Украина в зеркале гибридного противостояния США и Китая - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Украина в зеркале гибридного противостояния США и Китая - «Аналитика»


5 сентября 2019
13:47
Гибридное противостояние между США и Китаем докатилось до Восточноевропейского региона. Американские чиновники и дипломаты, ответственные за страны Восточной Европы, все чаще заявляют о необходимости ограничить рост влияния Китая в данном регионе. Упоминал об этом и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в ходе своего последнего турне по постсоветским государствам.
Визит Болтона на Украину состоялся на фоне сообщений о том, что китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment готовится к закрытию сделки по приобретению 50% акций предприятия «Мотор Сич» (город Запорожье), чьей специализацией является производство двигателей для вертолетов и самолетов. Сделка готовилась в течение последних трех лет, и по состоянию на сегодняшний день последнее слово остается за Антимонопольным комитетом Украины, который должен одобрить соглашение.
«Мотор Сич» — одно из немногих украинских высокотехнологических предприятий, сохраняющих конкурентоспособность на мировом рынке. По-прежнему «Моточ Сич» выступает в качестве контрагента холдинга «Вертолеты России», хотя присутствие запорожского предприятия на российском рынке после 2014 года сокращается. Финансовые показатели «Мотор Сич» несколько скромнее, чем до Евромайдана, тем не менее ежегодная прибыль предприятия находится близ отметки в $ 100 млн. Крупнейшим акционером предприятия и одновременно его руководителем является Вячеслав Богуслаев, один из последних представителей «красных директоров» и депутат Верховной рады многих созывов, государство — миноритарный акционер.
Находясь в Киеве, Джон Болтон высказал мнение о том, что Украина должна защищать свои оборонные технологии и просчитывать наперед угрозы для безопасности от продажи китайской стороне завода «Мотор Сич». Болтон предупредил Киев об «опасности китайских инвестиций» и разъяснил, что «военные и чувствительные технологии не должны попасть к противникам или потенциальным противникам». По словам Болтона, доступ Китая к технологиям предприятия «Мотор Сич» упростит задачу увеличения влияния КНР в мире и свое слово в данном вопросе должны высказать, помимо США, прочие государства коллективного Запада.
«Речь идет об усилиях Китая по использованию позитивного торгового баланса этой страны для того, чтобы получить экономические рычаги в разных странах мира. Чтобы получить выгоду от оборонных технологий, которые разработали другие страны, — пояснил Болтон представителям СМИ. — Расскажу о картине в целом. Нас беспокоит то, что Китай получает военные технологии. Мы видим, к примеру, что пятое поколение китайских истребителей очень похожи на американские самолеты F-35. Это потому, что это и есть истребители F-35. Они их просто украли».

Ответная реакция Пекина на заявления Болтона не заставила себя долго ждать. По словам посла КНР на Украине Ду Вэя, «США не должны нагло вмешиваться во внутренние и внешние дела Украины, так же как и требовать от Украины выбирать между Китаем и США». Также китайский дипломат назвал безответственными слова Болтона об инициативе «Один пояс — один путь», когда советник президента США сказал, что Китай использует данный проект в качестве «долговой дипломатии».
«Если уж Украине угрожает долговая яма, то так называемая яма выкопана не китайцами», — заявил китайский дипломат.

Никогда ранее китайская дипломатия не делала столь жестких заявлений на украинском направлении. Здесь же в одну точку сошлись и общая напряженность в американско-китайских отношениях, и заинтересованность китайского частного капитала в приобретении пакета акций «Мотор Сич», что укладывается в логику государственной политики КНР.
При этом Китай предлагает Украине расширение сотрудничества во всех направлениях, не только инвестиции и включение в интеграционные проекты, но и содействие в урегулировании конфликта на Донбассе, о чем также было заявлено китайским послом в Киеве. Фактически Пекин демонстрирует, что готов к конкуренции с Вашингтоном в любой точке планеты и намерен всерьез бороться за влияние в Восточноевропейском регионе (в том числе используя инструментарий промышленного шпионажа, скупки технической документации и т. д.).
Украинское руководство таким образом оказывается «на растяжке». С одной стороны, «стратегическое партнерство» с США, как принято считать официальным Киевом, является наивысшей ценностью, ради которой можно пожертвовать многим. С другой стороны, срывом сделки по «Мотор Сич» отношения с Китаем будут серьезно испорчены и существенно затруднится процесс привлечения инвестиций из КНР, которые потенциально могут стать драйвером восстановления украинской экономики. Примечательно, что в апреле этого года по территории Украины впервые прошел контейнерный поезд по маршруту «Нового шелкового пути» (КНР — Венгрия), потому перспективы сотрудничества в данном проекте для Украины еще не потеряны окончательно.
