✔ Программы разработок американского гиперзвукового оружия - «Аналитика»
Галина 30-09-2019, 12:10 193 Новости дня / Аналитика09:14В США разработкой гиперзвукового оружия занимаются с начала 2000-х годов. В последнее время финансирование данных разработок увеличилось из-за ставшего известным интереса к подобным военным технологиям у государств-противников — России и Китая.
Американские конструкторские бюро сосредоточили свои усилия на разработке гиперзвуковых планирующих носителей с обычным ракетным запуском и на гиперзвуковых крылатых ракетах, оснащенных высокоскоростными воздушно-реактивными двигателями. Гиперзвуковые планирующие носители отделяются от ракетоносителей до выхода в точку космической баллистической траектории. В отличие от баллистических ракет планирующие гиперзвуковые носители не движутся дальше по баллистической траектории и могут маневрировать в полете на пути к цели.
Гиперзвуковое оружие создает проблемы противнику в обнаружении и защите от него из-за высокой скорости, маневренности и малой высоты полета. Представители Министерства обороны США заявили, что нынешних как наземных, так и существующих американских космических сенсорных систем недостаточно для обнаружения и отслеживания атак гиперзвукового оружия противника. Нынешняя архитектура ПРО США не способна обрабатывать данные подлета гиперзвуковых носителей, достаточно быстро реагировать на них и нейтрализовать гиперзвуковую угрозу. Часть американских аналитиков вообще ставит под сомнение технологическую осуществимость глобальной защиты от гиперзвукового оружия. По крайней мере, точно невозможно защитить всю континентальную часть Соединенных Штатов от потенциальных ударов будущего гиперзвукового оружия противника.
В отличие от России и КНР, в США в настоящее время не рассматривают возможность оснащения ядерными боеголовками своих потенциальных гиперзвуковых носителей. Гиперзвуковое оружие готовится в обычном оснащении в рамках военно-стратегической концепции Быстрого глобального удара (БГУ, Prompt Global Strike, PGS).
Обычное оснащение потребует от американских гиперзвуковых носителей большей точности поражения цели. Поэтому ожидается, что американское гиперзвуковое оружие будет более технически сложным, чем оснащенные ядерными боеголовками китайские и российские гиперзвуковые системы.
Военные эксперты в США и эксперты по безопасности изучают вопрос: как повлияет на стратегическую стабильность принятие на вооружение гиперзвукового оружия в США и у их противников?
Гиперзвуковое оружие — это стратегический актив или только тактический инструмент? Ведь в обычном оснащении эти системы американцы предполагают задействовать именно в региональных конфликтах. Интересным подвопросом в этой теме является рассмотрение возможности включения гиперзвукового оружия в ограничения нового СНВ. Некоторые аналитики предлагают провести переговоры по новому международному соглашению о контроле над вооружениями с введением моратория или запрета на испытания гиперзвукового оружия. Ведь запрет на испытания легко проверяем.
По заявлению нынешнего командующего Стратегическим командованием США генерала Джона Хайтена, гиперзвуковое оружие обеспечит «ответные дальнодействующие удары по дальним, защищенным или критически важным по времени поражения угрозам, когда другие средства не способны к поражению цели или ограничены доступом, или не является предпочтительными».
Между тем аналитики расходятся во мнении о стратегическом значении создаваемого гиперзвукового оружия. Два фактора могут иметь значительные последствия для стратегической стабильности — это короткое время подлета, что сокращает время принятия решения и реагирования, и второе — это непредсказуемая траектория полета. Непреднамеренная эскалация конфликта до ядерного уровня может произойти из-за невозможности определения несомой на гиперзвуке боеголовки — обычная она или ядерная. Атакующий гиперзвуковой носитель потенциально допускает всего одну попытку перехвата.
Скептики среди американских военных экспертов утверждают, что гиперзвуковое оружие мало способствует военному потенциалу США и не является необходимым для сдерживания. Стратегическое значение гиперзвукового оружия минимально. Это оружие принципиально не меняет баланс сдерживания. Наличие гиперзвукового оружия не отменяет традиционные принципы сдерживания.
