✔ Шпицберген: информационная возня и настоящая история - «Аналитика»
Иван 4-10-2019, 16:38 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
16:23В конце сентября 2019 года начальник Военной разведывательной службы Норвегии Мортен Хага Лунде заявил, что прошедшие учения сил российского Северного флота в районе архипелага Земля Франца-Иосифа продемонстрировали, что российские военные отрабатывают варианты силового захвата архипелага Шпицберген.
За этим сразу же 27 сентября последовала публикация в норвежском издании AldriMer о присутствии российского спецназа на Шпицбергене. 2 октября вышло «подтверждающее» его «разоблачение» в российской «Новой газете» от одной баренц-журналистки из Мурманска — Татьяны Брицкой. После каждого информационного выпада в адрес России следовали опровержения из российского МИДа. На следующий день после публикации в «Новой газете» официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в ходе брифинга назвала сообщения о высадке российского спецназа в Норвегии «антироссийскими вбросами». На практике действительно видно, что в Норвегии идет какая возня вокруг вопроса о военной безопасности в отношении демилитаризованной территории архипелага Шпицберген. Теперь отвлечемся от всей этой информационной возни вокруг Шпицбергена и обратимся к истории войны настоящей — к происходившему вокруг этого арктического архипелага во время Второй мировой войны.(1)
***
Полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген и островом Медвежий признан международным договором, заключенным в Париже 9 февраля 1920 года. СССР присоединился к этому договору 7 мая 1935 года. Договор оговаривал «надлежащий режим, способный обеспечить развитие и мирное использование» арктических островов, передаваемых под суверенитет Норвегии. Статья 9 парижского договора конкретно обязывала Норвегию «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях, указанных в статье 1, и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях». Разумеется, это положение не было выдержано во время Второй мировой войны, и архипелаг Шпицберген «использовался» в военных целях обеими сторонами глобального военного конфликта — Германией и Союзниками из Антигитлеровской коалиции.
В Советском Союзе до начала Второй мировой войны рассматривали Шпицберген исключительно с точки зрения своих экономических интересов, в частности, из-за начатой здесь в 1931 году советским трестом «Арктикуголь» угледобычи. Захват гитлеровской Германией Норвегии весной 1940 года (операция «Везерюбунг-Норд») заставил советский НКИД обратить внимание советского руководства на военно-стратегическое значение Шпицбергена. Уже в августе 1940 года в скандинавском отделе НКИД была составлена записка, в которой обращалось внимание на стратегическое значение архипелага Шпицберген и острова Медвежий. Обладание этими островами позволяло закрыть выход из Баренцева и Белого морей, т. е. блокировать советские морские порты Мурманска и Архангельска. В записке предлагалось под предлогом неспособности норвежского правительства обеспечить безопасность занять эти острова частями Красной Армии на весь период войны и до полной нормализации международных отношений. Однако столь решительная мера не нашла тогда поддержки у советского руководства, стремившегося не провоцировать Германию в конце 1940 года и в первую половину 1941 года.
Ситуация коренным образом изменилась после начала советско-германской войны 22 июня 1941 года. Уже 25 июня горный корпус генерала Дитля начал из северной Норвегии наступление на Мурманск. На следующий день, 26 июня, в войну против СССР вступила Финляндия. 12 июля 1941 года в военный союз с СССР вступила Великобритания.
8 июля 1941 года в Лондон прибыла советская военная миссия генерала Ф.И. Голикова для осуществления на практике военного сотрудничества между СССР и Великобританией. Среди прочего Сталин поставил этой миссии задачу срочного занятия союзниками островов Шпицбергена и Медвежий с целью обеспечения морских коммуникаций между СССР, Англией и США. Морская или воздушная база на архипелаге Шпицберген и острове Медвежий могла бы контролировать пути перевозок грузов в Баренцевом море. В случае обладания этими базами СССР и британскими союзниками они могли бы препятствовать немецким морским перевозкам никеля из Лиинахамари и Киркенеса. В случае обладания ими Германией — препятствовать прохождению конвоев союзников в СССР — в Мурманск и Архангельск.
15 июля 1941 года наркоминдел Вячеслав Молотов в беседе с британским послом Стаффордом Криппсом предложил, чтобы британские ВМФ захватили острова Шпицберген и Медвежий с целью создания на них воздушных и морских баз для обеспечения морских коммуникаций союзников.
