✔ Резервы VS курс: почему Нацбанк позволяет доллару падать - «Финансы»
Ward 23-08-2017, 09:00 193 Экономика / ФинансыБлижайшая выплата по долгу МВФ предстоит в ноябре
Нацбанк постепенно возвращается на валютный рынок. Летняя активность регулятора по наполнению золотовалютных резервов пока не впечатляет: 7 августа впервые после полуторамесячного перерыва регулятор провел валютный аукцион и купил у банков $50 млн. После этого в НБУ выходил на рынок еще дважды - 14 и 17 августа, докупив еще $46,2 и $44 млн.
В июле НБУ с покупкой валюты на рынок не выходил вообще. Более того $34,9 млн регулятор продал на аукционе 5 июля. Курс гривни при этом впервые с октября 2016 года вырос до 25,5 грн/$. Что для НБУ важнее - курс или резервы? LIGA.net разбиралась в приоритетах регулятора.
В руках у рынка
Статистика пополнения Нацбанком золотовалютных резервов в этом году выглядит нетипично. По данным LIGA.net, в июле доллар подешевел в продаже еще на 25 копеек. Тем не менее, НБУ не стал пользоваться случаем, купив в июне и июле всего $163,9. Объяснить это традиционным для середины лета снижением деловой активности нельзя: ровно год назад в июле 2016-го регулятор провел 12 аукционов, на которых купил $279 млн. В июне 2016-го еще больше - $379,6 млн.
Не влияют на общую картину и $64,7 млн, которые Нацбанк в июле купил у крупнейших банков по “запросу лучшего курса“.
“Eсли у Нацбанка есть возможность, он выходит на межбанк и покупает валюту, - говорит аналитик инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. - Если НБУ не покупает, значит рынок не дает ему такой возможности“.
В июле Нацбанку действительно было не с чем “работать“ на межбанке: средний объем торгов в июле - $248,47 млн, в августе - $326,76. Если учесть, что ВалКли одновременно фиксирует и покупку и продажу валюты, то для реальной оценки эти цифры нужно делить на два.
Еще один пример того, как рынок ограничивает Нацбанк в действиях, показывает август прошлого года. Тогда НБУ после интенсивных покупок июня-июля был вынужден не просто отказаться от дальнейшего пополнения ЗВР, но и, напротив, продавать валюту. В течение августа 2016-го гривня девальвировала с 24,82 грн/$ до 26,37 грн/$. Чиновники НБУ называли снижение временным, связывая его с сезонными факторами. Нацбанк тогда практически не вмешивался в процесс, продав банкам всего $30 млн в надежде, что курс к сентябрю вернется в прежние рамки.
Логика августовской девальвации прошлого года была простой: маркетинговый год аграриев в самом разгаре, и если в первые месяцы лета им достаточно продавать накопленную во время активных продаж валюту, продолжая выводить на рынок переходящие остатки продукции, то в августе они, как правило, наращивают закупки валюты и замедляют темпы продаж нового урожая, говорит аналитик компании Альпари Максим Пархоменко.
“Речь идет об закупке ГСМ для уборочных с/х работ одновременно со снижением поставок зерновых, - объясняет Пархоменко. - Закупки ГСМ проходят за валюту (крупные игроки делают это напрямую у поставщиков, а не за гривню через украинских посредников). Замедление поставок сельхозпродукции вызвано ее первичной обработкой (сушка, дезинфекция и проч). Благодаря этому аграрии могут продавать зерно позже, ориентируясь на уровень цен на мировых рынках“.
Экспорт не по расписанию
В этом году ситуация изменилась, отмечает Паращий. Агросектор начал уборку и экспорт урожая позже обычного, о чем говорят и данные Гопродпотребслужбы за первые месяцы 2017/2018 маркетингового года. В 2016-м к середине августа аграрии экспортировали 1,95 млн т пшеницы, сейчас - 1,6 млн т. Общий экспорт зерновых в этом году тоже ненамного, но меньше прошлогоднего: 3,95 млн т против 4,17 млн т.
При этом, по данным НБУ, во втором квартале цены на зерновые хоть и росли понемногу, но все же были гораздо ниже, чем во втором квартале 2016-го. Украинская кукуруза в июне снова начала дешеветь, подсолнечное масло после уверенного весеннего роста - тоже.
“На агрорынке есть такое негласное правило: в разгар сезона цены проседают, - поясняет Александр Паращий. - Те кому нужны деньги, конечно, продают новые поступления, но значительная часть экспортеров все же предпочитает подождать, пока конъюнктура рынка не улучшится“.
Перспектив значительного роста цен на агропродукцию в НБУ не видят. Небольшое повышение регулятор прогнозировал как раз с начала третьего квартала.
“Мировые цены на зерновые медленно восстанавливаться на фоне сокращения объемов производства. Мировое производство зерновых в 2017/18 маркетинговом году снизится на 3,2% год к году. Высокие объемы переходящих запасов только частично смогут компенсировать уменьшение урожайности“ - писал в июле Нацбанк в своем инфляционном отчете.
Совсем иная ситуация на металлургическом рынке. “Сейчас для нас складывается очень хорошая конъюнктура на рынках металлов, - поясняет Паращий. - И если в начале года многие ожидали обвала в этих секторах, то сейчас прогнозы более сдержаны“.
С одной стороны украинские агроэкспортеры не особо активно продают остатки продукции (а значит и валютную выручку от них) с прошлого сезона и не спешат с продажей свежих запасов продукции. С другой, валютную ликвидность поддерживают поступления от металлургов. Гривная укрепляется, но больших излишков валюты на рынке по прежнему нет, говорит ведущий эксперт сектора продаж казначейских продуктов ОТП Банка Никита Мишаков.
В прошлом году был еще один игрок, который прямо участвовал в августовском обрушении курса - Нафтогаз. Он резко увеличил закупки валюты под импорт газа, чем сильно взвинтил спрос на валюту на межбанке, отмечает Пращий.
Немотивирующие долги
Для августа поведение курса действительно нетипично. В начале месяца доллар приблизился к отметке 25,8 грн/$, к середине августа гривня укрепилась до 25,48/25,50 грн/$. Почему НБУ слабо пользуется возможностью покупать доллар?
НБУ должен быть крайне активен на валютном рынке, решая две задачи: пополнение ЗВР и поддержку курса доллара на комфортном для экспортеров уровне, считает исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко. По его словам, ситуация с резервами для Нацбанка уже не столь принципиальна - в НБУ понимают, что скорее всего сотрудничество с МВФ в этом году не будет продолжаться.
Фонд - это главный цензор уровня украинских ЗВР. Изначальная программа расширенного финансирования Украины EFF прдполагала рост резервов до $28,7 млрд. При нынешнем объеме резервов в 17,9 млрд (на 30 июня), прогноз регулятора в 20 млрд до конца этого года уже выглядит не особо реалистичным.
В ближайшие 4 месяца Украине придется тратить ЗВР на погашение кредита МВФ, полученного по программе stand-by. Возможно, частично за счет резервов 1 сентября будет выплачен и купон по еврооблигациям на $505 млн, говорит директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин.
Последний крупный платеж $450 млн по кредиту МВФ Украина платила 3 августа. По мнению Пархоменко, Нацбанк целенаправленно готовился к нему, скупая валюту в предыдущие месяцы. “Соответственно, резервы и собирали под эту сумму, - поясняет он. - Когда ее собрали, потребность в аукционах отпала“.
Ближайшая выплата по долгу МВФ предстоит в ноябре. Часть средств ($351 млн) под погашение купона по евробондам Минфин подготовил за счет летних размещений валютных ОВГЗ, считает Баронин. Изменится ли валютная тактика НБУ с нерегулярными вылазками на межбанк с аукционами? Сейчас острой необходимости пополнять ЗВР у Нацбанка нет: ни требования МВФ, ни необходимость внешних выплат пока не оказывают решающего влияния на поведение регулятора, отмечает Устенко.
“Нацбанку нужно активнее работать на валютном рынке. - считает Устенко. - Но этому может быть и политическое объяснение: пока не назначат нового главу НБУ, его нынешнее руководство предпочитает всем остальным целям именно низкий курс“.
Напомним, как сэкономить на жизни в Украине.
Нацбанк вернулся на валютный рынок. Темпы пополнения золотовалютных резервов пока не впечатляют. Ближайшая выплата по долгу МВФ предстоит в ноябре Нацбанк постепенно возвращается на валютный рынок. Летняя активность регулятора по наполнению золотовалютных резервов пока не впечатляет: 7 августа впервые после полуторамесячного перерыва регулятор провел валютный аукцион и купил у банков $50 млн. После этого в НБУ выходил на рынок еще дважды - 14 и 17 августа, докупив еще $46,2 и $44 млн. В июле НБУ с покупкой валюты на рынок не выходил вообще. Более того $34,9 млн регулятор продал на аукционе 5 июля. Курс гривни при этом впервые с октября 2016 года вырос до 25,5 грн/$. Что для НБУ важнее - курс или резервы? LIGA.net разбиралась в приоритетах регулятора. В руках у рынка Статистика пополнения Нацбанком золотовалютных резервов в этом году выглядит нетипично. По данным LIGA.net, в июле доллар подешевел в продаже еще на 25 копеек. Тем не менее, НБУ не стал пользоваться случаем, купив в июне и июле всего $163,9. Объяснить это традиционным для середины лета снижением деловой активности нельзя: ровно год назад в июле 2016-го регулятор провел 12 аукционов, на которых купил $279 млн. В июне 2016-го еще больше - $379,6 млн. Не влияют на общую картину и $64,7 млн, которые Нацбанк в июле купил у крупнейших банков по “запросу лучшего курса“. “Eсли у Нацбанка есть возможность, он выходит на межбанк и покупает валюту, - говорит аналитик инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. - Если НБУ не покупает, значит рынок не дает ему такой возможности“. В июле Нацбанку действительно было не с чем “работать“ на межбанке: средний объем торгов в июле - $248,47 млн, в августе - $326,76. Если учесть, что ВалКли одновременно фиксирует и покупку и продажу валюты, то для реальной оценки эти цифры нужно делить на два. Еще один пример того, как рынок ограничивает Нацбанк в действиях, показывает август прошлого года. Тогда НБУ после интенсивных покупок июня-июля был вынужден не просто отказаться от дальнейшего пополнения ЗВР, но и, напротив, продавать валюту. В течение августа 2016-го гривня девальвировала с 24,82 грн/$ до 26,37 грн/$. Чиновники НБУ называли снижение временным, связывая его с сезонными факторами. Нацбанк тогда практически не вмешивался в процесс, продав банкам всего $30 млн в надежде, что курс к сентябрю вернется в прежние рамки. Логика августовской девальвации прошлого года была простой: маркетинговый год аграриев в самом разгаре, и если в первые месяцы лета им достаточно продавать накопленную во время активных продаж валюту, продолжая выводить на рынок переходящие остатки продукции, то в августе они, как правило, наращивают закупки валюты и замедляют темпы продаж нового урожая, говорит аналитик компании Альпари Максим Пархоменко. “Речь идет об закупке ГСМ для уборочных с/х работ одновременно со снижением поставок зерновых, - объясняет Пархоменко. - Закупки ГСМ проходят за валюту (крупные игроки делают это напрямую у поставщиков, а не за гривню через украинских посредников). Замедление поставок сельхозпродукции вызвано ее первичной обработкой (сушка, дезинфекция и проч). Благодаря этому аграрии могут продавать зерно позже, ориентируясь на уровень цен на мировых рынках“. Экспорт не по расписанию В этом году ситуация изменилась, отмечает Паращий. Агросектор начал уборку и экспорт урожая позже обычного, о чем говорят и данные Гопродпотребслужбы за первые месяцы 2017/2018 маркетингового года. В 2016-м к середине августа аграрии экспортировали 1,95 млн т пшеницы, сейчас - 1,6 млн т. Общий экспорт зерновых в этом году тоже ненамного, но меньше прошлогоднего: 3,95 млн т против 4,17 млн т. При этом, по данным НБУ, во втором квартале цены на зерновые хоть и росли понемногу, но все же были гораздо ниже, чем во втором квартале 2016-го. Украинская кукуруза в июне снова начала дешеветь, подсолнечное масло после уверенного весеннего роста - тоже. “На агрорынке есть такое негласное правило: в разгар сезона цены проседают, - поясняет Александр Паращий. - Те кому нужны деньги, конечно, продают новые поступления, но значительная часть экспортеров все же предпочитает подождать, пока конъюнктура рынка не улучшится“. Перспектив значительного роста цен на агропродукцию в НБУ не видят. Небольшое повышение регулятор прогнозировал как раз с начала третьего квартала. “Мировые цены на зерновые медленно восстанавливаться на фоне сокращения объемов производства. Мировое производство зерновых в 2017/18 маркетинговом году снизится на 3,2% год к году. Высокие объемы переходящих запасов только частично смогут компенсировать уменьшение урожайности“ - писал в июле Нацбанк в своем инфляционном отчете. Совсем иная ситуация на металлургическом рынке. “Сейчас для нас складывается очень хорошая конъюнктура на рынках металлов, - поясняет Паращий. - И если в начале года многие ожидали обвала в этих секторах, то сейчас прогнозы более сдержаны“. С одной стороны украинские агроэкспортеры не особо активно продают остатки продукции (а значит и валютную выручку от них) с прошлого сезона и не спешат с продажей свежих запасов продукции. С другой, валютную ликвидность поддерживают поступления от металлургов. Гривная укрепляется, но больших излишков валюты на рынке по прежнему нет, говорит ведущий эксперт сектора продаж казначейских продуктов ОТП Банка Никита Мишаков. В прошлом году был еще один игрок, который прямо участвовал в августовском обрушении курса - Нафтогаз. Он резко увеличил закупки валюты под импорт газа, чем сильно взвинтил спрос на валюту на межбанке, отмечает Пращий. Немотивирующие долги Для августа поведение курса действительно нетипично. В начале месяца доллар приблизился к отметке 25,8 грн/$, к середине августа гривня укрепилась до 25,48/25,50 грн/$. Почему НБУ слабо пользуется возможностью покупать доллар? НБУ должен быть крайне активен на валютном рынке, решая две задачи: пополнение ЗВР и поддержку курса доллара на комфортном для экспортеров уровне, считает исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко. По его словам, ситуация с резервами для Нацбанка уже не столь принципиальна - в НБУ понимают, что скорее всего сотрудничество с МВФ в этом году не будет продолжаться. Фонд - это главный цензор уровня украинских ЗВР. Изначальная программа расширенного финансирования Украины EFF прдполагала рост резервов до $28,7 млрд. При нынешнем объеме резервов в 17,9 млрд (на 30 июня), прогноз регулятора в 20 млрд до конца этого года уже выглядит не особо реалистичным. В ближайшие 4 месяца Украине придется тратить ЗВР на погашение кредита МВФ, полученного по программе stand-by. Возможно, частично за счет резервов 1 сентября будет выплачен и купон по еврооблигациям на $505 млн, говорит директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин. Последний крупный платеж $450 млн по кредиту МВФ Украина платила 3 августа. По мнению Пархоменко, Нацбанк целенаправленно готовился к нему, скупая валюту в предыдущие месяцы. “Соответственно, резервы и собирали под эту сумму, - поясняет он. - Когда ее собрали, потребность в аукционах отпала“. Ближайшая выплата по долгу МВФ предстоит в ноябре. Часть средств ($351 млн) под погашение купона по евробондам Минфин подготовил за счет летних размещений валютных ОВГЗ, считает Баронин. Изменится ли валютная тактика НБУ с нерегулярными вылазками на межбанк с аукционами? Сейчас острой необходимости пополнять ЗВР у Нацбанка нет: ни требования МВФ, ни необходимость внешних выплат пока не оказывают решающего влияния на поведение регулятора, отмечает Устенко. “Нацбанку нужно активнее работать на валютном рынке. - считает Устенко. - Но этому может быть и политическое объяснение: пока не назначат нового главу НБУ, его нынешнее руководство предпочитает всем остальным целям именно низкий курс“. Напомним, как сэкономить на жизни в Украине.