Соединенные Штаты вряд ли смогут развернуть боеготовые гиперзвуковые системы до 2022 года. В Пентагоне еще не приняли решения о приобретении гиперзвукового оружия и пока разрабатывают прототипы. Финансируемые в США программы предназначены для создания эксплуатационных прототипов для испытаний. Бюджетный запрос Пентагона на 2020 финансовый год на все исследования, связанные с гиперзвуковым оружием, составляет $ 2,6 млрд, в том числе — $ 157,4 млн на программы защиты от гиперзвукового оружия вероятного противника.
Конкретно программу гиперзвукового оружия в рамках стратегии «Быстрый глобальный удар» в настоящее время в первоочередном порядке разрабатывают из имеющихся американских родов войск: для ВМС США. Далее по приоритетам идут: американские ВВС и Сухопутные силы.
Для ВМС США разрабатывают гиперзвуковое ударное оружие средней дальности в обычном оснащении (IR CPS);
Для армии США — наземную гиперзвуковую ракету большой дальности в обычном оснащении;
Для ВВС США — гиперзвуковое ударное оружие в обычном оснащении (HCSW), а также крылатую ракету быстрого реагирования AGM-183A (ARRW).
Согласно информации из открытых источников, гиперзвуковой ударный носитель средней дальности для ВМС предполагает оснащение им надводных судов и подводных лодок. Бывший директор программы стратегических систем ВМС вице-адмирал Терри Бенедикт заявил, что морская система гиперзвукового оружия будет развернута на АПЛ классов «Огайо» и «Вирджиния». На 2020 год ВМС запрашивают для разработки своей гиперзвуковой системы $ 593 млн и в перспективе $ 5,2 млрд в течении следующих пяти лет. В ВМС планируют провести летные испытания своей гиперзвуковой системы в 2020 и 2022 годах и продолжать отработку прототипа до января 2024 года.
В программе сухопутных войск гиперзвуковая ракетная система будет состоять собственно из планирующего гиперзвукового носителя, соединенного с двухступенчатым ракетоносителем для запуска. Предполагаемая дальность гиперзвуковой армейской системы составит 1400 миль (2250 км). Т. е. это средний радиус действия. На 2020 финансовый год сухопутные силы запрашивают $ 228 млн на эту программу и $ 1,2 млрд на следующие пять лет. Летные испытания армейской гиперзвуковой ракеты планируется провести в 2023 году.
В ВВС США разрабатывается гиперзвуковое ударное оружие в обычном оснащении, представляющее собой планирующую гиперзвуковую платформу с твердотопливным двигателем и с системой GPS навигации. Подобная гиперзвуковая платформа будет запускаться со стратегического бомбардировщика B-52H. На 2020 год ВВС запросили $ 290 млн для разработки опытных образцов. В ВВС планируют завершить критический анализ этого проекта в 2020 финансовом году.
Относительно другого разрабатываемого гиперзвукового средства для ВВС — оружия быстрого реагирования AGM-183A (ARRW), то утверждается, что его скорость составит 20 махов и радиус его действия будет примерно 575 миль (ок. 925 км). В июне 2019 году были успешно завершены летные испытания ARRW. Летные испытания ARRW продолжатся и будут завершены в 2022 году. ВВС на 2020 год запросили $ 735 млн на разработку этой гиперзвуковой системы.
Оборонное агентство передовых исследований DARPA в партнерстве с ВВС работает над собственным проектом гиперзвукового оружия — гиперзвуковым «глиссером» Tactical Boost Glide, способным к полету на скорости 7 махов. DARPA запросило на этот свой проект на 2020 год $ 162 млн.
