✔ На Украине проглядели спрос: исчезает автогаз, цены выросли в 1,5 раза - «Экономика»
Francis 24-08-2017, 21:00 193 Новости дня / Экономика
ПОХОЖИЕ
В Минэкономразвития Украины заявили, что начали расследование ситуации на рынке сжиженного газа страны. «В течение последних нескольких недель в Украине подорожал сжиженный газ. Украинские производители сжиженного газа — „Укргаздобыча“, „Укртатнафта“ и частные комплексы — покрывают не более 20% потребностей рынка. Остальное Украина импортирует из России, Белоруссии, Казахстана и других стран. Ограничения со стороны России привели к уменьшению импорта сжиженного газа в Украину и, к сожалению, его дефициту. Это повлияло на цены. Такое пояснение дают эксперты. Со своей стороны, мы выясняем, что произошло на рынке сжиженного газа», — говорится в сообщении ведомства в Facebook. Там заявили, что министр Степан Кубив дал поручение Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, Государственной фискальной службе и Госстату проанализировать ситуацию и срочно дать предложения по выходу из нее.
Насколько дефицит сжиженного газа бьет по Украине? «Все просто: при нынешних ценах на сжиженный газ использовать его вместо бензина становится невыгодно», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, последние несколько лет из-за дешевизны автогаза на него переводили 2–3% автомобилей в год и уже в прошлом году 15% украинского автотранспорта страны ездило на пропан-бутане. На сжиженном газе автомобилисты экономили 30–40% топливных расходов. Как отмечает издание «Страна.юа», переходили на альтернативное топливо владельцы даже дорогих внедорожников, под которых на Украину начали поставлять дорогое оборудование из Италии стоимостью 2–3 тыс. евро.
Сегодня же даже дорогой сжиженный газ на украинских АЗС есть еще и не везде. «Наиболее остро дефицит газа на заправках чувствуется на юге и на западе страны. Газа нет как на одиночных станциях, так и в крупных сетях», — отметил изданию OilNews аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн.
С одной стороны, часть украинских экспертов кивает сейчас в сторону Москвы. На Россию приходится 30% импорта. Зимой Киев снял все ограничения по импорту сжиженного газа из России, но в конце весны Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ ограничила экспорт сжиженного газа на Украину, выдав разрешение на него только «Роснефти», которую представляет Proton Energy.
С другой стороны, поставки из России снизились на 46% еще в мае, по данным «Консалтинговой группы А-95». Тогда дефицит покрыли закупками в Беларуси и это привело даже к снижению цен на автогаз. Поэтому сейчас можно говорить, что украинские власти и трейдеры просто проглядели ситуацию и оказались не готовы к ней.
По данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, массовая установка газобаллонного оборудования за последний год и летний спрос привели к тому, что потребление автогаза в августе выросло в полтора раза — до 150 тыс. тонн в месяц. При этом, как заметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, сейчас есть дефицит топлива со всех сторон — и с традиционных, и альтернативных. Так, на заводах в России, Беларуси и Казахстана сейчас идут плановые ремонты и свободные объемы автогаза исчезли даже в Польше.
Украинские трейдеры, тем временем, экономят на строительстве дорогостоящих хранилищ и торгуют топливом «с колес». А инфраструктура страны была заранее не готова к резкому росту спроса и изменению маршрутов поставок. «Не хватает существующей инфраструктуры, чтобы оперативно заместить дефицит объёмов. Ни через РБ (Беларусь — прим. ред.), ни с моря, ни западной границы», — написал в Facebook директор «Газтрон-Украина» Владислав Колодяжный. По его словам, кроме Закарпатья, на западной границе нет перевалки груза железнодорожным транспортом из-за разной ширины колеи в Европе и Украине. Поэтому спотовые покупки в Европе смогут попасть в страну не раньше, чем через месяц. «Море — ограниченная инфраструктура по приему газа и перевалке. В Черноморске происходит перевалка „судно-вагоны“. Вы представляете себе оборачиваемость при отправке из одесского узла, возврата порожних вагонов и их наличия на рынке? Вкратце — максимум 10 тыс. тонн (в месяц) при полном напряге и разгрузке исключительно на юге, резервуарные мощности которого ограничены. Одесса могла бы спасти ситуацию, но она работает в транзите», — заметил руководитель компании, которая занимается торговлей сжиженным газом. Он считает, что с Беларусью ситуация еще сложнее: «Перевалка через РБ — не совсем просто изменение потока… это перевалка и перепаспортизация, чтобы не попасть под санкции ФСТЭК (Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ — прим. ред). Мощности по перевалке загружены по максимуму уже давно, с момента ввода санкций ФСТЭК и в значительное увеличение поставок с этого направления не верю».
