже о том, что в сельской глубинке дети и подростки покупают алкоголь у знакомых продавщиц или же у частных лиц, производящих на дому самогон и брагу. Такая ситуация типична и для Татарстана.
Внимательно следящие за алкогольным рынком в республике татарстанцы полагают: алкогольные санкции властей республики по отношению к «москвичам» продиктованы защитой коммерческих интересов татарстанских производителей и продавцов крепкого алкоголя. В первую очередь — «Татспиртпрома», с которым аффилированы местные крупные торговые сети «Алкоторг» и «Арыш Мае». В 2015 году гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов поставил перед «Арыш Мае» задачу — значительно увеличить по республике число магазинов шаговой доступности, торгующих продукцией «Татспиртпрома». В 2016 году в Казани открылся 1017-й по счету в Татарстане магазин сети «Арыш Мае». В 2019 году у «Пятерочки» по всему Татарстану насчитывается 660 магазинов. Доля выручки от продажи алкоголя крепче пива в «Пятерочке» 15–17%, остальное приходится на пищевые продукты, табак и промтовары. В «Арыш Мае» же ранее делали основную ставку на крупные розничные продажи алкоголя.
В «Татспиртпроме» объясняют «алкогольную» стратегию тем, что с каждой проданной бутылки водки или пива в бюджет Татарстана уходят от 50 до 100 рублей. «Татспиртпром» действует в тесном взаимодействии с властями Татарстана. Поэтому гендиректор Ирек Миннахметов никогда не скрывал, что для него и властей республики цель оправдывает средства.
«Я вижу „Татспиртпром“ как чисто коммерческую компанию, которая на этом поле борется с такими же коммерсантами. И неважно — компания государственная или частная, потому что правила игры везде одинаковые. Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов поставил очень четкие задачи: стабилизировать рынок республики и вести серьезную экспансию на Россию. А как по-другому? Татарстан — лидер во многих отраслях, наш президент — лидер среди руководителей регионов, у нас принято быть лидером в том деле, которое тебе поручили», — заявил Ирек Миннахметов в декабре 2015 года в интервью казанскому национально-ориентированному изданию «Бизнес-Онлайн».
Миннахметов пришел на работу в «Татспиртпром» из республиканского медиахолдинга «Татмедиа», чьей основной задачей было формирование образа Татарстана как суперблагополучного региона, обязанного своим «успехам» «региональному суверенитету» и экс-президенту, госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву.
Еще один эпизод регионального протекционизма с помощью админресурса Казанского кремля был выявлен в феврале 2017 года. Госалкоинспекция Татарстана велела заклеивать изображение российского двуглавого орла на этикетках продаваемого в республике шампанского «Абрау-Дюрсо» (производство в Новороссийске, Краснодарский край) после чего продажи этого популярного напитка в республике упали. Президент ЗАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов связал «наезды» Казанского кремля на двуглавого орла с тем, что «Татспиртпром» в 2016 году поставил себе задачу экстренным порядком увеличить продажи собственных вин марок Lindelle, Sogno Segreto и «Российское шампанское „Классическое“».
В сентябре 2016 года Казанский кремль «наехал» админресурсом на продаваемую в Татарстане «нетатарскую» водку. Госалкоинспекция Татарстана предписала, чтобы продавцы на привозную водку установили минимальную цену в 321 рубль, и только на производимую «Татспиртпромом» в 190 рублей — как это было тогда предписано Минфином России. Власти Татарстана действовали, нарушая федеральное законодательство. Невыполнение предписания могло повлечь внеплановые проверки у реализаторов. Впрочем, в Госалкоинспеции РТ свою причастность к незаконным водочным санкциями 2016 года отрицают до сих пор.
Муса Ибрагимбеков
Борьба с коррупцией в России
09.08 «Подлог и превышение»: арестован мэр Туапсе
07.08 В СКР настаивают на заочном аресте Гаджимагомедова — Велюра
06.08 Хазария российской коррупции: как это делалось в Астрахани
05.08 В Краснодарском крае пошла под суд еще одна банда полицейских
05.08 В Тольятти обмануты 800 вкладчиков, но суд не спешит запрещать «пирамиду»
Все новости сюжета
10 августа 2019 19:24 Работающей в Республике Татарстан (РТ) сети супермаркетов «Пятерочка» (входит в московский холдинг X5 Retail Group) запретили на неопределенный срок продавать весь алкоголь, кроме пива. В магазинах «Пятерочки» в Казани висят соответствующие объявления. Продавцы говорят покупателям, что надо было покупать водку, вино и коньяк раньше, и что торговые работники якобы предупреждали клиентов о возможном запрете ранее — в устной форме. Сейчас во всех «Пятерочках» Казани водки нет. По-татарски — «водка юк». Запрет официально действует с 9 августа. Глава Госалкогольинспеции Татарстана Жаудат Ахметханов объясняет меру тем, что в одном из магазинов «Пятерочки» продали крепкий алкоголь подростку, что было зафиксировано судом. «Плановая, нормальная работа. Мы не аннулируем лицензию, а только приостанавливаем. X5 Retail Group должны направить свои соображения по этому поводу, мы рассмотрим. Это текущая работа Госалкогольинспекции. В прошлом году Госалкогольинспекция за различные нарушения аннулировала пять лицензий на 186 торговых объектов в республике», — пояснил Ахметханов. Но он же и подчеркнул, что «Пятерочка» ранее никогда не вызывала нареканий у алкогольного регулятора республики. Крупнейший производитель алкоголя в Татарстане