✔ Цена блокады: «120 тысяч окажутся на улице только в Мариуполе» - «Экономика»
Mansfield 3-03-2017, 01:02 193 Новости дня / Экономика
ПОХОЖИЕ
Что есть
Последствия месячной блокады пока испытывают на себе отдельные регионы: Мариуполь, часть Днепра, Сумы и находящиеся под контролем Киева районы Донецкой и Луганской областей. Так, из-за нехватки угля на экстренный режим работы перешла Приднепровская ТЭС, снабжающая теплом и электроэнергией Днепр. Как сообщил местному телеканалу «34» директор предприятия Сергей Дегтяренко, из трех блоков ТЭС работает только один и 300 тысячам жителей Днепра уже пришлось снизить поставки тепла.
«На Краматорской ТЭЦ из трех котлов работает два на ресурсе природного газа, и, соответственно, повышается тариф на отопление, на электроэнергию. В четыре раза они планируют повышать тариф — это как минимум. То есть действительно это бьет по их экономике. Руководство Славянской ТЭС заявляет о том, что им нечем платить людям зарплаты, потому что мы не можем нормально работать без угля», — рассказал спецкорреспондент «Голоса Столицы» в Донецкой области Тимофей Львутин.
«Меткомбинат «МК Азовсталь» в Мариуполе потерял треть заказов, сообщил корпоративной газете «Ильичевец» директор предприятия Энвар Цкитишвили. По его словам, предприятие уже не получает сырье из Авдеевки. «Сегодня мы «доедаем» свой уголь, работаем со своим коксом, который есть на складах. Из-за перебоев в поставках сырья комбинат работает вполовину своих мощностей. В случае продолжения блокады сохраняется прямой риск полной остановки мариупольских меткомбинатов», — сказал глава «МК Азовсталь». Сегодня на заседании у премьер-министра он заявил, что предприятие начало закупать уголь в России и США, но он значительно дороже донбасского.
Руководитель другого металлургического гиганта, «ММК им. Ильича», Юрий Зинченко говорит, что с началом блокады меткомбинат им. Ильича испытывает большие недопоставки сырья. «За февраль мы недополучили кокса порядка 35%. Недополучили известняка 50%, угля марки „АС“ — 60%», — констатировал глава металлургического комбината и добавил, что предприятие ежедневно несет убытки: производство агломерата на комбинате сократилось на 16%, чугуна, стали и извести — в среднем на 20%.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пока не видит критической ситуации в энергетике страны. «Все работает. Разве что органы местного самоуправления получили директиву снизить потребление на 10%. В остальном энергетика Украины справляется. Переход ТЭЦ в Сумах и Краматорске на газ пока не привел к резкому потреблению газа», — говорит эксперт.
Что будет
Киеву не нравится блокада Донбасса. Сегодня премьер-министр Украины Владимир Гройсман даже назвал ее организацию подрывом независимости Украины. Однако власти побаиваются разгонять радикалов и идут им на уступки — глава правительства пообещал завтра одобрить список критически важных товаров, которыми можно торговать с непризнанными республиками. При этом Киев по-прежнему пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Например, в «Укрэнерго» утверждают, что антрацитового угля, который поставляют с Донбасса, хватит на ТЭС до конца отопительного сезона. На сайте компании указано, что его резервов на пяти теплоэлектростанциях достаточно для работы на время от 40 до 101 дня. Хотя ТЭС, работающих на антраците, семь и в самом «Укрэнерго» официально заявляли, что энергетического угля хватит при нынешней ситуации лишь до 20 марта. Глава «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук объяснил разницу в цифрах тем, что в режиме чрезвычайной ситуации расход антрацитового угля снизили на 40%.
«Проблемы в энергетике начнутся, если остановится один из блоков АЭС или закончится антрацит», — говорит Дмитрий Марунич. По его словам, тогда украинцам стоит готовиться к веерным отключениям.
