✔ «Такая корова нужна самому», или Почему Каталонии не светит независимость - «Аналитика»
Donaldson 21-10-2019, 08:08 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
05:27Возможно, это покажется странным тем, кто делает выводы о каталонской ситуации на основе видеороликов, заботливо монтируемых испанскими телевизионщиками, но на деле ситуация не столь катастрофична, как ее представляют издания, сочувствующие обеим сторонам противостояния. Когда наблюдаешь творящееся воочию, не покидает ощущение искусственности картинки.
Да, действительно есть многие десятки тысяч дефилирующих по улицам с «эстеладами» (так называется флаг независимой Каталонии, несколько отличающийся по своему виду от «сеньеры» — официального флага автономии). Впрочем, и «сеньер» тоже немало. Полиция старалась развести индепендентистов (сторонников независимости и отделения) и юнионистов (сторонников единства Испании), чтобы не возникало между ними потасовок. Справлялись силовики с этой задачей вполне неплохо, битв «до первой крови» между противниками не зарегистрировано. Но постепенно юнионисты пришли к выводу, что ходить на улицы и нарываться на конфликт с отвязанными сепаратистами не стоит: государству вполне по силам постоять за свою целостность и без кулаков сторонников единства.
Индепендентисты тоже, между прочим, стараются вести себя прилично, шествовать в колоннах культурно, слаженно кричать лозунги и требовать уважения права на самоопределение нации. Горящие машины, битые витрины магазинов и периодически летящие в них бутылки с зажигательной смесью, именуемые во всем мире «коктейлем Молотова», — это дело рук ребят, любящих половить рыбку в мутной воде. Погромщики всегда присасываются к толпам «политических», чтобы под шумок помародерствовать.
Когда толпа на взводе, то и некоторые не умеющие держать себя в руках граждане тоже начинают следовать примеру заводил (возможно, и специально подосланных в манифестантские массы), буянить и бросаться чем придется. Но уже в полицию. Отсюда — и десятки задержанных, и применение слезоточивого газа, и резиновые пули.
Количество задержанных перевалило уже за две сотни, но эти задержания — сродни тем, что были в ходе московских несанкционированных митингов и «прогулок»: взяли-зарегистрировали-отпустили. Арестованных (это совершенно не то же самое, что задержанные, подчеркнем) к субботе, 19 октября, набралось лишь 16. Но этих «приняли и закрыли» — за хулиганские выходки, нападения на полицейских. Мародеров учитывают отдельным списком, приводить который не имеет смысла, — они ни за единство Испании, ни против. Они — за хаос, который можно использовать в своих шкурных интересах.
Вводить или не вводить — вот в чем вопрос
Правительство страны находится в эпицентре идеального шторма. Его ругают со всех сторон — одни за недостаток воли к активизации силового пути погашения конфликта, другие — напоминая, что силовые методы будут раскритикованы на уровне властных структур ЕС как нетолерантные действия и неумение решить проблему, не распуская руки.
Ситуация накаляется, и уже вроде бы пора переходить к решительным действиям: консервативные методы лечения болезни не помогают, пациенту требуется операция.
Какая?
Да вроде все просто: ввести 155-ю статью конституции, ограничивающую автономию Каталонии настолько, что даже управляться регион будет извне — из Мадрида. Тем более что дорожка уже накатанная — пару лет назад применение статьи опробовали (впервые за весь демократический, то есть постфранкистский, период испанской истории). Но тут два препятствия, одно из соображений легитимности, второе — престижа.
Для применения 155-й надо сначала низложить правительство региона. И тогда появится основание для введения контроля и управления автономией из центра — нельзя же оставить Каталонию без руководства и пустить ее «бегать по испанскому двору, как обезглавленную курицу». В прошлый раз перед применением 155-й произошло именно так. Плюс у Министерства внутренних дел Испании возникли серьезные сомнения в том, что каталонская полиция Mossos d’Esquadra настроена действовать совместно с силовиками центра — Гражданской гвардией и Корпусом национальной полиции. На этот раз «Команда ребят» (буквальный перевод Mossos d’Esquadra с каталанского) работает в связке с «центровыми». И это препятствует не только запуску в действие упомянутой выше статьи конституции, но и попытке применения другой нормы — закона национальной безопасности.