госкомпания «Татспиртпром», партнер «Пятерочки» в республике, также не дает внятного объяснения произошедшему. По словам пресс-секретаря «Татспиртпрома» Регины Гарифуллиной, X5 Retail Group — один из ключевых партнеров «Татспиртпрома», в «Пятерочках» сети еженедельно продается 5–6 тыс. декалитров крепкого алкоголя самого разного ассортимента «Татспиртпрома». Эксперты утверждают, что Госалкоинспекция поступила по отношению к «Пятерочке» с нарушением закона. В федеральной практике за единичную продажу алкоголя или табака несовершеннолетнему несет ответственность не топ-менеджмент магазина, где это произошло, а конкретный продавец. Не очень похоже, чтобы санкции алкорегулятора по отношению к «Пятерочке» были вызваны заботой о здоровье несовершеннолетних татарстанцев. Если подросток не купит алкоголь в «Пятерочке», он может попытаться сделать это в другом магазине Казани, Набережных Челнов или другого населенного пункта республики. По всей России фиксируются случаи, когда подростки просят взрослых купить им пива или водку, и взрослые нередко идут подросткам навстречу, приобретая алкоголь и не спрашивая, откуда школьники взяли деньги на это. Пиво и другой алкоголь рискуют продавать несовершеннолетним в барах — ради повышения выручки. Не говоря уже о том, что в сельской глубинке дети и подростки покупают алкоголь у знакомых продавщиц или же у частных лиц, производящих на дому самогон и брагу. Такая ситуация типична и для Татарстана. Внимательно следящие за алкогольным рынком в республике татарстанцы полагают: алкогольные санкции властей республики по отношению к «москвичам» продиктованы защитой коммерческих интересов татарстанских производителей и продавцов крепкого алкоголя. В первую очередь — «Татспиртпрома», с которым аффилированы местные крупные торговые сети «Алкоторг» и «Арыш Мае». В 2015 году гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов поставил перед «Арыш Мае» задачу — значительно увеличить по республике число магазинов шаговой доступности, торгующих продукцией «Татспиртпрома». В 2016 году в Казани открылся 1017-й по счету в Татарстане магазин сети «Арыш Мае». В 2019 году у «Пятерочки» по всему Татарстану насчитывается 660 магазинов. Доля выручки от продажи алкоголя крепче пива в «Пятерочке» 15–17%, остальное приходится на пищевые продукты, табак и промтовары. В «Арыш Мае» же ранее делали основную ставку на крупные розничные продажи алкоголя. В «Татспиртпроме» объясняют «алкогольную» стратегию тем, что с каждой проданной бутылки водки или пива в бюджет Татарстана уходят от 50 до 100 рублей. «Татспиртпром» действует в тесном взаимодействии с властями Татарстана. Поэтому гендиректор Ирек Миннахметов никогда не скрывал, что для него и властей республики цель оправдывает средства. «Я вижу „Татспиртпром“ как чисто коммерческую компанию, которая на этом поле борется с такими же коммерсантами. И неважно — компания государственная или частная, потому что правила игры везде одинаковые. Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов поставил очень четкие задачи: стабилизировать рынок республики и вести серьезную экспансию на Россию. А как по-другому? Татарстан — лидер во многих отраслях, наш президент — лидер среди руководителей регионов, у нас принято быть лидером в том деле, которое тебе поручили», — заявил Ирек Миннахметов в декабре 2015 года в интервью казанскому национально-ориентированному изданию «Бизнес-Онлайн». Миннахметов пришел на работу в «Татспиртпром» из республиканского медиахолдинга «Татмедиа», чьей основной задачей было формирование образа Татарстана как суперблагополучного региона, обязанного своим «успехам» «региональному суверенитету» и экс-президенту, госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Еще один эпизод регионального протекционизма с помощью админресурса Казанского кремля был выявлен в феврале 2017 года. Госалкоинспекция Татарстана велела заклеивать изображение российского двуглавого орла на этикетках продаваемого в республике шампанского «Абрау-Дюрсо» (производство в Новороссийске, Краснодарский край) после чего продажи этого популярного напитка в республике упали. Президент ЗАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов связал «наезды» Казанского кремля на двуглавого орла с тем, что «Татспиртпром» в 2016 году поставил себе задачу экстренным порядком увеличить продажи собственных вин марок Lindelle, Sogno Segreto и «Российское шампанское „Классическое“». В сентябре 2016 года Казанский кремль «наехал» админресурсом на продаваемую в Татарстане «нетатарскую» водку. Госалкоинспекция Татарстана предписала, чтобы продавцы на привозную водку установили минимальную цену в 321 рубль, и только на производимую «Татспиртпромом» в 190 рублей — как это было тогда предписано Минфином России. Власти Татарстана действовали, нарушая федеральное законодательство. Невыполнение предписания могло повлечь внеплановые проверки у реализаторов. Впрочем, в Госалкоинспеции РТ свою причастность к незаконным водочным санкциями 2016 года отрицают до сих пор. Муса Ибрагимбеков Борьба с коррупцией в России 09.08 «Подлог и превышение»: арестован мэр Туапсе 07.08 В СКР настаивают на заочном аресте Гаджимагомедова — Велюра 06.08 Хазария российской коррупции: как это делалось в Астрахани 05.08 В Краснодарском крае пошла под суд еще одна банда полицейских 05.08 В Тольятти обмануты 800 вкладчиков, но суд не спешит запрещать «пирамиду» Все новости сюжета