✔ Босния и Герцеговина движется в сторону военной конфронтации - «Аналитика»
Леокадия 28-09-2019, 00:50 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
00:43Политическую декларацию самой влиятельной партии бошняков — Партии демократического действия Бакира Изетбеговича можно рассматривать как открытое заявление о том, что Дейтонское соглашение, которое остановило войну в Боснии и Герцеговине в 1990-ые годы и по которому эта страна была выстроена, уже не устраивает бошняков. Такое мнение «NOVOSTI-DNY.Ru» высказал историк, научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.
Напомним, что 14 сентября съезд Партии демократического действия принял ряд документов, в том числе новый устав и программную декларацию, определяющую политические приоритеты партии. В тексте документа подчеркивается, что первостепенной и долгосрочной целью партии является принятие конституции, в которой БиГ была бы определена как демократическое, правовое и социальное государство под названием Республика Босния и Герцеговина, с тремя уровнями власти (государственным, региональным и местным) и с административным центром в Сараево. Лидер сербов в Боснии и член Президиума БиГ Милорад Додик со своей стороны заявил, что парламент Республики Сербской примет решение, в котором увяжет любую реализацию программной декларации Партии демократического действия с активизацией права РС на самоопределение и отделение.
По словам Энгельгардта, бошняки, объединенные вокруг Партии демократического действия, ставят задачу пойти намного дальше Дейтона и кардинально поменять устройство дейтонской Боснии и Герцеговины.
«Речь идет об отмене системы двух автономий (энтитетов), из которых это государство состоит. Ставится задача его централизации. В риторике бошняков и Партии демократического действия это звучит как „переход к гражданской системе“, к системе „один человек — один голос“. Такой подход обосновывается на убеждении бошняков, что они составляют реальное арифметическое большинство населения страны и поэтому при переходе к такой системе смогут проголосовать за все необходимые им изменения. Декларация довольно подробно разработана — она охватывает в том числе и задачи по вступлению страны в НАТО. Европейская ориентация там тоже проговаривается, но акцент делается именно на необходимости скорейшего вступления в НАТО и на том, что необходимо предпринять ряд практических мер для интеграции в альянс», — пояснил Энгельгардт.
По словам эксперта, текст декларации одновременно является и «выпадом в сторону сербов», задача которого — полностью ликвидировать Республику Сербскую и все ее дейтонские привилегии и права. Энгельгардт напомнил, что в декларации, помимо прочего, обозначено намерение создать единую полицию, т. е. ликвидировать автономную полицию Республики Сербской. «Что касается хорватов, в декларации четко сформулировано, что не может быть никакого формирования отдельной хорватской автономии в рамках БиГ, и что даже система хорватского автономного образования должна быть упразднена. Чувствительные локальные вопросы, например, насчет города Мостар, декларация рекомендует решать в соответствии с высшими ценностями демократии, но конкретно в интересах бошняков», — добавил историк.
Энгельгардт считает, что в документе, принятым съездом Партии демократического действия, был сформулирован ряд максималистских пунктов, и практически во всех конфликтных вопросах занята непримиримая позиция. Поэтому, полагает он, декларация фактически является призывом к дальнейшей дестабилизации Боснии в ее нынешнем виде.
«Крупнейшая партия, т. е. наиболее многочисленная община БиГ декларирует жесткое непримиримое стремление к утверждению окончательной гегемонии в стране. Очевидно, что это не только не будет поддержано двумя другими этническими группами, но и заблокирует деятельность совместных центральных органов власти, где представлены все три общины. Такая позиция, по всей видимости, толкнет в конфронтацию и хорватов, и сербов», — заявил эксперт.
Георгий Энгельгардт напомнил, что недавняя попытка сформировать совместный орган власти — Совет министров, которая была предпринята в августе тремя крупнейшими партиями бошняков, сербов и хорватов, не удалась именно из-за резкого ужесточения позиции бошняков. «Как раз эта попытка была основана на разных компромиссных формулах, которые позволяли всем сторонам сохранить лицо и выйти из политического тупика, в котором страна пребывает почти год, с проведения последних выборов в октябре 2018 года. С тех пор никак не удается сформировать правительство. Полтора месяца тому назад было достигнуто соглашение о компромиссной формуле, и буквально дней через десять то же самое руководство Партии демократического действия все это практически дезавуировало и вернулось к крайне жесткой позиции по поводу НАТО», — рассказал историк.
По мнению Энгельгардта, пока такая ситуация сохраняется, Совет министров не будет сформирован. В атмосфере взаимного противоборства и недоверия, реализация проектов на государственном уровне как минимум будет замедлена, если не полностью становлена, что окажет соответствующее влияние на экономику страны, которая и так переживает не лучшие времена, предположил эксперт. По его словам, население Боснии и Герцеговины массово уезжает на заработки или эмигрирует в Западную Европу, теряя надежду, что жизнь в стране наладится.