Норма эта фактически дубликат 155-й, но более оперативная ее вариация. Для введения в действие закона, принятого в 2015 году, не требуется одобрения парламента, а достаточно решения собственно главы правительства и королевской утверждающей подписи под распоряжением. И. о. премьера социалисту Педро Санчесу ближе именно идея введения закона о нацбезопасности, чем повторение пройденного с конституционной нормой. Это — как раз то самое соображение престижа, упомянутого выше в качестве второй причины, препятствующей наведению порядка железной рукой: 155-ю вводило правительство Народной партии, социалистам хочется «пойти другим путем» и не быть «жалкой копией народников».
Исполняющий обязанности министра внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка появился на финише недели в правительственной резиденции Монклоа после заседания координационного комитета, обсуждающего извечные вопросы, что делать и кто виноват. Главный правоохранитель Испании сообщил, что СМИ должны донести до общественного мнения, что «безнаказанности не будет». СМИ донесли, но напряжения это не уменьшило и протестные массы не рассеяло.
Есть смысл, наверное, напомнить, что все правительство страны находится в статусе и. о. до момента, пока не пройдут всеобщие выборы 10 ноября. И в этом еще одна причина нежелания центральной власти делать какие-то резкие движения, — кто знает, чем ответит избиратель, придя (или не придя) к урнам.
Касаясь сторонников движения «Демократическое цунами», инспирировавшего строительство баррикад на улицах Барселоны, Гранде-Марласка указал, что, хотя «расследование продвигается, идеи или ассоциации не преследуются, но возможно, что обнаружатся факты, которые представляют собой преступления». Со всеми вытекающими, разумеется. Исполняющий обязанности министра внутренних дел не исключил тот факт, что «экстремистские группы из Страны Басков или других регионов Европы отправляются сегодня в Каталонию, чтобы сеять хаос», и предположил, что «подобные боевые группы всегда пытаются иметь физическое присутствие в критических точках, как, например, в момент проведения саммита G7 в Биаррице». Марласка попытался успокоить население, подчеркнув, что «именно небольшие группы вызывают инциденты в определенных местах».
«Крым же ушел»
Каталонские попытки обрести независимость и отделиться от Испании в самой Каталонии часто сравнивают с решением Крыма принять российское гражданство. «Они же провели референдум, решили и ушли», — часто повторяют индепендентисты.
На деле же ситуации далеко не похожи. На Украине в 2014 году произошел государственный переворот. Президент Виктор Янукович был отстранен от власти путем, не имеющим ничего общего с установленным законом. В статье 5 Конституции Украины говорится, что «источником власти является народ и никто не вправе узурпировать ее». К моменту проведения крымского референдума на Украине уже не существовало законно избранной власти, поскольку функции отстраненных президента и правительства взяла на себя Верховная рада, назначив новое правительство. Этот факт, вам любой юрист подтвердит, говорит о том, что законодательная ветвь власти узурпировала прерогативы исполнительной ветви. То есть нарушила закон, чем и лишила себя легитимности. При образовавшемся вакууме власти народ вспомнил о своем предназначении быть ее источником (что записано в конституции) и воспользовался своим правом назначить и провести референдум.
Испанское же правительство и испанский парламент продолжают работать в обычном режиме, не разгоняя друг друга и не беря на себя чужие функции. Так что сравнение с Крымом получается некорректное.