Для президента Владимира Зеленского и нового украинского правительства ситуация вокруг «Мотор Сич» станет первым серьезным внешнеполитическим тестом. Впрочем, многого можно ли требовать от Зеленского, если даже его предшественники в совершенно иной геополитической ситуации уступали давлению США?
Для Вашингтона применение инструментов политико-дипломатического давления для срыва подобного рода сделок не является чем-то беспрецедентным. Еще в 1998 году, когда уровень субъектности Украины на международной арене был выше при проводимой президентом Леонидом Кучмой так называемой политике многовекторности, харьковский «Турбоатом» отказался от изготовления и поставок турбин в Иран для Бушерской АЭС. Бушерский контракт должен был стать крупнейшим за всю историю «Турбоатома» — более $ 1 млрд за 4 турбины. Тогда давление Вашингтона на Киев продолжалось около года, а решающим стал визит в столицу Украины Мадлен Олбрайт, которая пообещала компенсировать «Турбоатому» недополученную прибыль, чего в итоге сделано так и не было. После этого случая «Турбоатом» потерял еще два контракта — на поставку турбин в Индию и Китай.
Не приветствовались Вашингтоном планы Украины при президенте Викторе Януковиче усиливать кооперацию с Россией в сфере машиностроения и ВПК. Но Вашингтон достиг своих целей, воспрепятствовав участию Украины в евразийском интеграционном проекте, что в том числе затрудняет процесс модернизации ВС РФ. Так, в 2012 году госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что проект Евразийского союза представляет собой «попытку ресоветизации региона», а Штаты «ищут эффективные способы, которые бы позволили затормозить или предотвратить развитие этого проекта».
В то же время не стоит сводить все к дихотомии — продавать или не продавать «Мотор Сич» китайской стороне, пускай последняя обещает инвестировать в завод от $ 100 млн и загрузить его заказами. История вокруг «Мотор Сич» в очередной раз вскрыла то, что все предыдущие правительства Украины так и не выработали сколько-нибудь эффективную промышленную политику. У нового правительства Алексея Гончарука существует возможность исправить ошибки предшественников, оказать системную государственную помощь тем высокотехнологическим предприятиям, которые еще остались на промышленной карте Украины, запустить работу Государственного экспортно-кредитного агентства, дать государственные заказы. Впрочем, такая возможность, скорее, теоретическая, поскольку команда Зеленского декларирует курс на резкое сокращение роли государства в экономике, в идеале — до функции «ночного сторожа».
Вероятно, ситуация вокруг «Мотор Сич» станет не последним эпизодом гибридного противостояния между США и Китаем на территории Украины. Еще ряд отраслей украинской экономики представляют интерес для обоих глобальных игроков — АПК, инфраструктура, энергетика.
Правительство Украины готовит земельную реформу, центральным аспектом которой должно стать снятие моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Последние 7–8 лет фиксируется инвазия как американского, так и китайского капитала в украинский АПК. Конкуренция между ними будет набирать обороты в среднесрочной перспективе, если иностранные юрлица получат право приобретать сельхозземли Украины.
Отметим, что американский капитал (Cargill, Bunge) осваивает черноморское побережье, возводя зерноперевалочные комплексы, и планируется, что через несколько лет мощности портовых терминалов позволят хранить единовременно 100 млн тонн зерна. Борьба ожидается за выставленные на приватизацию (передачу в концессию) еще правительствами Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана морские порты, к которым проявляет интерес капитал из стран Запада, Китая, ОАЭ, Катара (среди украинских олигархов наиболее интересны порты Ринату Ахметову и Игорю Коломойскому). Заслуживает внимания тот факт, что в последние годы компании из Китая выигрывали множество тендеров на проведение работ по дноуглублению в портах Украины, что косвенно указывало на заинтересованность Пекина в вовлечение Украины в проект «Нового шелкового пути» (морской путь) — как минимум в качестве резервного маршрута.
На атомную энергетику Украины виды были у China Nuclear Fuel Corporation, однако вклиниться в этот рынок очень тяжело, он уже поделен между американской компанией Westinghouse и «Росатомом». Притом Westinghouse в последние годы планомерно укрепляет свои позиции, используя инструментарий политического лоббизма и выжимая максимум из геополитической ситуации.
В общем-то, кейс «Мотор Сич» дает новой украинской власти пищу для размышлений относительно геополитического позиционирования государства, подходов ко внешнеэкономической деятельности, промышленной политики. Что из этого всего получится, посмотрим.
