✔ Поборы и аресты кораблей: какое «добро» дает таможня в Дагестане - «Экономика»
Durham 15-11-2017, 14:00 193 Новости дня / Экономика
ПОХОЖИЕ
В начале ноября на таможенно-логистическом терминале «Виадук» на границе России и Азербайджана дальнобойщики из двух стран организовали масштабную акцию протеста против поборов со стороны таможенников и работников фитосанитарной службы. Большую часть протестующих составили участники прошлогодних акций против системы «Платон». Незадолго до этого под подозрением в получении взятки оказался главный государственный таможенный инспектора поста «Аэропорт-Махачкала», который предложил вернувшейся из Турции туристки оформить «мимо кассы» плату за обнаруженный у нее багаж коммерческого назначения.
Врио главы Дагестана Владимир Васильев отреагировал на проблему максимально оперативно. Уже через неделю он принимал в Махачкале специально приехавшего в Дагестан заместителя директора Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Струкова. Последний сообщил, что его ведомство держит на особом контроле ситуацию на границе с Азербайджаном, где совсем недавно наблюдалось напряжение в связи со скоплением большегрузных автомобилей, а движение по федеральной трассе «Кавказ» было, по сути, парализовано. Незадолго до этого визита пресс-служба Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) сообщила, что ряд критических публикаций о работе таможенных органов Северокавказского региона внимательно изучаются. Затем по поручению Владимира Васильева врио вице-премьера Дагестана Рамазан Джафаров организовал встречу активистов Союза грузоперевозчиков Дагестана (СГД) с руководителями таможенной и фитосанитарной служб и представителями других госорганов.
Однако на этом конфликт не был исчерпан, потому что во время визита в Дагестан Андрея Струкова свои претензии таможенникам предъявили махачкалинские портовики, которые сейчас и так переживают непростые времена из-за резкого падения перевалки через Махачкалу нефти — главного в недавнем прошлом местного груза. Поэтому сейчас для них жизненно важным является наращивание перевалки сухих грузов — зерна, цемента, леса, металла и т. д., причем единственным крупным контрагентом здесь оказывается Иран.
Во время встречи представителей таможни, бизнеса и властей Дагестана заместитель гендиректора АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев напомнил, что не так давно президент Владимир Путин побывал в Иране, по итогам визита был подписан ряд соглашений, в том числе о дальнейшем развитии торгово-экономических отношений. «На практике это не очень получается. Особенно с Северо-Кавказской оперативной таможней (СКОТ). К нам поступает множество жалоб от участников внешнеэкономической деятельности на трудности, возникающие при оформлении документов», — отметил Алиев.
В частности, с начала этого года через Махачкалу было завезено всего 14 тысяч тонн, хотя еще в 2012—2014 годах ежегодно завозилось 330 тысяч тонн, таможенные платежи составляли около 150 млн рублей.
Резко снизилась и перевалка пиломатериала: за 2014–2015 годы 16 предприятий перевалили в Иран через ММТП около 43 тысяч кубометров российского пилолеса, за 9 месяцев этого года — лишь 6 тысяч кубометров, причем на этом рынке осталось всего 3–4 компании. Как пояснил представитель порта, одна из причин этого — решение СКОТ выявлять недостоверное декларирование, в ходе которого оперативная таможня применяла неправильные замеры при взвешивании товара. Было заведено 13 уголовных дел, и хотя все они были прекращены за отсутствием состава преступления, многие компании, работающие с лесоматериалами, были вынуждены перейти в порты Астрахани, сообщил Джамал Алиев.
С 2015 года в импортно-экспортных операциях с Ираном была задействована судоходная компания ООО «Инвест» — единственное оставшееся в Дагестане пароходство. Два года назад в компании было 11 сухогрузов с суммарным дедвейтом более 60 тысяч тонн, численность работников составляла более 200 человек. В 2015 году «Инвест» импортировал из Ирана 330 тысяч тонн цемента, но теперь эти показатели упали до минимума, а в штате пароходства осталось не более 50 человек.
