✔ Каким может быть новый налоговый путь Украины - «Финансы»
Юрий 24-03-2017, 10:00 193 Экономика / ФинансыУкраинскую налоговую систему трудно назвать оптимальной
Многие эксперты уже давно признали экономику Украины однозначно подлежащей резкому реформированию. Вместе с тем, реформирование фискальной политики стоит особо отметить как один из ключевых факторов, которые могут ускорить реформирование всей экономики в целом.
В сфере налогов стоит указать на важный аспект - высокие налоги отнюдь не всегда означают высокие доходы в государственный бюджет. Часто повышение налогов может повлечь за собой переход большого количества предпринимателей в тень, что крайне невыгодно и для государства, и для экономики. Особенно серьезно влияет на этот фактор слабость правовой системы: большое количество теневиков часто просто неподвластно налоговикам, либо же является фактором, стимулирующим коррупцию в налоговой среде.
Украинскую налоговую систему трудно назвать оптимальной. Еще десять лет назад с таким положением дел можно было как-то смириться, однако уже сейчас такая ситуация становится реально опасной для экономики. Кажется, адекватная налоговая политика властям просто невыгодна, ведь она устраняет целый ряд коррупционных теневых схем.
Основным налогом для современного украинского бизнеса является налог на прибыль. Схема налогообложения тут кажется предельно простой: с каждой заработанной суммы нужно отдать ее часть. Тем не менее, существует реальный минус у этой вроде бы “простой” схемы: она попросту не работает на практике.
Налоговую амнистию для предприятий объявляли уже 10 раз за годы независимости, и практика такого казалось бы “простого” налогообложения привела к убыткам для государства в размерах 1 трлн гривен, что поистине является колоссальной суммой. Этот триллион гривен недополученных налогов - это то, что мы видим каждый день: плохие дороги, низкие пенсии и обнищавшее население, школы с прохудившимися крышами, в конце концов, армия на Востоке Украины, которую давно уже нужно переоснащать новыми разработками вооружений.
На смену неработающей схеме налога на прибыль могла бы прийти совсем другая: налог на выведенный капитал. Простыми словами ее можно описать так: предприятие будет платить налоги не с прибыли, а с каждого выведения капитала с производства. Предприниматели будут платить налог не за то, что они зарабатывают, а за то, что выводят средства из производства, к примеру, на счета в банке или на покупку дорогостоящего автомобиля.
Таким образом, бизнесмены будут развивать свои предприятия, создавать рабочие места, закупать новое оборудование и увеличивать объемы производства: это не будет облагаться никакими налогами, при этом сделает большой вклад в развитие отечественной экономики. Также этот налог фактически устраняет дискрецию в налоговой системе, которая была связана с налогом на прибыль. Дискреция фактически означает установление норм налогообложения для отдельно взятых бизнесменов в ручном режиме фискалами, что на практике означает их освобождение от налогов за “откат”. Налог на выведенный капитал позволит уйти от такой системы.
Подобная модель налога на выведенный капитал может показаться обывателю утопической, однако она работает на практике во многих странах, в том числе и в постсоветских Грузии и Эстонии.
Эстония вообще смогла занять 8-е место в мире по уровню экономической свободы благодаря введению этого прогрессивного налога, подкрепленного высоким уровнем виртуализации услуг налоговой службы: контактировать с налоговиками можно через интернет с помощью личного электронного кабинета. И как ни странно, Эстонию и Грузию хвалят за это, в то время как на Украину западные партнеры уже глядят с раздражением, ведь наше правительство провалило целый ряд реформ (особенно экономических) и создало негативный имидж государства за рубежом.
Изменение подхода к налогообложению - это еще и важный вопрос всего общества, а не только бизнеса и налоговиков.
Социально-политический эксперт Инна Силантьева отмечает: “движения за налоговую реформу и изменение принципов налогообложения становятся одними из ключевых в современной политике большинства развитых стран мира: стоит вспомнить хотя бы примеры американской Чайной партии или реформ Трюдо в Канаде. В некотором роде это отвечает основному пониманию назначения государства как менеджера, которое доминирует в развитых странах. Государство является прежде всего структурой по управлению обществом и экономикой, при этом оно должно быть способно ввести адекватную налоговую политику. Правильная налоговая политика в Украине была бы способна сформировать стойкий средний класс, который станет надежным фундаментом гражданского общества”.
Таким образом, изменение принципов налоговой политики в Украине сможет заложить основание для создания здорового типа экономики, реформирования всего государственного аппарата и развития культуры, на которую наконец-то появятся свободные средства.
Ранее в Минфине высказали мнение, что политика, которой придерживается Государственная фискальная служба, сдерживает экономический рост страны.
