После визита короля: Ждать ли Поволжью и Северному Кавказу саудовских денег - «Экономика» » «Новости Дня»

✔ После визита короля: Ждать ли Поволжью и Северному Кавказу саудовских денег - «Экономика»


После визита короля: Ждать ли Поволжью и Северному Кавказу саудовских денег - «Экономика»
Рамзан Кадыров и Рустам Минниханов. Фото: kazanfirst.ru
Прошедший на высоком уровне первый в истории визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абделазиза аль-Сауда 4–6 октября в Москву завершился подписанием целого пакета договоров о сотрудничестве — в сфере энергетики, промышленности, АПК, медицины, гуманитарных проектов между Россией и КСА. Среди обсуждаемых тем президентом России Владимиром Путиным и королем Салманом были ситуация вокруг палестинской проблемы и опасения Эр-Рияда относительно усиления позиций Ирана.
Однако в новейшей истории российско-саудовских отношений до сих пор черным пятном остается проблема идеологической экспансии Саудовской Аравии на российскую умму в 1990-х и начале 2000-х годов, эхо ее по-прежнему ощущается. Итогом стало распространение ваххабизма (государственной идеологии Саудовской Аравии — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru») в России. Большинство специалистов считают это обстоятельство основной причиной радикализации уммы и вовлечения российских мусульман в ряды террористических организаций как внутри страны, так и за ее пределами. С приходом к власти Владимира Путина контроль за идеологической составляющей в религиозной сфере усилился, к вопросу о ваххабизме подошли более решительно, начав борьбу с его распространением. Однако сказать, что проблема решена окончательно, пока, к сожалению, нельзя.
На фоне наметившегося потепления между Эр-Риядом и Москвой у наблюдателей возникает вопрос, в каком виде теперь будет проявляться интерес Саудовской Аравии к регионам России, где есть значительный процент мусульман. Следует отметить, что во время визита короля Салмана на переговоры были приглашены руководители Чечни, Татарстана, Башкирии, Ингушетии, а во время обеда, данного от имени президента России Владимира Путина в честь саудовского короля, приняли участие российские муфтии.
В этой связи «NOVOSTI-DNY.Ru» решило поинтересоваться мнением российских востоковедов, исламоведов, экономистов и политологов относительно перспектив усиления влияния Саудовской Аравии в Поволжье и на Северном Кавказе.
Востоковед Игорь Панкратенко убежден, что влияние Эр-Рияда в регионах компактного проживания мусульман в России теперь только усилится. «Наследный принц аль-Валид бин Талал бин Абделазиз аль-Сауд, сын нынешнего короля, уже встречался с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. В отношении тех проектов, которые саудиты готовы реализовывать (пусть скромно, со скрипом, но готовы) они ставят условие, что большая их часть — в особенности по АПК и в гуманитарной сфере — должны быть реализованы именно в этих регионах. Кроме того, и в этот раз они настаивали на возможности открытия культурно-образовательных центров, причем со стопроцентным финансированием с их стороны». Востоковед добавил, что «саудиты выразили желание еще и окормлять в культурно-религиозном плане мигрантов из Средней Азии, работающих в российской столице и крупных городах Европейской части РФ».
Политолог из Уфы Аббас Галлямов напомнил, что Саудовская Аравия уже проявляла интерес к Башкирии: «В 2011—2012 годах саудиты активно интересовались перспективами инвестирования в Башкирии. В Уфу несколько раз прилетали члены королевской семьи, Рустэм Хамитов (глава республики — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ) тоже летал к ним». Однако, делает вывод Галлямов, серьезного результата эти контакты не дали: «В конце концов, правда, ничего не вышло, но это случилось по вине башкирской стороны, а не по вине арабов. Те были настроены достаточно решительно». Впрочем, политолог не исключает, что сейчас на новом этапе российско-саудовского отношений ситуация может поменяться: «Лично я никаких препятствий этому не вижу».