«Понятно, что все это повышает градус межобщинной напряженности и нестабильности в самой стране. Я не могу сказать, что это должно напрямую привести к какой-то вспышке военных действий, но это движение в эту сторону. Это повышение напряженности, это создание конфликтной атмосферы», — отметил эксперт.
Энгельгардт напомнил, что, если мы вернемся на двадцать лет в прошлое, в первые годы дейтонской Боснии, то вспомним, что все международные структуры политического управления «просто руки стирали до плеч, заставляя местных политиков формировать совместные советы министров, совместные органы власти». По словам эксперта, за этот год мы не видели никаких сопоставимых усилий ни со стороны Управления высокого представителя, ни со стороны ЕС или отдельных его государств по реальному выходу из патовой позиции. «Это тоже интересный показатель», — сказал историк.
Отвечая на вопрос, можно ли рассматривать актуальную ситуацию в Боснии в контексте ситуации вокруг решения косовского вопроса, учитывая то, что в ряде балканских СМИ неоднократно обсуждался вариант решения косовского вопроса, при котором Сербия могла бы согласиться с независимостью Косово, если бы это подразумевало раздел его территории и одновременно присоединение к Сербии Республики Сербской, Энгельгардт заявил, что такие заявления звучат далеко не впервые, и что часть бошняцких лидеров вынуждена считаться с такой возможностью.
«Если дело дойдет до обмена территориями между Сербией и Косово, для них появится опасность пересмотра территории Боснии — возможность выделения сербских земель. Я не говорю, что это реально, но они такую опасность просматривают и стараются заранее на нее прореагировать ужесточением позиции и подчеркиванием того, что, если политические аспекты Дейтона должны быть пересмотрены, то территориальные аспекты (единство и целостность территории БиГ) пересмотру не подлежат. Дейтонские границы — это святое, в то время как дейтонское политическое устройство — вполне себе изменяемая вещь. Их риторика понятна, и она отражена в декларации Партии демократического действия Бакира Изетбеговича», — подытожил Георгий Энгельгардт.
Балканы: пороховая бочка Европы
27.09 Косовские сербы: Россия отказывается говорить с нами
17.09 «Для сербской власти важно получить утешительный приз за сдачу Косово»
16.09 К чему приведут репрессии против русофилов в Болгарии
13.09 Запад хочет решить косовский вопрос перед «рывком на Восток»
12.09 Николай Малинов: Без России Болгария исчезнет как государство
Все новости сюжета
28 сентября 2019 00:43 Политическую декларацию самой влиятельной партии бошняков — Партии демократического действия Бакира Изетбеговича можно рассматривать как открытое заявление о том, что Дейтонское соглашение, которое остановило войну в Боснии и Герцеговине в 1990-ые годы и по которому эта страна была выстроена, уже не устраивает бошняков. Такое мнение «NOVOSTI-DNY.Ru» высказал историк, научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. Напомним, что 14 сентября съезд Партии демократического действия принял ряд документов, в том числе новый устав и программную декларацию, определяющую политические приоритеты партии. В тексте документа подчеркивается, что первостепенной и долгосрочной целью партии является принятие конституции, в которой БиГ была бы определена как демократическое, правовое и социальное государство под названием Республика Босния и Герцеговина, с тремя уровнями власти (государственным, региональным и местным) и с административным центром в Сараево. Лидер сербов в Боснии и член Президиума БиГ Милорад Додик со своей стороны заявил, что парламент Республики Сербской примет решение, в котором увяжет любую реализацию программной декларации Партии демократического действия с активизацией права РС на самоопределение и отделение. По словам Энгельгардта, бошняки, объединенные вокруг Партии демократического действия, ставят задачу пойти намного дальше Дейтона и кардинально поменять устройство дейтонской Боснии и Герцеговины. «Речь идет об отмене системы двух автономий (энтитетов), из которых это государство состоит. Ставится задача его централизации. В риторике бошняков и Партии демократического действия это звучит как „переход к гражданской системе“, к системе „один человек — один голос“. Такой подход обосновывается на убеждении бошняков, что они составляют реальное арифметическое большинство населения страны и поэтому при переходе к такой системе смогут проголосовать за все необходимые им изменения. Декларация довольно подробно разработана — она охватывает в том числе и задачи по вступлению страны в НАТО. Европейская ориентация там тоже проговаривается, но акцент делается именно на необходимости скорейшего вступления в НАТО и на том, что необходимо предпринять ряд практических мер для интеграции в альянс», — пояснил Энгельгардт. По словам эксперта, текст декларации одновременно является и «выпадом в сторону сербов», задача которого — полностью ликвидировать Республику Сербскую и все ее дейтонские привилегии и права. Энгельгардт напомнил, что в декларации, помимо прочего, обозначено намерение создать единую полицию, т. е. ликвидировать