Каминг-аут Алексиевич как симптом краха «незалежнай беларускай культуры» - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Каминг-аут Алексиевич как симптом краха «незалежнай беларускай культуры» - «Аналитика»


2 августа 2019
13:00
Каминг-аут Алексиевич как симптом краха «незалежнай беларускай культуры» - «Аналитика»
Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич совершила каминг-аут, в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza признавшись, что в жизни «любила и мужчин, и женщин». Известие об этом привлекло внимание белорусских изданий — от близкого президентской администрации националистического зиссеровского «Тутбая» до прорусского «Телескопа».
Любила и любила — в чем информационный повод? Его нет, если присмотреться.
Алексиевич стала иконой русофобской националистической оппозиции в Белоруссии. Она долго к этому шла и приложила к этому много усилий — в этом совсем не трудно убедиться, если поднять её интервью, заявления и прочие публикации до получения «нобелевки по литературе». Самой спорной и проблемной нобелевской номинации, изначально выродившейся в откровенно политизированную премию в период «холодной войны».
В самой Белоруссии у Алексиевич своеобразная известность и репутация, подмоченная скандалами с теми же «афганцами» и членами их семей, о которых незадачливая журналистка пыталась писать. Сегодня польские и белорусские националистические издания, пиарящие эту писательницу, предпочитают не вспоминать конфликты Алексиевич с жёнами и матерями советских воинов-интернационалистов — причины тоже понятны.
«Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — „меч и пламя“ пролетарской революции», — писала Светлана Алексиевич в очерке «Меч и пламя революции», опубликованном в журнале «Неман» за 1977 год.

Прошло относительно немного времени, и от прославления советско-коммунистической героики Светлана Алексиевич стала «чистить себя» под совершенно другое, прямо противоположное. Конъюнктурщина не позволила пройти мимо таких благодатных нив, как чернобыльская катастрофа и афганская война. Проблема оказалась в том, что у «цинковых мальчиков» остались сослуживцы, родные и близкие — поэтому о журналистике не могло идти и речи. Судиться было хлопотно и совсем неприлично. Зато удалось подать свои измышления как художественные произведения с прозрачным намёком на журналистику.
Нынешняя попытка с любовными признаниями на тему «и женщин, и мужчин» — не первая с начала года. Постоянные атаки на сознание обывателя через польские СМИ — признак явно болезненного дефицита внимания.
В майском интервью польскому телеканалу «Белсат» Алексиевич утверждала, что власти Белоруссии «сегодня выбрасывают кресты — вырывают из могил, да? Вот ГУЛАГ. Ну, которые погибли во время ГУЛАГа. На следующий день — цыган — потому, что им показалось, что они виноваты в том, что случилось с погибшим милиционером, или полицейским, как сейчас говорят — так они прикрывают свою беспомощность».

Белсатовцы пытались отредактировать видеозапись, однако при всём своём желании и профессионализме не смогли подать в более выгодном свете поток сознания немолодой женщины, переутомившейся на ниве «змагарства». Алексиевич настолько оторвалась от реальности, что в её сознании в Белоруссии до сих пор полиция, а не милиция. Она не может или не желает осознать, что ГУЛАГ и массовые захоронения расстрелянных под Минском — это разные драмы. Притягивать за уши всё, что на виду и в воображении — явно нездоровая установка тщеславной писательницы, маниакально лепящей «красного человека» и тужащейся сказать нечто после «Красного колеса» и других произведений Александра Солженицына.
Какие заметные произведения явила граду и миру Светлана Алексиевич за последние годы? Трудоустроенные в польских СМИ «змагары» считают, что таковых не может не быть — нобелевская же лауреатка.
Если присмотреться, то выясняется подлинная проблема: вся постсоветская литература Белоруссии — преимущественно макулатура. Ни власти бюджетными вливаниями и административным принуждением, ни андеграундная либеральная тусовка через свои возможности не в состоянии изменить положение дел.
Дело вовсе не в том, что литература не востребована читателем, а в качественных характеристиках предложения. Среди белорусских книготорговцев немало долларовых миллионеров, успешно делающих деньги на продажах даже сейчас, несмотря на систематические кризисы и сокращение платежеспособного спроса.
Власти двигают бывшего милиционера-графомана в новые якубы коласы, прозападная русофобская оппозиция — ещё кого-то в новые янки купалы, но практический выход примерно одинаков. Нет среди современных белорусских литераторов тех, за кого пресловутый массовый читатель проголосовал бы рублём, прочитал с интересом и перечитал на досуге. Поэтому хорошо продаётся зарубежный писатель, а из Белоруссии в РФ везётся то же самое, но изданное дешевле и не всегда с соблюдением авторского права. В России дешевле бумага и краска, в Белоруссии — труд рабочего, переводчику можно заплатить условные три копейки.