Неготовой к резкому роста спроса оказалась и государственная «Укрзализныця». Трейдеры обвинили ее в задержке поставок. «На стыковых станциях груженые вагоны стоят по 2–3 дня, тоже самое с порожними. Например, сейчас к нам (на станцию Долина) из Прилук газ ехал неделю. Столько же требуется на подачу вагонов в Ильичевск», — сказал изданию OilNews директор «Укрспецтрансгаза» Тарас Вовкив. Он добавил: «Состояние локомотивного парка плачевное, большинство из них требует оперативного ремонта и часто выходит из строя». Коммерческий директор «УПК Коммерц» Николай Пузырный говорит при этом, что сейчас в стране не хватает и дизельного топлива, что также бьет по доставкам сжиженного газа: «Из-за дефицита дизтоплива тепловозы выходят из депо с запасом в 1000 литров, тогда как раньше с менее 5000 литров их просто не выпускали. Разумеется, с таким пробегом невозможно оперативно растащить все вагоны».
В «Укрзализныце» опровергли заявления трейдеров, сообщив, что цистерна должна преодолевать нормативные 200 км в сутки и компания выполняет эти показатели. При этом в госпомонополисте «скинули» всю вину на других: задержки цистерн происходят из-за затягивания таможенных операций, переадресации и задержки выгрузки.
По данным «Консалтинговой группы А-95», цена на сжиженный газ на Украине может вырасти в ближайшее время до заоблачных 18 грн. (45 руб.). Таким образом, украинцам придется поставить свои «газовые» машины на прикол или использовать дорогой бензин. Цена А-95 составляет сейчас на украинских АЗС 25–26 грн за литр (62,5–65 руб). А это бьет не только по карману автомобилистов-любителей, но и по общественному транспорту и грузоперевозкам. После спада спроса рынок наполнится, а цены снизятся до прежних отметок в 10–11 грн (25–27,5 руб.), прогнозируют в «Консалтинговой группе А-95». Правда, обещают это через месяц — в середине сентября.
Фото: podrobnosti.ua.За несколько недель цены на сжиженный газ (пропан-бутан) на Украине выросли в полтора раза. Вчера на местных АЗС автогаз продавали уже по рекордным 16–16,5 грн за литр (40–41,25 руб.). Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на топливо, на которое массово переводили на Украине автотранспорт из-за высоких цен на бензин. Причина резкого подорожания — дефицит сжиженного газа. 80% его страна импортирует. При этом трейдеры и власти проглядели резкий спрос на топливо, а инфраструктура страны оказалась не готова к увеличению поставок. В Минэкономразвития Украины заявили, что начали расследование ситуации на рынке сжиженного газа страны. «В течение последних нескольких недель в Украине подорожал сжиженный газ. Украинские производители сжиженного газа — „Укргаздобыча“, „Укртатнафта“ и частные комплексы — покрывают не более 20% потребностей рынка. Остальное Украина импортирует из России, Белоруссии, Казахстана и других стран. Ограничения со стороны России привели к уменьшению импорта сжиженного газа в Украину и, к сожалению, его дефициту. Это повлияло на цены. Такое пояснение дают эксперты. Со своей стороны, мы выясняем, что произошло на рынке сжиженного газа», — говорится в сообщении ведомства в Facebook. Там заявили, что министр Степан Кубив дал поручение Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, Государственной фискальной службе и Госстату проанализировать ситуацию и срочно дать предложения по выходу из нее. Насколько дефицит сжиженного газа бьет по Украине? «Все просто: при нынешних ценах на сжиженный газ использовать его вместо бензина становится невыгодно», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, последние несколько лет из-за дешевизны автогаза на него переводили 2–3% автомобилей в год и уже в прошлом году 15% украинского автотранспорта страны ездило на пропан-бутане. На сжиженном газе автомобилисты экономили 30–40% топливных расходов. Как отмечает издание «Страна.