Эксперт Фонда политической культуры, политолог Андрей Арешев предлагает не торопиться с выводами: «Мне представляется, что будущее покажет реализуемость подписанных соглашений. Саудовская Аравия традиционно проявляла интерес к некоторым регионам Северного Кавказа и Поволжья, что в условиях дезинтеграции 1990-х годов далеко не всегда имело позитивные последствия». Эксперт, правда, считает, что «к сегодняшнему дню ситуация качественно изменилась, но, тем не менее, на мой взгляд, экономическую прагматику в российско-саудовских отношениях, в том числе на уровне регионов, следует чётко отделять от попыток политико-идеологического влияния».
Старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы Денис Соколов предлагает не отождествлять экономическое сотрудничество и идеологическое влияние Саудовской Аравии: «Бизнес и идеология — как масло и вода, несовместимы друг с другом. Поэтому — если такая тенденция появления интереса к мусульманам России станет реальной — мы имеем дело с политическими интересами Королевства Саудовская Аравия, а не с экономическими». Эксперт рекомендует не спешить с выводами: «Может быть много спекуляций на тему бенефициаров этой политики, но мне кажется, что бизнес перевесит и инвестиции будут, если будут, не в ислам, а в атомную энергетику как бизнес, в сельское хозяйство (земли у нас много, например) и т. д.».
Глава Экспертного совета Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике Моисей Фурщик считает, что саудовские инвесторы не имеют жестких региональных ограничений. «В этом смысле показательно их намерение вложиться в строительство дублера Кутузовского проспекта в Москве», — приводит он пример инвестирования саудитами в российскую экономику. В то же время Фурщик предполагает, что «российские регионы компактного проживания мусульман будут обладать определенным приоритетом, так как саудовские инвестиции часто имеют идеологический подтекст». «Но все равно предлагаемые проекты должны иметь убедительную экономическую составляющую. Например, Северный Кавказ может быть интересен им, прежде всего, крупными проектами в сфере АПК и логистики», — резюмирует эксперт.
Известный исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев видит в визите короля Саудовской Аравии в Москву общую тенденцию на усиление влияния России на Ближнем Востоке: «Несмотря на алармистские прогнозы последних несколько лет, будто бы поддержка Москвой законного правительства Башара Асада в Сирии приведет к враждебности всего арабского мира к России, мы видим, что сейчас сами арабские страны, причем даже те, где ваххабизм является государственной идеологией, стремятся подружиться с Россией: и Катар, и вот Саудовская Аравия заинтересованы в улучшении связей с Москвой».
Силантьев считает ошибочным мнение, что потепление отношений с Саудовской Аравией приведет к усилению идеологического влияния на Поволжье и Северный Кавказ: «Не надо отождествлять внешнюю и внутреннюю политику. Дружить с кем-то во вне — это не значит позволять распространять свои ценности внутри страны. Поэтому наивно полагать, что от встречи президента РФ Владимира Путина с саудовским королем Салманом российские ваххабиты что-то выиграют». Исламовед также прокомментировал встречу главы Саудовской Аравии с российскими муфтиями. Он обратил внимание, что помимо традиционного присутствия на важных государственных приемах пятерки глав крупнейших муфтиятов — председателя Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджутдина, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева, на обеде в честь саудовского короля были также муфтий Чечни Салах Межиев, муфтий Крыма Эмирали Аблаев муфтий Москвы и Чувашии Альбир Крганов. «Участие Крганова особенно примечательно, ведь тем самым его вводят в высшую лигу исламского духовенства страны, которое за таковую признают федеральные власти. Это, безусловно, уязвило Равиля Гайнутдина, который болезненно воспринимает Альбира-хазрата, видя в нем конкурента за то, чтобы представлять мусульман Москвы».
