✔ Политически «хоронить» Порошенко преждевременно: мнение - «Аналитика»
Ярослава 3-07-2018, 21:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
В свою очередь, пропрезидентская партия «Блок Петра Порошенко — Солидарность» балансирует на грани прохождения 5-процентного избирательного барьера в следующий созыв парламента. Очевидно, что если Порошенко не сумеет переизбраться на второй президентский срок, то данная партия очень быстро растворится во времени и пространстве. «БПП-Солидарность» является крайне неоднородной структурой, сколоченной на скорую руку и рассчитанной не более чем на один электоральный цикл.
На основе множества опубликованных рейтингов многие украинские эксперты и представители медиасообщества делают вывод о том, что Порошенко является классической «хромой уткой» и не имеет ни малейших шансов продлить свое пребывание на политическом Олимпе Украины после 2019 года. Представляется, что такие выводы несколько преждевременны. Вспоминаются президентские выборы-1996 в России, когда Бориса Ельцина также преждевременно списывали со счетов, как оказалось, зря.
Во-первых, электоральные настроения украинских граждан безразличны всем — что в Вашингтоне, что в Брюсселе, что в Москве, что в самом Киеве. Порошенко, чьи антирейтинги недалеко ушли от антирейтингов его ключевых оппонентов, компенсирует стремительный обвал персональных рейтингов увеличением административных полномочий и стерилизацией медийного поля. В частности, за последние полтора года существенно выросло влияние президентской ветви власти на судебную систему и силовой блок (в меньшей степени). Примечательно и то, что состав Центральной избирательной комиссии по-прежнему остается неизменным, несмотря на то, что инициативы о ротации персонального состава этого органа выдвигаются уже более двух лет. Нельзя исключать того, что и ближайшие президентские выборы будут проведены нынешним составом ЦИК во главе с крайне лояльным правящему классу Михаилом Охендовским, коего Порошенко в 2015 году наградил Орденом князя Ярослава Мудрого V степени.
Наконец, большой вопрос, состоятся ли выборы в срок — например, существует правовая опция введения режима военного либо чрезвычайного положения, когда проведение любых выборов невозможно. Также ходят слухи о том, что команда Порошенко, используя юридические зацепки, будет пробовать перенести президентские выборы на 2020 год.
Во-вторых, из-за отсутствия переписи населения, неконтролируемой эмиграции и внутренней миграции у команды Порошенко есть широкое поле возможностей для фальсификации как явки, так и результатов самих выборов. Достаточно сказать, что последний раз перепись населения на Украине проводилась в далеком 2001 году, а ближайшая перепись пройдет не раньше 2020 года; в конце 2015 года Кабмин перенес ее с 2016 года минимум на 2020 год. На сегодняшний день ни один украинский чиновник / социолог/ эксперт не способен назвать число проживающих на подконтрольных Киеву территориях граждан Украины с погрешностью хотя бы в миллион человек.
Помимо прочего, социология демонстрирует, что суммарно порядка 60% избирателей либо проигнорируют выборы, либо не определились с выбором, либо придут на избирательный участок лишь для того, чтобы испортить бюллетень. В сущности, колоссальное недоверие общества к политическому классу является доминирующим настроением украинского электората. Если до выборов не появится условный «украинский Макрон», то реальная явка на ближайших выборах рискует установить антирекорд за годы независимости.
Выборы в объединенные территориальные общины (фактически объединения сел) в рамках административно-территориальной реформы и так называемой децентрализации, которые с многочисленными нарушениями периодически проходят по стране с конца 2015 года, являются ныне тренировочным полигоном для обкатки технологий фальсификации будущих выборов. Административный ресурс в украинской глубинке, задобренный увеличением дотаций и субвенций со стороны центральной власти, не брезгует применять «лучшие» политтехнологические практики для обеспечения «правильных» результатов выборов в интересах «Блока Петра Порошенко — Солидарность» и ориентированных на президентскую вертикаль самовыдвиженцев. Несмотря на обещанную Порошенко «жизнь по-новому», «черные» политтехнологии, вроде прямого подкупа избирателей, раздачи продуктовых пакетов, переписывания избирательных протоколов, по-прежнему, широко применяются во время выборов.
В-третьих, существуют ли гарантии того, что судьба президентского кресла будет определяться внутри Украины, а не за ее пределами путем консенсуса внешних игроков? Собственно, сама украинская государственность и существует по сей день исключительно благодаря этому консенсусу.
Пока, правда, нет никаких признаков, свидетельствующих о том, что кто-либо из кандидатов на должность президента Украины сумеет заполучить поддержку Вашингтона и/или Брюсселя. Быть может, ближайшие выборы станут уникальными в том значении, что ни один из кандидатов не сумеет заручиться западной поддержкой. Для Порошенко это не худший сценарий, поскольку важно не столько самому заполучить данную поддержку, сколько не допустить того, чтобы конкуренты обладали благосклонностью внешних центров силы. Тем самым навязать собственную кандидатуру как безальтернативную для внешних акторов.
Ходят слухи относительно того, что ряд западных элит будет делать ставку на музыканта Святослава Вакарчука. Однако сам Вакарчук, равно как и комик Владимир Зеленский, которых включают в соцопросы, пока не высказывались относительно президентских амбиций. Возможно, включение их имен в опросы является очередной политтехнологией, тем более прикладная социология на Украине никогда не была полностью независимой и объективной, — суть в том, что в отсутствие в избирательной гонке Вакарчука и Зеленского Порошенко «неожиданно» перетянет на себя их рейтинги.
Также нет окончательной ясности относительно того, состоится ли до президентских выборов конституционная реформа в части урезания полномочий президента в пользу парламента. С этой инициативой выступают ныне «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Народный фронт» Авакова-Яценюка, «Оппозиционный блок», но говорить покамест о реальных проектах конституционных изменений не приходится. Хотя отбрасывать этот вариант, что резко уменьшит ценность президентского поста, тоже не стоит.
На сегодняшний день приходится констатировать, что ближайшие выборы на Украине являются уравнением со множеством неизвестных. Притом такая ситуация может сохраняться буквально до дня голосования. История современной Украины не единожды опровергала прогнозы многих маститых экспертов, потому давать какие-либо однозначные прогнозы, тем более в условиях роста политической энтропии, будет излишне легкомысленно.
Алексей Нечаев, политтехнолог, Киев;
Денис Гаевский, политический аналитик, экономист, Киев
С марта 2018 года не проходит и двух недель, чтобы не публиковались результаты социологических исследований, демонстрирующих электоральные настроения граждан Украины. Для действующего президента Петра Порошенко назвать их оптимистическими невозможно. Согласно данным социологических исследований, Петр Алексеевич не выходит даже во второй тур президентских выборов, располагаясь в диапазоне четвертого-седьмого места в списке кандидатов в президенты, а при моделировании второго тура Порошенко уверенно проигрывает любому из кандидатов. Менее чем за год до президентских выборов Порошенко теряет рейтинг куда быстрее, чем даже полностью обанкротившийся в политическом смысле экс-президент Виктор Ющенко, который на президентских выборах в 2010 году при помощи административного ресурса собрал жалкие 5%. В свою очередь, пропрезидентская партия «Блок Петра Порошенко — Солидарность» балансирует на грани прохождения 5-процентного избирательного барьера в следующий созыв парламента. Очевидно, что если Порошенко не сумеет переизбраться на второй президентский срок, то данная партия очень быстро растворится во времени и пространстве. «БПП-Солидарность» является крайне неоднородной структурой, сколоченной на скорую руку и рассчитанной не более чем на один электоральный цикл. На основе множества опубликованных рейтингов многие украинские эксперты и представители медиасообщества делают вывод о том, что Порошенко является классической «хромой уткой» и не имеет ни малейших шансов продлить свое пребывание на политическом Олимпе Украины после 2019 года. Представляется, что такие выводы несколько преждевременны. Вспоминаются президентские выборы-1996 в России, когда Бориса Ельцина также преждевременно списывали со счетов, как оказалось, зря. Во-первых, электоральные настроения украинских граждан безразличны всем — что в Вашингтоне, что в Брюсселе, что в Москве, что в самом Киеве. Порошенко, чьи антирейтинги недалеко ушли от антирейтингов его ключевых оппонентов, компенсирует стремительный обвал персональных рейтингов увеличением административных полномочий и стерилизацией медийного поля. В частности, за последние полтора года существенно выросло влияние президентской ветви власти на судебную систему и силовой блок (в меньшей степени). Примечательно и то, что состав Центральной избирательной комиссии по-прежнему остается неизменным, несмотря на то, что инициативы о ротации персонального состава этого органа выдвигаются уже более двух лет. Нельзя исключать того, что и ближайшие президентские выборы будут проведены нынешним составом ЦИК во главе с крайне лояльным правящему классу Михаилом Охендовским, коего Порошенко в 2015 году наградил Орденом князя Ярослава Мудрого V степени. Наконец, большой вопрос, состоятся ли выборы в срок — например, существует правовая опция введения режима военного либо чрезвычайного положения, когда проведение любых выборов невозможно. Также ходят слухи о том, что команда Порошенко, используя юридические зацепки, будет пробовать перенести президентские выборы на 2020 год. Во-вторых, из-за отсутствия переписи населения, неконтролируемой эмиграции и внутренней миграции у команды Порошенко есть широкое поле возможностей для фальсификации как явки, так и результатов самих выборов. Достаточно сказать, что последний раз перепись населения на Украине проводилась в далеком 2001 году, а ближайшая перепись пройдет не раньше 2020 года; в конце 2015 года Кабмин перенес ее с 2016 года минимум на 2020 год. На сегодняшний день ни один украинский чиновник / социолог/ эксперт не способен назвать число проживающих на подконтрольных Киеву территориях граждан Украины с погрешностью хотя бы в миллион человек. Помимо прочего, социология демонстрирует, что суммарно порядка 60% избирателей либо проигнорируют выборы, либо не определились с выбором, либо придут на избирательный участок лишь для того, чтобы испортить бюллетень. В сущности, колоссальное недоверие общества к политическому классу является доминирующим настроением украинского электората. Если до выборов не появится условный «украинский Макрон», то реальная явка на ближайших выборах рискует установить антирекорд за годы независимости. Выборы в объединенные территориальные общины (фактически объединения сел) в рамках административно-территориальной реформы и так называемой децентрализации, которые с многочисленными нарушениями периодически проходят по стране с конца 2015 года, являются ныне тренировочным полигоном для обкатки технологий фальсификации будущих выборов. Административный ресурс в украинской глубинке, задобренный увеличением дотаций и субвенций со стороны центральной власти, не брезгует применять «лучшие» политтехнологические практики для обеспечения «правильных» результатов выборов в интересах «Блока Петра Порошенко — Солидарность» и ориентированных на президентскую вертикаль самовыдвиженцев. Несмотря на обещанную Порошенко «жизнь по-новому», «черные» политтехнологии, вроде прямого подкупа избирателей, раздачи продуктовых пакетов, переписывания избирательных протоколов, по-прежнему, широко применяются во время выборов. В-третьих, существуют ли гарантии того, что судьба президентского кресла будет определяться внутри Украины, а не за ее пределами путем консенсуса внешних игроков? Собственно, сама украинская государственность и существует по сей день исключительно благодаря этому консенсусу. Пока, правда, нет никаких признаков, свидетельствующих о том, что кто-либо из кандидатов на должность президента Украины сумеет заполучить поддержку Вашингтона и/или Брюсселя. Быть может, ближайшие выборы станут уникальными в том значении, что ни один из кандидатов не сумеет заручиться западной поддержкой. Для Порошенко это не худший сценарий, поскольку важно не столько самому заполучить данную поддержку, сколько не допустить того, чтобы конкуренты обладали благосклонностью внешних центров силы. Тем самым навязать собственную кандидатуру как безальтернативную для внешних акторов. Ходят слухи относительно того, что ряд западных элит будет делать ставку на музыканта Святослава Вакарчука. Однако сам Вакарчук, равно как и комик Владимир Зеленский, которых включают в соцопросы, пока не высказывались относительно президентских амбиций. Возможно, включение их имен в опросы является очередной политтехнологией, тем более прикладная социология на Украине никогда не была полностью независимой и объективной, — суть в том, что в отсутствие в избирательной гонке Вакарчука и Зеленского Порошенко «неожиданно» перетянет на себя их рейтинги. Также нет окончательной ясности относительно того, состоится ли до президентских выборов конституционная реформа в части урезания полномочий президента в пользу парламента. С этой инициативой выступают ныне «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Народный фронт» Авакова-Яценюка, «Оппозиционный блок», но говорить покамест о реальных проектах конституционных изменений не приходится. Хотя отбрасывать этот вариант, что резко уменьшит ценность президентского поста, тоже не стоит. На сегодняшний день приходится констатировать, что ближайшие выборы на Украине являются уравнением со множеством неизвестных. Притом такая ситуация может сохраняться буквально до дня голосования. История современной Украины не единожды опровергала прогнозы многих маститых экспертов, потому давать какие-либо однозначные прогнозы, тем более в условиях роста политической энтропии, будет излишне легкомысленно. Алексей Нечаев, политтехнолог, Киев; Денис Гаевский, политический аналитик, экономист, Киев