✔ Визит президента Узбекистана в Вашингтон: Что пообещали, что попросили? - «Аналитика»
Wainwright 26-05-2018, 16:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
В этом контексте обращают на себя внимание довольно высокие оценки этого визита со стороны властей республики, которые изобилуют эпитетом «исторический», якобы, открывающий «новую эру стратегического партнерства между Узбекистаном и США». Что же касается американской стороны, то она не скрывает удовлетворения тем обстоятельством, что заявленная ранее политическая программа «С5+1» не препятствует развитию «персональных» отношений с тем или иным государством Центральной Азии, даже если это и не всегда отвечает «коллективным» интересам в регионе.
Скажем, в этом плане любопытным представляется заявление Ташкента о том, что «после принятия Оборонной доктрины Узбекистан заинтересован в расширении военно-технического сотрудничества с другими государствами, включая США, в том числе в обмене опытом работы с ними в сферах обороны и безопасности». При этом, руководство республики твердо выступает против любых вариантов размещения на своей территории иностранных военных баз, что, конечно же, вызывает понятное удовлетворение в евразийских странах.
В этой связи эксперты напоминают, что с началом «войны с террором» в 2001-м году американцы арендовали в Узбекистане военную базу Карши-Ханабад, однако после событий в Андижане в 2005-м году отношения Ташкента и Вашингтона неуклонно портились. В 2012-м году тогдашний президент Ислам Каримов не пошел на возобновление договора об аренде, хотя и не был против военно-технического сотрудничества с американской стороной, что, по его мнению, должно было способствовать укреплению суверенитета и стратегической независимости его страны.
Если теперь судить по результатам переговоров Шавката Мирзиёева в Вашингтоне, то позиция властей Ташкента на этот счет остается практически неизменной, что не охлаждает американский интерес к упрочению отношений с этой республикой, в первую очередь в военно-стратегическом смысле, подкрепленном, в том числе, торгово-экономической и технологической «аргументацией». Не случайно, как сообщают официальные власти Узбекистана, в ходе встречи с высоким гостем президент США Дональд Трамп подтвердил непоколебимую приверженность США «независимости, территориальной целостности и суверенитета Узбекистана», что, разумеется, очень далеко от правды и реальных устремлений Вашингтона в регионе.
Хозяин Белого дома также подчеркнул, «признает колоссальный прогресс Узбекистана в реализации важных политических, экономических и социальных реформ», хотя и располагал данными своих советников о том, что в области прав человека в этой республике не все пока идеально. Из тактических соображений американский президент до поры-до времени положил в стол и «донесения» на этот счет таких организаций, как «Репортеры без границ», Freedom House, Human Rights Watch, Комитет защиты журналистов и ряда других.
Но к чему действительно омрачать «историческое событие», если глава Узбекистана, в свою очередь, заверял американского коллегу, что «реформы, проводимые в Узбекистане, имеют необратимый характер». Не удивительно, что в такой взаимно «комплиментарной и доверительной» атмосфере президенты двух стран договорились «обновить» двустороннюю Декларацию о стратегическом партнерстве от 2002-го года, «исходя из широкого спектра взаимно приоритетных направлений».
Как полагают эксперты, в краткосрочной перспективе главное приобретение для Вашингтона — это поддержка так называемой «Северной распределительной сети», через которую идут грузы для сил НАТО в Афганистане. Ведь в этой горной стране американцы намерены «задержаться» всерьез и надолго, с тем, чтобы окончательно не утратить свои позиции в регионе, который считают для себя «жизненно важном» и в стратегическом, и в экономическом плане. В свете развивающегося конфликта США с Пакистаном, которого Дональд Трамп обвиняет в невыполнении союзнических обязательств и пособничестве терроризму, транзит через страны Центральной Азии приобретает для Вашингтона ключевое значение, а с ним и реализация программы «С5+1» в любом варианте.
Известно, что до последнего времени через Пакистан поставлялась большая часть грузов, необходимых для обеспечения нормального функционирования атлантических войск в Афганистане, где обстановка становится для непрошеных «гостей» все более неопределенной и опасной. Теперь в приоритете у США оказывается упомянутый «северный маршрут», который проходит через территорию России, Казахстана и Узбекистана.
Сейчас же на повестке дня у янки — решение вопроса об исключении из этого маршрута по понятным причинам России и опоры на некоторые центрально-азиатские страны. Кое-что из этих намерений у янки выходит. Так, к примеру, власти Астаны ратифицировали соглашение с ними об использовании для переброски военных грузов казахстанских портов Курык и Актау на Каспийском море. Таким образом, вырисовывается новая альтернативная схема американских поставок в Афганистан, которая может пройти через Азербайджан, Казахстан и Узбекистан.
С учетом этого эксперты не обошли вниманием посещение Шавкатом Мирзиеевым Пентагона, где он провел переговоры с делегацией этого военно-оборонного ведомства. Узбекский лидер обсудил, в частности, перспективы сотрудничества между странами в военно-технической сфере с министром обороны США Джеймсом Мэттисом, который не упустил возможности назвать Узбекистан «важным геостратегическим государством в регионе» и позитивно отметить конструктивную внешнюю политику его нового руководства, особенно в развитии отношений с соседями по региону.
Наряду с вопросами военно-стратегического характера были обсуждены и экономические проблемы, в том числе инвестиционного характера, к которым со стороны американцев не было проявлено заметного и настойчивого интереса. Тем не менее, было подписано около 10 двусторонних документов, большинство из которых носят характер «меморандумов о намерениях». Американский бизнес не торопится инвестировать в Узбекистан, как и в другие страны региона, свой капитал и «знания», ссылаясь на отсутствие в республике должной защиты иностранного инвестора со стороны государства, несмотря на заверения узбекских властей об обратном.
Единственным крупным американским инвестором в экономику Узбекистана, отмечают экономисты, является корпорация General Motors, которая совместно с узбекской стороной производит в республике легковые автомобили. Соответствующие условия для этого были созданы: национальное производство автомобилей в Узбекистане надежно защищено высокими таможенными пошлинами.
В числе других заметных документов можно отметить соглашение между АО «Узбекэнерго» и компанией General Electric Gas Power Services. Эксперты останавливают также внимание на соглашении о сотрудничестве по изучению возможности локализации работ по регламентному обслуживанию и ремонту турбо — машинного оборудования General Electric в рамках создания единого сервисного центра в Узбекистане. Между совместным предприятием «Джизак Петролиум» и компанией Honeywell UOP подписано соглашение по реализации проекта «Строительство НПК Джизакской области».
В числе документов в области торговли и производства сельхозпродукции местная печать отмечает соглашение между ООО ВМВ Trade и компанией Silverleafe Capital о создании агрокластера в Джизакской области и договор на экспорт узбекской сушеной плодоовощной продукции и текстильных изделий в США. В сфере гуманитарного взаимодействия подписан документ о сотрудничестве и обмене опытом в области юриспруденции и повышения квалификации кадров.
Солидное число подписанных документов, отмечают эксперты, вовсе не означает кардинального прорыва в торгово-экономических отношениях США и Узбекистана. Скорее всего, это всего лишь контуры возможных экономических и инвестиционных «мероприятий», за которыми просматриваются различные цели и намерения сторон. Если Узбекистану очень необходимы вливания в экономику, в прогресс промышленности и национального бизнеса, то для США развитие отношений с этой республикой — это возможность укрепления своих позиций в регионе, в том числе с учетом обстановки в Афганистане.
В любом случае Вашингтон не намерен отказываться от развития разноплановых отношений с таким влиятельным в регионе государством, как Узбекистан, хотя бы в попытке как-то уравновесить здесь российское и китайское влияние. Однако, отмечает западная печать, президент Шавкат Мирзиёев пока не торопится активно способствовать реализации таких намерений, осознавая все сопряженные с этим серьезные опасности для суверенитета и будущего республики.
Виктор Хинов, публицист
Результаты только что состоявшегося визита в Вашингтон президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в известной степени вписываются в давно заявленную внешнеполитическую многовекторность Ташкента, что было подтверждено, как известно, и его недавним заявлением с трибуны Генеральной ассамблеи ООН о приверженности республики «движению неприсоединения», что в условиях обострения международной напряженности приобретает особую актуальность. В этом контексте обращают на себя внимание довольно высокие оценки этого визита со стороны властей республики, которые изобилуют эпитетом «исторический», якобы, открывающий «новую эру стратегического партнерства между Узбекистаном и США». Что же касается американской стороны, то она не скрывает удовлетворения тем обстоятельством, что заявленная ранее политическая программа «С5 1» не препятствует развитию «персональных» отношений с тем или иным государством Центральной Азии, даже если это и не всегда отвечает «коллективным» интересам в регионе. Скажем, в этом плане любопытным представляется заявление Ташкента о том, что «после принятия Оборонной доктрины Узбекистан заинтересован в расширении военно-технического сотрудничества с другими государствами, включая США, в том числе в обмене опытом работы с ними в сферах обороны и безопасности». При этом, руководство республики твердо выступает против любых вариантов размещения на своей территории иностранных военных баз, что, конечно же, вызывает понятное удовлетворение в евразийских странах. В этой связи эксперты напоминают, что с началом «войны с террором» в 2001-м году американцы арендовали в Узбекистане военную базу Карши-Ханабад, однако после событий в Андижане в 2005-м году отношения Ташкента и Вашингтона неуклонно портились. В 2012-м году тогдашний президент Ислам Каримов не пошел на возобновление договора об аренде, хотя и не был против военно-технического сотрудничества с американской стороной, что, по его мнению, должно было способствовать укреплению суверенитета и стратегической независимости его страны. Если теперь судить по результатам переговоров Шавката Мирзиёева в Вашингтоне, то позиция властей Ташкента на этот счет остается практически неизменной, что не охлаждает американский интерес к упрочению отношений с этой республикой, в первую очередь в военно-стратегическом смысле, подкрепленном, в том числе, торгово-экономической и технологической «аргументацией». Не случайно, как сообщают официальные власти Узбекистана, в ходе встречи с высоким гостем президент США Дональд Трамп подтвердил непоколебимую приверженность США «независимости, территориальной целостности и суверенитета Узбекистана», что, разумеется, очень далеко от правды и реальных устремлений Вашингтона в регионе. Хозяин Белого дома также подчеркнул, «признает колоссальный прогресс Узбекистана в реализации важных политических, экономических и социальных реформ», хотя и располагал данными своих советников о том, что в области прав человека в этой республике не все пока идеально. Из тактических соображений американский президент до поры-до времени положил в стол и «донесения» на этот счет таких организаций, как «Репортеры без границ», Freedom House, Human Rights Watch, Комитет защиты журналистов и ряда других. Но к чему действительно омрачать «историческое событие», если глава Узбекистана, в свою очередь, заверял американского коллегу, что «реформы, проводимые в Узбекистане, имеют необратимый характер». Не удивительно, что в такой взаимно «комплиментарной и доверительной» атмосфере президенты двух стран договорились «обновить» двустороннюю Декларацию о стратегическом партнерстве от 2002-го года, «исходя из широкого спектра взаимно приоритетных направлений». Как полагают эксперты, в краткосрочной перспективе главное приобретение для Вашингтона — это поддержка так называемой «Северной распределительной сети», через которую идут грузы для сил НАТО в Афганистане. Ведь в этой горной стране американцы намерены «задержаться» всерьез и надолго, с тем, чтобы окончательно не утратить свои позиции в регионе, который считают для себя «жизненно важном» и в стратегическом, и в экономическом плане. В свете развивающегося конфликта США с Пакистаном, которого Дональд Трамп обвиняет в невыполнении союзнических обязательств и пособничестве терроризму, транзит через страны Центральной Азии приобретает для Вашингтона ключевое значение, а с ним и реализация программы «С5 1» в любом варианте. Известно, что до