юа», переходили на альтернативное топливо владельцы даже дорогих внедорожников, под которых на Украину начали поставлять дорогое оборудование из Италии стоимостью 2–3 тыс. евро. Сегодня же даже дорогой сжиженный газ на украинских АЗС есть еще и не везде. «Наиболее остро дефицит газа на заправках чувствуется на юге и на западе страны. Газа нет как на одиночных станциях, так и в крупных сетях», — отметил изданию OilNews аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн. С одной стороны, часть украинских экспертов кивает сейчас в сторону Москвы. На Россию приходится 30% импорта. Зимой Киев снял все ограничения по импорту сжиженного газа из России, но в конце весны Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ ограничила экспорт сжиженного газа на Украину, выдав разрешение на него только «Роснефти», которую представляет Proton Energy. С другой стороны, поставки из России снизились на 46% еще в мае, по данным «Консалтинговой группы А-95». Тогда дефицит покрыли закупками в Беларуси и это привело даже к снижению цен на автогаз. Поэтому сейчас можно говорить, что украинские власти и трейдеры просто проглядели ситуацию и оказались не готовы к ней. По данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, массовая установка газобаллонного оборудования за последний год и летний спрос привели к тому, что потребление автогаза в августе выросло в полтора раза — до 150 тыс. тонн в месяц. При этом, как заметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, сейчас есть дефицит топлива со всех сторон — и с традиционных, и альтернативных. Так, на заводах в России, Беларуси и Казахстана сейчас идут плановые ремонты и свободные объемы автогаза исчезли даже в Польше. Украинские трейдеры, тем временем, экономят на строительстве дорогостоящих хранилищ и торгуют топливом «с колес». А инфраструктура страны была заранее не готова к резкому росту спроса и изменению маршрутов поставок. «Не хватает существующей инфраструктуры, чтобы оперативно заместить дефицит объёмов. Ни через РБ (Беларусь — прим. ред.), ни с моря, ни западной границы», — написал в Facebook директор «Газтрон-Украина» Владислав Колодяжный. По его словам, кроме Закарпатья, на западной границе нет перевалки груза железнодорожным транспортом из-за разной ширины колеи в Европе и Украине. Поэтому спотовые покупки в Европе смогут попасть в страну не раньше, чем через месяц. «Море — ограниченная инфраструктура по приему газа и перевалке. В Черноморске происходит перевалка „судно-вагоны“. Вы представляете себе оборачиваемость при отправке из одесского узла, возврата порожних вагонов и их наличия на рынке? Вкратце — максимум 10 тыс. тонн (в месяц) при полном напряге и разгрузке исключительно на юге, резервуарные мощности которого ограничены. Одесса могла бы спасти ситуацию, но она работает в транзите», — заметил руководитель компании, которая занимается торговлей сжиженным газом. Он считает, что с Беларусью ситуация еще сложнее: «Перевалка через РБ — не совсем просто изменение потока… это перевалка и перепаспортизация, чтобы не попасть под санкции ФСТЭК (Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ — прим. ред). Мощности по перевалке загружены по максимуму уже давно, с момента ввода санкций ФСТЭК и в значительное увеличение поставок с этого направления не верю». Неготовой к резкому роста спроса оказалась и государственная «Укрзализныця». Трейдеры обвинили ее в задержке поставок. «На стыковых станциях груженые вагоны стоят по 2–3 дня, тоже самое с порожними. Например, сейчас к нам (на станцию Долина) из Прилук газ ехал неделю. Столько же требуется на подачу вагонов в Ильичевск», — сказал изданию OilNews директор «Укрспецтрансгаза» Тарас Вовкив. Он добавил: «Состояние локомотивного парка плачевное, большинство из них требует оперативного ремонта и часто выходит из строя». Коммерческий директор «УПК Коммерц» Николай Пузырный говорит при этом, что сейчас в стране не хватает и дизельного топлива, что также бьет по доставкам сжиженного газа: «Из-за дефицита дизтоплива тепловозы выходят из депо с запасом в 1000 литров, тогда как раньше с менее 5000 литров их просто не выпускали. Разумеется, с таким пробегом невозможно оперативно растащить все вагоны». В «Укрзализныце» опровергли заявления трейдеров, сообщив, что цистерна должна преодолевать нормативные 200 км в сутки и компания выполняет эти показатели. При этом в госпомонополисте «скинули» всю вину на других: задержки цистерн происходят из-за затягивания таможенных операций, переадресации и задержки выгрузки. По данным «Консалтинговой группы А-95», цена на сжиженный газ на Украине может вырасти в ближайшее время до заоблачных 18 грн. (45 руб.). Таким образом, украинцам придется поставить свои «газовые» машины на прикол или использовать дорогой бензин. Цена А-95 составляет сейчас на украинских АЗС 25–26 грн за литр (62,5–65 руб). А это бьет не только по карману автомобилистов-любителей, но и по общественному транспорту и грузоперевозкам. После спада спроса рынок наполнится, а цены снизятся до прежних отметок в 10–11 грн (25–27,5 руб.), прогнозируют в «Консалтинговой группе А-95». Правда, обещают это через месяц — в середине сентября.