Вслед за этим британский премьер Уинстон Черчилль принял решение направить эскадру британских крейсеров и эсминцев к Шпицбергену с целью создания на нем военно-морской базы британцев. Для операций в Арктике на главной базе в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в составе британского флота было сформировано «Соединение K».
В Лондоне начались трехсторонние переговоры представителей британских, советских и норвежских вооруженных сил, на которых обсуждались планы совместной военной операции по отправке союзных войск на Шпицберген. Норвежское эмигрантское правительство в Лондоне в принципе было согласно на совместную с союзниками милитаризацию Шпицбергена.
24 июля 1941 года Молотов направил советской военной миссии в Лондон директиву с указанием, что советское участие в подобной операции невозможно. Причина отказа была очевидна. На подступах к Мурманску шли тяжелые бои, и советское командование не имело лишних сил для проведения военной экспедиции на Шпицберген.
В советском военно-политическом руководстве рассматривали возможность использования контингента советских шахтеров на Шпицбергене для обороны архипелага от возможного германского вторжения на остров. Речь шла даже о посылке на Шпицберген транспорта с оружием и военных инструкторов. А пока в каждом советском поселке на Шпицбергене были созданы отряды, которым раздали имевшееся оружие. К тому времени на острове Западный Шпицберген находилось примерно 1,3 тыс. норвежцев (Лонгиир) и 2 тыс. советских граждан (Баренцбург).
В конце июля — начале августа 1941 года подразделение британского королевского военно-морского флота провело рекогносцировку в районе Шпицбергена. Вслед за этим его командующий убедил руководство британского флота, что Шпицберген непригоден в качестве «передовой базы» для присутствия здесь соединений британского военно-морского флота. Оккупация архипелага возможна, однако поддержание там постоянной военной базы нецелесообразно из-за тяжелых природных условий. Таков был окончательный и поспешный вывод британских адмиралов.
После этого в Лондоне было принято согласованное с советской и норвежской сторонами решение о срочной эвакуации советского и норвежского населения Шпицбергена. Эвакуация Шпицбергена британцами получило кодовое название операция «Гонтлет». 31 августа 1941 года на британском транспорте «Королева Канады» советские граждане были доставлены со Шпицбергена в Архангельск. В операции «Гонтлет» участвовал канадский батальон из состава 2-й канадской пехотной бригады. Канадские саперы уничтожали инфраструктуру поселений и шахт, подожгли складированный уголь. В сентябре 1941 англичане эвакуировали население норвежских рудников в Великобританию. Был вывезен и канадский батальон.
Вслед за этим немцы внезапно обнаружили, что работавшие со Шпицбергена и острова Медвежий в германских интересах норвежские метеостанции прекратили работу. Прекращение поступления метеосводок встревожило немцев, и они отправили самолет на разведку ситуации, а потом и эсминец. Вслед за этим для проверки ситуации осенью 1941 года на Шпицбергене высадился немецкий десант. Архипелаг фактически полностью был взят тогда под контроль немецким командованием. Численно небольшие немецкие гарнизоны расположились в поселениях Лонгиербюене и Кросс-фьорде. На архипелаге Шпицберген и острове Медвежьем немцы соорудили временные запасные аэродромы. Во фьордах Шпицбергена стали укрываться немецкие подводные лодки.
Кроме того, верховное командование германского Вермахта приняло стратегическое решение о создании собственных метеостанций в Арктике. В сентябре 1941 года группа из десяти синоптиков высадилась вблизи Лонгиира. В начале октября 1941 года германские Кригсмарин также создали свою метеостанцию в бухту Сигнехамма на Шпицбергене.
На нескольких островах архипелага были устроены метео- и радиостанции. Чудо тогдашней техники — автоматические германские метеостанции могли работать до 9 месяцев и посылать в эфир метеосводки без какого-либо технического обслуживания. Зимой 1941/1942 года группа профессора Ганса Кноспеля обеспечила запуск автоматических метеостанций и была возвращена на материк в конце июня 1942 года. Осенью 1942 года в продолжение миссии германские моряки на подводной лодке забросили на Шпицберген метеорологический отряд доктора Франца Нуссера. Группа Нуссера проработала на метеостанции в Сигнехамме до сентября 1943 года. Крайне важные в условиях высоких широт сводки погоды обеспечивали операции военно-морских и воздушных сил Германии в Арктике. За период с 1941 по 1945 год немцы направили на Шпицберген около десятка своих метеорологических экспедиций.
Возникшие проблемы с проводкой конвоев в СССР потребовали от британского командования, ответственного за морскую зону западнее острова Медвежий, решения проблемы германского военного присутствия на Шпицбергене.(2) Весной 1942 года норвежское военное командование совместно с англичанами направило военную экспедицию на Шпицберген в район Баренцбурга для проведения операции «Фритам». 30 апреля 1942 года группа из 82 человек под командованием Эйнара Свердрупа отправилась из Гринока на Шпицберген на пароходах «Селис» и «Исбьерн». 14 мая 1942 года они на подходе к Шпицбергену были обнаружены в море и атакованы немецкими патрульными бомбардировщиками FW 200 Condor. Одно норвежское судно было потоплено, второе загорелось. Норвежцы бросили корабли и попытались спастись на льдинах. Самолеты продолжили атаку. 15 человек среди норвежцев погибли, 8 были серьезно ранены, пропало все оборудование.
Но в июле 1942 года получивший подкрепление норвежский десант атаковал немецкий гарнизон в Лонгиербюене. Немцам пришлось спешно эвакуировать его по воздуху на гидросамолете. Норвежцы развернули на острове настоящую охоту на немцев. В итоге 23 августа 1942 года последние немецкие метеорологи были эвакуированы на подводной лодке.
Норвежские военные гарнизоны — всего около 100 бойцов — были развернуты в Баренцбурге, Свеагруве, Лонгиербюене, Свеагруве и на мысе Хеер. В октябре 1942 года британцы установили на архипелаге три корабельных орудия: одно у Баренцбурга на мысе Хеер и два у Лонгиербюена на мысе Хотелнессет. В 1943 года норвежцы получили на Шпицбереген дополнительное подкрепление из 150 человек.
В 1943 году немцы в свою очередь решили ликвидировать военное присутствие союзников на Шпицбергене. Их набеговая операция на Шпицберген получила с явным юмором кодовое название «Сицилия» или «Цитронелла». 8 сентября 1943 года германские линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» в сопровождении 9 эсминцев подошли к Шпицбергену и огнем своей корабельной артиллерии разрушили поселки Лонгиербюен, Баренцбург и Грумант. Норвежцы бежали из поселков в горы.
По немецкой эскадре ответный огонь вело одно единственное 100 мм морское орудие, установленное на мысе Хеер. Германские эсминцы Z31 и Z33 получили тяжелые повреждения от его огня.
Высадившийся на берег с кораблей немецкий десант в 600 человек из состава 349-го гренадерского полка взял в плен 70 норвежцев. Немецкие саперы взорвали штольни угольных шахт, жилые дома, метеостанции, объекты подсобных хозяйств. Поселок Свеагруве уничтожила немецкая подлодка. Проделав все это, немецкая эскадра отступила, а действовавший на острове немецкий гренадерский батальон был эвакуирован. Но в рамках операции «Сицилия» германское люфтваффе разместило на острове Надежда свою метеостанцию.
В начале октября 1943 года британцы эвакуировали оставшихся в живых норвежцев. Но уже 19 октября 1943 года американский тяжелый крейсер «Тускалуза» в сопровождении трех британских и одного американского эсминцев высадил норвежские войска на Шпицбергене, чтобы восстановить союзное присутствие на архипелаге. До конца войны на Западном Шпицбергене оставался небольшой норвежский гарнизон.
Однако немцы не отказались от практики размещения своих метеостанций на архипелаге. Большие пространства и изолированность островов позволяли им тайно осуществлять подобные миссии.
В ноябре 1943 замаскированный под «норвежский» траулер «Карл Буш» скрытно доставил отряд метеорологов Ганса Кноспеля в Лиефдель-фьорд. Снабжаемые авиацией синоптики с декабря 1943 по июль 1944 года обеспечивали ежедневные метеосводки германскому командованию в Тромсе. В июле 1944 года подводная лодка вернула эту экспедицию в Норвегию. Сам Кноспель случайно погиб при эвакуации при неосторожном взрыве станции.
В августе 1944 года все тот же траулер «Карл Буш» пытался доставить на Шпицберген очередной отряд метеорологов под руководством доктора Вильгельма Деге. Миссия сорвалась из-за атаки сопровождавшей траулер подводной лодки U-354 с канадского эскортного авианосца «Набоб».
Но уже в сентябре 1944 года этот же метеорологический отряд под командованием Деге на том же траулере и в сопровождении подлодки U-307 все-таки был доставлен из Хаммерфеста на Северо-Восточный остров Шпицбергена. Построенная здесь метеостанция Haudegen («Старый вояка») проработала до конца войны. Пять раз в день станция передавала шифровками свои измерения и погодные наблюдения немецкому военно-морскому командованию в Тромсе. Кроме того, раз в неделю запускался воздушный зонд на высоту 8 тыс. метров.
Миссия Вильгельма Деге сдалась прибывшим норвежским охотникам на тюленей только 4 сентября 1945 года. Отряд из одиннадцати военнослужащих Вермахта под командованием зондерфюрера Деге на Шпицбергене стал последним германским военным подразделением, капитулировавшим во Второй Мировой войне. В 1985 году, уже после кончины Вильгельма Деге, его сын Эккарт во время экспедиции на Шпицберген сумел обнаружить остатки германской метеостанции на Северо-Восточном острове и зарытые в снег дневники своего отца. Теперь метеостанция Haudegen — это единственная сохранившаяся немецкая военная метеостанция на Шпицбергене. Норвегия внесла этот объект в список своих памятных «исторических мест». С 2010 года вход на ее территорию запрещен.
* * *
Подведем итог. В ходе Второй мировой войны военно-стратегическое значение архипелага Шпицберген было осознано в политическом и военном руководстве СССР. Военные события вокруг Шпицбергена продемонстрировали, что международное соглашение о демилитаризованном статусе этого архипелага и острова Медвежий нельзя гарантировать в условиях военного времени. Перспектива милитаризации архипелага третьей стороной, пусть даже и вопреки воле Норвегии, стала учитываться в Москве.
В декабре 1944 года в Москве возник план достигнуть соглашения с Норвегией о праве СССР в «необходимом случае» «организовать на самом архипелаге Шпицбергена одну или несколько военно-морских и воздушных баз», а также «об организации на острове Медвежьем советской военно-морской базы».
12 ноября 1944 года наркоминдел Вячеслав Молотов в личной беседе с министром иностранных дел Норвегии Трюгве Хальвданом Ли предложил пересмотреть Парижский договор о Шпицбергене и установить советско-норвежский кондоминиум над ним. Ход был довольно прямолинеен с дипломатической точки зрения. Требуй по максимуму, чтобы получить нужное. В ответ, чтобы не отказываться от своего суверенитета над Шпицбергеном, норвежское правительство предложило «заключить соглашение с Советским Союзом о совместных оборонительных мерах на Свальбарде». Однако изменившаяся военно-политическая обстановка после Второй Мировой войны, холодная война и гарантии западных союзников Норвегии побудили норвежское правительство отказаться от советских военных предложений по Шпицбергену. Вместо военно-стратегических, Норвегия в 1947 году признала особые экономические интересы Советского Союза на Шпицбергене.
(1) Военные и политические проблемы вокруг Шпицбергена во время Второй мировой войны описаны в статье мурманского историка Александра Порцеля, материалом которой мы частично и воспользовались. См.: Порцель А. К. Борьба за Шпицберген в годы Второй мировой войны // Новейшая история России. 2015. № 2. С. 78—98.
(2) Разграничительная линия советского Северного флота с союзниками сначала проходила в Баренцевом море по меридиану 18 градус, а потом по 20 градусу — это линия, проходящая чуть восточнее острова Медвежий и пересекающая с юга на север восточные острова архипелага Шпицберген. Таким образом, архипелаг Шпицберген в основной своей освоенной западной части в годы Второй мировой войны находился в зоне военной ответственности западных союзников.
4 октября 2019 16:23 В конце сентября 2019 года начальник Военной разведывательной службы Норвегии Мортен Хага Лунде заявил, что прошедшие учения сил российского Северного флота в районе архипелага Земля Франца-Иосифа продемонстрировали, что российские военные отрабатывают варианты силового захвата архипелага Шпицберген. За этим сразу же 27 сентября последовала публикация в норвежском издании AldriMer о присутствии российского спецназа на Шпицбергене. 2 октября вышло «подтверждающее» его «разоблачение» в российской «Новой газете» от одной баренц-журналистки из Мурманска — Татьяны Брицкой. После каждого информационного выпада в адрес России следовали опровержения из российского МИДа. На следующий день после публикации в «Новой газете» официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в ходе брифинга назвала сообщения о высадке российского спецназа в Норвегии «антироссийскими вбросами». На практике действительно видно, что в Норвегии идет какая возня вокруг вопроса о военной безопасности в отношении демилитаризованной территории архипелага Шпицберген. Теперь отвлечемся от всей этой информационной возни вокруг Шпицбергена и обратимся к истории войны настоящей — к происходившему вокруг этого арктического архипелага во время Второй мировой войны.(1) *** Полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген и островом Медвежий признан международным договором, заключенным в Париже 9 февраля 1920 года. СССР присоединился к этому договору 7 мая 1935 года. Договор оговаривал «надлежащий режим, способный обеспечить развитие и мирное использование» арктических островов, передаваемых под суверенитет Норвегии. Статья 9 парижского договора конкретно обязывала Норвегию «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях, указанных в статье 1, и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях». Разумеется, это положение не было выдержано во время Второй мировой войны, и архипелаг Шпицберген «использовался» в военных целях обеими сторонами глобального военного конфликта — Германией и Союзниками из Антигитлеровской коалиции. В Советском Союзе до начала Второй мировой войны рассматривали Шпицберген исключительно с точки зрения своих экономических интересов, в частности, из-за начатой здесь в 1931 году советским трестом «Арктикуголь» угледобычи. Захват гитлеровской Германией Норвегии весной 1940 года (операция «Везерюбунг-Норд») заставил советский НКИД обратить внимание советского руководства на военно-стратегическое значение Шпицбергена. Уже в августе 1940 года в скандинавском отделе НКИД была составлена записка, в которой обращалось внимание на стратегическое значение архипелага Шпицберген и острова Медвежий. Обладание этими островами позволяло закрыть выход из Баренцева и Белого морей, т. е. блокировать советские морские порты Мурманска и Архангельска. В записке предлагалось под предлогом неспособности норвежского правительства обеспечить безопасность занять эти острова частями Красной Армии на весь период войны и до полной нормализации международных отношений. Однако столь решительная мера не нашла тогда поддержки у советского руководства, стремившегося не провоцировать Германию в конце 1940 года и в первую половину 1941 года. Ситуация коренным образом изменилась после начала советско-германской войны 22 июня 1941 года. Уже 25 июня горный корпус генерала Дитля начал из северной Норвегии наступление на Мурманск. На следующий день, 26 июня, в войну против СССР вступила Финляндия. 12 июля 1941 года в военный союз с СССР вступила Великобритания. 8 июля 1941 года в Лондон прибыла советская военная миссия генерала Ф.И. Голикова для осуществления на практике военного сотрудничества между СССР и Великобританией. Среди прочего Сталин поставил этой миссии задачу срочного занятия союзниками островов Шпицбергена и Медвежий с целью обеспечения морских коммуникаций между СССР, Англией и США. Морская или воздушная база на архипелаге Шпицберген и острове Медвежий могла бы контролировать пути перевозок грузов в Баренцевом море. В случае обладания этими базами СССР и британскими союзниками они могли бы препятствовать немецким морским перевозкам никеля из Лиинахамари и Киркенеса. В случае обладания ими Германией — препятствовать прохождению конвоев союзников в СССР — в Мурманск и Архангельск. 15 июля 1941 года наркоминдел Вячеслав Молотов в беседе с британским послом Стаффордом Криппсом предложил, чтобы британские ВМФ захватили острова Шпицберген и Медвежий с целью создания на них воздушных и морских баз для обеспечения морских коммуникаций союзников. Вслед за этим британский премьер Уинстон Черчилль принял решение направить эскадру британских крейсеров и эсминцев к Шпицбергену с целью создания на нем военно-морской базы британцев. Для операций в Арктике на главной базе в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в составе британского флота было сформировано «Соединение K». В Лондоне начались трехсторонние переговоры представителей британских, советских и норвежских вооруженных сил, на которых обсуждались планы совместной военной операции по отправке союзных войск на Шпицберген. Норвежское эмигрантское правительство в Лондоне в принципе было согласно на совместную с союзниками милитаризацию Шпицбергена. 24 июля 1941 года Молотов направил советской военной миссии в Лондон директиву с указанием, что советское участие в подобной операции невозможно. Причина отказа была очевидна. На подступах к Мурманску шли тяжелые бои, и советское командование не имело лишних сил для проведения военной экспедиции на Шпицберген. В советском военно-политическом руководстве рассматривали возможность использования контингента советских шахтеров на Шпицбергене для обороны архипелага от возможного германского вторжения на остров. Речь шла даже о посылке на Шпицберген транспорта с оружием и военных инструкторов. А пока в каждом советском поселке на Шпицбергене были созданы отряды, которым раздали имевшееся оружие. К тому времени на острове Западный Шпицберген находилось примерно 1,3 тыс. норвежцев (Лонгиир) и 2 тыс. советских граждан (Баренцбург). В конце июля — начале августа 1941 года подразделение британского королевского военно-морского флота провело рекогносцировку в районе Шпицбергена. Вслед за этим его командующий убедил руководство британского флота, что Шпицберген непригоден в качестве «передовой базы» для присутствия здесь соединений британского военно-морского флота. Оккупация архипелага возможна, однако поддержание там постоянной военной базы нецелесообразно из-за тяжелых природных условий. Таков был окончательный и поспешный вывод британских адмиралов. После этого в Лондоне было принято согласованное с советской и норвежской сторонами решение о срочной эвакуации советского и норвежского населения Шпицбергена. Эвакуация Шпицбергена британцами получило кодовое название операция «Гонтлет». 31 августа 1941 года на британском транспорте «Королева Канады» советские граждане были доставлены со Шпицбергена в Архангельск. В операции «Гонтлет» участвовал канадский батальон из состава 2-й канадской пехотной бригады. Канадские саперы уничтожали инфраструктуру поселений и шахт, подожгли складированный уголь. В сентябре 1941 англичане эвакуировали население норвежских рудников в Великобританию. Был вывезен и канадский батальон. Вслед за этим немцы внезапно обнаружили, что работавшие со Шпицбергена и острова Медвежий в германских интересах норвежские метеостанции прекратили работу. Прекращение поступления метеосводок встревожило немцев, и они отправили самолет на разведку ситуации, а потом и эсминец. Вслед за этим для проверки ситуации осенью 1941 года на Шпицбергене высадился немецкий десант. Архипелаг фактически полностью был взят тогда под контроль немецким командованием. Численно небольшие немецкие гарнизоны расположились в поселениях Лонгиербюене и Кросс-фьорде. На архипелаге Шпицберген и острове Медвежьем немцы соорудили временные запасные аэродромы. Во фьордах Шпицбергена стали укрываться немецкие подводные лодки. Кроме того, верховное командование германского Вермахта приняло стратегическое решение о создании собственных метеостанций в Арктике. В сентябре 1941 года группа из десяти синоптиков высадилась вблизи Лонгиира. В начале октября 1941 года германские Кригсмарин также создали свою метеостанцию в бухту Сигнехамма на Шпицбергене. На нескольких островах архипелага были устроены метео- и радиостанции. Чудо тогдашней техники — автоматические германские метеостанции могли работать до 9 месяцев и посылать в эфир метеосводки без какого-либо технического обслуживания. Зимой 1941/1942 года группа профессора Ганса Кноспеля обеспечила запуск автоматических метеостанций и была возвращена на материк в конце июня 1942 года. Осенью 1942 года в продолжение миссии германские моряки на подводной лодке забросили на Шпицберген метеорологический отряд доктора Франца Нуссера. Группа Нуссера проработала на метеостанции в Сигнехамме до сентября 1943 года. Крайне важные в условиях высоких широт сводки погоды обеспечивали операции военно-морских и воздушных сил Германии в Арктике. За период с 1941 по 1945 год немцы направили на Шпицберген около десятка своих метеорологических экспедиций. Возникшие проблемы с проводкой конвоев в СССР потребовали от британского командования, ответственного за морскую зону западнее острова Медвежий, решения проблемы германского военного присутствия на Шпицбергене.(2) Весной 1942 года норвежское военное командование совместно с англичанами направило военную экспедицию на Шпицберген в район Баренцбурга для проведения операции «Фритам». 30 апреля 1942 года группа из 82 человек под командованием Эйнара Свердрупа отправилась из Гринока на Шпицберген на пароходах «Селис» и «Исбьерн». 14 мая 1942 года они на подходе к Шпицбергену были обнаружены в море и атакованы немецкими патрульными бомбардировщиками FW 200 Condor. Одно норвежское судно было потоплено, второе загорелось. Норвежцы бросили корабли и попытались спастись на льдинах. Самолеты продолжили атаку.