Силантьев также с недоумением оценил слова министра культуры России Владимира Мединского, который после подписании соглашения о сотрудничестве с министерством культуры и информации Саудовской Аравии и открытия выставки «Королевство — взгляд изнутри» в Новом Манеже в Москве заявил, что «Саудовская Аравия, колыбель арабской цивилизации, подарила миру много великих учёных, мыслителей, писателей, поэтов … Я с удовольствием приглашаю всех гостей Недели культуры Саудовской Аравии в России познакомиться с культурой, а потом по возможности, вне зависимости от религиозных убеждений, совершить поездку в эту замечательную древнюю страну». «Мединский — доктор исторических наук, и как историк должен был бы знать, что Саудовская Аравия как государство существует с 1932 года, и я сомневаюсь, что он сам может назвать хоть одного великого ученого или поэта. Да и несколько странно слышать от него приглашение посетить Саудовскую Аравию россиянам независимо от религиозных убеждений, ведь самые известные достопримечательности этой страны находятся в Мекке и Медине, посетить которые немусульмане, включая и Мединского, вообще не могут никак», — отметил Силантьев.
Своим мнением относительно перспектив влияния Саудовской Аравии на Поволжье поделился исламский богослов из Татарстана, научный сотрудник Центра исламоведческих исследований АНТ Рустам Батров. «Саудовцы заново начали проявлять интерес к „мусульманским“ республикам России около года назад. В январе этого года в Москве в отеле „Ритц-Карлтон“ прошел круглый стол под названием „Салафия: факты и домыслы“. Де-факто эту площадку саудовцы использовали для презентации своего намерения вернуть былые позиции в России, которые они утратили в связи с тем, что в нашей стране началась системная работа по противодействию распространению идеологии религиозного радикализма. Они не скрывали своих планов, более того активно искали себе контрагентов. Многие участники круглого стола, особенно из числа мусульманских деятелей, крайне негативно восприняли данные планы, помня о негативном опыте, который мы имели в связи с распространением среди российских мусульман нетрадиционных для нас течений ислама. Но нашлись и те, кого не смущали подобные планы Саудовской Аравии. В продолжение заявленных тогда целей через некоторое время в Татарстане высадился гуманитарный „десант“ из числа саудовской научной и дипломатической общественности. В рамках этого визита члены саудовской делегации встретилась с муфтием Татарстана, прочли лекции в Российском исламском институте и провели круглый стол в Казанском федеральном университете. Так что лед тронулся», — поделился своим видением ситуации богослов. Батров также высказал пожелание: «Будем надеяться, что у нашего общества хватит мудрости не наступать второй раз на одни и те же грабли», имея ввиду 1990-е годы, когда с развалом СССР в среде мусульман начали вести деятельность разного рода исламские «благотворительные фонды» саудовского происхождения. «Что же касается сотрудничества в экономической сфере, то, думаю, наши страны могли бы быть друг другу полезными», — резюмировал Рустам-хазрат.
Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», несмотря на многолетние попытки Татарстана привлечь арабские инвестиции, включая ежегодные экономические «халяль-саммиты» в Казани, результатами похвастаться пока нельзя. Некоторые успехи в этом направлении есть в Чечне, где глава Рамзан Кадыров сумел для строительства Международного университета в Грозном пригласить в соучредители наследного принца ОАЭ Мухаммеда бен Заид аль-Нахайана. Однако в остальном арабские шейхи пока не готовы вкладывать свои деньги в экономические проекты в России, включая регионы компактного проживания мусульман.