«Дефицит составит до 15% мощности. В пиковое время потребления утром и вечером отключения электроэнергии могут длиться 3–5 часов. Сейчас на руку играет приход весны, — считает эксперт. — Другое дело — экономика. Из-за блокады действительно могут остановиться металлургические предприятия страны. В итоге люди потеряют работу, а бюджет — значительные поступления».
Глава «ММК им. Ильича» Юриий Зинченко заявил «Общественному ТВ Донбасса», что в случае остановки мариупольских «ММК им. Ильича» и «МК Азовсталь» без работы могут остаться более 120 тысяч мариупольцев.
«Что такое остановка крупнейшего предприятия в Украине, которое находится в Мариуполе? На комбинате Ильича работает 17 тыс. работников и около 50 тыс. членов их семей. На комбинате „Азовсталь“ работает более 10 тыс. человек и еще 30 тыс. их семей. Пострадает от остановки заводов еще три крупных предприятия, которые находятся в Мариуполе — это Мариупольский ремонтно-механический завод и „Метинвестпромсервис“, на котором трудится порядка 8 тыс сотрудников и еще 24 тыс членов их семей. И, безусловно, пострадает порт. Потому что на сегодня 70–80% работы мариупольского порта — это заказы, которые вывозятся и сырье, которые ввозится для работы и обеспечения металлургических предприятий. Это еще 4 тыс сотрудников и 12 тыс. членов их семей. Если все эти цифры сложить, то без работы может остаться около 120 тыс. человек, которые получают зарплату, пользуются услугами, которые есть в городе, платят коммунальные платежи», — подвел итог глава «ММК им. Ильича».
Главное последствие блокады и возможной национализации предприятий украинских собственников на Донбассе — удар по экономике страны. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко предполагает, что потери составят не менее 2% ВВП. Это — и поступления из непризнанных республик (в прошлом году предприятия украинских собственников заплатили $ 1,2 млрд налоговых платежей). И — валютная выручка, которую приносят металлургические предприятия.
«Не хочется, чтобы у читателей этой новости появился определённый оптимизм по поводу того, что ситуация с блокадой не наносит значительного вреда экономике. Мол, потери не такие большие и с блокадой „можно жить“. Это не так, — написал в Facebook глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. — $ 6–10 млн потерь Метинвеста в месяц — это только у компании Метинвест. В отличие от других подобных компаний она вертикально интегрирована и значит определенным образом застрахована от колебаний рынка. У других компаний — не так. Убытки страны нарастают как снежный ком от каждого не пропущенного через линию разграничения вагона с металлом, рудой, готовой продукцией. Бюджет по году недосчитается 2,5–3 млрд грн., $ 2,5 млрд. валютной выручки не придёт в страну, нужно будет сократить около 45 тысяч рабочих мест, из которых 25 тысяч — на контролируемой территории. Это большая беда для экономики — с этим нужно срочно что-то делать».
Всего украинский бюджет может недополучить в этом году около $ 2 млрд. Для сравнения, Украина сейчас изо всех сил стремится получить очередной транш от МВФ на $ 1 млрд. и в прошлом году заняла у Всемирного банка $ 500 млн. на закупку газа. При этом, как утверждает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, дефицит бюджета в этом году и без блокады Донбасса составит 180 млрд. грн., которые необходимо где-то найти. Дополнительные потери же $ 2 млрд. увеличат «дыру» в бюджете еще на 54 млрд. грн. А это — 9% доходов госказны по результатам прошлого года.
«Если бюджет будет невозможно выполнить, то будет урезаться социалка. Вдобавок к этому ждите массовые сокращения, инфляцию и очередное снижение уровня жизни», — сказал изданию «Страна.юа» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Эксперты предполагают, что прекращение поставок угля из Донбасса и потеря «Индустриальным Союзом Донбасса», бизнесменами Ренатом Ахметовым и Виктором Нусенкисом своих донбасских активов в виде шахт, коксохимических и трубных заводов и рудоуправлений ударит по рядовым украинцам и с самой больной для них стороны. Киеву придется поднимать тарифы на электроэнергию, которые и так с завтрашнего дня вырастут почти на треть. Если на Донбассе Украина закупала по $ 60 за тонну, то российский с доставкой обойдется уже в $ 80, а из дальнего зарубежья — в $ 100.