«По поручению руководства Северо-Кавказской оперативной таможни Дагестанская таможня проводит постоянные проверки в отношении ООО „Инвест“. Они шли почти на протяжении двух лет, были истребованы и получены тысячи страниц материалов, производились устные и письменные опросы всех сотрудников судоходной компании, но логического завершения они так и не получили, — заявил в своем обращении к врио главы Дагестана Владимиру Васильеву гендиректор компании Магомед-Расул Исаков. — В офисных помещениях ООО „Инвест“ немотивированно проводились профилактические обыски, были возбуждены надуманные административные дела», арестованы морские суда компании. Ленинский районный суд Махачкалы уже признал бездействие Дагестанской таможни, связанное с волокитой при проведении камеральных проверок, незаконным".
Как сообщил «NOVOSTI-DNY.Ru» юрист «Инвеста» Эльдар Буттаев, после судебного вердикта дагестанская таможня спешно закрыла «камералку», определив, что пароходство работает без нарушений. Но вышестоящая инстанция, то есть СКОТ, по словам Буттаева, данные акты отказывается воспринимать и административные дела не прекращает, уже шесть месяцев держит в заложниках в Астрахани три морских судна. А в середине октября, свидетельствует юрист «Инвеста», в главный офис СКОТ в Минеральных Водах вызвали нескольких сотрудников компании, возбудили на них фиктивные дела по КоАП и удерживали без отдыха, воды и пищи в течение девяти часов.
Неофициально в Дагестане обсуждается версия, что препоны для импорта иранского цемента идут на руку прежде всего крупным российским цементным холдингам, таким как «Евроцемент груп», который владеет крупнейшим в СКФО цемзаводом «Кавказцемент» в Карачаево-Черкесии. С начала последнего по времени экономического кризиса производители цемента оказались в очень непростом положении, поскольку объемы строительства в России стали заметно снижаться. По оценкам компании «ГС-Эксперт», в прошлом году в России было произведено 55 млн тонн цемента, или на 11,4% меньше, чем годом ранее, а за девять месяцев этого года — 42,9 млн тонн, на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом импорт цемента за тот же период вырос на 7%, прежде всего из Казахстана и Белоруссии. Несмотря на то, что в сравнении с внутренними объемами производства импорт сравнительно невелик (около 1,57 млн тонн за девять месяцев этого года), для Дагестана с его немалыми объемами строительства иранский цемент традиционно имеет большое значение. Власти республики не раз заявляли о планах создать собственное производство цемента, но они неизменно оставались на бумаге.
Что же касается ситуации с митингами дальнобойщиков на границе с Азербайджаном, то здесь в Дагестане обсуждается политическая подоплека событий. Невозможно поверить в то, что дальнобойщики годами мирились с поборами, а осенью вдруг опомнились и начали войну, полагает дагестанский экономический обозреватель Андрей Меламедов. По его мнению, очередная акция дальнобойщиков может быть связана с тем, что в декабре в Дагестан намерен приехать Андрей Бажутин — лидер «Объединения перевозчиков России» (ОПР), один из инициаторов протестов против системы «Платон». Ожидается, что Бажутин займется в Дагестане антикоррупционными акциями, приуроченными к кампании по выборам президента России — лидер дальнобойщиков сам заявлял о намерении баллотироваться в президенты, а до этого говорил, что ему и руководству ОПР близка программа Алексея Навального. Но, как отмечает крымский политолог Ленур Усманов, «феномен политического уголовника Навального стал возможным, потому что российские чиновники на местах действуют не лучше самого Навального». В случае с Дагестаном критика в адрес таможни звучит весьма резонно, и врио главы республики Владимир Васильев, похоже, добился единственно верного решения, быстро обеспечив появление в Махачкале крупного чиновника ФТС, который смог на месте услышать обо всех претензиях к его ведомству.