В более долгосрочной перспективе DARPA при поддержке ВВС продолжит работу над концепцией гиперзвуковых крылатых ракет воздушного базирования. Кроме того, DARPA находится на полпути к первой фазе разработки усовершенствованного двигателя для пилотируемых воздушных судов, способного разгонять их до скорости в 5 махов.
Пентагон также инвестирует средства в создание гиперзвукового ПРО. При этом официальные лица утверждают, что США не будут иметь защиты от гиперзвукового оружия противника до середины 2020-х годов как минимум, как максимум — гораздо дальше.
В 2017 году Агентство по противоракетной обороне (MDA), учредило программу гиперзвуковой обороны и на следующий год занялось изучением вариантов гиперзвуковой ПРО, включая ракеты-перехватчики, сверхскоростные снаряды, лазерные пушки и электронные системы атаки.
В процессе оценки находится предложение для создания космического низкоорбитального сенсорного слоя датчиков, способных работать по гиперзвуковым атакующим системам противника. На 2020 год MDA на разработку гиперзвукового ПРО запросило $ 157,4 млн.
Для проведения испытаний разрабатываемого гиперзвукового оружия у Пентагона имеется десять гиперзвуковых наземных испытательных установок и одиннадцать установок для испытаний на открытом воздухе. В январе 2019 года ВМС объявили о планах возобновления работы своего испытательного комплекса по запускам в Чайна-Лейк, штат Калифорния.
Для разработок гиперзвукового оружия в США дополнительно задействованы девять объектов НАСА, два объекта Министерства энергетики и пять промышленных и академических центров.
Университет Нотр-Дам (штат Индиана) уже обзавелся гиперзвуковой аэродинамической трубой для испытания объектов на скоростях в 6 махов. В университете Пердью (штат Индиана) и в упомянутом университете Нотр-Дам продолжаются разработки аэродинамических труб для скоростей в 8 и 10 махов, соответственно.
Кроме того, Соединенные Штаты используют для проведения летных испытаний своего гиперзвукового оружия испытательные полигоны ВВС Австралии в самой Австралии, включая крупнейший в мире испытательный полигон в Вумере, и ракетный полигон «Андоя» в Норвегии.
Аналитическая редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
30 сентября 2019 09:14 В США разработкой гиперзвукового оружия занимаются с начала 2000-х годов. В последнее время финансирование данных разработок увеличилось из-за ставшего известным интереса к подобным военным технологиям у государств-противников — России и Китая. Американские конструкторские бюро сосредоточили свои усилия на разработке гиперзвуковых планирующих носителей с обычным ракетным запуском и на гиперзвуковых крылатых ракетах, оснащенных высокоскоростными воздушно-реактивными двигателями. Гиперзвуковые планирующие носители отделяются от ракетоносителей до выхода в точку космической баллистической траектории. В отличие от баллистических ракет планирующие гиперзвуковые носители не движутся дальше по баллистической траектории и могут маневрировать в полете на пути к цели. Гиперзвуковое оружие создает проблемы противнику в обнаружении и защите от него из-за высокой скорости, маневренности и малой высоты полета. Представители Министерства обороны США заявили, что нынешних как наземных, так и существующих американских космических сенсорных систем недостаточно для обнаружения и отслеживания атак гиперзвукового оружия противника. Нынешняя архитектура ПРО США не способна обрабатывать данные подлета гиперзвуковых носителей, достаточно быстро реагировать на них и нейтрализовать гиперзвуковую угрозу. Часть американских аналитиков вообще ставит под сомнение технологическую осуществимость глобальной защиты от гиперзвукового оружия. По крайней мере, точно невозможно защитить всю континентальную часть Соединенных Штатов от потенциальных ударов будущего гиперзвукового оружия противника. В отличие от России и КНР, в США в настоящее время не рассматривают возможность оснащения ядерными боеголовками своих потенциальных гиперзвуковых носителей. Гиперзвуковое оружие