✔ Казанский кремль: Праздновать победу над Золотой Ордой — это экстремизм - «Аналитика»
Gilbert 31-08-2019, 20:57 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
17:37Руководство Татарстана, а точнее та этнократия, которая находится у власти в республике уже почти 30 лет, недовольна инициативой калужского губернатора, чтобы 11 ноября — дата окончания стояния на реке Угре — отмечалось на федеральном уровне как день освобождения Руси от монголо-татарского ига. В Татарстане ситуацию уже неделю усиленно раскачивают подконтрольные Казанскому кремлю СМИ, к которым, если повезет, вскоре подключатся «либерально-демократические ресурсы», демонстрируя в очередной раз союз либералов и национал-сепаратистов.
День стояния на Угре (1480) отмечается как памятная дата в Калужской области по инициативе губернатора области Анатолия Артамонова. В Калуге действует музей-диорама «Великое стояние на Угре», открытый в 2014 году и освященный патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Законодательное собрание Калужской области с 2017 года добивается того, чтобы практически бескровную победу великого князя Московского Ивана III над ханом Золотой Орды Ахматом отмечали на федеральном уровне. Депутат Госдумы от Калужской области Геннадий Скляр разработал и подал соответствующий законопроект. Инициативу поддержали Министерство обороны России, Министерство культуры России и Российская академия наук. Но не тут-то было. В конце августа 2019 года вето на законопроект Скляра наложил Казанский кремль.
«Соответствующее отрицательное заключение президента Татарстана Рустама Минниханова (окончившего Казанский сельхозинститут по специальности «инженер-механик — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru») направлено в Госдуму. Оно основано на тех аргументах, которые ранее уже были озвучены научным сообществом. Мы исходим из того, что памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые являются объединяющими для всего многонационального народа России», — заявила замруководителя пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.
По поводу «золотоордынского» законопроекта Скляра разгорелись страсти и среди национально-ориентированных историков, которые со времен «суверенитета» Татарстана рассматривают роль Золотой Орды исключительно в позитивном ключе, а признанные события российской истории, в частности, битву на Куликовом поле, просто отрицают, как небылицы. Самое серьезное в данном случае то, что свое видение истории татарская этнократия успешно проталкивает на федеральном уровне.
«С исторической точки зрения дата никак не может быть статусной, узловой. Это всего лишь одна из дат противостояния русского и татарского мира», — заявил руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории имени Марджани Академии наук Татарстана Ильнур Миргалеев.
Редактор татароязычного журнала «Туган як» (когда-то всерьез рассуждавший об «ископаемых татарах» — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ) Дамир Исхаков посетовал, что день победы князя Ивана III над ханом Ахматом изучается российскими школьниками как выдающаяся памятная дата в истории России, и это плохо:
«Эта дата уже попала в учебные планы, и то, что будут учить наши дети как отечественную историю, на самом деле — национальная русская история, история не других народов, а русского народа. Это очень большая политическая ошибка, потому что народы никуда не исчезли, они существуют, у них собственное представление об истории, у них есть свои ученые. Подобное — прямой путь к конфронтации, сначала на научной базе, потом на идеологической, а затем и на политической».
Руководитель Крымского научного центра (представительства) Института истории имени Марджани Эльдар Сейдаметов вообще почему-то счел, что день освобождения от монголо-татарского ига рассорит русских и татар, а казанских татар — с крымскими.
«В 1480 году государство, занимающее небольшую часть современной Российской Федерации, выставило армию против армии другого государства, также занимающего территорию современной Российской Федерации, населенной ее народом. Празднование побед над российскими войсками в постсоветских странах воспринимается в нашей стране как проявление русофобии. Чем же тогда являются подобные инициативы некоторых политиков, которые пытаются возвысить победы одних народов над другими уже в самой России?» — пафосно возмущается историк, как бы не понимая разницы между историей кочевников, оккупировавших огромные территории, и историей Русского централизованного государства.
Сейдаметов также недоволен тем, что 21 сентября, день Куликовской битвы по новому стилю, в России отмечается как День воинской славы:
«Несмотря на то, что в последние годы издается огромное количество научной литературы, посвященной проблематике Золотой Орды и татарских ханств, где переосмысливается значение золотоордынской цивилизации в истории России и в целом в мировой истории, продолжает оставаться тенденция, когда совместную историю русского и татарского народов излагают через призму истории лишь одного из них».