Северо-Кавказская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Махачкалинский морской торговый порт. Фото: vestikavkaza.ruВ хронически неспокойном Дагестане разворачивается очередной скандал — на сей раз связанный с деятельностью таможенных органов. В начале ноября на таможенно-логистическом терминале «Виадук» на границе России и Азербайджана дальнобойщики из двух стран организовали масштабную акцию протеста против поборов со стороны таможенников и работников фитосанитарной службы. Большую часть протестующих составили участники прошлогодних акций против системы «Платон». Незадолго до этого под подозрением в получении взятки оказался главный государственный таможенный инспектора поста «Аэропорт-Махачкала», который предложил вернувшейся из Турции туристки оформить «мимо кассы» плату за обнаруженный у нее багаж коммерческого назначения. Врио главы Дагестана Владимир Васильев отреагировал на проблему максимально оперативно. Уже через неделю он принимал в Махачкале специально приехавшего в Дагестан заместителя директора Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Струкова. Последний сообщил, что его ведомство держит на особом контроле ситуацию на границе с Азербайджаном, где совсем недавно наблюдалось напряжение в связи со скоплением большегрузных автомобилей, а движение по федеральной трассе «Кавказ» было, по сути, парализовано. Незадолго до этого визита пресс-служба Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) сообщила, что ряд критических публикаций о работе таможенных органов Северокавказского региона внимательно изучаются. Затем по поручению Владимира Васильева врио вице-премьера Дагестана Рамазан Джафаров организовал встречу активистов Союза грузоперевозчиков Дагестана (СГД) с руководителями таможенной и фитосанитарной служб и представителями других госорганов. Однако на этом конфликт не был исчерпан, потому что во время визита в Дагестан Андрея Струкова свои претензии таможенникам предъявили махачкалинские портовики, которые сейчас и так переживают непростые времена из-за резкого падения перевалки через Махачкалу нефти — главного в недавнем прошлом местного груза. Поэтому сейчас для них жизненно важным является наращивание перевалки сухих грузов — зерна, цемента, леса, металла и т. д., причем единственным крупным контрагентом здесь оказывается Иран. Во время встречи представителей таможни, бизнеса и властей Дагестана заместитель гендиректора АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев напомнил, что не так давно президент Владимир Путин побывал в Иране, по итогам визита был подписан ряд соглашений, в том числе о дальнейшем развитии торгово-экономических отношений. «На практике это не очень получается. Особенно с Северо-Кавказской оперативной таможней (СКОТ). К нам поступает множество жалоб от участников внешнеэкономической деятельности на трудности, возникающие при оформлении документов», — отметил Алиев. В частности, с начала этого года через Махачкалу было завезено всего 14 тысяч тонн, хотя еще в 2012—2014 годах ежегодно завозилось 330 тысяч тонн, таможенные платежи составляли около 150 млн рублей. Резко снизилась и перевалка пиломатериала: за 2014–2015 годы 16 предприятий перевалили в Иран через ММТП около 43 тысяч кубометров российского пилолеса, за 9 месяцев этого года — лишь 6 тысяч кубометров, причем на этом рынке осталось всего 3–4 компании. Как пояснил представитель порта, одна из причин этого — решение СКОТ выявлять недостоверное декларирование, в ходе которого оперативная таможня применяла неправильные замеры при взвешивании товара. Было заведено 13 уголовных дел, и хотя все они были прекращены за отсутствием состава преступления, многие компании, работающие с лесоматериалами, были вынуждены перейти в порты Астрахани, сообщил Джамал Алиев. С 2015 года в импортно-экспортных операциях с Ираном была задействована судоходная компания ООО «Инвест» — единственное оставшееся в Дагестане пароходство. Два года назад в компании было 11 сухогрузов с суммарным дедвейтом более 60 тысяч тонн, численность работников составляла более 200 человек. В 2015 году «Инвест» импортировал из Ирана 330 тысяч тонн цемента, но теперь эти показатели упали до минимума, а в штате пароходства осталось не более 50 человек. «По поручению руководства Северо-Кавказской оперативной таможни Дагестанская таможня проводит постоянные проверки в отношении ООО „Инвест“. Они шли почти на протяжении двух лет, были истребованы и получены тысячи страниц материалов, производились устные и письменные опросы всех сотрудников судоходной компании, но логического завершения они так и не получили, — заявил в своем обращении к врио главы Дагестана Владимиру Васильеву гендиректор компании Магомед-Расул Исаков. — В офисных помещениях ООО „Инвест“ немотивированно проводились профилактические обыски, были возбуждены надуманные административные дела», арестованы морские суда компании. Ленинский районный суд Махачкалы уже признал бездействие Дагестанской таможни, связанное с волокитой при проведении камеральных проверок, незаконным". Как сообщил «NOVOSTI-DNY.Ru» юрист «Инвеста» Эльдар Буттаев, после судебного вердикта дагестанская таможня спешно закрыла «камералку», определив, что пароходство работает без нарушений. Но вышестоящая инстанция, то есть СКОТ, по словам Буттаева, данные акты отказывается воспринимать и административные дела не прекращает, уже шесть месяцев держит в заложниках в Астрахани три морских судна. А в середине октября, свидетельствует юрист «Инвеста», в главный офис СКОТ в Минеральных Водах вызвали нескольких сотрудников компании, возбудили на них фиктивные дела по КоАП и удерживали без отдыха, воды и пищи в течение девяти часов. Неофициально в Дагестане обсуждается версия, что препоны для импорта иранского цемента идут на руку прежде всего крупным российским цементным холдингам, таким как «Евроцемент груп», который владеет крупнейшим в СКФО цемзаводом «Кавказцемент» в Карачаево-Черкесии. С начала последнего по времени экономического кризиса производители цемента оказались в очень непростом положении, поскольку объемы строительства в России стали заметно снижаться. По оценкам компании «ГС-Эксперт», в прошлом году в России было произведено 55 млн тонн цемента, или на 11,4% меньше, чем годом ранее, а за девять месяцев этого года — 42,9 млн тонн, на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом импорт цемента за тот же период вырос на 7%, прежде всего из Казахстана и Белоруссии. Несмотря на то, что в сравнении с внутренними объемами производства импорт сравнительно невелик (около 1,57 млн тонн за девять месяцев этого года), для Дагестана с его немалыми объемами строительства иранский цемент традиционно имеет большое значение. Власти республики не раз заявляли о планах создать собственное производство цемента, но они неизменно оставались на бумаге. Что же касается ситуации с митингами дальнобойщиков на границе с Азербайджаном, то здесь в Дагестане обсуждается политическая подоплека событий. Невозможно поверить в то, что дальнобойщики годами мирились с поборами, а осенью вдруг опомнились и начали войну, полагает дагестанский экономический обозреватель Андрей Меламедов. По его мнению, очередная акция дальнобойщиков может быть связана с тем, что в декабре в Дагестан намерен приехать Андрей Бажутин — лидер «Объединения перевозчиков России» (ОПР), один из инициаторов протестов против системы «Платон». Ожидается, что Бажутин займется в Дагестане антикоррупционными акциями, приуроченными к кампании по выборам президента России — лидер дальнобойщиков сам заявлял о намерении баллотироваться в президенты, а до этого говорил, что ему и руководству ОПР близка программа Алексея Навального. Но, как отмечает крымский политолог Ленур Усманов, «феномен политического уголовника Навального стал возможным, потому что российские чиновники на местах действуют не лучше самого Навального». В случае с Дагестаном критика в адрес таможни звучит весьма резонно, и врио главы республики Владимир Васильев, похоже, добился единственно верного решения, быстро обеспечив появление в Махачкале крупного чиновника ФТС, который смог на месте услышать обо всех претензиях к его ведомству. Северо-Кавказская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»