Денис Гаевский, Киев
Дезинтеграция Украины
Украина в зеркале гибридного противостояния США и Китая - «Аналитика»

02.09 Шведские «ичкерийцы» лепят из убийцы русской семьи «жертву Путина»
29.08 «Обеспечение разворовывания»: чем грозит Украине смена главы правительства
28.08 100 дней Зеленского: итоги и перспективы
28.08 Путин дождался стадии ничегонеделания в украинском сценарии
21.08 Миллионер ответил за миллиарды: российские секреты металлургии Донбасса
Все новости сюжета

5 сентября 2019 13:47 Гибридное противостояние между США и Китаем докатилось до Восточноевропейского региона. Американские чиновники и дипломаты, ответственные за страны Восточной Европы, все чаще заявляют о необходимости ограничить рост влияния Китая в данном регионе. Упоминал об этом и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в ходе своего последнего турне по постсоветским государствам. Визит Болтона на Украину состоялся на фоне сообщений о том, что китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment готовится к закрытию сделки по приобретению 50% акций предприятия «Мотор Сич» (город Запорожье), чьей специализацией является производство двигателей для вертолетов и самолетов. Сделка готовилась в течение последних трех лет, и по состоянию на сегодняшний день последнее слово остается за Антимонопольным комитетом Украины, который должен одобрить соглашение. «Мотор Сич» — одно из немногих украинских высокотехнологических предприятий, сохраняющих конкурентоспособность на мировом рынке. По-прежнему «Моточ Сич» выступает в качестве контрагента холдинга «Вертолеты России», хотя присутствие запорожского предприятия на российском рынке после 2014 года сокращается. Финансовые показатели «Мотор Сич» несколько скромнее, чем до Евромайдана, тем не менее ежегодная прибыль предприятия находится близ отметки в $ 100 млн. Крупнейшим акционером предприятия и одновременно его руководителем является Вячеслав Богуслаев, один из последних представителей «красных директоров» и депутат Верховной рады многих созывов, государство — миноритарный акционер. Находясь в Киеве, Джон Болтон высказал мнение о том, что Украина должна защищать свои оборонные технологии и просчитывать наперед угрозы для безопасности от продажи китайской стороне завода «Мотор Сич». Болтон предупредил Киев об «опасности китайских инвестиций» и разъяснил, что «военные и чувствительные технологии не должны попасть к противникам или потенциальным противникам». По словам Болтона, доступ Китая к технологиям предприятия «Мотор Сич» упростит задачу увеличения влияния КНР в мире и свое слово в данном вопросе должны высказать, помимо США, прочие государства коллективного Запада. «Речь идет об усилиях Китая по использованию позитивного торгового баланса этой страны для того, чтобы получить экономические рычаги в разных странах мира. Чтобы получить выгоду от оборонных технологий, которые разработали другие страны, — пояснил Болтон представителям СМИ. — Расскажу о картине в целом. Нас беспокоит то, что Китай получает военные технологии. Мы видим, к примеру, что пятое поколение китайских истребителей очень похожи на американские самолеты F-35. Это потому, что это и есть истребители F-35. Они их просто украли». Ответная реакция Пекина на заявления Болтона не заставила себя долго ждать. По словам посла КНР на Украине Ду Вэя, «США не должны нагло вмешиваться во внутренние и внешние дела Украины, так же как и требовать от Украины выбирать между Китаем и США». Также китайский дипломат назвал безответственными слова Болтона об инициативе «Один пояс — один путь», когда советник президента США сказал, что Китай использует данный проект в качестве «долговой дипломатии». «Если уж Украине угрожает долговая яма, то так называемая яма выкопана не китайцами», — заявил китайский дипломат. Никогда ранее китайская дипломатия не делала столь жестких заявлений на украинском направлении. Здесь же в одну точку сошлись и общая напряженность в американско-китайских отношениях, и заинтересованность китайского частного капитала в приобретении пакета акций «Мотор Сич», что укладывается в логику государственной политики КНР. При этом Китай предлагает Украине расширение сотрудничества во всех направлениях, не только инвестиции и включение в интеграционные проекты, но и содействие в урегулировании конфликта на Донбассе, о чем также было заявлено китайским послом в Киеве. Фактически Пекин демонстрирует, что готов к конкуренции с Вашингтоном в любой точке планеты и намерен всерьез бороться за влияние в Восточноевропейском регионе (в том числе используя инструментарий промышленного шпионажа, скупки технической документации и т. д.). Украинское руководство таким образом оказывается «на растяжке». С одной стороны, «стратегическое партнерство» с США, как принято считать официальным Киевом, является наивысшей ценностью, ради которой можно пожертвовать многим. С другой стороны, срывом сделки по «Мотор Сич» отношения с Китаем будут серьезно испорчены и существенно затруднится процесс привлечения инвестиций из КНР, которые потенциально могут стать драйвером восстановления украинской экономики. Примечательно, что в апреле этого года по территории Украины впервые прошел контейнерный поезд по маршруту «Нового шелкового пути» (КНР — Венгрия), потому перспективы