последнего времени через Пакистан поставлялась большая часть грузов, необходимых для обеспечения нормального функционирования атлантических войск в Афганистане, где обстановка становится для непрошеных «гостей» все более неопределенной и опасной. Теперь в приоритете у США оказывается упомянутый «северный маршрут», который проходит через территорию России, Казахстана и Узбекистана. Сейчас же на повестке дня у янки — решение вопроса об исключении из этого маршрута по понятным причинам России и опоры на некоторые центрально-азиатские страны. Кое-что из этих намерений у янки выходит. Так, к примеру, власти Астаны ратифицировали соглашение с ними об использовании для переброски военных грузов казахстанских портов Курык и Актау на Каспийском море. Таким образом, вырисовывается новая альтернативная схема американских поставок в Афганистан, которая может пройти через Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. С учетом этого эксперты не обошли вниманием посещение Шавкатом Мирзиеевым Пентагона, где он провел переговоры с делегацией этого военно-оборонного ведомства. Узбекский лидер обсудил, в частности, перспективы сотрудничества между странами в военно-технической сфере с министром обороны США Джеймсом Мэттисом, который не упустил возможности назвать Узбекистан «важным геостратегическим государством в регионе» и позитивно отметить конструктивную внешнюю политику его нового руководства, особенно в развитии отношений с соседями по региону. Наряду с вопросами военно-стратегического характера были обсуждены и экономические проблемы, в том числе инвестиционного характера, к которым со стороны американцев не было проявлено заметного и настойчивого интереса. Тем не менее, было подписано около 10 двусторонних документов, большинство из которых носят характер «меморандумов о намерениях». Американский бизнес не торопится инвестировать в Узбекистан, как и в другие страны региона, свой капитал и «знания», ссылаясь на отсутствие в республике должной защиты иностранного инвестора со стороны государства, несмотря на заверения узбекских властей об обратном. Единственным крупным американским инвестором в экономику Узбекистана, отмечают экономисты, является корпорация General Motors, которая совместно с узбекской стороной производит в республике легковые автомобили. Соответствующие условия для этого были созданы: национальное производство автомобилей в Узбекистане надежно защищено высокими таможенными пошлинами. В числе других заметных документов можно отметить соглашение между АО «Узбекэнерго» и компанией General Electric Gas Power Services. Эксперты останавливают также внимание на соглашении о сотрудничестве по изучению возможности локализации работ по регламентному обслуживанию и ремонту турбо — машинного оборудования General Electric в рамках создания единого сервисного центра в Узбекистане. Между совместным предприятием «Джизак Петролиум» и компанией Honeywell UOP подписано соглашение по реализации проекта «Строительство НПК Джизакской области». В числе документов в области торговли и производства сельхозпродукции местная печать отмечает соглашение между ООО ВМВ Trade и компанией Silverleafe Capital о создании агрокластера в Джизакской области и договор на экспорт узбекской сушеной плодоовощной продукции и текстильных изделий в США. В сфере гуманитарного взаимодействия подписан документ о сотрудничестве и обмене опытом в области юриспруденции и повышения квалификации кадров. Солидное число подписанных документов, отмечают эксперты, вовсе не означает кардинального прорыва в торгово-экономических отношениях США и Узбекистана. Скорее всего, это всего лишь контуры возможных экономических и инвестиционных «мероприятий», за которыми просматриваются различные цели и намерения сторон. Если Узбекистану очень необходимы вливания в экономику, в прогресс промышленности и национального бизнеса, то для США развитие отношений с этой республикой — это возможность укрепления своих позиций в регионе, в том числе с учетом обстановки в Афганистане. В любом случае Вашингтон не намерен отказываться от развития разноплановых отношений с таким влиятельным в регионе государством, как Узбекистан, хотя бы в попытке как-то уравновесить здесь российское и китайское влияние. Однако, отмечает западная печать, президент Шавкат Мирзиёев пока не торопится активно способствовать реализации таких намерений, осознавая все сопряженные с этим серьезные опасности для суверенитета и будущего республики. Виктор Хинов, публицист