Последним аккордом «достижений» Украины из-за блокады Донбасса станет девальвация гривни. Со времени «майдана» она обесценилась в три с половиной раза и сделала для большинства украинцев Европу недоступной без разницы: с визами или без.
«Чтобы в полной степени оценить влияние последствий энергетической блокады на локальный валютный рынок, необходим временной лаг в один-два месяца. Если указанные события на востоке страны будут продолжаться, объемы производства металлургических предприятий, которые зависят от поставок угля с оккупированных территорий, не смогут восстановиться до прежних размеров или еще более сократятся, следовательно, снизятся объемы экспортных поступлений в страну. Это, безусловно, негативно отразится на стоимости национальной валюты», — сказал РИА «Новости Украина» начальник казначейства ВТБ Банка на Украине Станислав Верхградский.
Народный депутат, экс-губернатор Донецкой области и совладелец корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергей Тарута спрогнозировал, что гривна обесценится в полтора раза -до 35–40 грн. за доллар.
Дезинтеграция Украины
02.03 «Новая» формула: как Украина перезимовала на российском газе
01.03 В ЛНР срочно готовится план по переориентации экономики на Россию
01.03 «Укртелеком» отключил от обслуживания 200 тыс. абонентов в ЛДНР
28.02 Цугцванг Гройсмана: Пусть в Донбассе сценарий Приднестровья, но уголь нужен
27.02 Более трети опрошенных «NOVOSTI-DNY.Ru» уверены, что Россия вскоре признает ЛДНР
Все новости сюжета
Фото: politeka.net.Украина еще не ощутила на себе все последствия блокады радикалами Донбасса. Как предупреждают украинские эксперты и руководители крупных предприятий, пока. Если же и власти непризнанных республик выполнят свои обещания — национализируют в ответ с 1 марта предприятия украинских собственников и полностью прекратят поставки угля, то Украине придется несладко. Начнутся перебои с электричеством, тарифы на электроэнергию вырастут, один только Мариуполь ждет сокращение 120 тысяч рабочих мест, а госбюджет недополучит в этом году около $ 2 млрд. Для страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, блокада Донбасса — неподъемная роскошь. Однако власти не решаются остановить радикалов и те продолжают перекрывать все новые трассы, связывающие юго-восток Украины с остальной частью страны. В последние дни добровольческие батальоны начали блокировать трассы в мариупольском направлении — на пути к крупнейшим металлургическим предприятиям страны. Что есть Последствия месячной блокады пока испытывают на себе отдельные регионы: Мариуполь, часть Днепра, Сумы и находящиеся под контролем Киева районы Донецкой и Луганской областей. Так, из-за нехватки угля на экстренный режим работы перешла Приднепровская ТЭС, снабжающая теплом и электроэнергией Днепр. Как сообщил местному телеканалу «34» директор предприятия Сергей Дегтяренко, из трех блоков ТЭС работает только один и 300 тысячам жителей Днепра уже пришлось снизить поставки тепла. «На Краматорской ТЭЦ из трех котлов работает два на ресурсе природного газа, и, соответственно, повышается тариф на отопление, на электроэнергию. В четыре раза они планируют повышать тариф — это как минимум. То есть действительно это бьет по их экономике. Руководство Славянской ТЭС заявляет о том, что им нечем платить людям зарплаты, потому что мы не можем нормально работать без угля», — рассказал спецкорреспондент «Голоса Столицы» в Донецкой области Тимофей Львутин. «Меткомбинат «МК Азовсталь» в Мариуполе потерял треть заказов, сообщил корпоративной газете «Ильичевец» директор предприятия Энвар Цкитишвили. По его словам, предприятие уже не получает сырье из Авдеевки. «Сегодня мы «доедаем» свой уголь, работаем со своим коксом, который есть на складах. Из-за перебоев в поставках сырья комбинат работает вполовину своих мощностей. В случае продолжения блокады сохраняется