Не может Каталония поставить себя и в параллель с Косово — в данном случае отделение названного края от Сербии выполнялось под прямым давлением США и при одобрении процесса Евросоюзом. Позиция ЕС здесь абсолютно прозрачна: Сербия — это «балканские русские», а «все, что делается в ущерб русским, то хорошо для ЕС». Каталонию прорусской считать не придет в голову никому, поэтому ждать от Брюсселя поддержки сепаратистских тенденций Барселоны не приходится.
Чем сердце успокоится
Государство Испания с отделением Каталонии, естественно, не согласится никогда. Хотя бы потому, что эта автономия дает пиренейскому королевству 21% его годового ВВП. Так что «такая корова нужна самому», даже если она и периодически брыкается.
Каталонские власти на организацию вооруженного сопротивления Мадриду не пойдут. Не только потому, что кишка тонка, но и потому, что прекрасно знают, что в ЕС, куда они планируют автоматически войти после отделения, развязывание гражданской войны никто не поддержит. Вести же боевые действия в одиночку — для этого у Каталонии нет подготовленных ни людских, ни экономических ресурсов. То есть попытка оказать вооруженное сопротивление центру по-настоящему обречена на провал и будет выглядеть не иначе как стремление сотворить акт самопожертвования. Во имя чего? Независимости? Чьей? Самоубийце, достигшему своей цели, все равно, что о нем скажут впоследствии. Самоубийце-неудачнику, шахиду, решившему покончить с собой «общественно опасным способом», но оставшемуся в живых, светит долгая жизнь в условиях, которые комфортными не назовешь.
Так что перебесятся сепаратизмом и стремлением к независимости. Басков же успокоили, чем Каталония хуже?
У центральной власти сегодня голова занята больше проблемами предстоящих выборов, чем осенним каталонским обострением: как только определится, кто займет резиденцию Монклоа, дойдут руки и до индепендентистов. Как максимум введут 155-ю (если на выборах победят народники) или закон о нацбезопасности (если социалисты). А дальше — будут искать диалог с адекватным, то есть готовым пойти на компромисс с Мадридом правительством Каталонии. Адекватность, понятное дело, определять будут в центре, и потому не исключена целая серия региональных выборов, пока не придет на вершину каталонской власти человек, понимающий, что языком ультиматумов разговаривать бесполезно и надо искать общие с Монклоа точки приложения сил.
Владимир Добрынин, Мадрид
21 октября 2019 05:27 Возможно, это покажется странным тем, кто делает выводы о каталонской ситуации на основе видеороликов, заботливо монтируемых испанскими телевизионщиками, но на деле ситуация не столь катастрофична, как ее представляют издания, сочувствующие обеим сторонам противостояния. Когда наблюдаешь творящееся воочию, не покидает ощущение искусственности картинки. Да, действительно есть многие десятки тысяч дефилирующих по улицам с «эстеладами» (так называется флаг независимой Каталонии, несколько отличающийся по своему виду от «сеньеры» — официального флага автономии). Впрочем, и «сеньер» тоже немало. Полиция старалась развести индепендентистов (сторонников независимости и отделения) и юнионистов (сторонников единства Испании), чтобы не возникало между ними потасовок. Справлялись силовики с этой задачей вполне неплохо, битв «до первой крови» между противниками не зарегистрировано. Но постепенно юнионисты пришли к выводу, что ходить на улицы и нарываться на конфликт с отвязанными сепаратистами не стоит: государству вполне по силам постоять за свою целостность и без кулаков сторонников единства. Индепендентисты тоже, между прочим, стараются вести себя прилично, шествовать в колоннах культурно, слаженно кричать лозунги и требовать уважения права на самоопределение нации. Горящие машины, битые витрины магазинов и периодически летящие в них бутылки с зажигательной смесью, именуемые во всем мире «коктейлем Молотова», — это дело рук ребят, любящих половить рыбку в мутной воде. Погромщики всегда присасываются к толпам «политических», чтобы под шумок помародерствовать. Когда толпа на взводе, то и некоторые не умеющие держать себя в руках граждане тоже начинают следовать примеру заводил (возможно, и