автономную полицию Республики Сербской. «Что касается хорватов, в декларации четко сформулировано, что не может быть никакого формирования отдельной хорватской автономии в рамках БиГ, и что даже система хорватского автономного образования должна быть упразднена. Чувствительные локальные вопросы, например, насчет города Мостар, декларация рекомендует решать в соответствии с высшими ценностями демократии, но конкретно в интересах бошняков», — добавил историк. Энгельгардт считает, что в документе, принятым съездом Партии демократического действия, был сформулирован ряд максималистских пунктов, и практически во всех конфликтных вопросах занята непримиримая позиция. Поэтому, полагает он, декларация фактически является призывом к дальнейшей дестабилизации Боснии в ее нынешнем виде. «Крупнейшая партия, т. е. наиболее многочисленная община БиГ декларирует жесткое непримиримое стремление к утверждению окончательной гегемонии в стране. Очевидно, что это не только не будет поддержано двумя другими этническими группами, но и заблокирует деятельность совместных центральных органов власти, где представлены все три общины. Такая позиция, по всей видимости, толкнет в конфронтацию и хорватов, и сербов», — заявил эксперт. Георгий Энгельгардт напомнил, что недавняя попытка сформировать совместный орган власти — Совет министров, которая была предпринята в августе тремя крупнейшими партиями бошняков, сербов и хорватов, не удалась именно из-за резкого ужесточения позиции бошняков. «Как раз эта попытка была основана на разных компромиссных формулах, которые позволяли всем сторонам сохранить лицо и выйти из политического тупика, в котором страна пребывает почти год, с проведения последних выборов в октябре 2018 года. С тех пор никак не удается сформировать правительство. Полтора месяца тому назад было достигнуто соглашение о компромиссной формуле, и буквально дней через десять то же самое руководство Партии демократического действия все это практически дезавуировало и вернулось к крайне жесткой позиции по поводу НАТО», — рассказал историк. По мнению Энгельгардта, пока такая ситуация сохраняется, Совет министров не будет сформирован. В атмосфере взаимного противоборства и недоверия, реализация проектов на государственном уровне как минимум будет замедлена, если не полностью становлена, что окажет соответствующее влияние на экономику страны, которая и так переживает не лучшие времена, предположил эксперт. По его словам, население Боснии и Герцеговины массово уезжает на заработки или эмигрирует в Западную Европу, теряя надежду, что жизнь в стране наладится. «Понятно, что все это повышает градус межобщинной напряженности и нестабильности в самой стране. Я не могу сказать, что это должно напрямую привести к какой-то вспышке военных действий, но это движение в эту сторону. Это повышение напряженности, это создание конфликтной атмосферы», — отметил эксперт. Энгельгардт напомнил, что, если мы вернемся на двадцать лет в прошлое, в первые годы дейтонской Боснии, то вспомним, что все международные структуры политического управления «просто руки стирали до плеч, заставляя местных политиков формировать совместные советы министров, совместные органы власти». По словам эксперта, за этот год мы не видели никаких сопоставимых усилий ни со стороны Управления высокого представителя, ни со стороны ЕС или отдельных его государств по реальному выходу из патовой позиции. «Это тоже интересный показатель», — сказал историк. Отвечая на вопрос, можно ли рассматривать актуальную ситуацию в Боснии в контексте ситуации вокруг решения косовского вопроса, учитывая то, что в ряде балканских СМИ неоднократно обсуждался вариант решения косовского вопроса, при котором Сербия могла бы согласиться с независимостью Косово, если бы это подразумевало раздел его территории и одновременно присоединение к Сербии Республики Сербской, Энгельгардт заявил, что такие заявления звучат далеко не впервые, и что часть бошняцких лидеров вынуждена считаться с такой возможностью. «Если дело дойдет до обмена территориями между Сербией и Косово, для них появится опасность пересмотра территории Боснии — возможность выделения сербских земель. Я не говорю, что это реально, но они такую опасность просматривают и стараются заранее на нее прореагировать ужесточением позиции и подчеркиванием того, что, если политические аспекты Дейтона должны быть пересмотрены, то территориальные аспекты (единство и целостность территории БиГ) пересмотру не подлежат. Дейтонские границы — это святое, в то время как дейтонское политическое устройство — вполне себе изменяемая вещь. Их риторика понятна, и она отражена в декларации Партии демократического действия Бакира Изетбеговича», — подытожил Георгий Энгельгардт. Балканы: пороховая бочка Европы 27.09 Косовские сербы: Россия отказывается говорить с нами 17.09 «Для сербской власти важно получить утешительный приз за сдачу Косово» 16.09 К чему приведут репрессии против русофилов в Болгарии 13.09 Запад хочет решить косовский вопрос перед «рывком на Восток» 12.09 Николай Малинов: Без России Болгария исчезнет как государство Все новости сюжета