прямой риск полной остановки мариупольских меткомбинатов», — сказал глава «МК Азовсталь». Сегодня на заседании у премьер-министра он заявил, что предприятие начало закупать уголь в России и США, но он значительно дороже донбасского. Руководитель другого металлургического гиганта, «ММК им. Ильича», Юрий Зинченко говорит, что с началом блокады меткомбинат им. Ильича испытывает большие недопоставки сырья. «За февраль мы недополучили кокса порядка 35%. Недополучили известняка 50%, угля марки „АС“ — 60%», — констатировал глава металлургического комбината и добавил, что предприятие ежедневно несет убытки: производство агломерата на комбинате сократилось на 16%, чугуна, стали и извести — в среднем на 20%. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пока не видит критической ситуации в энергетике страны. «Все работает. Разве что органы местного самоуправления получили директиву снизить потребление на 10%. В остальном энергетика Украины справляется. Переход ТЭЦ в Сумах и Краматорске на газ пока не привел к резкому потреблению газа», — говорит эксперт. Что будет Киеву не нравится блокада Донбасса. Сегодня премьер-министр Украины Владимир Гройсман даже назвал ее организацию подрывом независимости Украины. Однако власти побаиваются разгонять радикалов и идут им на уступки — глава правительства пообещал завтра одобрить список критически важных товаров, которыми можно торговать с непризнанными республиками. При этом Киев по-прежнему пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Например, в «Укрэнерго» утверждают, что антрацитового угля, который поставляют с Донбасса, хватит на ТЭС до конца отопительного сезона. На сайте компании указано, что его резервов на пяти теплоэлектростанциях достаточно для работы на время от 40 до 101 дня. Хотя ТЭС, работающих на антраците, семь и в самом «Укрэнерго» официально заявляли, что энергетического угля хватит при нынешней ситуации лишь до 20 марта. Глава «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук объяснил разницу в цифрах тем, что в режиме чрезвычайной ситуации расход антрацитового угля снизили на 40%. «Проблемы в энергетике начнутся, если остановится один из блоков АЭС или закончится антрацит», — говорит Дмитрий Марунич. По его словам, тогда украинцам стоит готовиться к веерным отключениям. «Дефицит составит до 15% мощности. В пиковое время потребления утром и вечером отключения электроэнергии могут длиться 3–5 часов. Сейчас на руку играет приход весны, — считает эксперт. — Другое дело — экономика. Из-за блокады действительно могут остановиться металлургические предприятия страны. В итоге люди потеряют работу, а бюджет — значительные поступления». Глава «ММК им. Ильича» Юриий Зинченко заявил «Общественному ТВ Донбасса», что в случае остановки мариупольских «ММК им. Ильича» и «МК Азовсталь» без работы могут остаться более 120 тысяч мариупольцев. «Что такое остановка крупнейшего предприятия в Украине, которое находится в Мариуполе? На комбинате Ильича работает 17 тыс. работников и около 50 тыс. членов их семей. На комбинате „Азовсталь“ работает более 10 тыс. человек и еще 30 тыс. их семей. Пострадает от остановки заводов еще три крупных предприятия, которые находятся в Мариуполе — это Мариупольский ремонтно-механический завод и „Метинвестпромсервис“, на котором трудится порядка 8 тыс сотрудников и еще 24 тыс членов их семей. И, безусловно, пострадает порт. Потому что на сегодня 70–80% работы мариупольского порта — это заказы, которые вывозятся и сырье, которые ввозится для работы и обеспечения металлургических предприятий. Это еще 4 тыс сотрудников и 12 тыс. членов их семей. Если все эти цифры сложить, то без работы может остаться около 120 тыс. человек, которые получают зарплату, пользуются услугами, которые есть в городе, платят коммунальные платежи», — подвел итог глава «ММК им. Ильича». Главное последствие блокады и возможной национализации предприятий украинских собственников на Донбассе — удар по экономике страны. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко предполагает, что потери составят не менее 2% ВВП. Это — и поступления из непризнанных республик (в прошлом году предприятия украинских собственников заплатили $ 1,2 млрд налоговых платежей). И — валютная выручка, которую приносят металлургические предприятия. «Не хочется, чтобы у читателей этой новости появился определённый оптимизм по поводу того, что ситуация с блокадой не наносит значительного вреда экономике. Мол, потери не такие большие и с блокадой „можно жить“. Это не так, — написал в Facebook глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. — $ 6–10 млн потерь Метинвеста в месяц — это только у компании Метинвест. В отличие от других подобных компаний она вертикально интегрирована и значит определенным образом застрахована от колебаний рынка. У других компаний — не так. Убытки страны нарастают как снежный ком от каждого не пропущенного через линию разграничения вагона с металлом, рудой, готовой продукцией. Бюджет по году недосчитается 2,5–3 млрд грн., $ 2,5 млрд. валютной выручки не придёт в страну, нужно будет сократить около 45 тысяч рабочих мест, из которых 25 тысяч — на контролируемой территории. Это большая беда для экономики — с этим нужно срочно что-то делать». Всего украинский бюджет может недополучить в этом году около $ 2 млрд. Для сравнения, Украина сейчас изо всех сил стремится получить очередной транш от МВФ на $ 1 млрд. и в прошлом году заняла у Всемирного банка $ 500 млн. на закупку газа. При этом, как утверждает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, дефицит бюджета в этом году и без блокады Донбасса составит 180 млрд. грн., которые необходимо где-то найти. Дополнительные потери же $ 2 млрд. увеличат «дыру» в бюджете еще на 54 млрд. грн. А это — 9% доходов госказны по результатам прошлого года. «Если бюджет будет невозможно выполнить, то будет урезаться социалка. Вдобавок к этому ждите массовые сокращения, инфляцию и очередное снижение уровня жизни», — сказал изданию «Страна.юа» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Эксперты предполагают, что прекращение поставок угля из Донбасса и потеря «Индустриальным Союзом Донбасса», бизнесменами Ренатом Ахметовым и Виктором Нусенкисом своих донбасских активов в виде шахт, коксохимических и трубных заводов и рудоуправлений ударит по рядовым украинцам и с самой больной для них стороны. Киеву придется поднимать тарифы на электроэнергию, которые и так с завтрашнего дня вырастут почти на треть. Если на Донбассе Украина закупала по $ 60 за тонну, то российский с доставкой обойдется уже в $ 80, а из дальнего зарубежья — в $ 100. Последним аккордом «достижений» Украины из-за блокады Донбасса станет девальвация гривни. Со времени «майдана» она обесценилась в три с половиной раза и сделала для большинства украинцев Европу недоступной без разницы: с визами или без. «Чтобы в полной степени оценить влияние последствий энергетической блокады на локальный валютный рынок, необходим временной лаг в один-два месяца. Если указанные события на востоке страны будут продолжаться, объемы производства металлургических предприятий, которые зависят от поставок угля с оккупированных территорий, не смогут восстановиться до прежних размеров или еще более сократятся, следовательно, снизятся объемы экспортных поступлений в страну. Это, безусловно, негативно отразится на стоимости национальной валюты», — сказал РИА «Новости Украина» начальник казначейства ВТБ Банка на Украине Станислав Верхградский. Народный депутат, экс-губернатор Донецкой области и совладелец корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергей Тарута спрогнозировал, что гривна обесценится в полтора раза -до 35–40 грн. за доллар. Дезинтеграция Украины 02.03 «Новая»