специально подосланных в манифестантские массы), буянить и бросаться чем придется. Но уже в полицию. Отсюда — и десятки задержанных, и применение слезоточивого газа, и резиновые пули. Количество задержанных перевалило уже за две сотни, но эти задержания — сродни тем, что были в ходе московских несанкционированных митингов и «прогулок»: взяли-зарегистрировали-отпустили. Арестованных (это совершенно не то же самое, что задержанные, подчеркнем) к субботе, 19 октября, набралось лишь 16. Но этих «приняли и закрыли» — за хулиганские выходки, нападения на полицейских. Мародеров учитывают отдельным списком, приводить который не имеет смысла, — они ни за единство Испании, ни против. Они — за хаос, который можно использовать в своих шкурных интересах. Вводить или не вводить — вот в чем вопрос Правительство страны находится в эпицентре идеального шторма. Его ругают со всех сторон — одни за недостаток воли к активизации силового пути погашения конфликта, другие — напоминая, что силовые методы будут раскритикованы на уровне властных структур ЕС как нетолерантные действия и неумение решить проблему, не распуская руки. Ситуация накаляется, и уже вроде бы пора переходить к решительным действиям: консервативные методы лечения болезни не помогают, пациенту требуется операция. Какая? Да вроде все просто: ввести 155-ю статью конституции, ограничивающую автономию Каталонии настолько, что даже управляться регион будет извне — из Мадрида. Тем более что дорожка уже накатанная — пару лет назад применение статьи опробовали (впервые за весь демократический, то есть постфранкистский, период испанской истории). Но тут два препятствия, одно из соображений легитимности, второе — престижа. Для применения 155-й надо сначала низложить правительство региона. И тогда появится основание для введения контроля и управления автономией из центра — нельзя же оставить Каталонию без руководства и пустить ее «бегать по испанскому двору, как обезглавленную курицу». В прошлый раз перед применением 155-й произошло именно так. Плюс у Министерства внутренних дел Испании возникли серьезные сомнения в том, что каталонская полиция Mossos d’Esquadra настроена действовать совместно с силовиками центра — Гражданской гвардией и Корпусом национальной полиции. На этот раз «Команда ребят» (буквальный перевод Mossos d’Esquadra с каталанского) работает в связке с «центровыми». И это препятствует не только запуску в действие упомянутой выше статьи конституции, но и попытке применения другой нормы — закона национальной безопасности. Норма эта фактически дубликат 155-й, но более оперативная ее вариация. Для введения в действие закона, принятого в 2015 году, не требуется одобрения парламента, а достаточно решения собственно главы правительства и королевской утверждающей подписи под распоряжением. И. о. премьера социалисту Педро Санчесу ближе именно идея введения закона о нацбезопасности, чем повторение пройденного с конституционной нормой. Это — как раз то самое соображение престижа, упомянутого выше в качестве второй причины, препятствующей наведению порядка железной рукой: 155-ю вводило правительство Народной партии, социалистам хочется «пойти другим путем» и не быть «жалкой копией народников». Исполняющий обязанности министра внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка появился на финише недели в правительственной резиденции Монклоа после заседания координационного комитета, обсуждающего извечные вопросы, что делать и кто виноват. Главный правоохранитель Испании сообщил, что СМИ должны донести до общественного мнения, что «безнаказанности не будет». СМИ донесли, но напряжения это не уменьшило и протестные массы не рассеяло. Есть смысл, наверное, напомнить, что все правительство страны находится в статусе и. о. до момента, пока не пройдут всеобщие выборы 10 ноября. И в этом еще одна причина нежелания центральной власти делать какие-то резкие движения, — кто знает, чем ответит избиратель, придя (или не придя) к урнам. Касаясь сторонников движения «Демократическое цунами», инспирировавшего строительство баррикад на улицах Барселоны, Гранде-Марласка указал, что, хотя «расследование продвигается, идеи или ассоциации