готовится в обычном оснащении в рамках военно-стратегической концепции Быстрого глобального удара (БГУ, Prompt Global Strike, PGS). Обычное оснащение потребует от американских гиперзвуковых носителей большей точности поражения цели. Поэтому ожидается, что американское гиперзвуковое оружие будет более технически сложным, чем оснащенные ядерными боеголовками китайские и российские гиперзвуковые системы. Военные эксперты в США и эксперты по безопасности изучают вопрос: как повлияет на стратегическую стабильность принятие на вооружение гиперзвукового оружия в США и у их противников? Гиперзвуковое оружие — это стратегический актив или только тактический инструмент? Ведь в обычном оснащении эти системы американцы предполагают задействовать именно в региональных конфликтах. Интересным подвопросом в этой теме является рассмотрение возможности включения гиперзвукового оружия в ограничения нового СНВ. Некоторые аналитики предлагают провести переговоры по новому международному соглашению о контроле над вооружениями с введением моратория или запрета на испытания гиперзвукового оружия. Ведь запрет на испытания легко проверяем. По заявлению нынешнего командующего Стратегическим командованием США генерала Джона Хайтена, гиперзвуковое оружие обеспечит «ответные дальнодействующие удары по дальним, защищенным или критически важным по времени поражения угрозам, когда другие средства не способны к поражению цели или ограничены доступом, или не является предпочтительными». Между тем аналитики расходятся во мнении о стратегическом значении создаваемого гиперзвукового оружия. Два фактора могут иметь значительные последствия для стратегической стабильности — это короткое время подлета, что сокращает время принятия решения и реагирования, и второе — это непредсказуемая траектория полета. Непреднамеренная эскалация конфликта до ядерного уровня может произойти из-за невозможности определения несомой на гиперзвуке боеголовки — обычная она или ядерная. Атакующий гиперзвуковой носитель потенциально допускает всего одну попытку перехвата. Скептики среди американских военных экспертов утверждают, что гиперзвуковое оружие мало способствует военному потенциалу США и не является необходимым для сдерживания. Стратегическое значение гиперзвукового оружия минимально. Это оружие принципиально не меняет баланс сдерживания. Наличие гиперзвукового оружия не отменяет традиционные принципы сдерживания. Соединенные Штаты вряд ли смогут развернуть боеготовые гиперзвуковые системы до 2022 года. В Пентагоне еще не приняли решения о приобретении гиперзвукового оружия и пока разрабатывают прототипы. Финансируемые в США программы предназначены для создания эксплуатационных прототипов для испытаний. Бюджетный запрос Пентагона на 2020 финансовый год на все исследования, связанные с гиперзвуковым оружием, составляет $ 2,6 млрд, в том числе — $ 157,4 млн на программы защиты от гиперзвукового оружия вероятного противника. Конкретно программу гиперзвукового оружия в рамках стратегии «Быстрый глобальный удар» в настоящее время в первоочередном порядке разрабатывают из имеющихся американских родов войск: для ВМС США. Далее по приоритетам идут: американские ВВС и Сухопутные силы. Для ВМС США разрабатывают гиперзвуковое ударное оружие средней дальности в обычном оснащении (IR CPS); Для армии США — наземную гиперзвуковую ракету большой дальности в обычном оснащении; Для ВВС США — гиперзвуковое ударное оружие в обычном оснащении (HCSW), а также крылатую ракету быстрого реагирования AGM-183A (ARRW). Согласно информации из открытых источников, гиперзвуковой ударный носитель средней дальности для ВМС предполагает оснащение им надводных судов и подводных лодок. Бывший директор программы стратегических систем ВМС вице-адмирал Терри Бенедикт заявил, что морская система гиперзвукового оружия будет развернута на АПЛ классов «Огайо» и «Вирджиния». На 2020 год ВМС запрашивают для разработки своей гиперзвуковой системы $ 593 млн и в перспективе $ 5,2 млрд в течении следующих пяти лет. В ВМС