Рамзан Кадыров и Рустам Минниханов. Фото: kazanfirst.ruПрошедший на высоком уровне первый в истории визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абделазиза аль-Сауда 4–6 октября в Москву завершился подписанием целого пакета договоров о сотрудничестве — в сфере энергетики, промышленности, АПК, медицины, гуманитарных проектов между Россией и КСА. Среди обсуждаемых тем президентом России Владимиром Путиным и королем Салманом были ситуация вокруг палестинской проблемы и опасения Эр-Рияда относительно усиления позиций Ирана. Однако в новейшей истории российско-саудовских отношений до сих пор черным пятном остается проблема идеологической экспансии Саудовской Аравии на российскую умму в 1990-х и начале 2000-х годов, эхо ее по-прежнему ощущается. Итогом стало распространение ваххабизма (государственной идеологии Саудовской Аравии — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru») в России. Большинство специалистов считают это обстоятельство основной причиной радикализации уммы и вовлечения российских мусульман в ряды террористических организаций как внутри страны, так и за ее пределами. С приходом к власти Владимира Путина контроль за идеологической составляющей в религиозной сфере усилился, к вопросу о ваххабизме подошли более решительно, начав борьбу с его распространением. Однако сказать, что проблема решена окончательно, пока, к сожалению, нельзя. На фоне наметившегося потепления между Эр-Риядом и Москвой у наблюдателей возникает вопрос, в каком виде теперь будет проявляться интерес Саудовской Аравии к регионам России, где есть значительный процент мусульман. Следует отметить, что во время визита короля Салмана на переговоры были приглашены руководители Чечни, Татарстана, Башкирии, Ингушетии, а во время обеда, данного от имени президента России Владимира Путина в честь саудовского короля, приняли участие российские муфтии. В этой связи «NOVOSTI-DNY.Ru» решило поинтересоваться мнением российских востоковедов, исламоведов, экономистов и политологов относительно перспектив усиления влияния Саудовской Аравии в Поволжье и на Северном Кавказе. Востоковед Игорь Панкратенко убежден, что влияние Эр-Рияда в регионах компактного проживания мусульман в России теперь только усилится. «Наследный принц аль-Валид бин Талал бин Абделазиз аль-Сауд, сын нынешнего короля, уже встречался с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. В отношении тех проектов, которые саудиты готовы реализовывать (пусть скромно, со скрипом, но готовы) они ставят условие, что большая их часть — в особенности по АПК и в гуманитарной сфере — должны быть реализованы именно в этих регионах. Кроме того, и в этот раз они настаивали на возможности открытия культурно-образовательных центров, причем со стопроцентным финансированием с их стороны». Востоковед добавил, что «саудиты выразили желание еще и окормлять в культурно-религиозном плане мигрантов из Средней Азии, работающих в российской столице и крупных городах Европейской части РФ». Политолог из Уфы Аббас Галлямов напомнил, что Саудовская Аравия уже проявляла интерес к Башкирии: «В 2011—2012 годах саудиты активно интересовались перспективами инвестирования в Башкирии. В Уфу несколько раз прилетали члены королевской семьи, Рустэм Хамитов (глава республики — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ) тоже летал к ним». Однако, делает вывод Галлямов, серьезного результата эти контакты не дали: «В конце концов, правда, ничего не вышло, но это случилось по вине башкирской стороны, а не по вине арабов. Те были настроены достаточно решительно». Впрочем, политолог не исключает, что сейчас на новом этапе российско-саудовского отношений ситуация может поменяться: «Лично я никаких препятствий этому не вижу». Эксперт Фонда политической культуры, политолог Андрей Арешев предлагает не торопиться с выводами: «Мне представляется, что будущее покажет реализуемость подписанных соглашений. Саудовская Аравия традиционно проявляла интерес к некоторым регионам Северного Кавказа и Поволжья, что в условиях дезинтеграции 1990-х годов далеко не всегда имело позитивные последствия». Эксперт, правда, считает, что «к сегодняшнему дню ситуация качественно изменилась, но, тем не менее, на мой взгляд, экономическую прагматику в российско-саудовских отношениях, в том числе на уровне регионов, следует чётко отделять от попыток политико-идеологического влияния». Старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы Денис Соколов предлагает не отождествлять экономическое сотрудничество и идеологическое влияние Саудовской Аравии: «Бизнес и идеология — как масло и вода, несовместимы друг с другом. Поэтому — если такая тенденция появления интереса к мусульманам России станет реальной — мы имеем дело с политическими интересами Королевства Саудовская Аравия, а не с экономическими». Эксперт рекомендует не спешить с выводами: «Может быть много спекуляций на тему бенефициаров этой политики, но мне кажется, что бизнес перевесит и инвестиции будут, если