Собственно «белорусское» продаётся плохо даже в самой Белоруссии. Это относится и к промышленным товарам, о чём недавно рассказал журналистам первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович, и к литературе, и к живописи, и к кинематографу. Есть объективные обстоятельства, которые субъективные факторы лишь усугубляют.
Например, что востребованного массовым зрителем создал государственный монстр «Беларусьфильм» за период «незалежности»? Самостоятельно — ничего, от слова совсем. От отчаяния, видимо, пять лет назад громко заявлялся фильм «Мы, братья…» (он же «Код Каина», он же «Авель») с участием Голливуда. На выходе — пшик с криминальным душком от «распила бюджетного бабла». Похожая история с другими шумно заявлявшимися кинолентами, которые продать не удалось, и зрителя нагнать не смогли ни государственные профсоюзы, ни «лукомол». Из свежих веяний — возобновление громких заявлений о головокружительных перспективах сотрудничества «Беларусьфильма» с индийским Болливудом.
С таким же успехом можно ждать чего-то достойного от кипы «меморандумов» официального и неофициального союзов писателей. Оба писательских союза (СБП и СПБ) десятилетиями ничем не могут порадовать даже региональную аудиторию. Разумеется, сами союзы заявляют другое, ссылаясь на такие нелепые в наше время доводы, как тиражи и языки, на которых переведены их «нетленки». Есть другой критерий: узнаваемость, способность прохожего на улице процитировать, хотя бы вспомнить фамилию литератора и название произведения. Любой может провести такой эксперимент на улицах Минска, Москвы или Лондона. И именно такой критерий должен ложиться в основу присуждения литературной премии Союзного государства, участников которой давно и небезосновательно подозревают в коррупции и дискредитации самой идеи этой премии.
Чем активнее местечковые националисты будут сосредотачиваться на своих локальных и никому не интересных комплексах, тем глубже будет деградация культуры в Белоруссии. Вне общерусского контекста она не только неинтересна пресловутым народным массам, но и становится токсичной, разрушительной и сдерживающей живое творчество энтузиастов. Однако спрос и на такую контркультуру есть — его предъявляют синтезирующие альтернативную идентичность белорусов. Да, это политика.
В то же время читающих осталось не так уж много. Это в СССР была «самая читающая нация в мире», а в постсоветских образованиях читают преимущественно в школе, да и то по принуждению и в рамках школьной программы. В эту самую школьную программу без мыла лезут окололитературные проходимцы разных мастей, для отвода глаз вопящие о спасении «национальной литературы», «родной культуры» и всякого такого прочего возвышенного. Именно в этом контексте и раскрывается подлинный смысл афоризма Самуэля Джонсона «патриотизм — последнее прибежище негодяя».
На самом деле речь о деньгах — приличных бюджетных деньгах, которые тратятся на «поддержание» таких выхолощенных, изначально амбициозных не по таланту или деградировавших, исписавшихся и не видящих себя на заводе, за прилавком, на более-менее честной работе. Вот и остаётся обленившимся бездельникам взывать к иррациональному, заниматься провокациями и выжидать — авось под шумок что-то перепадёт, а вдруг заметят и обласкают.
Проблема белорусских литераторов в том, что им нечего монетизировать. Их не читают даже бесплатно в сети. Плоды их творческих или не очень усилий часто издаются за их же собственный счёт, после чего залёживаются в книжных магазинах или раздаются собутыльникам, любовникам, случайным знакомым. Даже когда тексты издаются за казённый или спонсорский счёт, продвигаются всей мощью административного ресурса — не помогает. Белорусскому читателю не нужны такие писатели — ему нужны настоящие мастера слова и за качество он готов платить. Можно хоть триллионным тиражом переиздавать ту же Алексиевич, чем и занимается скандально известный «Белгазпромбанк» — никому это не надо и даром.
Время другое. Современные белорусские читатели не знают местечковых «письменников» и знать не хотят. И это справедливо.
Максим Самойлов
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко

29.07 Правительство Белоруссии на краю пропасти: Румас против Макея и Лукашенко
23.07 Российско-белорусская интеграция: «пациент скорее мёртв, чем жив»?
