✔ Фейковые туристы и "мулы": как работают украинские контрабандисты - «Финансы»
Baldwin 11-09-2017, 15:00 193 Экономика / ФинансыВ государственную казну не поступают миллиарды гривен
В западной Украине процветает организованное сообщество, которое на промышленном уровне обеспечивает всю страну контрабандными товарами: от электроники и обуви до автозапчастей. О простых схемах контрабанды, которая ежегодно вынимает из Госбюджета десятки миллиардов гривен, пишет ЭП.
Западную границу Украины де-факто контролируют контрабандисты. Для большинства жителей близлежащих регионов контрабанда стала единственным способом заработка и жизненной философией, для сотрудников таможни - условием незаконного обогащения, а для предпринимателей - бизнес-моделью.
Контрабандисты создают для страны нулевую ценность, но через них ежегодно проходят миллиарды. Миллионам украинцев выгодно покупать контрабандные товары, потому что они на 30-50% дешевле официально ввезенных.
Лимит 500 евро в сутки
“За январь-июль 2017 года в рамках эксперимента по перечислению на реконструкцию дорог 50% от перевыполнения поступлений таможенных платежей ГФС обеспечила 8,11 млрд грн“, - рассказывает и о.председателя ведомства Мирослав Продан.
Однако эти 8,11 млрд грн - копейки по сравнению с десятками миллиардов, которые не поступают в государственную казну из-за неэффективной и откровенно коррупционной деятельности отдельных руководителей областных таможенных служб ГФС и отдельных таможенных постов ГФС.
Например, только с польско-украинской границы в бюджет в 2017 году не поступят примерно 9 млрд грн таможенных платежей. Одна из ключевых схем черного импорта действует, прикрываясь нормами Таможенного кодекса. Эта норма разрешает без уплаты пошлин и НДС один раз в сутки завозить в Украину по суше или морю товары на сумму до 500 евро.
Эта норма применяется к “товарам, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины гражданами для личных, семейных и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности“.
Однако в реальности смысл суточного лимита 500 евро давно свелся исключительно к коммерции или, проще говоря, к контрабанде. Только за первые шесть месяцев 2017 года и только из Польши в Украину по “лимиту 500 евро“ было завезено товаров примерно на 22,5 млрд грн. Эту цифру легко высчитать.
Журналист Евгений Плинский в апреле 2017 года провел подробное расследование схемы контрабанды по “лимиту 500 евро“. Он направил в Минфин Польши официальный запрос. В запросе он попросил назвать количество так называемых бланков Tax free, по которым был ввезен товар из Польши в Украину.
Бланк Tax free - важный элемент в схеме контрабанды. Контрабандисты предъявляют бланк сотрудникам ГФС на границе как доказательство, что товар ввозится в личных целях. Сотрудники ГФС принимают такое доказательство, но не бесплатно. За каждый бланк Tax free реальный владелец контрабандного товара платит представителям таможенного поста 20 гривен.
В ответе польский Минфин написал, что за первую половину 2017 года на польско-украинской границе было зарегистрировано 1 438 963 бланков Tax free.
“Учитывая, что все везут, подгоняя под 500 евро, можем посчитать, что за полгода в Украину по такой схеме только из Польши было ввезено товаров почти на 750 млн евро. За год получается 1,5 млрд евро“, - говорит Плинский.
Одежда, обувь, электроника, компьютеры - все это, как следует из ответа польского Минфина, промышленными партиями без уплаты налогов при молчаливом согласии ГФС попадает на территорию Украины.
Никого особо не смущает, что одни и те же люди, которые живут в стране со средней зарплатой 236 евро, каждый день у них на глазах перевозят товар на 500 евро. Так происходит из месяца в месяц, из года в год.
Рентабельность 53%
Бизнес контрабандистов фантастически рентабелен. Они не только не платят НДС 20% и таможенную пошлину 10% - они даже получают денежную компенсацию. Польша им платит 23% от стоимости товара. Происходит это в рамках системы возврата суммы НДС, которая называется Tax free.
НДС возвращается за покупки, сделанные иностранными гражданами при выезде из страны, в которой они были приобретены. Система действует примерно в 50 странах мира, в частности, в Польше, Венгрии, Словакии.
Таким образом, если из Польши в коммерческих целях официально импортировать, например, телевизор стоимостью 500 евро, то в Украине его цена будет не менее 650 евро (500 евро + 20% НДС + 10% пошлина). Если же этот телевизор стоимостью 500 евро “импортировать“ по действующей схеме, в Украине его цена составит 385 евро. Разница достигает 265 евро.
Разброс цен на контрабандную и легальную электронику виден на ресурсе сравнения цен. В качестве примера - телевизор Samsung UE49K5100.
Ежедневно тысячи жителей приграничных областей выезжают в Польшу, Венгрию, Словакию. На расположенных вблизи от границы складах они получают товар в рамках лимита 500 евро и едут к границе с Украиной.
Многокилометровые автомобильные очереди в Украину - это не десятки тысяч туристов из стран Западной Европы спешат отдохнуть в Украине. Это “мулы“ с украинским паспортом - они везут контрабанду. Каждый день эти люди тратят в очереди на выезд и въезд в Украину по 12 часов.
Чтобы не идти порожняком в Европу, они также контрабандой перевозят туда сигареты и водку. На обратном пути “мулы“ свозят на приграничные склады в Украине одежду, обувь, электронику, компьютеры.
Оттуда товар развозят по всей стране. Затем продают через множество интернет-магазинов, где конечным продавцом выступает физическое лицо-предприниматель на едином налоге.
Бюджет теряет 25-70 млрд грн
Официальные импортеры электроники и обуви на условиях анонимности подтвердили существование описанной схемы. Они подчеркивают общественную опасность процессов, происходящих на западной таможне.
Во-первых, искажается конкуренция между легальными импортерами, которые платят НДС и пошлину, и недобросовестными импортерами, которые такие налоги не платят. Это стимулирует переход добросовестных импортеров в тень.
Во-вторых, госбюджет ежегодно недополучает 25-70 млрд гривен.
Иными словами, госструктура, на которую Кабмин возложил задачу по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а закон наделил правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, не может разоблачить грандиозную схему уклонения от уплаты НДС и таможенных пошлин.
Роскошная жизнь сотрудников таможни
“Местная власть причастна к обеспечению этих схем - существованию складов, переброске грузов. В этих схемах участвуют все приграничные регионы и города. Все знают, где находятся склады, кто возит, кто перебрасывает, кто перегружает, кто с этого что имеет“, - утверждает журналист Евгений Плинский.
Как же так получается, что топ-таможенники знают о схеме контрабанды, но разводят руками и говорят, что все в рамках закона? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в декларациях начальников и заместителей таможенных постов Волынской, Львовской и Закарпатской таможен ГФС.
Эти чиновники получают зарплату 5-10 тыс грн в месяц, но некоторые из них декларируют дорогие автомобили, десятки тысяч долларов и сотни тысяч гривен сбережений, квартиры, дома, земельные участки и почти миллионные ежегодные доходы от предпринимательской деятельности своих жен.
Еще более роскошно живут руководители областных таможен, которым подчиняются начальники таможенных постов. Особенно выделятся заместитель начальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Леонид Негрич. С зарплатой 5 тыс грн он в сентябре 2016 года купил автомобиль Range Rover Sport 2013 года выпуска за 1,8 млн гривен.
В парламенте лежит законопроект №6755 об изменениях в Таможенный кодекс. Вместо суточного лимита он устанавливает месячный лимит 500 евро на провоз товара по суше и морю и 150 евро - на пересылку товаров. Этот проект должен быть принят парламентом в первый рабочий день после каникул.
Ранее сообщалось о том, что Украину наполнили незаконные авто на иностранных номерах.
Украинцы охотно покупают контрабандные товары, так как они на 30-50% дешевле официально ввезенных. В государственную казну не поступают миллиарды гривен В западной Украине процветает организованное сообщество, которое на промышленном уровне обеспечивает всю страну контрабандными товарами: от электроники и обуви до автозапчастей. О простых схемах контрабанды, которая ежегодно вынимает из Госбюджета десятки миллиардов гривен, пишет ЭП. Западную границу Украины де-факто контролируют контрабандисты. Для большинства жителей близлежащих регионов контрабанда стала единственным способом заработка и жизненной философией, для сотрудников таможни - условием незаконного обогащения, а для предпринимателей - бизнес-моделью. Контрабандисты создают для страны нулевую ценность, но через них ежегодно проходят миллиарды. Миллионам украинцев выгодно покупать контрабандные товары, потому что они на 30-50% дешевле официально ввезенных. Лимит 500 евро в сутки “За январь-июль 2017 года в рамках эксперимента по перечислению на реконструкцию дорог 50% от перевыполнения поступлений таможенных платежей ГФС обеспечила 8,11 млрд грн“, - рассказывает и о.председателя ведомства Мирослав Продан. Однако эти 8,11 млрд грн - копейки по сравнению с десятками миллиардов, которые не поступают в государственную казну из-за неэффективной и откровенно коррупционной деятельности отдельных руководителей областных таможенных служб ГФС и отдельных таможенных постов ГФС. Например, только с польско-украинской границы в бюджет в 2017 году не поступят примерно 9 млрд грн таможенных платежей. Одна из ключевых схем черного импорта действует, прикрываясь нормами Таможенного кодекса. Эта норма разрешает без уплаты пошлин и НДС один раз в сутки завозить в Украину по суше или морю товары на сумму до 500 евро. Эта норма применяется к “товарам, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины гражданами для личных, семейных и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности“. Однако в реальности смысл суточного лимита 500 евро давно свелся исключительно к коммерции или, проще говоря, к контрабанде. Только за первые шесть месяцев 2017 года и только из Польши в Украину по “лимиту 500 евро“ было завезено товаров примерно на 22,5 млрд грн. Эту цифру легко высчитать. Журналист Евгений Плинский в апреле 2017 года провел подробное расследование схемы контрабанды по “лимиту 500 евро“. Он направил в Минфин Польши официальный запрос. В запросе он попросил назвать количество так называемых бланков Tax free, по которым был ввезен товар из Польши в Украину. Бланк Tax free - важный элемент в схеме контрабанды. Контрабандисты предъявляют бланк сотрудникам ГФС на границе как доказательство, что товар ввозится в личных целях. Сотрудники ГФС принимают такое доказательство, но не бесплатно. За каждый бланк Tax free реальный владелец контрабандного товара платит представителям таможенного поста 20 гривен. В ответе польский Минфин написал, что за первую половину 2017 года на польско-украинской границе было зарегистрировано 1 438 963 бланков Tax free. “Учитывая, что все везут, подгоняя под 500 евро, можем посчитать, что за полгода в Украину по такой схеме только из Польши было ввезено товаров почти на 750 млн евро. За год получается 1,5 млрд евро“, - говорит Плинский. Одежда, обувь, электроника, компьютеры - все это, как следует из ответа польского Минфина, промышленными партиями без уплаты налогов при молчаливом согласии ГФС попадает на территорию Украины. Никого особо не смущает, что одни и те же люди, которые живут в стране со средней зарплатой 236 евро, каждый день у них на глазах перевозят товар на 500 евро. Так происходит из месяца в месяц, из года в год. Рентабельность 53% Бизнес контрабандистов фантастически рентабелен. Они не только не платят НДС 20% и таможенную пошлину 10% - они даже получают денежную компенсацию. Польша им платит 23% от стоимости товара. Происходит это в рамках системы возврата суммы НДС, которая называется Tax free. НДС возвращается за покупки, сделанные иностранными гражданами при выезде из страны, в которой они были приобретены. Система действует примерно в 50 странах мира, в частности, в Польше, Венгрии, Словакии. Таким образом, если из Польши в коммерческих целях официально импортировать, например, телевизор стоимостью 500 евро, то в Украине его цена будет не менее 650 евро (500 евро 20% НДС 10% пошлина). Если же этот телевизор стоимостью 500 евро “импортировать“ по действующей схеме, в Украине его цена составит 385 евро. Разница достигает 265 евро. Разброс цен на контрабандную и легальную электронику виден на ресурсе сравнения цен. В качестве примера - телевизор Samsung UE49K5100. Ежедневно тысячи жителей приграничных областей выезжают в Польшу, Венгрию, Словакию. На расположенных вблизи от границы складах они получают товар в рамках лимита 500 евро и едут к границе с Украиной. Многокилометровые автомобильные очереди в Украину - это не десятки тысяч туристов из стран Западной Европы спешат отдохнуть в Украине. Это “мулы“ с украинским паспортом - они везут контрабанду. Каждый день эти люди тратят в очереди на выезд и въезд в Украину по 12 часов. Чтобы не идти порожняком в Европу, они также контрабандой перевозят туда сигареты и водку. На обратном пути “мулы“ свозят на приграничные склады в Украине одежду, обувь, электронику, компьютеры. Оттуда товар развозят по всей стране. Затем продают через множество интернет-магазинов, где конечным продавцом выступает физическое лицо-предприниматель на едином налоге. Бюджет теряет 25-70 млрд грн Официальные импортеры электроники и обуви на условиях анонимности подтвердили существование описанной схемы. Они подчеркивают общественную опасность процессов, происходящих на западной таможне. Во-первых, искажается конкуренция между легальными импортерами, которые платят НДС и пошлину, и недобросовестными импортерами, которые такие налоги не платят. Это стимулирует переход добросовестных импортеров в тень. Во-вторых, госбюджет ежегодно недополучает 25-70 млрд гривен. Иными словами, госструктура, на которую Кабмин возложил задачу по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а закон наделил правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, не может разоблачить грандиозную схему уклонения от уплаты НДС и таможенных пошлин. Роскошная жизнь сотрудников таможни “Местная власть причастна к обеспечению этих схем - существованию складов, переброске грузов. В этих схемах участвуют все приграничные регионы и города. Все знают, где находятся склады, кто возит, кто перебрасывает, кто перегружает, кто с этого что имеет“, - утверждает журналист Евгений Плинский. Как же так получается, что топ-таможенники знают о схеме контрабанды, но разводят руками и говорят, что все в рамках закона? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в декларациях начальников и заместителей таможенных постов Волынской, Львовской и Закарпатской таможен ГФС. Эти чиновники получают зарплату 5-10 тыс грн в месяц, но некоторые из них декларируют дорогие автомобили, десятки тысяч долларов и сотни тысяч гривен сбережений, квартиры, дома, земельные участки и почти миллионные ежегодные доходы от предпринимательской деятельности своих жен. Еще более роскошно живут руководители областных таможен, которым подчиняются начальники таможенных постов. Особенно выделятся заместитель начальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Леонид Негрич. С зарплатой 5 тыс грн он в сентябре 2016 года купил автомобиль Range Rover Sport 2013 года выпуска за 1,8 млн гривен. В парламенте лежит законопроект №6755 об изменениях в Таможенный кодекс. Вместо суточного лимита он устанавливает месячный лимит 500 евро на провоз товара по суше и морю и 150 евро - на пересылку товаров. Этот проект должен быть принят парламентом в первый рабочий день после каникул. Ранее сообщалось о том, что Украину наполнили незаконные авто на иностранных номерах.