О том, что «значение золотоордынской цивилизации» переосмысливается исключительно стараниями национал-историков, а проще говоря, фальсификаторов, причем только в различных национальных центрах и академиях, Эльдар Сейдаметов по понятным причинам умалчивает.
Гораздо проще и радикальнее решили действовать в парламенте Татарстана. Глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев предложил проверить идею калужского губернатора и местных парламентариев на экстремизм.
«Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», — безапелляционно заявил Валеев.
В этой связи следует напомнить, что в Татарстане тихо, но официально уже отметили 750-летие Золотой Орды (теперь готовятся и в Казахстане). А Центр золотоордынских исследований Института имени Марджани совместно с Министерством образования Татарстана разработали учебники, расхваливающие Золотую Орду и ее «благотворное» влияние на этногенез татарского народа. Куратор данного проекта — директор Института имени Марджани Рафаэль Хакимов, один из самых одиозных национал-сепаратистов, когда-то обещавший даже взять в руки автомат «для защиты своего народа». С научной и педагогической точки зрения, произведенные в Татарстане учебники по Золотой Орде — насилие над детским сознанием, культурная лоботомия. Не будет лишним напомнить, что предки современных поволжских татар — отнюдь не монголы, а волжские булгары. А полчища хана Батыя, которого в Татарстане пытаются сделать национальным героем, в 1236 году просто уничтожили их процветающее государство Волжская Булгария.
О том, что волжские булгары оказали ожесточенный отпор татаро-монгольским полчищам, напомнил верховный муфтий России шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин.
«В 1236 году монгольское нашествие во главе с Батый-ханом было направлено прежде всего на Булгарское государство, которое в неравной схватке потеряло свою независимость и не только. А в XIX веке булгары потеряли даже свое самоназвание, когда вдруг были объявлены татарами. Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью. Взаимоуважение и взаимовлияние культур наших народов оставило свой огромный след в истории нашей единой Отчизны. После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине. Будь то искоренение польского нашествия во главе с Лжедмитрием, восстановление единства Российского государства в Смутное время, отражение нашествий Карла XII, Наполеона и агрессии фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», — написал Таджутдин в своей колонке для татарстанского ресурса «Реальное время».
При этом Таджутдин также почему-то считает, что празднование стояния на реке Угре как освобождение от монголо-татарского ига не послужит на пользу народам России:
«Памятные даты нашей единой Отчизны, несомненно, должны способствовать сохранению и укреплению в нашем сознании, сознании наших современников и будущих поколений россиян святых понятий мира и согласия, братского сотрудничества между всеми россиянами — соотечественниками в великой и единой державе — России. Предлагаемый проект празднования „Дня окончания Великого стояния на реке Угре“ („Освобождение от татаро-монгольского ига“) этим целям, тем более в современном бурлящем мире, способствовать не может. Наоборот, он может привести к негативным последствиям в межнациональных и межконфессиональных отношениях, осложнить которые пытаются немало сил вне рубежей нашей Родины».
Конечно, добавим от себя, если усиленно раскачивать эти межнациональные отношения изнутри на уровне республики и пытаться вывести конфликт на федеральный уровень (в этом плане показательна позиция руководства соседней с Татарстаном Башкирии, где инициатива калужского губернатора никого не возмутила — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru»). А в этом затейникам из Казанского кремля просто нет равных. В той же Госдуме на страже «интересов Татарстана» (точнее, нескольких кланов, удерживающих власть) стоят 15 депутатов, из которых 13 — представители «титульной национальности»…
«Если уж говорить о символическом событии, так это о том, что произошло годом ранее, в 1479 году, когда Иван III разорвал и растоптал ярлык золотоордынского хана Ахмата, — сказал корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» историк и кинорежиссер Вадим Гасанов. — Да, это был именно символический шаг, причем в этом году событию — 540 лет, не грех бы и отметить. Кроме того, процесс освобождения Московского царства от вассальной зависимости Орды — это процесс все же не одномоментный. В любом случае — есть памятная дата и пусть будет. Но вот правительство Татарстана… У Салтыкова-Щедрина есть прекрасная фраза в „Истории одного города“: „Несть глупости горшия яко глупость“. Вот это про решение правительства Татарстана наложить вето на законопроект. То они — потомки волжских булгар. Это когда хотят подчеркнуть свою древность и автохтонность. То они наследники Золотой Орды. Это когда надо подчеркнуть великое прошлое и традицию властвовать.