не преследуются, но возможно, что обнаружатся факты, которые представляют собой преступления». Со всеми вытекающими, разумеется. Исполняющий обязанности министра внутренних дел не исключил тот факт, что «экстремистские группы из Страны Басков или других регионов Европы отправляются сегодня в Каталонию, чтобы сеять хаос», и предположил, что «подобные боевые группы всегда пытаются иметь физическое присутствие в критических точках, как, например, в момент проведения саммита G7 в Биаррице». Марласка попытался успокоить население, подчеркнув, что «именно небольшие группы вызывают инциденты в определенных местах». «Крым же ушел» Каталонские попытки обрести независимость и отделиться от Испании в самой Каталонии часто сравнивают с решением Крыма принять российское гражданство. «Они же провели референдум, решили и ушли», — часто повторяют индепендентисты. На деле же ситуации далеко не похожи. На Украине в 2014 году произошел государственный переворот. Президент Виктор Янукович был отстранен от власти путем, не имеющим ничего общего с установленным законом. В статье 5 Конституции Украины говорится, что «источником власти является народ и никто не вправе узурпировать ее». К моменту проведения крымского референдума на Украине уже не существовало законно избранной власти, поскольку функции отстраненных президента и правительства взяла на себя Верховная рада, назначив новое правительство. Этот факт, вам любой юрист подтвердит, говорит о том, что законодательная ветвь власти узурпировала прерогативы исполнительной ветви. То есть нарушила закон, чем и лишила себя легитимности. При образовавшемся вакууме власти народ вспомнил о своем предназначении быть ее источником (что записано в конституции) и воспользовался своим правом назначить и провести референдум. Испанское же правительство и испанский парламент продолжают работать в обычном режиме, не разгоняя друг друга и не беря на себя чужие функции. Так что сравнение с Крымом получается некорректное. Не может Каталония поставить себя и в параллель с Косово — в данном случае отделение названного края от Сербии выполнялось под прямым давлением США и при одобрении процесса Евросоюзом. Позиция ЕС здесь абсолютно прозрачна: Сербия — это «балканские русские», а «все, что делается в ущерб русским, то хорошо для ЕС». Каталонию прорусской считать не придет в голову никому, поэтому ждать от Брюсселя поддержки сепаратистских тенденций Барселоны не приходится. Чем сердце успокоится Государство Испания с отделением Каталонии, естественно, не согласится никогда. Хотя бы потому, что эта автономия дает пиренейскому королевству 21% его годового ВВП. Так что «такая корова нужна самому», даже если она и периодически брыкается. Каталонские власти на организацию вооруженного сопротивления Мадриду не пойдут. Не только потому, что кишка тонка, но и потому, что прекрасно знают, что в ЕС, куда они планируют автоматически войти после отделения, развязывание гражданской войны никто не поддержит. Вести же боевые действия в одиночку — для этого у Каталонии нет подготовленных ни людских, ни экономических ресурсов. То есть попытка оказать вооруженное сопротивление центру по-настоящему обречена на провал и будет выглядеть не иначе как стремление сотворить акт самопожертвования. Во имя чего? Независимости? Чьей? Самоубийце, достигшему своей цели, все равно, что о нем скажут впоследствии. Самоубийце-неудачнику, шахиду, решившему покончить с собой «общественно опасным способом», но оставшемуся в живых, светит долгая жизнь в условиях, которые комфортными не назовешь. Так что перебесятся сепаратизмом и стремлением к независимости. Басков же успокоили, чем Каталония хуже? У центральной власти сегодня голова занята больше проблемами предстоящих выборов, чем осенним каталонским обострением: как только определится, кто займет резиденцию Монклоа, дойдут руки и до индепендентистов. Как максимум введут 155-ю (если на выборах победят народники) или закон о нацбезопасности (если социалисты). А дальше — будут искать диалог с адекватным, то есть готовым пойти на компромисс с Мадридом правительством Каталонии. Адекватность, понятное дело, определять будут в центре, и потому не