планируют провести летные испытания своей гиперзвуковой системы в 2020 и 2022 годах и продолжать отработку прототипа до января 2024 года. В программе сухопутных войск гиперзвуковая ракетная система будет состоять собственно из планирующего гиперзвукового носителя, соединенного с двухступенчатым ракетоносителем для запуска. Предполагаемая дальность гиперзвуковой армейской системы составит 1400 миль (2250 км). Т. е. это средний радиус действия. На 2020 финансовый год сухопутные силы запрашивают $ 228 млн на эту программу и $ 1,2 млрд на следующие пять лет. Летные испытания армейской гиперзвуковой ракеты планируется провести в 2023 году. В ВВС США разрабатывается гиперзвуковое ударное оружие в обычном оснащении, представляющее собой планирующую гиперзвуковую платформу с твердотопливным двигателем и с системой GPS навигации. Подобная гиперзвуковая платформа будет запускаться со стратегического бомбардировщика B-52H. На 2020 год ВВС запросили $ 290 млн для разработки опытных образцов. В ВВС планируют завершить критический анализ этого проекта в 2020 финансовом году. Относительно другого разрабатываемого гиперзвукового средства для ВВС — оружия быстрого реагирования AGM-183A (ARRW), то утверждается, что его скорость составит 20 махов и радиус его действия будет примерно 575 миль (ок. 925 км). В июне 2019 году были успешно завершены летные испытания ARRW. Летные испытания ARRW продолжатся и будут завершены в 2022 году. ВВС на 2020 год запросили $ 735 млн на разработку этой гиперзвуковой системы. Оборонное агентство передовых исследований DARPA в партнерстве с ВВС работает над собственным проектом гиперзвукового оружия — гиперзвуковым «глиссером» Tactical Boost Glide, способным к полету на скорости 7 махов. DARPA запросило на этот свой проект на 2020 год $ 162 млн. В более долгосрочной перспективе DARPA при поддержке ВВС продолжит работу над концепцией гиперзвуковых крылатых ракет воздушного базирования. Кроме того, DARPA находится на полпути к первой фазе разработки усовершенствованного двигателя для пилотируемых воздушных судов, способного разгонять их до скорости в 5 махов. Пентагон также инвестирует средства в создание гиперзвукового ПРО. При этом официальные лица утверждают, что США не будут иметь защиты от гиперзвукового оружия противника до середины 2020-х годов как минимум, как максимум — гораздо дальше. В 2017 году Агентство по противоракетной обороне (MDA), учредило программу гиперзвуковой обороны и на следующий год занялось изучением вариантов гиперзвуковой ПРО, включая ракеты-перехватчики, сверхскоростные снаряды, лазерные пушки и электронные системы атаки. В процессе оценки находится предложение для создания космического низкоорбитального сенсорного слоя датчиков, способных работать по гиперзвуковым атакующим системам противника. На 2020 год MDA на разработку гиперзвукового ПРО запросило $ 157,4 млн. Для проведения испытаний разрабатываемого гиперзвукового оружия у Пентагона имеется десять гиперзвуковых наземных испытательных установок и одиннадцать установок для испытаний на открытом воздухе. В январе 2019 года ВМС объявили о планах возобновления работы своего испытательного комплекса по запускам в Чайна-Лейк, штат Калифорния. Для разработок гиперзвукового оружия в США дополнительно задействованы девять объектов НАСА, два объекта Министерства энергетики и пять промышленных и академических центров. Университет Нотр-Дам (штат Индиана) уже обзавелся гиперзвуковой аэродинамической трубой для испытания объектов на скоростях в 6 махов. В университете Пердью (штат Индиана) и в упомянутом университете Нотр-Дам продолжаются разработки аэродинамических труб для скоростей в 8 и 10 махов, соответственно. Кроме того, Соединенные Штаты используют для проведения летных испытаний своего гиперзвукового оружия испытательные полигоны ВВС Австралии в самой Австралии, включая крупнейший в мире испытательный полигон в Вумере, и ракетный полигон «Андоя» в Норвегии. Аналитическая редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»