Пещерный национализм и незнание истории всегда идут вместе, — продолжает Гасанов. — Во-первых, к моменту стояния на Угре Казань и большая часть территории современного Татарстана не входили в Золотую Орду. Более того, они даже не были союзниками. Во-вторых, вообще-то если уж в Татарстане на более чем официальном уровне решили поиграть в наследников Золотой Орды, то стоит напомнить, что Московское княжество и территория Булгарского улуса были в равной вассальной зависимости от Сарая. Так отчего ж только Казань претендует? Кто им сказал, что они наследники? Кто им внушил такую глупость? По этническому признаку? А кто им сказал, что казанские татары — этнические потомки основного населения Золотой Орды? Ну и если Казань — единственная наследница Золотой Орды, то отчего б не возместить материальные потери, связанные с нашествием 1237–1238 годов, а также ежегодной данью? Глупость? Да. Но не большая, чем позиция Казанского кремля по вопросу о стоянии на Угре.
Нынешнее руководство Татарстана не в состоянии превратить нефтеносную республику в цветущий оазис или же полностью искоренить религиозный и национальный экстремизм. Но зато периодически оно фрондирует, принимая позу обиженных. Вытаскивая на свет божий московско-ордынские отношения пятисотлетней давности, старательно изображая из себя оскорбленных, в Казанском кремле подогревают националистов и заодно делают из себя ревнителей татарской истории. Это опасная тенденция. Она в точности соответствует переписыванию истории и в странах Балтии, и на Украине, и в бывших соцстранах, и в Европе. Национал-сепаратизм наличествовал в СССР и раньше. Но с ним успешно боролись. Национал-коммунистов и исламских коммунистов (были такие направления) успешно ликвидировали в 1930 годы. В 1990 годах национализм регионов расцвел пышным цветом. Прошло 30 лет, а все цветет. Я думаю, что цветочки эти пора бы уже и обрывать…».
Пещерный национализм и незнание истории всегда идут вместе, — продолжает Гасанов. — Во-первых, к моменту стояния на Угре Казань и большая часть территории современного Татарстана не входили в Золотую Орду. Более того, они даже не были союзниками. Во-вторых, вообще-то если уж в Татарстане на более чем официальном уровне решили поиграть в наследников Золотой Орды, то стоит напомнить, что Московское княжество и территория Булгарского улуса были в равной вассальной зависимости от Сарая. Так отчего ж только Казань претендует? Кто им сказал, что они наследники? Кто им внушил такую глупость? По этническому признаку? А кто им сказал, что казанские татары — этнические потомки основного населения Золотой Орды? Ну и если Казань — единственная наследница Золотой Орды, то отчего б не возместить материальные потери, связанные с нашествием 1237–1238 годов, а также ежегодной данью? Глупость? Да. Но не большая, чем позиция Казанского кремля по вопросу о стоянии на Угре.
Нынешнее руководство Татарстана не в состоянии превратить нефтеносную республику в цветущий оазис или же полностью искоренить религиозный и национальный экстремизм. Но зато периодически оно фрондирует, принимая позу обиженных. Вытаскивая на свет божий московско-ордынские отношения пятисотлетней давности, старательно изображая из себя оскорбленных, в Казанском кремле подогревают националистов и заодно делают из себя ревнителей татарской истории. Это опасная тенденция. Она в точности соответствует переписыванию истории и в странах Балтии, и на Украине, и в бывших соцстранах, и в Европе. Национал-сепаратизм наличествовал в СССР и раньше. Но с ним успешно боролись. Национал-коммунистов и исламских коммунистов (были такие направления) успешно ликвидировали в 1930 годы. В 1990 годах национализм регионов расцвел пышным цветом. Прошло 30 лет, а все цветет. Я думаю, что цветочки эти пора бы уже и обрывать…».