будут, не в ислам, а в атомную энергетику как бизнес, в сельское хозяйство (земли у нас много, например) и т. д.». Глава Экспертного совета Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике Моисей Фурщик считает, что саудовские инвесторы не имеют жестких региональных ограничений. «В этом смысле показательно их намерение вложиться в строительство дублера Кутузовского проспекта в Москве», — приводит он пример инвестирования саудитами в российскую экономику. В то же время Фурщик предполагает, что «российские регионы компактного проживания мусульман будут обладать определенным приоритетом, так как саудовские инвестиции часто имеют идеологический подтекст». «Но все равно предлагаемые проекты должны иметь убедительную экономическую составляющую. Например, Северный Кавказ может быть интересен им, прежде всего, крупными проектами в сфере АПК и логистики», — резюмирует эксперт. Известный исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев видит в визите короля Саудовской Аравии в Москву общую тенденцию на усиление влияния России на Ближнем Востоке: «Несмотря на алармистские прогнозы последних несколько лет, будто бы поддержка Москвой законного правительства Башара Асада в Сирии приведет к враждебности всего арабского мира к России, мы видим, что сейчас сами арабские страны, причем даже те, где ваххабизм является государственной идеологией, стремятся подружиться с Россией: и Катар, и вот Саудовская Аравия заинтересованы в улучшении связей с Москвой». Силантьев считает ошибочным мнение, что потепление отношений с Саудовской Аравией приведет к усилению идеологического влияния на Поволжье и Северный Кавказ: «Не надо отождествлять внешнюю и внутреннюю политику. Дружить с кем-то во вне — это не значит позволять распространять свои ценности внутри страны. Поэтому наивно полагать, что от встречи президента РФ Владимира Путина с саудовским королем Салманом российские ваххабиты что-то выиграют». Исламовед также прокомментировал встречу главы Саудовской Аравии с российскими муфтиями. Он обратил внимание, что помимо традиционного присутствия на важных государственных приемах пятерки глав крупнейших муфтиятов — председателя Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджутдина, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева, на обеде в честь саудовского короля были также муфтий Чечни Салах Межиев, муфтий Крыма Эмирали Аблаев муфтий Москвы и Чувашии Альбир Крганов. «Участие Крганова особенно примечательно, ведь тем самым его вводят в высшую лигу исламского духовенства страны, которое за таковую признают федеральные власти. Это, безусловно, уязвило Равиля Гайнутдина, который болезненно воспринимает Альбира-хазрата, видя в нем конкурента за то, чтобы представлять мусульман Москвы». Силантьев также с недоумением оценил слова министра культуры России Владимира Мединского, который после подписании соглашения о сотрудничестве с министерством культуры и информации Саудовской Аравии и открытия выставки «Королевство — взгляд изнутри» в Новом Манеже в Москве заявил, что «Саудовская Аравия, колыбель арабской цивилизации, подарила миру много великих учёных, мыслителей, писателей, поэтов … Я с удовольствием приглашаю всех гостей Недели культуры Саудовской Аравии в России познакомиться с культурой, а потом по возможности, вне зависимости от религиозных убеждений, совершить поездку в эту замечательную древнюю страну». «Мединский — доктор исторических наук, и как историк должен был бы знать, что Саудовская Аравия как государство существует с 1932 года, и я сомневаюсь, что он сам может назвать хоть одного великого ученого или поэта. Да и несколько странно слышать от него приглашение посетить Саудовскую Аравию россиянам независимо от религиозных убеждений, ведь самые известные достопримечательности этой страны находятся в Мекке и Медине, посетить которые немусульмане, включая и Мединского, вообще не могут никак», — отметил Силантьев. Своим мнением относительно перспектив влияния Саудовской Аравии на Поволжье поделился исламский богослов из Татарстана, научный сотрудник Центра исламоведческих исследований АНТ Рустам Батров. «Саудовцы заново начали проявлять интерес к „мусульманским“ республикам России около года назад. В январе этого года в Москве в отеле „Ритц-Карлтон“ прошел круглый стол под названием „Салафия: факты и домыслы“. Де-факто эту площадку саудовцы использовали для презентации своего намерения вернуть былые позиции в России, которые они утратили в связи с тем, что в нашей стране началась системная работа по противодействию распространению идеологии религиозного радикализма. Они не скрывали своих планов, более того активно искали себе контрагентов. Многие участники круглого стола, особенно из числа мусульманских деятелей, крайне негативно восприняли данные планы, помня о негативном опыте, который мы имели в связи с распространением среди российских мусульман нетрадиционных для нас течений ислама. Но нашлись


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→