сотрудничества в данном проекте для Украины еще не потеряны окончательно. Для президента Владимира Зеленского и нового украинского правительства ситуация вокруг «Мотор Сич» станет первым серьезным внешнеполитическим тестом. Впрочем, многого можно ли требовать от Зеленского, если даже его предшественники в совершенно иной геополитической ситуации уступали давлению США? Для Вашингтона применение инструментов политико-дипломатического давления для срыва подобного рода сделок не является чем-то беспрецедентным. Еще в 1998 году, когда уровень субъектности Украины на международной арене был выше при проводимой президентом Леонидом Кучмой так называемой политике многовекторности, харьковский «Турбоатом» отказался от изготовления и поставок турбин в Иран для Бушерской АЭС. Бушерский контракт должен был стать крупнейшим за всю историю «Турбоатома» — более $ 1 млрд за 4 турбины. Тогда давление Вашингтона на Киев продолжалось около года, а решающим стал визит в столицу Украины Мадлен Олбрайт, которая пообещала компенсировать «Турбоатому» недополученную прибыль, чего в итоге сделано так и не было. После этого случая «Турбоатом» потерял еще два контракта — на поставку турбин в Индию и Китай. Не приветствовались Вашингтоном планы Украины при президенте Викторе Януковиче усиливать кооперацию с Россией в сфере машиностроения и ВПК. Но Вашингтон достиг своих целей, воспрепятствовав участию Украины в евразийском интеграционном проекте, что в том числе затрудняет процесс модернизации ВС РФ. Так, в 2012 году госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что проект Евразийского союза представляет собой «попытку ресоветизации региона», а Штаты «ищут эффективные способы, которые бы позволили затормозить или предотвратить развитие этого проекта». В то же время не стоит сводить все к дихотомии — продавать или не продавать «Мотор Сич» китайской стороне, пускай последняя обещает инвестировать в завод от $ 100 млн и загрузить его заказами. История вокруг «Мотор Сич» в очередной раз вскрыла то, что все предыдущие правительства Украины так и не выработали сколько-нибудь эффективную промышленную политику. У нового правительства Алексея Гончарука существует возможность исправить ошибки предшественников, оказать системную государственную помощь тем высокотехнологическим предприятиям, которые еще остались на промышленной карте Украины, запустить работу Государственного экспортно-кредитного агентства, дать государственные заказы. Впрочем, такая возможность, скорее, теоретическая, поскольку команда Зеленского декларирует курс на резкое сокращение роли государства в экономике, в идеале — до функции «ночного сторожа». Вероятно, ситуация вокруг «Мотор Сич» станет не последним эпизодом гибридного противостояния между США и Китаем на территории Украины. Еще ряд отраслей украинской экономики представляют интерес для обоих глобальных игроков — АПК, инфраструктура, энергетика. Правительство Украины готовит земельную реформу, центральным аспектом которой должно стать снятие моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Последние 7–8 лет фиксируется инвазия как американского, так и китайского капитала в украинский АПК. Конкуренция между ними будет набирать обороты в среднесрочной перспективе, если иностранные юрлица получат право приобретать сельхозземли Украины. Отметим, что американский капитал (Cargill, Bunge) осваивает черноморское побережье, возводя зерноперевалочные комплексы, и планируется, что через несколько лет мощности портовых терминалов позволят хранить единовременно 100 млн тонн зерна. Борьба ожидается за выставленные на приватизацию (передачу в концессию) еще правительствами Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана морские порты, к которым проявляет интерес капитал из стран Запада, Китая, ОАЭ, Катара (среди украинских олигархов наиболее интересны порты Ринату Ахметову и Игорю Коломойскому). Заслуживает внимания тот факт, что в последние годы компании из Китая выигрывали множество тендеров на проведение работ по дноуглублению в портах Украины, что косвенно указывало на заинтересованность Пекина в вовлечение Украины в проект «Нового шелкового пути» (морской путь) — как минимум в качестве резервного маршрута. На атомную энергетику Украины виды были у China Nuclear Fuel Corporation, однако вклиниться в этот рынок очень тяжело, он уже поделен между американской компанией Westinghouse и «Росатомом». Притом Westinghouse в последние годы планомерно укрепляет свои позиции, используя инструментарий политического лоббизма и выжимая максимум из геополитической ситуации. В общем-то, кейс «Мотор Сич» дает новой украинской власти пищу для размышлений относительно геополитического позиционирования государства, подходов ко внешнеэкономической деятельности, промышленной политики. Что из этого всего получится, посмотрим. Денис Гаевский, Киев Дезинтеграция Украины 02.09 Шведские «ичкерийцы» лепят из убийцы русской семьи «жертву Путина» 29.08 «Обеспечение разворовывания»: чем грозит Украине смена главы правительства 28.08 100 дней Зеленского: итоги и перспективы 28.08 Путин дождался стадии ничегонеделания в украинском сценарии 21.08 Миллионер ответил за миллиарды: российские секреты металлургии Донбасса Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→