Муса Ибрагимбеков
29 августа 2019 17:37 Руководство Татарстана, а точнее та этнократия, которая находится у власти в республике уже почти 30 лет, недовольна инициативой калужского губернатора, чтобы 11 ноября — дата окончания стояния на реке Угре — отмечалось на федеральном уровне как день освобождения Руси от монголо-татарского ига. В Татарстане ситуацию уже неделю усиленно раскачивают подконтрольные Казанскому кремлю СМИ, к которым, если повезет, вскоре подключатся «либерально-демократические ресурсы», демонстрируя в очередной раз союз либералов и национал-сепаратистов. День стояния на Угре (1480) отмечается как памятная дата в Калужской области по инициативе губернатора области Анатолия Артамонова. В Калуге действует музей-диорама «Великое стояние на Угре», открытый в 2014 году и освященный патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Законодательное собрание Калужской области с 2017 года добивается того, чтобы практически бескровную победу великого князя Московского Ивана III над ханом Золотой Орды Ахматом отмечали на федеральном уровне. Депутат Госдумы от Калужской области Геннадий Скляр разработал и подал соответствующий законопроект. Инициативу поддержали Министерство обороны России, Министерство культуры России и Российская академия наук. Но не тут-то было. В конце августа 2019 года вето на законопроект Скляра наложил Казанский кремль. «Соответствующее отрицательное заключение президента Татарстана Рустама Минниханова (окончившего Казанский сельхозинститут по специальности «инженер-механик — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru») направлено в Госдуму. Оно основано на тех аргументах, которые ранее уже были озвучены научным сообществом. Мы исходим из того, что памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые являются объединяющими для всего многонационального народа России», — заявила замруководителя пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова. По поводу «золотоордынского» законопроекта Скляра разгорелись страсти и среди национально-ориентированных историков, которые со времен «суверенитета» Татарстана рассматривают роль Золотой Орды исключительно в позитивном ключе, а признанные события российской истории, в частности, битву на Куликовом поле, просто отрицают, как небылицы. Самое серьезное в данном случае то, что свое видение истории татарская этнократия успешно проталкивает на федеральном уровне. «С исторической точки зрения дата никак не может быть статусной, узловой. Это всего лишь одна из дат противостояния русского и татарского мира», — заявил руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории имени Марджани Академии наук Татарстана Ильнур Миргалеев. Редактор татароязычного журнала «Туган як» (когда-то всерьез рассуждавший об «ископаемых татарах» — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ) Дамир Исхаков посетовал, что день победы князя Ивана III над ханом Ахматом изучается российскими школьниками как выдающаяся памятная дата в истории России, и это плохо: «Эта дата уже попала в учебные планы, и то, что будут учить наши дети как отечественную историю, на самом деле — национальная русская история, история не других народов, а русского народа. Это очень большая политическая ошибка, потому что народы никуда не исчезли, они существуют, у них собственное представление об истории, у них есть свои ученые. Подобное — прямой путь к конфронтации, сначала на научной базе, потом на идеологической, а затем и на политической». Руководитель Крымского научного центра (представительства) Института истории имени Марджани Эльдар Сейдаметов вообще почему-то счел, что день освобождения от монголо-татарского ига рассорит русских и татар, а казанских татар — с крымскими. «В 1480 году государство, занимающее небольшую часть современной Российской Федерации, выставило армию против армии другого государства, также занимающего территорию современной Российской Федерации, населенной ее народом. Празднование побед над российскими войсками в постсоветских странах воспринимается в нашей стране как проявление русофобии. Чем же тогда являются подобные инициативы некоторых политиков, которые пытаются возвысить победы одних народов над другими уже в самой России?» — пафосно возмущается историк, как бы не понимая разницы между историей кочевников, оккупировавших огромные территории, и историей Русского централизованного государства. Сейдаметов также недоволен тем, что 21 сентября, день Куликовской битвы по новому стилю, в России отмечается как День воинской славы: «Несмотря на то, что в последние годы издается огромное количество научной литературы, посвященной проблематике Золотой Орды и татарских ханств, где переосмысливается значение золотоордынской цивилизации в истории России и в целом в мировой истории, продолжает оставаться тенденция, когда совместную историю русского и татарского народов излагают через призму истории лишь одного из них». О том, что «значение золотоордынской цивилизации» переосмысливается исключительно стараниями национал-историков, а проще говоря, фальсификаторов, причем только в различных национальных центрах и академиях, Эльдар Сейдаметов по понятным причинам умалчивает. Гораздо проще и радикальнее решили действовать в парламенте Татарстана. Глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев предложил проверить идею калужского губернатора и местных парламентариев на экстремизм. «Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», — безапелляционно заявил Валеев. В этой связи следует напомнить, что в Татарстане тихо, но официально уже отметили 750-летие Золотой Орды (теперь готовятся и в Казахстане). А Центр золотоордынских исследований Института имени Марджани совместно с Министерством образования Татарстана разработали учебники, расхваливающие Золотую Орду и ее «благотворное» влияние на этногенез татарского народа. Куратор данного проекта — директор Института имени Марджани Рафаэль Хакимов, один из самых одиозных национал-сепаратистов, когда-то обещавший даже взять в руки автомат «для защиты своего народа». С научной и педагогической точки зрения, произведенные в Татарстане учебники по Золотой Орде — насилие над детским сознанием, культурная лоботомия. Не будет лишним напомнить, что предки современных поволжских татар — отнюдь не монголы, а волжские булгары. А полчища хана Батыя, которого в Татарстане пытаются сделать национальным героем, в 1236 году просто уничтожили их процветающее государство Волжская Булгария. О том, что волжские булгары оказали ожесточенный отпор татаро-монгольским полчищам, напомнил верховный муфтий России шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин. «В 1236 году монгольское нашествие во главе с Батый-ханом было направлено прежде всего на Булгарское государство, которое в неравной схватке потеряло свою независимость и не только. А в XIX веке булгары потеряли даже свое самоназвание, когда вдруг были объявлены татарами. Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью. Взаимоуважение и взаимовлияние культур наших народов оставило свой огромный след в истории нашей единой Отчизны. После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине. Будь то искоренение польского нашествия во главе с Лжедмитрием, восстановление единства Российского государства в Смутное время, отражение нашествий Карла XII, Наполеона и агрессии фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», — написал Таджутдин в своей колонке для татарстанского ресурса «Реальное время». При этом Таджутдин также почему-то считает, что празднование стояния на реке Угре как освобождение от монголо-татарского ига не послужит на пользу народам России: «Памятные даты нашей единой Отчизны, несомненно, должны способствовать сохранению и укреплению в нашем сознании, сознании наших современников и будущих поколений россиян святых понятий мира и согласия, братского сотрудничества между всеми россиянами — соотечественниками в великой и единой державе — России. Предлагаемый проект празднования „Дня окончания Великого стояния на реке Угре“ („Освобождение от татаро-монгольского ига“) этим целям, тем более в современном бурлящем мире, способствовать не может. Наоборот, он может привести к негативным последствиям в межнациональных и межконфессиональных отношениях, осложнить которые пытаются немало сил вне рубежей нашей Родины». Конечно, добавим от себя, если усиленно раскачивать эти межнациональные отношения изнутри на уровне республики и пытаться вывести конфликт на федеральный уровень (в этом плане показательна позиция руководства соседней с Татарстаном Башкирии, где инициатива калужского губернатора никого не возмутила — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru»). А в этом затейникам из Казанского кремля просто нет равных. В той же Госдуме на страже «интересов Татарстана» (точнее, нескольких кланов, удерживающих власть) стоят 15 депутатов, из которых 13 — представители «титульной национальности»… «Если уж говорить о символическом событии, так это о том, что произошло годом ранее, в 1479 году, когда Иван III разорвал и растоптал ярлык золотоордынского хана Ахмата, — сказал корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» историк и кинорежиссер Вадим Гасанов. — Да, это был именно символический шаг, причем в этом году событию — 540 лет, не грех бы и отметить. Кроме того, процесс освобождения Московского царства от вассальной зависимости Орды — это процесс все же не одномоментный. В любом случае — есть памятная дата и пусть будет. Но вот правительство Татарстана… У Салтыкова-Щедрина есть прекрасная фраза в „Истории одного города“: „Несть глупости горшия яко глупость“. Вот это про решение правительства Татарстана наложить вето на законопроект. То они — потомки волжских булгар. Это когда хотят подчеркнуть свою древность и автохтонность. То они наследники Золотой Орды. Это когда надо подчеркнуть великое прошлое и традицию властвовать. Пещерный национализм и незнание истории всегда идут вместе, — продолжает Гасанов. —