16.07 «Без белорусского топлива ни один украинский танк не тронулся бы с места»
14.07 Россия — Белоруссия: интеграция снова переносится
12.07 «Белорусская власть ведёт себя с гражданами России с показной жестокостью»
Все новости сюжета

2 августа 2019 13:00 Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич совершила каминг-аут, в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza признавшись, что в жизни «любила и мужчин, и женщин». Известие об этом привлекло внимание белорусских изданий — от близкого президентской администрации националистического зиссеровского «Тутбая» до прорусского «Телескопа». Любила и любила — в чем информационный повод? Его нет, если присмотреться. Алексиевич стала иконой русофобской националистической оппозиции в Белоруссии. Она долго к этому шла и приложила к этому много усилий — в этом совсем не трудно убедиться, если поднять её интервью, заявления и прочие публикации до получения «нобелевки по литературе». Самой спорной и проблемной нобелевской номинации, изначально выродившейся в откровенно политизированную премию в период «холодной войны». В самой Белоруссии у Алексиевич своеобразная известность и репутация, подмоченная скандалами с теми же «афганцами» и членами их семей, о которых незадачливая журналистка пыталась писать. Сегодня польские и белорусские националистические издания, пиарящие эту писательницу, предпочитают не вспоминать конфликты Алексиевич с жёнами и матерями советских воинов-интернационалистов — причины тоже понятны. «Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — „меч и пламя“ пролетарской революции», — писала Светлана Алексиевич в очерке «Меч и пламя революции», опубликованном в журнале «Неман» за 1977 год. Прошло относительно немного времени, и от прославления советско-коммунистической героики Светлана Алексиевич стала «чистить себя» под совершенно другое, прямо противоположное. Конъюнктурщина не позволила пройти мимо таких благодатных нив, как чернобыльская катастрофа и афганская война. Проблема оказалась в том, что у «цинковых мальчиков» остались сослуживцы, родные и близкие — поэтому о журналистике не могло идти и речи. Судиться было хлопотно и совсем неприлично. Зато удалось подать свои измышления как художественные произведения с прозрачным намёком на журналистику. Нынешняя попытка с любовными признаниями на тему «и женщин, и мужчин» — не первая с начала года. Постоянные атаки на сознание обывателя через польские СМИ — признак явно болезненного дефицита внимания. В майском интервью польскому телеканалу «Белсат» Алексиевич утверждала, что власти Белоруссии «сегодня выбрасывают кресты — вырывают из могил, да? Вот ГУЛАГ. Ну, которые погибли во время ГУЛАГа. На следующий день — цыган — потому, что им показалось, что они виноваты в том, что случилось с погибшим милиционером, или полицейским, как сейчас говорят — так они прикрывают свою беспомощность». Белсатовцы пытались отредактировать видеозапись, однако при всём своём желании и профессионализме не смогли подать в более выгодном свете поток сознания немолодой женщины, переутомившейся на ниве «змагарства». Алексиевич настолько оторвалась от реальности, что в её сознании в Белоруссии до сих пор полиция, а не милиция. Она не может или не желает осознать, что ГУЛАГ и массовые захоронения расстрелянных под Минском — это разные драмы. Притягивать за уши всё, что на виду и в воображении — явно нездоровая установка тщеславной писательницы, маниакально лепящей «красного человека» и тужащейся сказать нечто после «Красного колеса» и других произведений Александра Солженицына. Какие заметные произведения явила граду и миру Светлана Алексиевич за последние годы? Трудоустроенные в польских СМИ «змагары» считают, что таковых не может не быть — нобелевская же лауреатка. Если присмотреться, то выясняется подлинная проблема: вся постсоветская литература Белоруссии — преимущественно макулатура. Ни власти бюджетными вливаниями и административным принуждением, ни андеграундная либеральная тусовка через свои возможности не в состоянии изменить положение дел. Дело вовсе не в том, что литература не востребована читателем, а в качественных характеристиках предложения. Среди белорусских книготорговцев немало долларовых миллионеров, успешно делающих деньги на продажах даже сейчас, несмотря на систематические кризисы и сокращение платежеспособного спроса. Власти двигают бывшего милиционера-графомана в новые якубы коласы, прозападная русофобская оппозиция — ещё кого-то в новые янки купалы, но практический выход примерно одинаков. Нет среди современных белорусских литераторов тех, за кого пресловутый массовый читатель проголосовал бы рублём, прочитал с интересом и перечитал на досуге. Поэтому хорошо продаётся зарубежный писатель, а из Белоруссии в РФ везётся то же самое, но изданное дешевле и не всегда с соблюдением авторского права. В России дешевле бумага и краска, в Белоруссии — труд рабочего, переводчику можно заплатить условные три копейки. Собственно «белорусское» продаётся плохо даже в самой Белоруссии. Это относится и к промышленным товарам, о чём недавно рассказал журналистам первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович, и к литературе, и к живописи, и к кинематографу. Есть объективные обстоятельства, которые субъективные факторы лишь усугубляют. Например, что востребованного массовым зрителем создал государственный монстр «Беларусьфильм» за период «незалежности»? Самостоятельно — ничего, от слова совсем. От отчаяния, видимо, пять лет назад громко заявлялся фильм «Мы, братья…» (он же «Код Каина», он же «Авель») с участием Голливуда. На выходе — пшик с криминальным душком от «распила бюджетного бабла». Похожая история с другими шумно заявлявшимися кинолентами, которые продать не удалось, и зрителя нагнать не смогли ни государственные профсоюзы, ни «лукомол». Из свежих веяний — возобновление громких заявлений о головокружительных перспективах сотрудничества «Беларусьфильма» с индийским Болливудом. С таким же успехом можно ждать чего-то достойного от кипы «меморандумов» официального и неофициального союзов писателей. Оба писательских союза (СБП и СПБ) десятилетиями ничем не могут порадовать даже региональную аудиторию. Разумеется, сами союзы заявляют другое, ссылаясь на такие нелепые в наше время доводы, как тиражи и языки, на которых переведены их «нетленки». Есть другой критерий: узнаваемость, способность прохожего на улице процитировать, хотя бы вспомнить фамилию литератора и название произведения. Любой может провести такой эксперимент на улицах Минска, Москвы или Лондона. И именно такой критерий должен ложиться в основу присуждения литературной премии Союзного государства, участников которой давно и небезосновательно подозревают в коррупции и дискредитации самой идеи этой премии. Чем активнее местечковые националисты будут сосредотачиваться на своих локальных и никому не интересных комплексах, тем глубже будет деградация культуры в Белоруссии. Вне общерусского контекста она не только неинтересна пресловутым народным массам, но и становится токсичной, разрушительной и сдерживающей живое творчество энтузиастов. Однако спрос и на такую контркультуру есть — его предъявляют синтезирующие альтернативную идентичность белорусов. Да, это политика. В то же время читающих осталось не так уж много. Это в СССР была «самая читающая нация в мире», а в постсоветских образованиях читают преимущественно в школе, да и то по принуждению и в рамках школьной программы. В эту самую школьную программу без мыла лезут окололитературные проходимцы разных мастей, для отвода глаз вопящие о спасении «национальной литературы», «родной культуры» и всякого такого прочего возвышенного. Именно в этом контексте и раскрывается подлинный смысл афоризма Самуэля Джонсона «патриотизм — последнее прибежище негодяя». На самом деле речь о деньгах — приличных бюджетных деньгах, которые тратятся на «поддержание» таких выхолощенных, изначально амбициозных не по таланту или деградировавших, исписавшихся и не видящих себя на заводе, за прилавком, на более-менее честной работе. Вот и остаётся обленившимся бездельникам взывать к иррациональному, заниматься провокациями и выжидать — авось под шумок что-то перепадёт, а вдруг заметят и обласкают. Проблема белорусских литераторов в том, что им нечего монетизировать. Их не читают даже бесплатно в сети. Плоды их творческих или не очень усилий часто издаются за их же собственный счёт, после чего залёживаются в книжных магазинах или раздаются собутыльникам, любовникам, случайным знакомым. Даже когда тексты издаются за казённый или спонсорский счёт, продвигаются всей мощью административного ресурса — не помогает. Белорусскому читателю не нужны такие писатели — ему нужны настоящие мастера слова и за качество он готов платить. Можно хоть триллионным тиражом переиздавать ту же Алексиевич, чем и занимается скандально известный «Белгазпромбанк» — никому это не надо и даром. Время другое. Современные белорусские читатели не знают местечковых «письменников» и знать не хотят. И это справедливо. Максим Самойлов Белоруссия: закат эпохи Лукашенко 29.07 Правительство Белоруссии на краю пропасти: Румас против Макея и Лукашенко 23.07 Российско-белорусская интеграция: «пациент скорее мёртв, чем жив»? 16.07 «Без белорусского топлива ни один украинский танк не тронулся бы с места» 14.07 Россия — Белоруссия: интеграция снова переносится 12.07 «Белорусская власть ведёт себя с гражданами России с показной жестокостью» Все новости сюжета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика