Украинский газовый капкан: что делать «Газпрому» и самой Украине - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Украинский газовый капкан: что делать «Газпрому» и самой Украине - «Аналитика»


Транзит российского газа через Украину после 2019 года сохранится, иначе «Газпром» при нынешних объемах экспорта не сможет выполнить свои обязательства перед европейскими клиентами. По разным оценкам, он может составлять 10–40 млрд Евросоюз выступает за то, чтобы Украина и Россия договорились и украинский маршрут сохранился. Президент России заявил, что Украина должна предложить экономически выгодные условия. Эксперты сомневаются, что Киев сможет это сделать — газовые «реформы» в стране привели к тому, что ситуацию на газовом рынке спасают нынешние доходы от российского транзита. А они, через полтора года, упадут из-за обходных газопроводов как минимум вдвое и Украину не устроят даже нынешние тарифы.
Скидка — чуть-чуть, объемы — контрактные
На прошлой неделе вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что пригласил Россию и Украину на переговоры по транзиту газа и Украина готова предоставить скидку на транспортировку газа после 2019 года. «Украина заявляет, что хочет сохранить транзит российского природного газа в Европу и будет искать решения, которые гарантировали бы, что чем выше объем, тем дешевле это обойдется «Газпрому», — сказал еврокомиссар агентству Reuters на форуме Globsec 2018 в Братиславе. А в прошедшую пятницу председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев даже назвал цену. «Необходимая выручка (от транзита) должна составлять минимум $ 3 млрд в 2018–2017 годах, а текущий тариф может быть $ 2,4 за 1000 куб. м на 100 км при транспортировке 110 млрд куб. м газа в год, что ниже, чем дают другие компании, в том числе «Газпром», при долгосрочной продаже мощностей при других надлежащих условиях», — заявил глава украинской нацкомпании во время дискуссии о будущем украинского транзита в Брюсселе.
Предложенная цена лишь на десять центов ниже контрактных тарифов, по которым платит «Газпром» — $ 2,5 за транспортировку тысячи кубометров каждые 100 километров. Объем в 110 млрд кубометров при этом указан в нынешнем контракте, но российский холдинг его не выбирает. В прошлом году через Украину транспортировали рекордные объемы, которые составили 93,5 млрд кубометров.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что «Газпром» такое предложение не устроит и оно ничем не обосновано. «Это минимум в 1,5 раза дороже „Северного потока“. А при учете дивидендов — разница становится ближе к двукратной», — заметил эксперт. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский при этом замечает, что 110 млрд кубометров через Украину никто качать не будет и, в первую очередь, надо понимать, что конфликт между Россией и Украиной — политический. «Без его урегулирования даже самые привлекательные тарифы вряд ли изменят ситуацию. Но все что ниже $ 2 за 100 км — это уже привлекательно», — заметил Валентин Землянский.
По данным Минэнерго Украины, для рентабельности газотранспортной системы страны необходимой транспортировать ежегодно не менее 40 млрд кубометров. А такие объемы возможно только первые несколько лет после 2019 года из-за возможной задержки с вводом сухопутного продолжения «Северного потока-2» — Eugal. Впрочем, даже при таких объемах Украина сможет зарабатывать более $ 1 млрд, а это экономически необосновано, считают эксперты.
Россия спасает газовую «реформу» на Украине
«Рентабельность транзита российского газа для Украины, по данным из отчетности Нафтогаза, составляет около 90%. А, к примеру, в Европе для газотранспортных компаний норма доходности ограничивается 5–10%. С такими запросами Киеву следует поискать покупателей транзитных услуг где-нибудь в другом месте», — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.
В прошлом году «Нафтогаз Украины» получил чистую прибыль в 39,3 млрд грн ($ 1,5 млрд). «На такие финансовые результаты компания смогла выйти за счет обесценивания гривны и роста доходов от транзита российского газа», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, транспортировка российского газа в Европу не только кардинально улучшила финансовые показатели компании, доходы от транзита позволяют ей спасать ситуацию на внутреннем газовом рынке. За последние несколько лет в стране резко выросли цены на газ, однако они не привели к росту доходов компании — долги потребителей за газ достигли около 65 млрд грн ($ 2,48 млрд). Как отмечает энергоэксперт Юрий Корольчук, сейчас «Нафтогаз Украины» занимается тем, что, по сути, пытается монополизировать рынок для собственной выгоды. «И как бы это не прозвучало «дико», но «Нафтогаз» заинтересован в росте искусственной задолженности облгазов и ТКЭ. Это должно позволить газовому монополисту реализовать план фактического отбора газовых сетей у облгазов.
Формально «Нафтогаз» объявил и ведет войну с облгазами Фирташа (украинский олигарх — прим. авт.), и тем самым пытается получить в обществе поддержку. На самом деле, газовый монополист хочет получить контроль над газовыми сетями, повысить цену на газ для населения, получить больший доход и, более того, не брать на себя ответственность за ремонт и модернизацию газовых сетей", — написал Юрий Корольчук в Facebook.
«Две трети потребляемого газа Украина добывает сама. Однако нынешние украинские власти исповедуют систему либерального рынка. Поэтому логично привязывают цены к стоимости дополнительного сырья, которое приходится докупать — импортному», — говорит Дмитрий Марунич. Того же требует МВФ, чтобы украинский рынок стал полностью свободным. «NOVOSTI-DNY.Ru» уже писало, что международных кредиторов устраивает только рост цен на газ на 65% для всех украинцев. Это подтвердил председатель Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг Украины Дмитрий Вовк. По его словам, пересматривать цену на газ для населения нужно было раньше, а сейчас ее пересмотр означает увеличение сумм платежей на 65–70%.
«Да, пока государство худо-бедно выделяет субсидии, которые в этом году могут составить 70 млрд грн. Однако и с ними не все так гладко и задолженность перед „Нафтогазом Украины“ со стороны газоснабжающих организаций и коммунальной теплоэнергетики растет в геометрической прогрессии. В этой ситуации доходы от транзита „гасят“ тот эффект, к которым привели газовые реформы», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий.
Как из этой ситуации выйти Украине и что делать «Газпрому»? Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский полагает, что Киеву необходимо снижать цены на газ внутри страны, а российский холдинг может вообще отказаться от затрат от транзита газа через Украину и передавать его своим клиентам на восточной границе с Украиной.
Отделаться от Украины на границе
Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев утверждает, что с отдельные европейские компании уже обращались в «Газпром», чтобы покупать газ на границе между Украиной и Россией, но безрезультатно. «Но тогда украинский маршрут был основным, а после 2019 года становится альтернативным. Вот тут и начнет работать рынок», — говорит Валентин Землянский. Одна из выгод отдавать газ потребителям прямо в Европе для «Газпрома» — из-за больших объемов компания получает серьезные скидки на транспортировку газа у операторов ГТС, что влияет на конечную цену сырья и заработки самого российского холдинга.
«Если появится новый клиент и скажет, что хочет купить газ на границе России и Украины, то будут переговоры и, возможно будет достигнуто соглашение, если стороны договорятся о взаимовыгодных условиях. Это же касается и действующих контрактов», — не исключает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. Такой вариант, очевидно, ожидают и в Киеве. Напомним, что украинское правительство официально пригласило 10 европейских операторов участвовать в управлении газотранспортной системой страны и обещает в этом году провести конкурс. Украине необходимо до окончания действия транзитного контракта с «Газпромом» в январе 2020 года найти стратегического международного партнера — надежную энергетическую компанию для управления газотранспортной системой, приводит слова Андрея Коболева в Брюсселе в прошедшую пятницу агентство «Интерфакс Украина». Иностранный партнер, которым может оказаться словацкая Eustream, итальянская Snam, голландская Gazunie, французская GRTgaz, польская GAZsystem, греческая Desfa, испанкая Reganosa, германская Verbunddnelz Gaz AG, бельгийская Fluxys или румынская Transgaz, имеет право по принятому на Украине закону на 49% оператора ГТС страны. В Киеве считают, что этого достаточно, чтобы европейские компании вкладывали в модернизацию ГТС и успешно управляли ей. В этой ситуации, правда, европейским операторам придется уже самим договариваться с «Газпромом» об объемах транзита, так как без российского газа исчезает смысл бизнеса на Украине.
Еще один вариант — политический. Киев предлагает, чтобы Германия, Россия и Украина предоставили юридические гарантии и заключили договор о гарантированных поставках через Украину после строительства «Северного потока-2». Такую идею высказал постпред при Совете Европы Дмитрий Кулеба в интервью РБК-Украина.
Украину спасут низкие цены на газ?
Чтобы выйти из газового капкана внутри страны, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский говорит о том, что необходимо снизить цены на газ на самой Украине. «Задранные тарифы и энергетическая бедность для большинства населения — это схема в интересах Кабмина, „Нафтогаза“, МВФ и ТНК», — считает эксперт. По его словам, реальная рентабельная цена на газ для украинцев составляет $ 150–200, но никак не $ 450–500, о которых говорят в «Нафтогазе Украины». Валентин Землянский говорит, что на Украине свободного рынка газа нет, так как его цена для населения и теплоэнергетики
устанавливается постановлением правительства и по формуле прописанной в нем. «Да, необходимо пересмотреть соглашение об Ассоциации с ЕС и меморандум с МВФ в части тарифообразования с пролонгацией переходного периода. Однако в остальном все понятно. «Тариф должен формироваться, исходя из реальной себестоимости собственного ресурса, который обеспечивает две трети потребления. К нему необходимо добавить 10–15% рентабельности и цену хаба на недостающий объем газа, который необходимо импортировать», — Валентин Землянский замечает, что в таком случае тарифный коридор составит до $ 150–200. Он предлагает, чтобы такие цены действовали при норме потребления до 2,5 тыс кубометров в год на домохозяйство. «Вышел за пределы — получи импортный паритет в $ 500 на весь объем. Это позволит опровергнуть все спекулятивные заявления руководителей «Нафтогаза» и МВФ, о том что низкие цены на газ дают счастье богатым, которые потребляют много ресурса», — подытожил эксперт, добавив, что варианты улучшения отношений с «Газпромом» не рассматривает: «Поскольку речь идет сугубо о формировании тарифа в условиях любви с Европой и США».
Дезинтеграция Украины
Украинский газовый капкан: что делать «Газпрому» и самой Украине - «Аналитика»

28.05 Сумеет ли «Оппоблок» сыграть на «антимайданных» настроениях Донбасса?
28.05 Негражданина Латвии Скрипника обвиняют в «попытке расчленения Украины»
25.05 Арест мэра Ялты и скандал с закрытием крупнейшего ТРЦ: Крым за неделю
25.05 Тревога Донецка: Не забудут ли про нас из-за грядущего ЧМ-2018 по футболу?
24.05 Во имя предвыборного пиара: о последствиях прощания Украины с СНГ
Все новости сюжета

Транзит российского газа через Украину после 2019 года сохранится, иначе «Газпром» при нынешних объемах экспорта не сможет выполнить свои обязательства перед европейскими клиентами. По разным оценкам, он может составлять 10–40 млрд Евросоюз выступает за то, чтобы Украина и Россия договорились и украинский маршрут сохранился. Президент России заявил, что Украина должна предложить экономически выгодные условия. Эксперты сомневаются, что Киев сможет это сделать — газовые «реформы» в стране привели к тому, что ситуацию на газовом рынке спасают нынешние доходы от российского транзита. А они, через полтора года, упадут из-за обходных газопроводов как минимум вдвое и Украину не устроят даже нынешние тарифы. Скидка — чуть-чуть, объемы — контрактные На прошлой неделе вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что пригласил Россию и Украину на переговоры по транзиту газа и Украина готова предоставить скидку на транспортировку газа после 2019 года. «Украина заявляет, что хочет сохранить транзит российского природного газа в Европу и будет искать решения, которые гарантировали бы, что чем выше объем, тем дешевле это обойдется «Газпрому», — сказал еврокомиссар агентству Reuters на форуме Globsec 2018 в Братиславе. А в прошедшую пятницу председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев даже назвал цену. «Необходимая выручка (от транзита) должна составлять минимум $ 3 млрд в 2018–2017 годах, а текущий тариф может быть $ 2,4 за 1000 куб. м на 100 км при транспортировке 110 млрд куб. м газа в год, что ниже, чем дают другие компании, в том числе «Газпром», при долгосрочной продаже мощностей при других надлежащих условиях», — заявил глава украинской нацкомпании во время дискуссии о будущем украинского транзита в Брюсселе. Предложенная цена лишь на десять центов ниже контрактных тарифов, по которым платит «Газпром» — $ 2,5 за транспортировку тысячи кубометров каждые 100 километров. Объем в 110 млрд кубометров при этом указан в нынешнем контракте, но российский холдинг его не выбирает. В прошлом году через Украину транспортировали рекордные объемы, которые составили 93,5 млрд кубометров. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что «Газпром» такое предложение не устроит и оно ничем не обосновано. «Это минимум в 1,5 раза дороже „Северного потока“. А при учете дивидендов — разница становится ближе к двукратной», — заметил эксперт. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский при этом замечает, что 110 млрд кубометров через Украину никто качать не будет и, в первую очередь, надо понимать, что конфликт между Россией и Украиной — политический. «Без его урегулирования даже самые привлекательные тарифы вряд ли изменят ситуацию. Но все что ниже $ 2 за 100 км — это уже привлекательно», — заметил Валентин Землянский. По данным Минэнерго Украины, для рентабельности газотранспортной системы страны необходимой транспортировать ежегодно не менее 40 млрд кубометров. А такие объемы возможно только первые несколько лет после 2019 года из-за возможной задержки с вводом сухопутного продолжения «Северного потока-2» — Eugal. Впрочем, даже при таких объемах Украина сможет зарабатывать более $ 1 млрд, а это экономически необосновано, считают эксперты. Россия спасает газовую «реформу» на Украине «Рентабельность транзита российского газа для Украины, по данным из отчетности Нафтогаза, составляет около 90%. А, к примеру, в Европе для газотранспортных компаний норма доходности ограничивается 5–10%. С такими запросами Киеву следует поискать покупателей транзитных услуг где-нибудь в другом месте», — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. В прошлом году «Нафтогаз Украины» получил чистую прибыль в 39,3 млрд грн ($ 1,5 млрд). «На такие финансовые результаты компания смогла выйти за счет обесценивания гривны и роста доходов от транзита российского газа», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, транспортировка российского газа в Европу не только кардинально улучшила финансовые показатели компании, доходы от транзита позволяют ей спасать ситуацию на внутреннем газовом рынке. За последние несколько лет в стране резко выросли цены на газ, однако они не привели к росту доходов компании — долги потребителей за газ достигли около 65 млрд грн ($ 2,48 млрд). Как отмечает энергоэксперт Юрий Корольчук, сейчас «Нафтогаз Украины» занимается тем, что, по сути, пытается монополизировать рынок для собственной выгоды. «И как бы это не прозвучало «дико», но «Нафтогаз» заинтересован в росте искусственной задолженности облгазов и ТКЭ. Это должно позволить газовому монополисту реализовать план фактического отбора газовых сетей у облгазов. Формально «Нафтогаз» объявил и ведет войну с облгазами Фирташа (украинский олигарх — прим. авт.), и тем самым пытается получить в обществе поддержку. На самом деле, газовый монополист хочет получить контроль над газовыми сетями, повысить цену на газ для населения, получить больший доход и, более того, не брать на себя ответственность за ремонт и модернизацию газовых сетей", — написал Юрий Корольчук в Facebook. «Две трети потребляемого газа Украина добывает сама. Однако нынешние украинские власти исповедуют систему либерального рынка. Поэтому логично привязывают цены к стоимости дополнительного сырья, которое приходится докупать — импортному», — говорит Дмитрий Марунич. Того же требует МВФ, чтобы украинский рынок стал полностью свободным. «NOVOSTI-DNY.Ru» уже писало, что международных кредиторов устраивает только рост цен на газ на 65% для всех украинцев. Это подтвердил председатель Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг Украины Дмитрий Вовк. По его словам, пересматривать цену на газ для населения нужно было раньше, а сейчас ее пересмотр означает увеличение сумм платежей на 65–70%. «Да, пока государство худо-бедно выделяет субсидии, которые в этом году могут составить 70 млрд грн. Однако и с ними не все так гладко и задолженность перед „Нафтогазом Украины“ со стороны газоснабжающих организаций и коммунальной теплоэнергетики растет в геометрической прогрессии. В этой ситуации доходы от транзита „гасят“ тот эффект, к которым привели газовые реформы», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Как из этой ситуации выйти Украине и что делать «Газпрому»? Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский полагает, что Киеву необходимо снижать цены на газ внутри страны, а российский холдинг может вообще отказаться от затрат от транзита газа через Украину и передавать его своим клиентам на восточной границе с Украиной. Отделаться от Украины на границе Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев утверждает, что с отдельные европейские компании уже обращались в «Газпром», чтобы покупать газ на границе между Украиной и Россией, но безрезультатно. «Но тогда украинский маршрут был основным, а после 2019 года становится альтернативным. Вот тут и начнет работать рынок», — говорит Валентин Землянский. Одна из выгод отдавать газ потребителям прямо в Европе для «Газпрома» — из-за больших объемов компания получает серьезные скидки на транспортировку газа у операторов ГТС, что влияет на конечную цену сырья и заработки самого российского холдинга. «Если появится новый клиент и скажет, что хочет купить газ на границе России и Украины, то будут переговоры и, возможно будет достигнуто соглашение, если стороны договорятся о взаимовыгодных условиях. Это же касается и действующих контрактов», — не исключает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. Такой вариант, очевидно, ожидают и в Киеве. Напомним, что украинское правительство официально пригласило 10 европейских операторов участвовать в управлении газотранспортной системой страны и обещает в этом году провести конкурс. Украине необходимо до окончания действия транзитного контракта с «Газпромом» в январе 2020 года найти стратегического международного партнера — надежную энергетическую компанию для управления газотранспортной системой, приводит слова Андрея Коболева в Брюсселе в прошедшую пятницу агентство «Интерфакс Украина». Иностранный партнер, которым может оказаться словацкая Eustream, итальянская Snam, голландская Gazunie, французская GRTgaz, польская GAZsystem, греческая Desfa, испанкая Reganosa, германская Verbunddnelz Gaz AG, бельгийская Fluxys или румынская Transgaz, имеет право по принятому на Украине закону на 49% оператора ГТС страны. В Киеве считают, что этого достаточно, чтобы европейские компании вкладывали в модернизацию ГТС и успешно управляли ей. В этой ситуации, правда, европейским операторам придется уже самим договариваться с «Газпромом» об объемах транзита, так как без российского газа исчезает смысл бизнеса на Украине. Еще один вариант — политический. Киев предлагает, чтобы Германия, Россия и Украина предоставили юридические гарантии и заключили договор о гарантированных поставках через Украину после строительства «Северного потока-2». Такую идею высказал постпред при Совете Европы Дмитрий Кулеба в интервью РБК-Украина. Украину спасут низкие цены на газ? Чтобы выйти из газового капкана внутри страны, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский говорит о том, что необходимо снизить цены на газ на самой Украине. «Задранные тарифы и энергетическая бедность для большинства населения — это схема в интересах Кабмина, „Нафтогаза“, МВФ и ТНК», — считает эксперт. По его словам, реальная рентабельная цена на газ для украинцев составляет $ 150–200, но никак не $ 450–500, о которых говорят в «Нафтогазе Украины». Валентин Землянский говорит, что на Украине свободного рынка газа нет, так как его цена для населения и теплоэнергетики устанавливается постановлением правительства и по формуле прописанной в нем. «Да, необходимо пересмотреть соглашение об Ассоциации с ЕС и меморандум с МВФ в части тарифообразования с пролонгацией переходного


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→