Как с помощью новой налоговой политики можно качественно оздоровить экономику Украины. Украинскую налоговую систему трудно назвать оптимальной Многие эксперты уже давно признали экономику Украины однозначно подлежащей резкому реформированию. Вместе с тем, реформирование фискальной политики стоит особо отметить как один из ключевых факторов, которые могут ускорить реформирование всей экономики в целом. В сфере налогов стоит указать на важный аспект - высокие налоги отнюдь не всегда означают высокие доходы в государственный бюджет. Часто повышение налогов может повлечь за собой переход большого количества предпринимателей в тень, что крайне невыгодно и для государства, и для экономики. Особенно серьезно влияет на этот фактор слабость правовой системы: большое количество теневиков часто просто неподвластно налоговикам, либо же является фактором, стимулирующим коррупцию в налоговой среде. Украинскую налоговую систему трудно назвать оптимальной. Еще десять лет назад с таким положением дел можно было как-то смириться, однако уже сейчас такая ситуация становится реально опасной для экономики. Кажется, адекватная налоговая политика властям просто невыгодна, ведь она устраняет целый ряд коррупционных теневых схем. Основным налогом для современного украинского бизнеса является налог на прибыль. Схема налогообложения тут кажется предельно простой: с каждой заработанной суммы нужно отдать ее часть. Тем не менее, существует реальный минус у этой вроде бы “простой” схемы: она попросту не работает на практике. Налоговую амнистию для предприятий объявляли уже 10 раз за годы независимости, и практика такого казалось бы “простого” налогообложения привела к убыткам для государства в размерах 1 трлн гривен, что поистине является колоссальной суммой. Этот триллион гривен недополученных налогов - это то, что мы видим каждый день: плохие дороги, низкие пенсии и обнищавшее население, школы с прохудившимися крышами, в конце концов, армия на Востоке Украины, которую давно уже нужно переоснащать новыми разработками вооружений. На смену неработающей схеме налога на прибыль могла бы прийти совсем другая: налог на выведенный капитал. Простыми словами ее можно описать так: предприятие будет платить налоги не с прибыли, а с каждого выведения капитала с производства. Предприниматели будут платить налог не за то, что они зарабатывают, а за то, что выводят средства из производства, к примеру, на счета в банке или на покупку дорогостоящего автомобиля. Таким образом, бизнесмены будут развивать свои предприятия, создавать рабочие места, закупать новое оборудование и увеличивать объемы производства: это не будет облагаться никакими налогами, при этом сделает большой вклад в развитие отечественной экономики. Также этот налог фактически устраняет дискрецию в налоговой системе, которая была связана с налогом на прибыль. Дискреция фактически означает установление норм налогообложения для отдельно взятых бизнесменов в ручном режиме фискалами, что на практике означает их освобождение от налогов за “откат”. Налог на выведенный капитал позволит уйти от такой системы. Подобная модель налога на выведенный капитал может показаться обывателю утопической, однако она работает на практике во многих странах, в том числе и в постсоветских Грузии и Эстонии. Эстония вообще смогла занять 8-е место в мире по уровню экономической свободы благодаря введению этого прогрессивного налога, подкрепленного высоким уровнем виртуализации услуг налоговой службы: контактировать с налоговиками можно через интернет с помощью личного электронного кабинета. И как ни странно, Эстонию и Грузию хвалят за это, в то время как на Украину западные партнеры уже глядят с раздражением, ведь наше правительство провалило целый ряд реформ (особенно экономических) и создало негативный имидж государства за рубежом. Изменение подхода к налогообложению - это еще и важный вопрос всего общества, а не только бизнеса и налоговиков. Социально-политический эксперт Инна Силантьева отмечает: “движения за налоговую реформу и изменение принципов налогообложения становятся одними из ключевых в современной политике большинства развитых стран мира: стоит вспомнить хотя бы примеры американской Чайной партии или реформ Трюдо в Канаде. В некотором роде это отвечает основному пониманию назначения государства как менеджера, которое доминирует в развитых странах. Государство является прежде всего структурой по управлению обществом и экономикой, при этом оно должно быть способно ввести адекватную налоговую политику. Правильная налоговая политика в Украине была бы способна сформировать стойкий средний класс, который станет надежным фундаментом гражданского общества”. Таким образом, изменение принципов налоговой политики в Украине сможет заложить основание для создания здорового типа экономики, реформирования всего государственного аппарата и развития культуры, на которую наконец-то появятся свободные средства. Ранее в Минфине высказали мнение, что политика, которой придерживается Государственная фискальная служба, сдерживает экономический рост страны.